25 марта 1936 года французская кавалерия приняла на вооружение танк, получивший обозначение Automitrailleuse de Combat modèle 1935 S. Более известный как SOMUA S 35, официально он считался бронемашиной, но на деле оказался едва ли не лучшим французским танком довоенного периода. Достаточно толстая броня в нем сочеталась с мощным вооружением и неплохой подвижностью. Несмотря на достойные характеристики, к концу 30-х годов началась работа по созданию замены для этого танка. Такое решение выглядит вполне логично, поскольку в тот период бронетанковая техника развивалась очень быстро. В данном материале речь пойдет о SOMUA S 40, танке, который должен был стать заменой для SOMUA S 35 и почти попавшем в серийное производство. Не будут обойдены вниманием и альтернативные ему проекты, а также развитие конструкции танка SOMUA S 35 в годы немецкой оккупации.
Производная программы Char G
Разработка модернизированного кавалерийского танка отчасти была спровоцирована командованием французской пехоты. Для него разработка «броневика» SOMUA AC 3 не осталась незамеченной. У французской пехоты имелся аналог в виде Renault D2, но уже к 1935 году этим танком военные не были особо довольны. В результате 25 декабря 1935 года появилась спецификация на 20-тонный средний танк.
Уровень пожеланий пехотного командования превзошел требования кавалерии. Согласно спецификации, максимальная скорость Char moyen d’infanterie de 20 tonnes должна была составить 50 км/ч, а запас хода 500 километров. По мнению французских военных, такие танки должны были поступать на вооружение моторизованных пехотных дивизий (DIM). Поначалу характеристики 20-тонного пехотного танка по большинству параметров оставались на уровне SOMUA S 35, но уже в 1936 году французская пехота начала традиционную игру в надувание ТТХ. Толщина брони, как у Char B1 bis, вырастала до 60 мм, а в лобовом листе корпуса появлялась короткоствольная пушка калибра 75 мм. Так начиналась долгая и печальная история среднего танка Char G.
В конкурс на разработку 20-тонного танка включились 8 фирм, из них к началу 1937 года проекты подготовили 6. В их числе оказалась и Schneider, которая действовала через свою дочернюю фирму SOMUA. Характеристики большинства проектов так или иначе повторяли спецификацию, только Renault разработала оригинальный проект, сократив количество орудий до одного, установленного в башне. Что же касается SOMUA, то там не стали изобретать велосипед и взяли за основу AC 4, доработав его до уровня требований французской пехоты.
Работы по данному проекту продолжались до февраля 1938 года, когда французские военные подняли боевую массу Char G до 35 тонн. Машина, не успевшая еще дойти до стадии изготовления опытного образца, мгновенно оказалась не у дел. Впрочем, на SOMUA быстро нашли применение проекту 20-тонного танка. Именно он стал базой для создания самоходной установки CAM 2 (она же SOMUA SAu 40), которая почти дошла до стадии серийного производства. Sturmgeschütz III по-французски не хватило считанных месяцев, чтобы оказаться на полях сражений. Об этой машине стоит рассказать в отдельном материале, здесь же речь пойдет о другой производной 20-тонного танка.
Обсуждение дальнейшего развития кавалерийского танка началось в конце 1938 года. В нем довольно активно участвовало руководство предприятия ARL, национализированного в 1936 году танкового производства фирмы APX. Предварительные расчёты показывали, что использование наработок по 20-тонному танку и самоходной установке поднимет боевую массу до 20,5 тонн. Более плотно в Сент-Уэне, где располагался завод SOMUA, стали заниматься машиной с апреля 1939 года. К тому моменту уже было решено, что количество выпущенных SOMUA S 35 не превысит 450 экземпляров. С октября 1940 года предполагалось запустить производство улучшенной машины, получившей заводское обозначение AC 5. В августе 1939 года была составлена калькуляция стоимости танка, который в это время впервые получил обозначение SOMUA S 40. Согласно ей, стоимость одного танка увеличивалась до 100 877 французских франков.
Радикальной модернизации SOMUA S 35 делать не предполагалось, дабы без проблем можно было бы организовать серийное производство. Первоначально даже башню планировалось использовать ту же – APX-1 CE. Наиболее заметным внешним изменением AC 5 должен был стать корпус. Его длина чуть увеличивалась, при этом общая высота немного уменьшалась. Сильнее всего менялась лобовая часть корпуса, угол наклона которой становился больше. Так при той же толщине брони увеличивалась защищённость танка в лобовой проекции. Единственным местом, где толщина брони увеличилась, стало днище. На S 35 его толщина варьировалась от 15 до 20 мм, а у модернизированного танка толщина днища составляла 20 мм по всей длине.
Помимо изменения формы корпуса, AC 5 отличался от предшественника целым рядом менее заметных элементов. Для начала, на машину предполагалось ставить двигатель объемом 13,75 литра и мощностью 230 лошадиных сил при 2200 об/мин. С таким мотором максимальная скорость танка составила бы 45 км/ч. Вместе с корпусом переделке подверглись и смотровые приборы. Из-за возросшей массы усиливалась подвеска, а ленивец выносился немного вперед, что должно было улучшить характеристики при езде по бездорожью.
Еще одним отличием должна была стать башня. Согласно первоначальным планам, первые 50 SOMUA S 40 (№451–500) должны были оснащаться башнями APX 1 CE, такими же, как SOMUA S 35. Тем не менее, уже первый опытный образец имел не только новую макетную подбашенную коробку, но и макетную башню ARL 2 C. Её разработка началась в январе 1939 года. В отличие от APX 1 CE, новая башня отличалась высоким процентом использования сварки при сборке. Литой осталась только командирская башенка. Объяснялось это тем, что катаная броня имела при той же толщине более высокую стойкость. В отличие от APX 1 CE, которую можно было пробить из немецкой противотанковой пушки 3,7 cm Pak с дистанции 200–300 метров, ARL 2C выдерживала попадание её снаряда практически в упор.
Кроме того, пришлось отказаться от вращающейся командирской башенки, поскольку её конструкция получилась далеко не идеальной. Гораздо проще оказалось сделать неподвижную командирскую башенку увеличенного размера.
Первый контракт № 98 302 D/P на изготовление 50 AC 5 был подписан 21 сентября 1939 года. Начавшаяся Вторая мировая война заставила французских военных сдвинуть начало выпуска улучшенных S 35. Согласно уточнённым планам, первый танк с серийным номером 451 предполагалось выпустить уже в июле 1940 года. Первая партия строилась бы недолго: по планам французского военного руководства, с мая 1940 года планировалось ежемесячно выпускать по 30 кавалерийских танков SOMUA. В реальности за май изготовили 22 S 35, но в июне, еще до перемирия с немцами, удалось сдать те же 22 штуки, то есть объемы в 30 машин в месяц были вполне реалистичными. Следующий контракт № 130 PR/PX подразумевал выпуск аж 324 танков (с номерами в интервале 501–824). Для обеспечения их корпусами к Creusot, основному поставщику, добавлялась еще и фирма Cail-Denain.
Планы по выпуску SOMUA S 40 не остались только на бумаге. Уже в январе 1940 года на заводе Creusot изготовили первый корпус. Именно на его основе был собран первый опытный образец. Загруженность по выпуску SOMUA S 35 привела к тому, что следующие два корпуса удалось собрать только в апреле, а еще пять – в мае. В феврале 1940 года SOMUA скорректировала планы по выпуску: первые 14 готовых машин ожидались в июле, 27 – в августе и 32 в сентябре. Таким образом, уже в сентябре 1940 года завод в Сент-Уэн начали бы покидать первые S 40 основной серии с башнями ARL 2 C. Увы, события мая – июня 1940 года привели к тому, что дальше нескольких полусобранных шасси дело не продвинулось.
Альтернатива на подвеске Кристи
AC 5 к началу 1940 года оказался не единственным перспективным французским кавалерийским танком. Над созданием подобной машины также работало конструкторское бюро (КБ) AMX, правда, дальше эскизных наработок здесь дело не пошло. Тем не менее, проект получился крайне интересный, прежде всего тем, что у него оказались американские корни. Широко известно, что американский инженер Джон Уолтер Кристи плотно сотрудничал с англичанами, а именно с Уильямом Моррисом, основателем Morris Motors Limited. Итогом сотрудничество стало появление Cruiser Tank Mk.III, машины не самой удачной с военной точки зрения, но для английского танкостроения – эпохальной. Именно с этой модели по-настоящему началось развитие английских крейсерских танков. Базировался танк на основе шасси Christie Convertible Medium Tank M1931, который был куплен фирмой Morris и получил индекс A13E1.
Также в Фарнборо тестировался Christie Airborne Tank M1937, но от него англичане отказались. Тем не менее, модернизированная подвеска для Cruiser Tank Mk.III была взята именно от этого танка. Гораздо менее известен тот факт, что в марте 1938 года Кристи пытался наладить контакты и с французами. Ему удалось продать патенты на свои танки и подвеску, тогда же в Венсене состоялась демонстрация танка.
Стоит отметить, что одной из особенностей M1937 (по сравнению с другими танками американского изобретателя) было то, что он был чисто гусеничной машиной.
Весной 1938 года французские военные не особо заинтересовались танком Кристи. Ситуация изменилась в апреле 1939 года, когда французы и англичане начали плотное сотрудничество в области танкостроения. Тогда французы и увидели те самые Cruiser Tank Mk.III. Их поразила маневренность английских машин. Вместе с тем, сам танк вызвал смешанные чувства. Прежде всего, это касалось противопульного бронирования. Кроме того, английский крейсерский танк даже по французским меркам получался дорогим. Не устроила французских инженеров и силовая установка в виде авиационного двигателя Liberty, не отличавшегося надежностью. Тем не менее, сама концепция крейсерского танка вызвала интерес. Появилась идея создать похожую машину.
Проектированием крейсерского танка в начале 1940 года занялись в конструкторском бюро Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineaux (AMX) к югу от Парижа. Руководил разработкой Жозеф Молине (Joseph Molinié), будущий главный конструктор AMX, создавший наиболее известные французские послевоенные танки. Задача была непростая, а потому и технические решения требовались нестандартные. 4 марта 1940 года конструкторское бюро AMX выдало на-гора чертеж 0–387, на котором был изображен танк, получивший индекс Char cavalerie AMX 40. Получившая у группы Молине машина, за исключением подвески Кристи, получилась крайне оригинальной. С точки зрения компоновочных решений это был танк, близкий по концепции даже не к SOMUA S 35, а к Renault R 35 или Renault AMC 35. Двухместную башню последнего, к слову, взяли за основу при проектировании башни AMX 40.
Для выполнения требований технического задания (оно еще больше ужесточилось — лобовая броня должна была достигать 60 мм) инженеры AMX сделали компоновку AMX 40 максимально плотной. Пожалуй, даже чересчур плотной. На AMX 40 планировалось ставить узкие гусеничные ленты (традиционное решение для танков Кристи), так что с проходимостью могли быть некоторые проблемы. С другой стороны, благодаря неплохой по французским меркам удельной мощности (10 л.с. на тонну) машина должна была обладать подвижностью не худшей, чем у SOMUA S 35. Максимальная скорость танка ожидалась на уровне 45–50 км/ч. Поскольку танк предполагался чисто гусеничным, никаких дополнительных шестереночных передач или цепей в его конструкции использовать не предполагалось.
Как и требовала спецификация, вооружение AMX 40 состояло из 47-мм пушки SA 35, спаренного с ней 7,5-мм пулемета MAC MLe.1931, а также второго такого же пулемета на зенитном вертлюге, который находился в нише за башней. Боекомплект из 176 снарядов размещался по периметру башни. Помимо прочего, в башню был установлен дальномер, он же прицел. Диаметр башенного погона оказался менее метра, общая ширина башни при этом составляла 1,26 метра. Одним словом, получилось чересчур тесно.
Потенциально в корме башни был предусмотрен люк, но для попадания через него в башню для начала требовалось обогнуть пушку. Кстати, механику-водителю также предстояло пройти курс просачивания, ибо в лучшем случае через его люк можно было залезть при повернутой вбок башне.
В целом проект AMX 40 следует рассматривать, скорее, как концептуальный. Из-за целого ряда явных проблем в компоновке вряд ли он был бы построен в том виде, каком его изобразили в КБ AMX. Ни о какой постройке опытного образца не было и речи, а в июне 1940 года по вполне понятным причинам работа прекратилась.
Бумажные модернизации под немецкой оккупацией
Частичная оккупация Франции летом 1940 года не означала, что на этом французское танкостроение окончательно замерло. По соглашению с немцами французы не имели права на территории, подконтрольной режиму Виши, заниматься новыми разработками и производством новых типов бронетехники. Тем не менее, оставшиеся на юге Франции предприятия в обстановке секретности продолжали работы над перспективными проектами, которые предполагали, прежде всего, модернизацию уже имеющихся образцов техники. Например, именно в эти годы была разработана и произведена в небольших количествах башня для бронеавтомобиля Panhard 178, оснащенная 47-мм пушкой SA 35. Фирмой Lorraine под видом трелевочных тракторов выпускалась 4-катковая версия транспортера Lorraine 37L, известная также как Lorraine 37/44.
Одним словом, пусть и едва-едва, но жизнь французского танкостроения продолжала теплиться в эти крайне сложные годы. Позже именно эти работы стали фундаментом для возрождения французского танкостроения, начавшегося сразу же после освобождения Франции от немецкой оккупации. Больше того, возглавили работу над послевоенными проектами те же самые люди, которые работали над модернизацией танков в годы войны.
Среди предприятий, которые оказались вне зоны немецкой оккупации, оказалась и фирма Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM). Помимо производства Char B, здесь занимались целым рядом других разработок, в том числе и танковых башен. Именно здесь в 1942 году была разработана концепция модернизации кавалерийского танка SOMUA S 35. На FCM всерьёз решили покончить с одной из главных проблем французских танков, которая заключалась в том, что башня у них была одноместной. Летом 1942 года была разработана новая башня, имевшая, в основном, сварную конструкцию. Диаметр подбашенного погона увеличивался до 1435 мм, при этом у башни появлялся полик. Еще одним новшеством стала командирская башенка, на которой, наконец-то, предусмотрели люк. В случае необходимости в люк устанавливался зенитный вертлюг. Основное вооружение осталось прежним — 47-мм пушка SA 35, а вот пулемет пришлось поменять на более скорострельный MAC 1934 Mle.39.
В рамках тех же проектных работ была разработана еще более радикальная модернизация. При том же диаметре погона предлагалось сделать башню трёхместной. Командир, наконец, мог заниматься своими прямыми обязанностями, а не изображать из себя человека-оркестр. В трехместном варианте командирская башенка перемещалась влево, тем самым освобождалось место для заряжающего. Еще одним существенным отличием стало то, что вместо SA 35 в качестве вооружения предполагалось более мощное орудие – SA 37. В целом к 1942 году оно выглядело устаревшим, но бороться с танками, имевшими броню толщиной около 50 мм, вполне позволяло.
Вопрос в том, что все эти проектные работы шли, скорее, в архив. Производственные возможности у FCM оказались небольшими. Кроме того, в ноябре 1942 года немцы захватили оставшуюся часть Франции, после чего проектирование прекратилось почти на 2 года.
Гораздо более радикальная модернизация SOMUA S 35 после поражения Франции разрабатывалась непосредственно на оккупированной территории. Возглавил ее Морис Лавиротт, ключевая фигура в программе Char B и одновременно главный конструктор на ARL. К программе SOMUA S 40 он имел самое непосредственное отношение. Неудивительно, что в случае с его разработкой речь шла далеко не об одной башне. Проект, который получил обозначение SARL 42 (SOMUA-ARL 42), подразумевал серьезную модернизацию всей машины. Конструкцию корпуса, который разрабатывался на ARL, существенно изменили. Носовая часть получила более рациональные углы наклона, место радиста упразднили, сам корпус стал более простым по формам.
Еще одним существенным изменением стал совершенно новый подбашенный погон: в свету его диаметр составлял чуть более 1500 мм, а посадочный диаметр – 1580 мм. Что касается шасси и двигателя, здесь Лавиротт ориентировался на SOMUA S 40. Боевая масса SARL 42 должна была составлять 22 тонны.
Разработка SARL 42 велась тремя группами, из них две находилось в Коссаде, располагавшемся вне зоны немецкой оккупации. Вторую группу, занимавшуюся башней, возглавлял инженер Девенн, который до войны совместно с Лавиротом проектировал башни для целого ряда танков. Башня SARL 42 выглядела довольно необычно. Во-первых, полностью подбашенный погон она не занимала, особенно это касается носовой части и бортов. Во-вторых, группа Девенна постаралась сделать ее с минимально возможным силуэтом в фас. Судя по конструкции башни, расчет делался на максимальное использование при её производстве сварки, что для французских довоенных танков было не характерно. В передней части башни располагались наводчик и заряжающий (он же радист). В рубке, сильно вынесенной назад, размещался командир. В ней же размещался и дальномер.
Третья группа, возглавляемая инженером Лафаргом, занималась орудием. Проектировалось два варианта вооружения – 32-калиберная пушка калибром 75 мм, а также гораздо более мощное орудие того же калибра, но с зенитной баллистикой. Обычно длину этого орудия указывают в 44 калибра, но это заблуждение. Фактическая длина ствола составляла 4000 мм (53,3 калибра). В качестве базы использовалось зенитное орудие Canon CA 75mm Mle.39 фирмы Schneider.
Достойные характеристики орудия позволили бы SARL 42 уверенно бороться с большинством танков Второй мировой войны. Другое дело, что производственных возможностей для постройки даже опытного образца у группы Лавиротта не было. Кроме того, в ноябре 1942 года, после оккупации немцами оставшейся территории Франции, работы по танку остановились.
Тем не менее, проектирование SARL 42 оказалось совсем не бесполезной тратой времени. Те же самые люди, что проектировали этот танк, стали костяком команды, которая создала первый французский послевоенный танк ARL 44. Более того, самый первый вариант ARL 44 планировалось вооружить 75-мм пушкой SA 44, которая фактически была той самой пушкой, которую Лафарг спроектировал для SARL 42. Сам же SARL 42 к 1944 году был морально устаревшим проектом, убранным в архив.
Источники и литература:
- Материалы Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)
- SOMUA S 35, Pascal Danjou, TRACKSTORY №1, 2003
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- GBM 78, 88, 89, 90, 95, 105
Комментарии к данной статье отключены.