В конце Второй мировой войны в немецком танкостроении сложилась очень непростая ситуация. Дело было не только в бомбардировках заводов, потерях значительных территорий и дефиците ресурсов. Сказались накопившиеся ошибки в планировании развития и производства бронетехники, а также случаи недобросовестной конкуренции. Попробуем разобраться, как в последний год войны при новом главе Танковой комиссии немцы пытались привести в порядок своё танкостроение, и что из этого получилось.
Везёт тому, кто сам везёт
Танкостроение Германии к 1944 году находилось в очень непростой ситуации. Немцы практически полностью провалили развитие лёгких танков. Официальный заказ на новый единый танк-разведчик поступил ещё 15 сентября 1939 года, и в начале 1942 года фирма MAN предоставила первый образец VK 13.03, более известный как Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs или как Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN (Panzerspähwagen — «бронированный разведчик»).
Планировалось построить 800 «Луксов», причём первые 100 танков должны были выйти из цехов к апрелю 1943 года. Вместо этого их собирали до января 1944 года, а дальше производство и вовсе остановили. Катастрофический результат за четыре года войны! Чешские фирмы «Шкода» и BMM получили аналогичные задания гораздо позже, 31 июля 1940 года, но предоставили первые прототипы раньше, а Pz.Kpfw.38 n.A. получился едва ли не лучше, чем Pz.Kpfw.II Ausf.L.
При поддержке Управления вооружений немецкие фирмы устранили чешских конкурентов, но не смогли справиться со всеми заказами, и фактически оставили вермахт без новых разведчиков. На конец войны у германской танковой промышленности не было перспективного лёгкого шасси в серийном производстве. Такого результата танкостроители Третьего рейха сумели добиться своими силами, без помощи иностранных шпионов-вредителей.
В 20-тонном классе тоже были серьёзные просчёты. Единая база для среднего танка была задумана ещё в 1937 году, но немцы всю войну так и продолжали выпускать бронетехнику на шасси Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. При схожих характеристиках они имели принципиально разные конструкции, резервы которых были исчерпаны уже в 1943 году. Однако, даже имея «Тигры» и «Пантеры», немцы не могли полностью отказаться от постройки 20-тонных шасси, поскольку они требовались для массовых истребителей танков, самоходных зенитных установок и гаубиц, и т.д. Чтобы занять эту нишу, фирмы вели работы по замене устаревающих «троек» и «четвёрок», но в силу разных причин программы VK 28.01, Porsche Typ 245, Typ 250 и schwerer kleiner Panzerkampfwagen («малый тяжёлый танк») остались лишь на бумаге.
Что касается «Пантеры» и «Королевского тигра», то это были проблемные танки с невысокой надёжностью. Обычно её объясняют военным временем и крайней спешкой при проектировании и налаживании производства. Да, отчасти это так, но свой вклад вносил и неадекватный подход Управления вооружений, который давал сбои ещё до войны. Например, при разработке коробок передач для 700-сильного двигателя немцы какое-то время игнорировали трёхвальные и планетарные КПП в пользу очень дорогих и экзотических безвальных. В итоге для удешевления «Пантеры» пришлось в спешке создавать трёхвальную коробку передач, надёжность которой оставляла желать лучшего, а планетарную КПП и вовсе не успели испытать на «Тигре» до поражения в войне.
В условиях надвигающейся катастрофы конца войны немцам нужно было выпускать как можно больше дешёвой унифицированной бронетехники, что упростило бы как производство на заводах, так и обслуживание в войсках. Но немецкое танкостроение продолжало давать вермахту проблемные «Тигры» и «Пантеры», а также целый зоопарк в лёгком и 20-тонном весовых классах. Требовалось улучшить конструкцию перспективных танков и провести запоздалую унификацию. Эти вопросы и решали немецкие танковые специалисты в последние месяцы войны.
На едином шасси
В декабре 1943 года директор завода «Хеншель» в Касселе Герд Штилер фон Хайдекампф стал главой Танковой комиссии, сменив на этом посту Фердинанда Порше. Как опытный управляющий, фон Хайдекампф считал, что немецкая танковая программа была сумасбродной. По его словам, тяжёлой промышленности не хватало опыта крупносерийного производства, присущего автомобильным предприятиям, разработка новых конструкций никогда не велась рационально, что приводило к чрезмерно широкому модельному ряду, а в некоторых случаях конструкции были слишком сложны. При фон Хайдекампфе Танковая комиссия потеряла роль независимого конкурента и генератора новых идей, зато в целом немецкое танкостроение стало развиваться более согласованно. В этих условиях немцы наконец-то взялись за свой зоопарк.
4 января 1944 года на заседании Танковой комиссии утвердили требования на средний танк Pz.Kpfw.III/IV. Как следует из названия, это была новая машина на едином шасси, объединяющем удачные наработки по «тройке» и «четвёрке». От Pz.Kpfw.IV взяли башню с орудием и систему охлаждения, от — Pz.Kpfw.III коробку передач ZF SSG 77 и механизм поворота. Двигатель остался прежним HL 120 TRM, но бортовые передачи по типу «тройки» усилили. Ходовую часть сделали заново. Она состояла из шести опорных катков диаметром 660 мм с внутренней амортизацией на борт.
Блокированная подвеска на листовых рессорах выполнялась по типу Pz.Kpfw.IV, а траки шириной 540 мм сделали с оглядкой на «Тигр II». Клиренс повысили до 520 мм. Новый корпус получил хорошую наклонную броню. Толщина верхней лобовой детали составляла 80 мм под углом 50°, верхняя часть борта защищалась бронёй толщиной 30 мм при 36°. Правда, для упрощения немцы решили питать башню гибким электрическим проводом, поэтому у неё не было кругового вращения (только поворот на 270° в обе стороны). Зато боезапас увеличился до 100 выстрелов.
Одновременно на едином шасси проектировали истребитель танков leichter Panzerjäger III/IV. Он классифицировался как лёгкий (leichter), поскольку немецкие истребители танков делились только на лёгкие и тяжёлые. На единое шасси поставили удачную рубку от Jagdpanzer IV с 75-мм орудием PaK 42 L/70 и 80-мм лобовой бронёй под углом 50°.
В марте 1944 года Отдел №6 Управления вооружений заключил контракты на производство трёх опытных единых шасси. В июне обсуждалось начало производства Pz.Kpfw.III/IV на заводе «Крупп» с февраля 1945 года, но через месяц было решено бросить все силы на производство самоходного орудия Panzerjäger III/IV, которое получило название Panzer IV lang (E). По планам «Алькетт» и MIAG переключались на выпуск новой машины в ноябре 1944 года, «Крупп» — в январе 1945 года, а VOMAG и «Нибелунгенверке» — в марте. Таким образом, зоопарк из Pz.Kpfw.IV, StuG III, StuG IV, Jagdpanzer IV, Panzer IV/70 (V) и Panzer IV/70 (A) заменялся единой машиной. Это было здравое решение, ведь единый истребитель танков вооружался мощным орудием PaK 42, но в отличие от Panzer IV/70 (V) и (A) не имел проблем со слабыми бортовыми передачами и перегруженной ходовой частью.
Немцы провели испытания разных типов подвесок для перспективного шасси, а фирма «Дойче Эдельшталь» в сентябре 1944 собрала бронекорпус для Panzer IV lang (E), но уже через месяц программа единого истребителя танков была остановлена в пользу ещё более простой и дешёвой альтернативы.
Семейство 38 D
К итоговому решению по унификации немцев подтолкнула американская авиация. В ноябре 1943 года завод «Алькетт» подвергся массированным бомбардировкам, из-за чего производство StuG III сильно просело. Тогда немцы решили развернуть производство его аналога на чешских заводах. У фирмы BMM не было оборудования для сборки бронетехники 20-тонного класса, поэтому она в кратчайшие сроки спроектировала leichten Sturmgeschütz auf 38(t) — лёгкое штурмовое орудие на основе Pz.Kpfw.38(t) и Pz.Kpfw.38 n.A. Позже по настоянию Гудериана его переименовали в Jagdpanzer 38(t). По вооружению и толщине лобовой брони машина примерно соответствовала StuG III и Jagdpanzer IV, но была намного проще и дешевле. Тесный, слепой, ненадёжный и медлительный Jagdpanzer 38(t) имел одно решающее преимущество: готовность к немедленному массовому производству.
26 сентября 1944 года верховное командование сухопутных сил вермахта объявило о решении развернуть производство Jagdpanzer 38(t) с дизельным двигателем «Татра» на заводе «Алькетт». Это может показаться странным — ведь и StuG III, и готовящаяся ей на смену Panzerjäger III/IV по своим характеристикам были куда лучше Jagdpanzer 38(t). Однако командование требовало выпускать как можно больше бронетехники — до 1000 самоходок на «Алькетт» ежемесячно, при том, что отметку в 500 StuG III в месяц этот завод так и не преодолел.
Jagdpanzer 38(t) как раз оказался самой простой, дешёвой и пригодной к массовому производству альтернативой. 4 октября Танковая комиссия приняла решение оставить в производстве только три типа шасси: лёгкое 38(t), среднее «Пантера» и тяжёлое «Тигр II». Все самоходные орудия, разведчики, БРЭМ и т.д. должны были выпускаться только на их базах, а остальные шасси старых типов — постепенно сниматься с производства. Заодно отменили программу единого шасси Pz.Kpfw.III/IV.
В ответ Отдел №6 Управления вооружений сообщил, что шасси 38(t) не приспособлено для производства на немецких заводах из-за разного оборудования. Кроме того, чехи использовали планетарную коробку передач, а немцы традиционно предпочитали трёхвальные и безвальные схемы. Конструкторское бюро «Алькетт» под руководством главного инженера Михаэльса немедленно приступило к переработке Jagdpanzer 38(t) под немецкие стандарты, попутно устраняя его многочисленные недостатки.
На новом истребителе танков Jagdpanzer 38 D усилили подвеску, бортовые передачи и механизм поворота, отказались от наклона нижних бортовых листов и сделали корпус шире. Дизельный двигатель воздушного охлаждения Tatra 103 мощностью 220 л.с. через редуктор и вал соединялся с пятискоростной коробкой передач ZF AK 5-80. Максимальная скорость составляла 40 км/час, а запаса топлива в 380 литров хватало на 500 километров хода по хорошим дорогам и на 300 километров — по бездорожью. Конструкторы предусмотрели возможность увеличения ширины траков с 350 мм до 460 мм, а переход к новой подвеске на буферных пружинах позволял поднять предельную массу с 16,7 до 20 тонн. Предлагалось три варианта вооружения: 75-мм орудия PaK 39 L/48 и PaK 42 L/70, а также 105-мм гаубица Sturmhaubitze 42/2.
На основе шасси 38 D спроектировали разведывательный танк Aufklärer 38 D. Корпус сделали длиннее и ниже, лобовую броню уменьшили с 60 до 30 мм, а массу снизили до 14 тонн. В редукторе изменили передаточное число, увеличив максимальную скорость до 52 км/час. Предусматривалось два варианта вооружения: открытая башня с 20-мм автоматической пушкой и пулемётом, либо установка 75-мм орудия L/48 AK 7 B 84 без дульного тормоза в открытой рубке. Отметим, что и башня, и установка, и дизельный двигатель были унифицированы с бронеавтомобилями. Получался лёгкий скоростной танк высотой всего лишь 1,64 метра при клиренсе в 500 мм. На его базе планировалось выпускать лёгкую БРЭМ Bergepanzer 38 D, зенитную самоходку «Кугельблиц» 38 D, бронетранспортёр и самоходный 120-мм миномёт.
Запустив программу 38 D, немцы решили сразу несколько вопросов. Армия получала долгожданные разведывательные танки, зоопарк из пяти разных самоходок с 75-мм орудиями заменялся на Jagdpanzer 38 D и 38(t), а устаревшие шасси наконец-то снимались с производства.
В январе 1945 года немцы запланировали изготовить первые пять Jagdpanzer 38 D на «Алькетт» в марте, а дальше увеличивать ежемесячный выпуск до 800 машин в декабре. VOMAG должен был построить первые пять Jagdpanzer 38 D в июле и выйти на месячный темп в 300 машин в декабре. В марте планы скорректировали: «Алькетт» готовила два прототипа к апрелю, а первые серийные самоходки ожидались в июне. 5 апреля фирма «Цанрадфабрик» отправила «Алькетт» коробки передач для завершения сборки, но дальнейшая судьба Jagdpanzer 38 D неизвестна. Подготовка к производству прервалась с концом войны, заводская документация сгорела, а трофейные прототипы победители вполне могли опознать как обычные Jagdpanzer 38(t) и пустить на слом.
Что касается Aufklärer 38 D, то его производство хотели развернуть на MIAG. В январе 1945 года запланировали получить первые пять танков в марте, а далее темпы росли до 300 машин в декабре. В марте планы пересмотрели: вместо разведчиков решили пустить шасси на истребители танков и БРЭМ. Орудийную установку AK 7 B 84 успели испытать в Куммерсдорфе ещё в феврале, но работы по ней предполагали закончить в апреле 1945 года.
Немецкие танкостроители потратили на создание нового единого шасси немало сил, но война закончилась именно тогда, когда они могли бы получить первые плоды своей работы.
Развитие «Тигра II»
По планам «Тигр II» оставался в производстве, и никто не думал его заменять, однако сырая конструкция требовала серьёзной работы над ошибками.
К вооружению и толщине лобовой брони танка вопросов не было, чего нельзя было сказать о надёжности. Так, на испытаниях трофейного «Королевского тигра» в СССР выявилось множество проблем: у машины с пробегом с пробегом 444 километра по одометру выбивало масло из привода правого вентилятора, ломались траки и пальцы, дважды вышли из строя бортовые передачи и ведущие колёса, износ двигателя привёл к увеличению расхода топлива до 971 литра на 100 километров по просёлочной дороге. И это был не полный список дефектов! В итоге из-за отсутствия запчастей испытания закончить не удалось.
Инженеры фирмы «Хеншель» постепенно избавляли своё детище от недостатков. В июне 1944 года улучшили сцепление в приводе системы охлаждения. Гусеницы из составных траков плохо показали себя как по собственной живучести, так и по износу ведущего колеса, поэтому с марта 1945 года в серии перешли на обычные траки Kgs 73/800/152 и ведущие колёса с 18 зубьями. Была разработана новая надмоторная плита, на которой для удобства доступа к двигателю увеличили размеры люка и поделили его крышку на три части, а также изменили решётки. По сообщению главного инженера Эрвина Адерса, новую крышку планировали ставить примерно с 700-го серийного танка, но, по понятным причинам, до этого не дошло.
Коробка передач OG 40 12 16 B выдерживала нагрузки, но из-за сложной конструкции к ней всё равно оставались вопросы. Немцы были обеспокоены тем, что её производство может быть сорвано, и рассматривали переход на коробку передач AK 7-200 от «Пантеры». Однако эта коробка была слаба даже для 45-тонного танка, и её преследовали поломки третьей скорости. Хорошей альтернативой была планетарная коробка передач PP33 фирмы «Пульсгетрибе», которая проектировалась под руководством эксперта по планетарным передачам Эриха Пульса. У неё была очень простая схема с восемью передачами вперёд и назад при отличном диапазоне скоростей 18,63. PP33 прошла стендовые испытания, и в 1945 году её планировали испытать на «Тигре», но не успели.
Отдельный разговор — силовая установка. Немецким танкостроителям так и не удалось довести до ума двигатель HL 230. С ноября 1943 года его мощность ограничили 600 л.с. при 2500 об/мин (против изначальных 700 л.с. при 3000 об/мин), а в марте 1944 года новой конструкцией поршня уменьшили степень сжатия с 1:6,8 до 1:6,4. Мотора на 600 л.с. было явно недостаточно для 70-тонного «Тигра II», поэтому требовалась замена. 23 января 1945 года при участии фон Хайдекампфа и полковника Хольцхауэра из Отдела №6 обсуждалось несколько альтернативных вариантов.
Фирма «Майбах» работала над новым двигателем HL 234 мощностью 800–900 л.с. с непосредственным впрыском топлива. По габаритам он примерно соответствовал HL 230, поэтому двигатели были взаимозаменяемыми. Заодно устранялась проблема с ненадёжными карбюраторами, о которой было известно и два года назад. Именно HL 234 был фаворитом, однако «Майбах» не довела его до рабочего состояния, а в итоге сорвались испытания на танке.
Главным конкурентом был дизельный двигатель воздушного охлаждения Sla 16, над которым работали фирмы «Порше» и «Зиммеринг». Он был экономичнее и мощнее, чем HL 230 (750–770 л.с. против 600 л.с.), но, по мнению главного инженера тяжёлых танков фирмы «Хеншель» Эрвина Адерса, X-образная схема требовала полной переделки моторного отделения, а также изменения бронекорпуса и механизма натяжения гусениц.
В апреле 1945 года второй опытный образец дизеля Sla 16 после успешных стендовых испытаний был установлен на «Ягдтигр» на заводе «Нибелунгенверке». Для этого пришлось убрать перегородки штатной системы охлаждения, переделать кормовую плиту под другое расположение выхлопных труб, а также поставить новую подмоторную раму и надмоторную плиту (к сожалению, по имеющимся данным мы не можем в точности сказать, как она выглядела). Запас топлива был аналогичен серийной самоходке, но размещался в трёх баках вместо семи. Немцы вполне могли перестроить производство на новую модель с дизелем, но вот заменять моторы на уже построенных танках и самоходках было довольно непросто, чего не скажешь о HL 234. Была и другая причина отказа: сборку первой серии из 100 Sla 16 планировали развернуть на заводе «Штейр» вместо авиамотора DB 605, однако производственные мощности уже требовались для дизелей «Татра», и их невозможно было перестраивать дважды.
Помимо HL 234 и Sla 16, обсуждались ещё два двигателя. Фирма «Клёкнер-Гумбольдт-Дойц» работала над двухтактным дизелем водяного охлаждения T8 M118 по схеме V-8 мощностью 800 л.с. Новый мотор оценивали как простой и тяговитый, при этом он помещался в моторное отделение «Тигров» и «Пантер», но до серийного производства было далеко. Наконец, фирмы MAN и «Аргус» проектировали 16-цилиндровый H-образный дизель воздушного охлаждения LD 220 мощностью 700 л.с., который рассматривался как запасной в случае провала Sla 16. Отметим, что из четырёх перспективных двигателей для «Тигра II» три были дизельными.
Что касается вооружения, то немцы планировали внедрить прицел со стабилизированным полем зрения, стабилизатор орудия и дальномер, что требовало небольших переделок башни, а также заменить пулемёт MG 34 на MG 42. Фирма «Крайзельгерете» получила контракт на разработку стабилизатора орудия, а фирмы «Карл Цейсс» и «Эрнст Ляйтц» занимались прицелами со стабилизированным полем зрения и дальномерами. В конце ноября фирма «Крупп» представила эскизный проект установки в башню «Тигра II» 105-мм орудия с длиной ствола 68 калибров. Управление вооружений отказалась от предложения, поскольку это орудие не было принято на вооружение, а переход к раздельно-гильзовому заряжанию снизил бы скорострельность.
Согласно срочной программе развития танкостроения, в апреле 1945 года «Тигр II» должен был получить дальномер и прицел со стабилизированным полем зрения, а в августе — двигатель HL 234. Следующими по приоритету шли дизели Sla 16 и T8 M118, стабилизатор орудия и защита от отравляющих газов.
«Пантера» Ausf.F
До самого конца войны «Пантера» оставалась довольно сырым танком. Из-за ненадёжных бортовых передач, слабого механизма поворота и проблем с двигателем и коробкой передач она попросту не могла преодолевать значительные расстояния своим ходом. Так получилось по двум основным причинам. Во-первых, «Пантера» была очень массовой по немецким меркам машиной, и серьёзные изменения грозили недопустимо снизить темпы её производства. Во-вторых, фирма MAN отвлеклась на проектирование «Пантеры II», переход на которую забуксовал уже в мае 1943 года. После этого оставалось лишь внедрить наработки по «Пантере II» на серийные «Пантеры».
На совещании 4 января 1944 года помимо требований на Pz.Kpfw.III/IV было решено принять новые бортовые передачи фирмы MAN и подготовить оборудование для их производства. С этим, однако, возникли большие трудности. Несмотря на все усилия, существенно улучшить надёжность серийных бортовых передач не удалось, поскольку размеры шестерён и подшипников ограничивались гусеницей, ведущим колесом и тормозом. Планетарные бортовые передачи очень хорошо показали себя на испытаниях, однако их производство было намного сложнее и дороже, поэтому против них выступало Военно-техническое бюро Управления вооружений (Heerestechnisches Büro). Обсуждения велись полтора года, но так ни к чему и не привели, а «Пантеры» продолжали ломаться.
В марте 1944 года началось производство «Пантеры» Ausf.G с более технологичным корпусом по типу «Пантеры II». Тем временем фирма «Рейнметалл» продолжала работы по новой башне, изначально предназначенной для «Пантеры II». 1 марта 1944 года она представила эскизный проект «Turm Panther (schmale Blende)» — то есть, башни с узкой маской. Вскоре заказ передали фирме «Даймлер-Бенц», и та в кооперации со «Шкодой» разработала башню Schmalturm. По сравнению с серийной она была проще в производстве, лучше бронирована при аналогичном весе (120 мм лоб, 60 мм борта и корма) и оснащалась дальномером, а компактная маска практически исключала рикошет в крышу корпуса. Как и на «Тигре II», планировалось использовать пулемёт MG 42 и прицел со стабилизированным полем зрения.
К маю 1945 года заводы должны были перейти на новую модификацию «Пантера» Ausf.F с башней «Шмальтурм», усиленной бронёй крыши корпуса, новыми люками водителя и радиста, а также штурмовой винтовкой StG 44 вместо курсового пулемёта MG 34. Как и «Тигр II», по планам в августе «Пантеры» переходили на двигатель HL 234. Кроме того, рассматривались упрощённая коробка передач AK 5-200 с пятью скоростями, новые механизмы поворота и дизельные двигатели. До конца войны немцы успели произвести несколько башен «Шмальтурм» и корпусов Ausf.F. Считалось, что до сборки танков дело так и не дошло, однако были обнаружены фотографии построенных Panther Ausf.F с башнями от Ausf.G.
Наконец, нельзя не сказать об установке 88-мм орудия KwK 43 L/71 в башню «Шмальтурм». Эту идею осенью 1944 года предложила фирма «Крупп», причём башня бралась с минимальными изменениями. Чтобы хоть как-то уместить казённик, пришлось сдвинуть цапфы на 350 мм вперёд. Вместо этого «Даймлер-Бенц» предложила увеличить диаметр погона на 100 мм, до 1750 мм, и поставить кормовой лист вертикально для увеличения внутреннего объёма.
На совещании 20 февраля представители Управления вооружений рассмотрели проекты и решили объединить усилия фирм. «Даймлер-Бенц» разрабатывала башню «Шмальтурм» с погоном диаметром 1750 мм, но наклонной кормовой плитой, а «Крупп» дорабатывала 88-мм орудие и проектировала его установку. Общий вес «Пантеры» при этом возрастал на тонну — возможно, поэтому генерал-инспектор панцерваффе Вольфганг Томале считал, что «Пантеры» с 88-мм орудием необходимо оснащать планетарными бортовыми передачами. Немцы собирались построить прототип «Пантеры» из конструкционной стали с 88-мм орудием в июне, а в случае успеха развернуть серийное производство в последнем квартале 1945 года.
Panzerwaffe 46
В одной статье невозможно рассмотреть все программы конца войны — например, без внимания остались жёстко закреплённые орудия и приборы ночного видения. Но даже того, что уже перечислено, вполне достаточно, чтобы понять, как в целом развивалась немецкая бронетехника в 1944–1945 гг. и на каких танках и самоходках панцерваффе воевали бы в случае продолжения войны после весны 1945 года. К огорчению любителей сумрачного тевтонского гения, ни о каком запуске в производство «Пантеры II» и машин E-серии речи не идёт: первая зависла в воздухе ещё весной 1943 года, а проекты E 50 и E 75 так и не были завершены.
Вместо этого немцы планировали окончательно снять с производства шасси старых типов, а вместо них выпускать лёгкую бронетехнику на базе 38(t) и 38 D, параллельно развивая конструкции «Пантеры» и «Тигра II». По словам фон Хайдекампфа, к середине 1945 года планировалось выйти на выпуск 2000 лёгких, 450 средних и 200 тяжёлых машин ежемесячно, однако остаётся загадкой, как этот план собирались претворять в жизнь. Также фон Хайдекампф указал на следующий список разработок с высоким приоритетом:
- жёстко установленные орудия (отдача целиком поглощалась бронекорпусом);
- развитие программ 38(t) и 38 D;
- улучшение конструкций «Пантеры» и «Тигра II»
- разработка новых двигателей;
- внедрение прицелов со стабилизированным полем зрения;
- разработка зенитной самоходной установки «Кугельблиц»;
- внедрение приборов ночного видения.
В целом, к концу войны немецкое танкостроение стало развиваться более разумно, а имеющиеся и разрабатываемые танки и самоходки могли более чем противостоять технике союзников. Проблема заключалась в том, что на подходе уже были «Центурионы», «Першинги», ИС-3, Т-44 и Т-54 — в перспективе немцы неизбежно оказывались в положении догоняющих, а от былого превосходства не осталось бы и следа.
Автор выражает благодарность Александру Сотникову и Александру Волгину за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- BAMA (Bundesarhiv)
- Протокол допроса Герда Штилера фон Хейдекампфа, 28 июня 1945 года
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschütz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr. 20–1) — Panzer Tracts, 2001
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Aufklärungs-, Beobachtungs-, and Flakpanzer (Panzer Tracts Nr. 20–2) — Panzer Tracts, 2002
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen Panther II and Panther Ausführung F (Panzer Tracts Nr. 5–4) — Panzer Tracts, 2006
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. VK45.02 to Tiger II: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 1997
- Walter J. Spielberger. Die Panzer-Kampfwagen 35(t) und 38(t) und ihre Abarten — Motorbuch Verlag, 1990
- Walter J. Spielberger. Der Panzerkampfwagen Panther und seine Abarten — Motorbuch Stuttgart, 1978
- http://www.panzerbasics.com
- https://yuripasholok.livejournal.com
Комментарии к данной статье отключены.