В центре популярного у туристов Гданьска на тихой площади Защитников Польской почты стоит старый дом с необычным памятником возле него. Далёкому от истории человеку он мало что скажет о том, какие трагические события разыгрались тут в первый день Второй мировой войны. Однако здание Польской почты — это не только ценный исторический памятник, но и своеобразный мемориальный комплекс с весьма интересным музеем.
Когда речь идёт о начале Второй мировой войны, то символом первых выстрелов и жертв обычно называют Вестерплатте — полуостров неподалёку от Гданьска, где 1-7 сентября 1939 года польский гарнизон сражался против немецких войск. Но в том же самом Гданьске есть место, в ещё большей степени проникнутое духом трагедии 1 сентября 1939 года, — это здание Польской почты, находящееся в историческом центре города. За пределами Польши о героизме гданьских почтальонов, первыми с оружием в руках встретивших агрессоров, вспоминают не так уж часто — и это несправедливо.
Если на Вестерплатте осталось крайне мало следов событий восьмидесятилетней давности, то почтамт сохранился практически таким же, каким он был в первые дни Второй мировой. Здание бережно восстановили после войны, но полученные повреждения остались заметны. Уже в первые послевоенные годы тут начал создаваться мемориал защитников почты, окончательно сформировавшийся к 40-летию начала войны (в 1979 году) и дополненный музейной экспозицией.
Сейчас на площади Защитников Польской почты находится целый мемориальный комплекс. Во-первых, это само здание почтамта — свидетель и участник исторических событий. Во-вторых, здесь есть несколько памятников и мемориальных досок, установленных в разное время. В-третьих, что особенно важно, в здании работает небольшой, но весьма любопытный Музей Польской почты в Гданьске (филиал Исторического музея города Гданьска), посвящённый судьбе этой организации и подвигу её сотрудников.
Польская почта в Вольном городе Данциге
По итогам Версальского мирного договора возрождённая Польская Республика получила выход к Балтийскому морю, но только в виде узкого «коридора». Важный для польской экономики порт Данциг (Гданьск) из-за абсолютного преобладания в нём немецкого населения не вошёл в состав Второй Речи Посполитой. В 1920 году великие державы объявили его Вольным городом под опекой Лиги Наций, хотя такая ситуация не устраивала ни немцев, ни поляков.
Поскольку этнические поляки составляли не более 13% населения Данцига, права польской администрации в городе ограничивались возможностью управления рядом служб, обеспечивавших международную торговлю и коммуникации. В частности, согласно достигнутым договорённостям, Польша могла содержать в Вольном городе независимую от местной власти почтовую, телеграфную и телефонную службу.
В 1921 году была создана Дирекция почт и телеграфов Польской Республики в Гданьске, подчинявшаяся национальному Министерству почт и телеграфов. С 1924 года организация размещалась в здании бывшего военного госпиталя на Гевелиус-платц (Heveliusplatz), построенном в 1838-1844 годах. На территории Вольного города действовали три польских почтовых отделения — центральное отделение №1 в 1926 году разместилось в одном здании с дирекцией. С 1930 года там же работала польская телефонная станция.
В «Польском почтово-телеграфном отделении №1 в Гданьске» работали 72 человека, которые обслуживали около 370 улиц, переулков и площадей. В 1926 году в Данциге были установлены почтовые ящики с надписью «Только для писем в Польшу», которые сразу же принялись портить пылкие патриоты Германии. Немецкие фирмы и организации бойкотировали польскую почтовую службу и требовали того же от своих зарубежных партнёров, но это было лишь предвестьем тех проблем, с которыми столкнётся Польская почта в будущем.
Почтовики воспринимались как символ «польскости» в Данциге, многие из них были активистами различных общественных организаций польского меньшинства. После прихода к власти в Германии НСДАП почтальоны стали объектами систематической травли со стороны нацистских штурмовиков и им сочувствующих. При полном попустительстве городских властей и полиции сотрудников во время несения службы регулярно провоцировали, оскорбляли, нередко подвергали избиениям. Работа в таких условиях превратилась в акт гражданского мужества.
Неудивительно, что в таких условиях Дирекция почт и телеграфов в Гданьске готовилась к вооружённой защите своего имущества. В случае начала боевых действий планировалось удерживать почтамт до появления польской регулярной армии. С весны 1939 года директор Польской почты в Гданьске Ян Михон и прибывший в город подпоручик военной разведки Конрад Гудерский готовили запас стрелкового оружия и боеприпасов. Организовывались ночные дежурства в почтовых отделениях. Конечно же, эти приготовления могли сработать лишь в случае локальной вооружённой провокации, а не большой войны.
26 августа на одном из совещаний сотрудникам почты объявили о неизбежности нападения. 28 августа в отделение №1 тайно доставили последнюю партию оружия. Всего удалось собрать 40 пистолетов, три ручных пулемёта, неустановленное количество винтовок и гранат. Вечером 31 августа на почтамте остались 56 сотрудников, подготовленных к обороне здания, а также две женщины — жившие при отделении жена сторожа и её малолетняя воспитанница.
Оборона почты и судьба защитников
1 сентября в 4:45 утра, одновременно с началом артиллерийского обстрела Вестерплатте, полицейские и эсэсовцы из «Хеймвера Данциг» попытались проникнуть в здание почтамта. Как стало известно после войны, нападение планировалось с начала июля 1939 года. Атакующих изначально было около 150, ещё 30 полицейских блокировали улицы, прилегающие к Гевелиус-платц. Несмотря на скорую гибель в бою Конрада Гудерского, нападение удалось отбить.
К полудню у полицейских и «ополченцев» появились два 75-мм артиллерийских орудия и три бронеавтомобиля, которые начали обстрел почтамта (позднее к ним присоединилась 105-мм гаубица). Штурм вновь оказался неудачным — даже после того, как немецким сапёрам удалось подорвать здание, разрушив часть фасада. К 18:00 атакующие начали закачивать в подвал, где укрылись почтальоны, бензин и поджигать его. Около 19 часов немцы убили вышедших с белым флагом директора Яна Михона и начальника отделения Юзефа Вонсика, но после этого защитникам почты всё-таки удалось сдаться.
Непосредственно в бою погибли 8 почтальонов, ещё 6 человек умерли от ран в последующие недели. Среди умерших были получившие сильные ожоги 10-летняя Эрвина Башиховская и её 67-летний опекун Ян Пипка, служивший сторожем отделения №1. Считается, что во время штурма почты немцы потеряли 8-10 человек убитыми, ещё 20-25 получили ранения. Четыре почтальона смогли скрыться и дожили до конца войны (кроме них, войну пережила жена сторожа Малгожата Пипка). Последний из защитников почты водитель Владислав Милевчук скончался в 1988 году.
Пленных участников обороны (38 человек) подвергли военному суду, который приговорил их к смерти. 5 октября приговор был приведён в исполнение, тела захоронили в тайной общей могиле (кроме того, точно известно, что одного из беглых участников обороны расстреляли в декабре 1939 года). Останки героев случайно обнаружили только в 1991 году — их перезахоронили в Гданьске с подобающими почестями. С 1961 года члены семей убитых добивались от ФРГ отмены приговора «суда», но формальная реабилитация почтальонов состоялась только в 1998 году.
Память
Первые рассказы о защитниках гданьской почты появились в польских подпольных и эмигрантских изданиях в годы Второй мировой войны. Уже летом 1945 года в бывшем Вольном городе, вошедшем в состав Польши, местные почтовые работники создали Комитет опеки защитников Польской почты в Гданьске. Комитет быстро развил активную деятельность не только по поддержке членов семей погибших почтальонов, но и по увековечиванию их памяти. В этой благородной деятельности поддержку активистам оказывало Министерство связи Польши.
4 ноября 1946 года Профессиональный союз работников почт и телекоммуникаций Гданьска получил боевую награду за действия в первый день войны — серебряный крест Virtuti Militari V класса. Гевелиус-платц в рамках полонизации города переименовали в площадь Защитников Польской почты. Перед полуразрушенным зданием отделения №1 (его восстановление завершилось только в 1951 году) 1 сентября 1946 года на торжественной церемонии установили гранитную плиту с надписью «Защитникам Польской почты в Гданьске, 1.9.1939».
Вторая волна мемориализации обороны гданьской почты пришла с началом «оттепели» в ПНР. Важную роль в этом сыграл вышедший в 1958 году фильм режиссёра Станислава Ружевича «Вольный город» — драматический рассказ о работе Польской почты в Гданьске и трагедии 1 сентября 1939 года. В 1959 году уроженец Данцига Гюнтер Грасс издал в ФРГ роман «Жестяной барабан», в котором описал те же самые события в жанре своеобразного магического реализма. Автор с симпатией изобразил польских почтальонов и благодаря популярности книги на Западе (а также успеху экранизации 1979 года) сделал их известными за пределами Польши.
В 1976 году по инициативе Министерства связи ПНР было принято решение дополнить мемориальную плиту и две доски на фасаде (установленные в 1957 году) полноценным памятником на площади Защитников Польской почты. Победителем конкурса стал экспрессивный проект краковских скульпторов Винцента Кучмы и Кристины Хайдо-Кучмы: выполненные из стали фигуры умирающего почтальона и богини победы Ники. В ходе строительства памятника дополнительно благоустроили площадь и прилегающие улицы. 1 сентября 1979 года мемориал был торжественно открыт в присутствии Первого секретаря ЦК ПОРП Эдварда Герека.
Часть мемориального комплекса Польской почты в Гданьске скрыта во внутреннем дворе здания, где развернулся финал трагической обороны (именно там сдавались в плен оборонявшиеся). В том же 1979 году на кирпичной стене двора появился мрачный бронзовый барельеф «Эпитафия» с символическими фигурами почтальонов, созданный скульпторами Марией и Зигфридом Корпальскими. В 1998 году его дополнила мемориальная доска, свидетельствующая о присвоении каждому защитнику почты звания почётного гражданина Гданьска.
Интересный и яркий по художественному решению памятный знак появился во дворе в 2005 году. Скульптор Анна Зелинская вдохновилась фотографией, сделанной вечером 1 сентября 1939 года и запечатлевшей выстроенных у стены пленных почтальонов. Теперь на поверхности той самой кирпичной стены проступают созданные художницей следы человеческих рук. Лаконичный образ, превращающий унижение плена в символ страданий, волнует даже спустя десятки лет после случившегося.
Музей Польской почты в Гданьске
В 1957 году в здании Министерства связи ПНР в Варшаве открылась выставка, посвящённая обороне гданьской почты. Только в 1979 году в историческом здании на площади Защитников Польской почты начала работу постоянная музейная экспозиция, изначально являвшаяся филиалом Музея почты и телекоммуникаций во Вроцлаве. С 2003 года Музей польской почты в Гданьске является филиалом Исторического музея города Гданьска (также известен как Музей Гданьска).
Бо́льшую часть здания бывшего почтово-телеграфного отделения №1 до сих пор занимают структуры Польской почты. Открытая для осмотра музейная экспозиция невелика, и её можно было бы назвать скромной, но в этой простоте есть своего рода вкус и чувство меры. Посетителю не предлагается ничего лишнего, история не превращается в некий аттракцион. Музейные предметы в полной мере передают дух трагических событий восьмидесятилетней давности. Дизайн экспозиции — весьма простой, но удачный и создающий нужное настроение.
Первый и самый большой (по сути, центральный) зал музея посвящён непосредственно героической обороне, персоналиям защитников почты и их судьбам. Помимо документов и фотографий, из экспонатов выделяются 75-мм немецкая пушка (аналогичная тем, которые использовались при штурме), мундир польского почтальона, почтовый ящик Вольного города и т. д. Отдельный раздел экспозиции посвящён «судебному убийству» почтовиков — его центром являются материалы раскопок на месте расстрела осуждённых.
Второй зал рассказывает о работе Польской почты в Гданьске в мирное время. Тут реконструирован кабинет служащего «Польского почтово-телеграфного отделения №1 в Гданьске» со всеми его атрибутами. В витрине представлены служебные документы, марки, штемпели, конверты, телеграммы.
Тема третьего зала — культурная, общественная и спортивная жизнь польского меньшинства в Вольном городе Данциге. Как уже говорилось выше, почтальоны являлись активистами различных национальных организаций — от оборонных обществ до спортивных клубов. Посетители могут увидеть любопытные исторические артефакты, рассказывающие о жизни данцигских поляков в межвоенный период.
Наконец, небольшой четвёртый зал посвящён коммеморации подвига защитников почты после 1945 года. Тут затронуты разные аспекты: рассказывающие о событиях кино и литература, сооружение памятников, перезахоронение погибших почтальонов. Несомненно, самый ценный экспонат зала — орден Virtuti Militari, вручённый гданьским почтовикам в 1946 году.
Мемориальный комплекс Польской почты в Гданьске (включая музей) отличается своеобразной камерностью и отсутствием помпезности. Даже сама площадь Защитников Польской почты хоть и находится в центре города, но оставляет впечатление тихого и спокойного места. Всё это создаёт на сцене исторической трагедии особую, можно сказать, медитативную атмосферу. Пожалуй, это правильно: место, в котором прозвучали первые выстрелы страшной войны, вызывает желание помолчать и задуматься.
Все фотографии в статье сделаны автором
Источники и литература:
- Материалы Музея польской почты в Гданьске – филиала Исторического музея города Гданьска
- Trupinda Janusz «Muzeum Poczty Polskiej w Gdańsku» – Gdańsk, Muzeum Hystoryczne Miasta Gdańska, 2018
Комментарии к данной статье отключены.