Как правило, калибр орудий САУ гораздо больше, чем калибр пушек танков на том же шасси. Такой подход практиковали конструкторы многих стран, в том числе и для лёгких по массе САУ, на которые ставили, как правило, орудия калибра 75-105 мм. А немцы умудрились поставить на лёгкое шасси более солидное орудие — 15 cm sIG 33. Так получилась самоходная установка Grille, а также 149-мм САУ на шасси французского транспортёра Lorraine 37 L. Впрочем, более удачной оказалась американская САУ на базе шасси танка со 155-мм гаубицей. Речь идёт о Howitzer Motor Carriage M41, работа над которой продолжалась три года. По ходу разработки машина успела сменить шасси Light Tank M5A1 на Light Tank M24. Эта была неплохая машина, но появилась она слишком поздно, чтобы поучаствовать во Второй мировой войне.
Самоходная повозка для промежуточных орудий
Система вооружения американской армии включала в себя орудия разных типов. Как и в случае с русской артиллерией, на американцев оказывали влияние две оружейные школы: английская и французская. Параллельно с созданием собственных орудийных систем в США шёл выпуск копий зарубежных систем, особенно это касалось французских орудий. Такие калибры, как 75 и 155 мм, до сих пор активно применяемые в американской артиллерии, имеют французские корни. В годы Первой мировой войны США выпускали два типа орудий калибра 155 мм: гаубицу M1918 (копию французской Canon de 155 C Mle.1917) и корпусную пушку M1918 (копию французской Canon de 155 GPF mle.1917). Оба орудия оказались долгожителями и даже повоевали в годы Второй мировой войны. В случае с пушкой M1918 была создана самоходная версия — Gun Motor Carriage M12.
Наряду с копиями зарубежных орудий американцы создавали и собственные орудия, например 4,7-дюймовую (120-мм) пушку M1906. Это орудие создавалось под английский боеприпас и с оглядкой на английские орудия, но при этом было всё же оригинальной системой. Кстати, оно же стало одним из первых, которое взгромоздили на самоходное шасси, — так появилась самоходная установка M1922e Mk. X 4.7 inch GMC, изготовленная в единственном экземпляре. Впрочем, эксперимент признали неудачным, поскольку тракторное шасси плохо подходило для подобных целей.
В межвоенные годы американская артиллерия сидела на голодном пайке, поэтому новые системы практически не разрабатывались. Максимум, что делали в то время, — это проводили модернизацию старых лафетов, адаптируя их под механическую тягу. В случае с 4.7-inch gun M1906 подобных модернизаций не производили, зато 155-мм гаубицы M1918 подобным образом переделывались в массовом количестве. Между тем накалявшаяся обстановка в Европе заставила американский Департамент вооружений в конце 30-х всё же зашевелиться. В 1939 году была запущена программа по разработке новых орудий, в том числе и заменителей 4.7-inch gun M1906, а также 155-мм гаубицы M1918.
В случае с заменителем M1906 на свет появилась 4,5-дюймовая (114 мм) пушка M1. Это было вполне современное и мощное орудие, способное вести огонь со скоростью 4 выстрела в минуту. Интересно, что поначалу орудие планировали калибром 120 мм, но позже сменили на 114 мм. Замена калибра оказалась отчасти «сменой шила на мыло», так как боеприпас всё равно был английский — от 114-мм орудия BL 4.5 inch Medium Gun. Несмотря на то что в апреле 1941 года орудие приняли на вооружение, его судьба оказалась во многом похожа на судьбу предшественника. По меркам военного времени выпустили их немного — 426 штук. Они даже повоевали, но довольно быстро исчезли из состава американской артиллерии. Как показала практика, подобные пушки оказались где-то посередине между требованиями военных, а потому были не особо востребованы. К тому же ассортимент боеприпасов оказался невелик.
Совсем иная ситуация складывалась со сменой 155-мм гаубицы M1918. Это орудие являлось самой массовой тяжёлой гаубицей американской армии (по иронии судьбы её «родственница», 152-мм гаубица образца 1909/30 годов, являлась самой массовой гаубицей Красной армии в годы Великой Отечественной войны), поэтому и потребность в подобных орудиях была несравнимо выше. Поскольку характеристики орудий калибров 120 и 155 мм были схожими, решили произвести унификацию по лафету. Так появился дуплекс — 114-мм пушка M1 и 155-мм гаубица M1. В случае с гаубицей получилось очень удачное орудие, по характеристикам схожее с советской 152-мм гаубицей М-10. Выпуск орудия продолжался до 1953 года, при этом тираж превысил 10 000 экземпляров. На вооружении американской армии M1, в 1962 году переименованная в M114, состояла в течение нескольких десятилетий, а кое-где служит до сих пор. Правда, как и М-10, данная гаубица имела один недостаток — чрезмерную массу (5,5 т). По этой причине вопрос механизации орудий данной категории возник вскоре после принятия 114-мм пушки и 155-мм гаубицы на вооружение.
Когда именно начались работы по созданию самоходного лафета для этих орудий, неизвестно. Вероятнее всего, речь идёт о лете 1941 года, по крайней мере, к 7 августа 1941 года проект был готов и рассмотрен Комитетом по вооружениям. На тот момент существовало два лёгких шасси, подходивших для подобных целей: Light Tank M3, уже находившийся в серии, и Light Tank T7, разработка которого была в самом разгаре. Стоит отметить, что по состоянию на лето 1941 года приоритет создания «самоходного лафета» находился за 4,5-дюймовым орудием.
21 августа 1941 года Комитет по вооружениям одобрил разработку САУ на базе шасси лёгких танков M3 и T7 с использованием 4,5-дюймового орудия. Впрочем, работы шли весьма неспешно. Отчасти это объясняется как крайне медленным темпом выпуска самого орудия (за 1941 год не выпустили ни одной серийной пушки M1), так и чехардой с шасси. Во-первых, Light Tank T7 проходил постоянные метаморфозы, становясь при этом всё тяжелее и тяжелее. В какой-то момент данная база перестала быть подходящей для создания лёгких САУ, так как желание сделать лёгкий танк с защитой среднего превратила T7 в танк, средний по массе. Во-вторых, и серийная база Light Tank M3 не являлась идеальной. Чересчур высокая силовая установка оставляла конструкторам мало манёвра для разработки подходящего шасси. С учётом того, что для установки столь большого орудия требовалось размещать его в кормовой части, становится понятно, какие проблемы возникали при компоновке. Характерным примером использования базы Light Tank M3 является грустная история 76-мм самоходной установки Gun Motor Carriage T56/T57. Для её создания использовалось шасси аналогичного M3 по компоновке Light Tank M3A3. Корпус у машины получился слишком высоким, а работа орудийного расчёта — слишком неудобной. Данная машина стала скорее примером того, как не надо делать САУ с кормовым расположением боевого отделения.
В марте 1942 года появилась более подходящая альтернатива шасси Light Tank M3 и T7. Ею стал Light Tank M5, имевший то же шасси, что M3, но иную силовую установку — спарку автомобильных двигателей Cadillac Series 42, более компактных и позволявших рациональнее перекомпоновывать шасси. Неудивительно, что летом 1942 года шасси Light Tank M5 стали рассматривать как оптимальную базу для новой САУ. Впрочем, контракт №2438 на разработку и постройку двух образцов 4,5-inch Gun Motor Carriage T16 был заключён с компанией Cadillac только 2 сентября. Судя по событиям, развивавшимся летом 1942 года, реальные работы по разработку шасси GMC T16 начались ещё в июле. Дело в том, что как раз в июле Cadillac получил задание на проработку концепции установки на изменённое шасси Light Tank M5 другого орудия — 155-мм гаубицы M1. Согласно документам, эскизный проект такой установки был выслан Комитету по вооружениям 12 августа 1942 года и утверждён им 27 числа того же месяца. С учётом того, что 114-мм пушка и 155-мм гаубица использовали один лафет, разницы между их «самоходными лафетами» также не было.
22 октября Комитет по вооружениям утвердил второй вариант самоходной установки как 155 mm Howitzer Motor Carriage T64. В декабре контракт №2438 пересмотрели: вместо второго образца GMC T16 было решено построить один образец HMC T64.
Опытный образец GMC T16 был изготовлен компанией Cadillac 25 декабря 1942 года. В отличие от GMC T57, создатели новой САУ существенно изменили шасси танка. Было очевидно, что на столь короткое шасси нельзя поставить такое большое орудие. По этой причине шасси удлинили на 30,5 см, а также поставили дополнительную пару опорных катков. Кроме того, переделке подвергся ленивец: его уменьшили в диаметре и приподняли вверх. Получилась довольно большая «платформа», которую скомпоновали по тому же принципу, что и T57. Позади отделения управления разместили моторное отделение, а за ним — орудие. Под орудийной установкой расположилась укладка на 26 выстрелов.
На этом переделка шасси не закончилась. Поскольку такая САУ воевала во второй линии, необходимость в и так не особо толстой броне отпала. Толщину лба корпуса снизили до 16 мм, а бортов — до 12,7 мм. Корпус перекроили практически полностью, причём лобовая часть с характерным люком для выемки коробки передач и не менее характерными люками отделения управления позже перекочевали на Light Tank M24. Боевая масса машины составила 17 735 кг, то есть в полтора раза больше, чем у Light Tank M5. Экипаж вырос до 5 человек, из них 2 — в отделении управления, и 3 — позади. В боевом положении опускался специальный упор, благодаря чему машину меньше трясло при выстреле. Вместе с платформой опускался и лист, который служил полом для боевого отделения. Благодаря этому расчёт стоял не на земле, а на машине. Стоит отметить, что компоновка, отработанная на GMC T16, позже использовалась на целом ряде американских САУ военного периода, имевших кормовое расположение боевого отделения.
В январе 1943 года GMC T16 доставили на Абердинский полигон, где состоялся первый этап испытаний. Уже на этом этапе стало ясно, что машина требует некоторой доработки. В теории машина развивала максимальную скорость 64 км/ч, но для подобных САУ данный показатель являлся отнюдь не главным. На практике же часто отмечались случаи сброса гусениц при езде. Имелась масса нареканий к системе охлаждения силовой установки, при езде перегревались элементы трансмиссии, возникали проблемы с вентиляцией отделения управления. Возникли претензии и к вооружению. Особенности конструкции не позволяли опустить ствол 114-мм орудия ниже 0 градусов по горизонту. Как орудийная платформа шасси GMC T16 оказалась вполне устойчивой, но возникла другая проблема: в ходе испытаний упор получил повреждения. Также набрался довольно приличный список других дефектов и пожеланий по улучшению.
22-24 февраля САУ направили в Форт-Брэгг (здесь находился полигон и одновременно командование полевой артиллерии), куда она дошла своим ходом. По итогам испытаний на местном полигоне артиллеристы подготовили свой список замечаний. По их мнению, требовалось поставить улучшенную подвеску и траки нового типа, изменить трансмиссию, улучшить вентиляцию отделения управления. В списке замечаний снова оказался упор, который требовалось усилить. Наконец, в этот список попали прицел и боеукладка.
Следует отметить, что уже в январе 1943 года GMC T16 испытывалась на Абердинском полигоне не в одиночку. 25 января на полигон прибыл опытный образец HMC T64 (построили машину 15 января). С точки зрения шасси машины были практически идентичны, но боевая масса чуть выросла — до 18 144 кг. В связи с бо́льшим калибром орудия снизился и боезапас — до 18 выстрелов. Негусто, но стоит учесть, что у более крупной немецкой САУ Hummel боезапас составлял те же 18 выстрелов, а у более близкой по классу Grille и того меньше — 15 выстрелов.
Испытания показали, что HMC T64 страдает теми же проблемами с ходовой частью и вентиляцией, что и GMC T16. Аналогичным образом выявились проблемы с упором. Также в ходе испытаний выявились некоторые проблемы с наведением орудия. Впрочем, при стрельбе HMC T64 принесла больше проблем. Дело в том, что ствол у 155-мм гаубицы был короче, чем у 114-мм пушки M1, причём дульный срез находился аккурат над люками отделения управления. В результате при стрельбе повреждения получили листы крыши, а также передние укладки, крылья и фары. Очень похожими оказались и замечания по результатам испытаний в Форт-Брэгг. В связи с проблемами при стрельбе, когда ударная волна била по крыше корпуса машин, также потребовалось поставить экраны на воздухозаборники системы охлаждения.
13 мая 1943 года обе самоходки вернулись на Абердинский полигон. При этом количество машин на одной базе выросло уже до трёх. Третьим стал транспортёр боеприпасов Cargo Carrier T22, который создавался для обеспечения подвоза боекомплекта GMC T16 HMC T64. Фактически это было то же самое шасси, но вместо орудия в корме появился отсек, куда можно было загрузить либо 112 выстрелов калибра 114 мм, либо 75 выстрелов калибра 155 мм. Работы по Cargo Carrier T22 были утверждены Комитетом по вооружениям 4 марта 1943 года. Машина после постройки отправилась прямиком на Абердинский полигон, где занялись модернизацией всей троицы. Следует отметить, что с самого начала Cargo Carrier T22 отличался от других машин подвеской.
Существенных переделок все три машины не претерпели. Для начала изменению подверглись ленивцы, лишившиеся развитого венца. От цельнометаллических траков T36E6 отказались — не в последнюю очередь потому, что они весьма активно «жевали» бандажи опорных катков. В результате на место вернулись резинометаллические траки T16. Также немного улучшили элементы трансмиссии. В случае с T64 переделали «обвес», поскольку он страдал от выстрелов орудия. Модернизация происходила вместе с продолжением ходовых испытаний. Каждая из машин за месяц накатала примерно 4800 км.
29 июня 1943 года T16, T22 и T64 отправились в Форт-Нокс, где прошла очередная волна испытаний. Фактически командование бронетанковыми силами повторило все те же претензии, которые возникли к T16 и T64 до того. Вместе с тем у «танкистов» не было никаких сомнений, что самоходная артиллерия подобного типа нужна в системе вооружения американской армии. Правда, относилось это скорее к T64. Дело в том, что 114-мм пушка вызвала разочарование у американских военных. Осколочно-фугасное действие её снарядов было ниже, чем у 105-мм гаубицы M2A1, уже и так имевшейся в виде самоходных артиллерийских установок, поэтому Форт-Нокс не рекомендовал дальнейшую разработку T16.
Результатом тестов стало требование перевести все три машины на новое шасси. Дело в том, что 29 апреля 1943 года Комитет по вооружениям утвердил разработку нового танка — Light Tank T24. Разрабатывала его всё та же компания Cadillac совместно со специалистами Tank-automotive Center. Эта боевая машина имела большую массу, торсионную подвеску и выглядела более перспективно, чем модифицированное шасси Light Tank M5. В результате дальнейшие работы двинулись по теме шасси Light Tank T24, а T16, T22 и T64 вернулись на Абердинский полигон. Там они простояли до начала 50-х годов, пока их не сдали в металлолом.
Самоходная гаубица на новой базе
Первое письмо относительно необходимости перевода T16, T22 и T64 на шасси нового танка было датировано 4 июня 1943 года, то есть ещё до отправки машин в Форт-Нокс. Вскоре Cadillac представил чертежи L1448500 и L1447519, на которых были изображены новые машины. Несмотря на скептическое отношение к 114-мм пушке, поначалу переход на новую базу касался и T16. Машина на шасси Light Tank T24 получила обозначение 4,5-inch Gun Motor Carriage T16E1. Как и в случае с предшественником, шасси танка удлиняли на 30,5 см. Кроме того, компоновку изменили аналогично T16, то есть моторное отделение сдвинулось вперёд, а позади высвободилось место под орудие и боекомплект. Аналогично T16 толщину брони снизили, причём ещё сильнее — до 12,5 мм по периметру.
Боекомплект сохранился на том же уровне, что и у T16, а вот боевая масса подросла. У T16E1 она должна была составить 18 824 кг. Одновременно снижалась скорость — до 56 км/ч. Впрочем, и этих динамических характеристик было вполне достаточно для обеспечения необходимых данных по подвижности. Аналогично базовому танку на машине ставилась спарка моторов Cadillac Series 44T24. Они были очень близки к моторам Light Tank M5, но всё же имели некоторые отличия. Наконец, несколько изменилась орудийная установка. Угол вертикальной наводки вырос до 45 градусов, а главное, угол склонения вырос до −5 градусов. Тем самым разработчики машины учли требования военных.
Несмотря на то что была подготовлена документация, команды на постройку опытного образца T16E1 так и не последовало. Как уже говорилось, характеристики машины не устраивали военных, особенно «танкистов», поэтому дальше эскизных наработок дело не пошло. То же самое случилось и с Cargo Carrier T22. Совсем иначе обстояли дела с 155 mm Howitzer Motor Carriage T64E1. По ряду причин работы по T64E1 затянулись. Работы по машине утвердили 20 января 1944 года, в свою очередь, наработки по САУ были высланы Cadillac 9 марта. 13 мая с Cadillac был заключён контракт №4913 на изготовление опытного образца машины.
С технической точки зрения HMC T64E1 повторяла GMC T16E1. Она имела такое же модифицированное шасси, которое перекомпоновали для кормового размещения орудия. Вместе с тем боекомплект по сравнению с T64 удалось увеличить до 22 выстрелов. С учётом габаритов машины это достойный результат. Аналогично GMC T16E1 была переделана орудийная установка, что позволило увеличить углы вертикальной наводки до +45/-5 градусов. Кроме того, T64E1 оказалась даже легче, чем T16E1: боевая масса составила 18 533 кг. Существенной разницей между T64 и T64E1 стало радийное оборудование. В то время как у изначальной машины радиостанции не было, на T64E1 удалось разместить радиостанцию SCR 510, размещавшуюся в отделении управления. Расчёт остался тот же — 5 человек.
Постройка опытного образца HMC T41 шла неспешными темпами. Закончили её 18 декабря 1944 года, а 20 декабря состоялась демонстрация комиссии. Затем 23 декабря машину направили на Абердинский полигон. В отличие от предшественника, шасси Light Tank M24 показало себя куда более надёжным. Впрочем, имелись и недостатки, знакомые по предыдущим испытаниям, — прежде всего это касалось стрельб из орудия. Как показали тесты, передняя часть машины подвергалась воздействию вырывающихся пороховых газов. От этого страдали передние брызговики, ЗИП, а также перископы люков отделения управления.
Затем машину направили в Форт-Брэгг, куда она попала 29 января 1945 года. Следует отметить, что по итогам первых испытаний машину немного переделали — например, перископы люком отделения управления получили «реснички» для защиты от пороховых газов. По итогам испытаний было рекомендовано переместить антенну, переделать укладку ЗИП и изменить механизмы наводки. Тем не менее стало ясно: машина получилась. Артиллеристы рекомендовали принять HMC T41 на вооружение, одновременно её стандартизировав.
28 июня 1945 года Комитет по вооружениям стандартизировал HMC T64E1 как Howitzer Motor Carriage M41. То, что машина будет принята на вооружение, было понятно ещё летом 1944 года. По этой причине Комитет по вооружениям 24 августа 1944 года утвердил выпуск HMC T64E1 на заводе Massey-Harris Co. Впрочем, вплоть до лета 1945 года выпуск машин этого типа не производился. Первый образец HMC M41 с регистрационным номером U.S.A. 40192778 был изготовлен в июне 1945 года, после чего поступил на Абердинский полигон для испытаний.
По итогам переделок, внесённых в конструкцию машины, боевая масса HMC M41 выросла до 19 278 кг. Поскольку при стрельбе ударная волна всё ещё поражала ЗИП, инструмент вынесли с верхней лобовой плиты корпуса на корму, а точнее на опускаемую платформу. Одновременно с платформы убрали большой ящик, который ранее там крепился. Вместо инструмента на лоб корпуса переместился трос как менее поражаемый элемент. Радиостанцию поменяли на SCR 508 либо SCR 528. Вместо большого ящика ЗИП появилось два поменьше, их разместили перед лобовыми листами боевого отделения. Как и требовали испытатели, антенну перенесли с лобовой части рубки на крышу корпуса. Также появились козырьки на перископах люков отделения управления, опробованные на HMC T64E1. Наконец, были слегка приподняты дуги под тент.
По итогам испытаний, проведённых на Абердинском полигоне, было выявлено, что в целом HMC M41 соответствует предъявляемым ей требованиям. Вместе с тем имелись некоторые недочёты. Сначала возникли некоторые проблемы в ходе испытаний стрельбой. Например, при стрельбе козырьки перископов деформировались. Отмечалось, что температура внутри отделения управления всё ещё не способствует комфортной езде. Впрочем, создатели машины и так сделали всё, что могли, проблема была системной. Также отмечался некоторый перегрев силовой установки. Имелись небольшие проблемы с работой трансмиссии. В очередной раз отмечались недостатки, связанные с упором. Не понравился испытателям и трак, точнее метод его разборки. Кстати, похожие выводы делали испытатели НИБТ Полигона насчёт трака Light Tank M24. Наконец, Абердинский полигон указал на необходимость повышения качества изготовления машины. Впрочем, несмотря на все эти выводы, машина была допущена до серийного производства.
Интересным фактом является указание точных данных HMC M41. Согласно одним данным, боевая масса составляла вышеупомянутые 19 278 кг. Между тем в других источниках она была ещё больше — 19 504, а кое-где и 19 731 кг. Разнятся и скоростные данные. Где-то максимальная скорость указывается как у HMC T64E1 — 56 км/ч. Между тем в руководстве говорится о 54,4 км/ч, а также о средней скорости по шоссе 40 км/ч. Наконец, в справочнике за лето 1945 года максимальная скорость указывается как 48 км/ч. Каким из этих данных можно верить — вопрос открытый.
Согласно планам, в июне выпускалось 2 машины, в июле — 18, а начиная с августа 1945 года Massey-Harris должна была сдавать по 40 HMC M41 ежемесячно. Итого предполагалось выпустить за 1945 год 220 самоходок данного типа. Кроме того, в первом квартале 1946 года планировалось выпустить ещё 80 таких машин. Увы, HMC M41 разделила судьбу других САУ на базе Light Tank M24. Они появились в момент, когда Вторая мировая война уже шла к завершению. В июне, как уже говорилось, сдали 1 машину, которая прошла полигонные испытания, ещё 19 построили в июле, 35 — в августе, а в сентябре сдали ещё 30, и на этом выпуск прекратился. В общей сложности изготовили 85 HMC M41 с регистрационными номерами U.S.A. 40192778- 40192862.
Короткая, но бурная карьера
Небольшой объём выпуска HMC M41 привёл к тому, что число частей, получивших на вооружение эти машины, оказалось крайне невелико. Типовой структурой, куда попадали HMC M41, был артиллерийский дивизион, в котором имелось 18 САУ — 3 батареи по 6 машин в каждой. Таким образом, машин хватило на 4 дивизиона полного состава плюс 1 неполного. Распределили M41 среди бронетанковых дивизий, которые были наиболее приоритетными получателями подобных подвижных боевых машин. Поступили они на вооружение дивизионов самоходной полевой артиллерии (Armored Field Artillery Battalion). До того такие дивизионы были вооружены буксируемыми 155-мм гаубицами M1. Впрочем, как показало будущее, послужить M41 пришлось и в иной роли, нежели средство поддержки «танкистов».
В войсках HMC M41 получили неофициальное прозвище «Горилла». Следует отметить, что уже вскоре после поступления этих машин в войска их ТТХ несколько изменились. Касалось это прежде всего экипажа. Поскольку было очевидно, что типовым применением HMC M41 является навесная стрельба с закрытых позиций, боекомплекта в 22 выстрела оказывалось явно маловато — в типовых условиях он расходовался в среднем за 5-7 минут. Поэтому за машинами закрепили многоцелевые транспортёры AUV M39, в которые переделали предсерийные самоходки GMC T70. В отличие от Cargo Carrier T22E1, которые даже не построили, проблем с наличием AUV M39 не возникло. Самое же главное, что расчёт HMC M41 вырос до 12 человек — дополнительные номера являлись заряжающими «на подхвате». Судя по фотографиям, увеличение расчёта произошло уже в 1946 году, тогда же вырос и расчёт HMC M37.
Несмотря на то что поучаствовать во Второй мировой войне HMC M41 не успели, понюхать пороху им всё же довелось. 25 июня 1950 года началась война в Корее — для американцев она стала неожиданностью, как и стремительное наступление войск КНДР. Тем не менее под эгидой ООН в Южную Корею успели попасть пять американских дивизий и английская бригада, сумевшие остановить наступление, а затем начать контрнаступление, которое чуть не закончилось захватом уже территории Северной Кореи. В итоге к началу 1951 года фронт более или менее стабилизировался в районе 37-й параллели. Всего в Корейской войне приняли участие два дивизиона, вооружённые HMC M41 — 92-й и 999-й. В случае с первым дивизионом речь шла о части, ведшей свою историю ещё с начала 30-х годов. Как и во время Второй мировой войны, дивизион поначалу поступил в распоряжение 2-й бронетанковой дивизии. Более интересной была судьба 999-го дивизиона. Дело в том, что эта часть была укомплектована чернокожими военнослужащими. В годы Второй мировой дивизион сражался в Италии, затем его перебросили в Нормандию. Он успел повоевать, поддерживая не только американские, но и французские дивизии — например, 5-ю танковую.
В отличие от первоначальной концепции, на практике HMC M41 попали не к «танкистам», а на усиление пехоты. В случае с 999-м дивизионом воевать пришлось в составе 3-й пехотной дивизии, с которой они уже сражались рука об руку во время Второй мировой. Позже САУ передали в 1-й армейский корпус. Помотало и 92-й дивизион — по ходу боевых действий его вывели из состава 2-й бронетанковой дивизии, передав в 9-й армейский корпус. Воевать HMC M41 начали уже летом 1950 года, причём их боевая карьера продолжилась до самого конца войны в Корее. С M41 связан и эпизод захвата данной машины. В ходе боёв батарея C из состава 92-го дивизиона потеряла две HMC M41 уничтоженными. Ещё две машины данного типа сломались, были брошены и оказались захвачены китайскими войсками. Случилось это в 1951 году, причём, по некоторым данным, китайцы смогли ввести M41 в строй и применить их против бывших хозяев. Ныне одна из трофейных самоходок находится в военном музее в Пекине.
В целом HMC M41 хорошо показала себя в роли САУ огневой поддержки, однако специфика машины отражалась и в её оценке. Поскольку M41 рассчитывалась для ведения огня с закрытых позиций, броневая защита была противопульной. Вполне ожидаемыми были и жалобы на малый боекомплект. Впрочем, если посмотреть на другие подобные САУ, можно легко увидеть похожие проблемы. Для тех задач, под которые создавалась данная машина, она получилась вполне удачной. Более того, HMC M44, созданная в 50-е годы и сменившая HMC M41, концептуально мало отличалась от предшественницы — это лишний раз показывало, что концепция более ранней машины была вполне удачной.
В отличие от истории HMC M37, дальнейшая карьера M41 быстро закончилась. Одну машину ещё в 1945 году передали на испытания в Англию, что же касается остальных САУ, то они закончили свою карьеру в 50-е. За рубеж их не поставляли, а до наших дней дожили всего два экземпляра, включая трофей, стоящий в Пекине.
Источники и литература:
- NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- http://92ndafa.homestead.com
- http://www.m24chaffee.com
- https://www.koreanwar.org
Комментарии к данной статье отключены.