В начале Второй мировой войны немецкие военные стали лидерами по использованию самоходной артиллерии. Грамотно воспользовавшись концепцией механической тяги артиллерии, они планомерно совершенствовали её, получив к середине войны широкий спектр самоходных артиллерийских установок. Это касалось и гаубичных самоходных установок: впервые их применили ещё во Франции в мае 1940 года, но по-настоящему массово лёгкие гаубичные САУ стали воевать ближе к середине 1943 года. Сегодня речь пойдёт о Grille («Сверчок») — наиболее удачных лёгких САУ со 149-мм орудием sIG 33.
Лучшее шасси для большого орудия
Идею взгромоздить 149-мм тяжёлое пехотное орудие sIG 33 на самоходное шасси немецкие конструкторы реализовали ещё в начале 1940 года. Используя шасси лёгкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B,, на заводе Alkett спроектировали самоходную установку 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Конверсия получилась быстрой по скорости разработки, но нельзя сказать, что особо удачной. Машина была слишком высокой и перегруженной, поэтому на марше орудие чаще всего возили не на САУ, а прицепленным за ней.
Понимая, что шасси Pz.Kpfw.I мало подходит для установки столь большого и тяжёлого орудия, на заводе Alkett запустили работы по созданию аналогичной по назначению боевой машины, но уже с использованием базы Pz.Kpfw.II Ausf.C. На сей раз колёса с орудия сняли, что существенно уменьшило высоту САУ. Вместе с тем испытания показали, что внутри становится слишком тесно, и в неизменном виде Pz.Kpfw.II использовать не получится. Так на свет появилась 15 cm sIG 33 B Sfl, представлявшая собой удлинённое шасси Pz.Kpfw.II с другим двигателем. Благодаря этому удалось организовать внутри более просторное боевое отделение. Впрочем, и 15 cm sIG 33 B Sfl не стала удачной конструкцией. Боекомплект машины составлял всего 10 выстрелов, а боевая масса — 16 т. В результате удельная мощность оказалась ниже 10 л. с. на тонну, что сказалось не только на подвижности, но и на надёжности. Неудивительно, что 15 cm sIG 33 B Sfl выпустили ещё более скромным тиражом, чем предшественницу — всего 20 единиц.
Ещё до запуска 15 cm sIG 33 B Sfl в серию немецкое командование начало догадываться, что использование собственных лёгких танков как базы для подобных штурмовых САУ не является удачной идеей. Помимо существенных проблем с подвижностью и боекомплектом имелись проблемы концептуального характера. Согласно общей идее, штурмовые САУ должны были бороться с вражескими укреплениями, находясь на расстоянии прямого выстрела. Это означало, что стрелять придётся почти в упор. С учётом того, что шасси Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II имели противопульную броню, эта концепция выглядела крайне смелой. Одним словом, потребовалась ещё и противоснарядная броня. Именно такую машину заказали фирме Škoda, которая к тому моменту уже находилась под контролем СС.
На Škoda всё ещё не теряли надежды протолкнуть в немецкую армию собственные танки и САУ. Как раз на базе одного такого танка, T-23 (также указывается более ранняя модель T-21), разработали штурмовую САУ. Она получила обозначение Voss II в честь генерального директора компании Вильгельма Фосса (по совместительству почётного штандартенфюрера СС). Концепция Voss II повторяла машины разработки Alkett: с танка снималась башня и подбашенная коробка. На их месте оборудовалось открытое сверху боевое отделение, куда «имплантировали» sIG 33 без колёс, но с лафетом.
Согласно заданию, боевая масса задавалась на уровне 16 т, судя по Voss I, реально она скорее составляла 18 т. Ввиду того, что база T-23 была больше, внутри боевое отделение получалось просторнее, чем у разработок Alkett. Ещё одним преимуществом Voss II являлась более мощная защита лобовой части корпуса (толщину лобовых листов довели до 50 мм). Кроме того, машина получалась более подвижной. Главной же её проблемой стало шасси T-23: дело в том, что к осени 1941 года интерес немецких военных к этому танку стал снижаться, поэтому построенный в 1942 году макет Voss II оказался уже не нужен.
Тема Voss II позже эволюционировала в самоходную установку StuIG 33 и Strumpanzer, причём в обоих случаях оказалась задействована Škoda. Проблема состояла в том, что войска продолжали остро нуждаться в лёгких штурмовых САУ: несмотря на все недостатки, батареи, вооружённые такими машинами, показали себя вполне эффективными. По этой причине в середине 1942 года Alkett вновь оказалась задействована в создании лёгкой штурмовой САУ. К тому моменту уже было ясно, что лёгкие танки изжили себя на поле боя, поэтому работы постепенно смещали в сторону создания САУ на их базе. В числе устаревших машин оказалась и Pz.Kpfw.38(t).
Окончательно выпуск танков данного типа прекратился в июне 1942 года — к тому времени уже три месяца выпускался истребитель танков Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 на той же базе. Разработал эту машину всё тот же Alkett, входивший в состав Rheinmetall-Borsig. Приступив к новому заданию, конструкторы Alkett во многом повторили концепцию Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, то есть максимальное использование верхней части базового шасси с минимальным вмешательством в его конструкцию. Это позволило использовать уже имевшиеся на BMM танковые шасси.
Первый опытный образец самоходной установки был готов ближе к концу 1942 года. С точки зрения шасси изменения оказались минимальными. Больше всего пришлось переделывать лобовой лист, оставшийся от подбашенной коробки. В отличие от истребителя танков, на штурмовой САУ место стрелка в отделении управления ликвидировали, причём вместе со смотровым прибором и пулемётной установкой. Переделывать пришлось и место механика-водителя. В отличие от Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, где броня прикрывала расчёт только спереди и отчасти с боков, на новой машине получилась полноценная рубка. Это имело свои достоинства и недостатки. С одной стороны, высота машины выросла до 2,4 м, что делало её хорошей мишенью. С учётом того, что толщина лобовой брони рубки составляла 25 мм, а бортов — 15 мм, она защищала только от ружейно-пулемётного огня. С другой стороны, истребители танков семейства Marder II/Marder III были ничуть не ниже. К тому же полноценная рубка, открытая сверху, появилась не просто так: с внутренней стороны бортов размещался боекомплект и радиостанция, иного способа обеспечить нормальный боезапас не было.
Специально под новую самоходную установку, получившую обозначение Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.), на Rheinmetall переделали орудие. Качающаяся часть орудия, имевшего индекс 15 cm sIG 33/I, осталась без изменений, а лафет переделали так, чтобы он занимал минимум места в боевом отделении. В результате боевое отделение получилось, возможно, не самым удобным, но вполне просторным для командира, наводчика, заряжающего и замкового. При этом полноценные сиденья имелись только у механика-водителя и наводчика, заряжающий и командир (он на опытном образце находился справа, за механиком-водителем) сидели на «жёрдочках», а замковой и вовсе размещался на «тазике».
Несмотря на довольно скромные габариты шасси, конструкторы Alkett умудрились разместить боекомплект аж в 15 выстрелов, что с учётом габаритов и калибра действительно достижение. Для сравнения, у Hummel боекомплект составлял 18 выстрелов, и это при куда бо́льших габаритах. Высота линии огня по сравнению с куда более низкой Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 выросла ненамного: с 1500 до 1830 мм. Самым же главным параметром стала масса: у Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) она составила 11,5 тонны, то есть всего на две неполные тонны больше, чем у Pz.Kpfw.38(t). Вдобавок машина получила более мощный 150-сильный мотор Praga AC, в результате чего удельная мощность даже чуть выросла.
По итогам испытаний конструкцию Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) немного изменили. Если на прототипе подвижная бронировка орудия ходила по салазкам вверх-вниз, то на серийном образце бронировка откидывалась вперёд. Куда более важным изменением стала «перетряска» размещения экипажа. Командира перевели на место заряжающего, при этом он получил полноценное сиденье, а радиостанция вместе с антенным портом переместилась в левый задний угол рубки. В связи с рокировкой мест несколько изменилось и размещение боекомплекта. В любом случае переделки несли незначительный характер. Важным было то, что наконец удалось создать вполне подвижную САУ, имеющую минимально необходимый боекомплект.
Как и в случае с Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, завод Alkett являлся лишь разработчиком машины. Предприятие и так было загружено выпуском другой продукции, поэтому добавлять в ассортимент ещё и САУ на чешском шасси никто не собирался. Контракт на 200 машин получил, разумеется, завод BMM. Поскольку в работу пошли отчасти готовые шасси, темп выпуска оказался довольно высоким, хотя первоначальный план начали выполнять с опозданием на месяц. Первые 25 самоходных установок построили в феврале 1943 года, 40 — в марте, 52 — в апреле, 52 — в мае и 31 — в июне. Позже, в октябре 1943 года, изготовили ещё 10 машин данного типа. К тому моменту машина уже получила индекс Grille (нем. — кузнечик).
В отличие от индекса Marder III, который в документах использовался редко, индекс Grille можно встретить в переписке. Например, в докладе Гудериана от 4 мая 1943 года, посвящённом распределению новых машин, данный индекс упоминается, как и Wespe, Hornisse, но не Marder. Иногда можно встретить и индекс Grille Ausf.H, но к реальности он отношения не имеет. Стоит также отметить, что Grille получали серийные номера по аналогии с танками. Поскольку для выпуска использовались разные шасси, разброс серийных номеров оказался большим — в промежутке 1950-2637.
Первые Grille стали отправлять с BMM в марте 1943 года. Специально под эти машины организовали тяжёлые гаубичные батареи, формировавшиеся по штату K.St.N. 11206a от 1 мая 1943 года. Согласно штатному расписанию, в батарею входило три взвода по две Grille в каждом. Непосредственно в части новые самоходные установки стали отправлять с апреля 1943 года. Как и предшественниц, направлять Grille стали прежде всего в танковые части. Как правило, в части направлялось по две батареи — такой состав получили 1-я, 16-я, 24-я и 26-я танковые дивизии. Впрочем, уже с мая 1943 года самоходные установки данного типа начали направлять в панцергренадерские дивизии. Первыми из них получили новые САУ 3-я и 29-я панцергренадерские дивизии (по 12 машин), одну батарею передали дивизии «Фельдеррнхалле», а «Великая Германия» выбила себе больше всех — 16 Grille. Попадали они и в части СС: по 12 машин получили дивизии «Лейбштандарт», «Рейх» и «Мёртвая голова». Продолжались поставки и в танковые дивизии: по две батареи получили 17-я, 4-я, 2-я и 5-я танковые дивизии, а также «Герман Геринг». Позже, в начале декабря 1943 года, 4-я танковая дивизия получила ещё 6 Grille. Последние серийные машины данного типа достались 1-й лыжной бригаде.
Подобно Wespe, Hornisse/Nashorn и Hummel, дебютом Grille стала операция «Цитадель». Эти машины находились в составе 2-й, 4-й и 5-й танковых дивизий, панцергренадерской дивизии «Великая Германия», а также дивизий СС «Лейбштандарт», «Рейх» и «Мёртвая голова». К тому моменту концепция применения подобных машин несколько изменилась. Фактически они занимались скорее поддержкой навесным огнём, чем «штурмовыми» функциями. По этой причине и уровень их потерь поначалу оказался невысоким. Больше всех потеряла 4-я танковая дивизия — шесть машин, 1-я и 5-я танковые дивизии за лето потеряли по одной машине, «Великая Германия» недосчиталась двух Grille. Столь невысокие потери позволяли оперативно использовать имевшийся резерв для пополнения потерь. Как ни странно, в Италии уровень потерь оказался сравним с Восточным фронтом. Например, в ходе сражения за Салерно 16-я танковая дивизия потеряла три Grille, а 26-я танковая дивизия — одну. Ещё раньше, в июле-августе 1943 года, две Grille потеряла 29-я панцергренадерская дивизия, которая сражалась за Сицилию; теряла она машины этого типа и в боях за Салерно. Отчасти потери были связаны с тем, что в Италии приходилось сражаться в гористой местности.
Невысокие потери сделали Grille едва ли не самыми живучими из крупносерийных немецких самоходных установок. Достаточно сказать, что по состоянию на 15 марта 1945 года из 389 выпущенных Grille обоих типов в наличии имелось 137 машин, то есть треть от выпуска. Эти самоходки активно применялись и на советско-германском фронте, и в Италии, и в Нормандии. Правда, живучесть является не самым важным показателем. По вооружению Grille находились между Wespe и Hummel, причём это являлось далеко не достоинством. 15 cm sIG 33 была рассчитана больше на стрельбу прямой наводкой либо на навесной огонь с небольших дистанций. Это означало, что самоходке требовалось подходить на опасные дистанции с высоким риском поражения вражеским огнём. При этом даже увеличенный по сравнению с предшественницами боекомплект всё равно выглядел недостаточным.
С точки зрения дистанций ведения огня и типа боевой машины ближе всего к Grille была Wespe, у которой дальность стрельбы была более чем вдвое большей, а боекомплект составлял 32 выстрела. Неудивительно, что объём выпуска Wespe оказался существенно выше, хотя и от Grille не отказались. Более того, была разработана вторая версия машины, уже с шасси специальной постройки.
В кильватере Marder III
Вышеупомянутая Wespe отчасти стала катализатором дальнейших работ по совершенствованию Grille. Дело в том, что шасси GW.II, на базе которого и делалась Wespe, признали крайне удачным. За счёт перекомпоновки агрегатов в кормовой части машины удалось сделать боевое отделение, достаточно просторное для размещения четырёх номеров расчёта, гаубицы и 32 выстрелов к ней. Разработали это шасси на всё том же заводе Alkett. Данная разработка понравилось Управлению вооружений, в результате появилась идея создать такое же шасси на базе Pz.Kpfw.38(t). Это шасси получило обозначение Motor vorn — его концепция повторяла идею, реализованную в GW II. За счёт переноса двигателя и системы охлаждения вперёд высвободилось достаточное место для размещения в корме боевого отделения.
Приоритетом при разработке шасси Motor vorn являлась не штурмовая САУ, а истребитель танков. Задание на разработку шасси BMM получил в феврале 1943 года, а уже в мае началось производство 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn. Вскоре после этого было решено оптимизировать выпуск лёгких самоходных установок. Шасси Pz.Kpfw.II решили использовать для выпуска Wespe, а шасси Pz.Kpfw.38(t) понадобились для выпуска истребителей Marder III. Вместе с тем осенью 1943 года стало ясно, что выпуск Grille всё же придется возобновлять. Несмотря на то что для обеспечения огневой поддержки танковых и панцергренадерских частей Wespe подходила лучше, имелось одно узкое место — производственная база. Фактически ежемесячно выпускалось около 40 Wespe и 10-15 подвозчиков боеприпасов, которые в случае необходимости можно было переделать в Wespe. Кроме того, части, вооружённые Grille, несли потери, которые требовалось восполнять. В результате было принято решение о выпуске Grille на шасси Motor vorn. В случае с Grille шасси получило обозначение GW 38 M (Geschützwagen 38 M).
С точки зрения шасси новая САУ, первоначально получившая обозначение SF mit sIG 33 auf Fahrgestell Pz.Kpfw.38(t) (Motor Mitter) Ausf.K, ничем не отличалась от 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn. Даже листы рубки у истребителя танков и 149-мм САУ оказались одинаковыми. Аналогичными оказались и плюсы, и минусы нового компоновочного решения. Главным недостатком являлось то, что для ремонта и обслуживания двигателя и системы охлаждения требовалось сначала снять орудие, потом носовую часть рубки, крепившуюся на болтах, а затем надмоторную плиту. Всё это требовало кранового оборудования.
С другой стороны, достоинств оказалось куда больше. Во-первых, теперь расчёт боевого отделения мог стоять в полный рост, не рискуя получить пулю в голову. Во-вторых, внутри боевого отделения вполне было достаточно места для четырёх номеров расчёта. Сохранился и боекомплект в 15 выстрелов, причём размещался он более рационально и удобно. В-третьих, наличие откидного люка-«полки» в кормовой части машины упрощало подачу боезапаса, особенно при стрельбе с закрытых позиций, когда выстрелы подавались с земли. Орудие в очередной раз подверглось переделке, получив индекс 15 cm sIG 33/2, изменения позволили ещё компактнее разместить его в боевом отделении. Более компактным стал и стопор по-походному. Стоит также отметить, что боевая масса и динамические характеристики сохранились на уровне предшествующей машины. Правда, при этом толщина брони снизилась, что для САУ данного типа было некритичным.
В серию машина пошла с декабря 1943 года под индексом Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.). Также её называли Grille, при этом никакого индекса Grille Ausf.M не существовало. К моменту начала выпуска Grille шасси подверглось некоторым изменениям. На BMM, наконец, освоили сварку корпусов — это произошло в ноябре 1943 года. За первый месяц сдали 14 новых САУ, в дальнейшем производство шло невысокими темпами. За январь 1944 года сдали 20 машин, в феврале —18, в марте — 30, в апреле — 15, в мае — 21, в июне — 18, в июле — 14, в августе — 2, в сентябре — 10. Это оказалось связано с тем, что Marder III находился в большем приоритете. Кроме того, с марта 1944 года на BMM начался выпуск истребителей танков Jagdpanzer 38, которые по шасси полностью отличались от Grille. По этой причине в сентябре 1944 года производство САУ свернули.
Grille оказалась одним из немногих образцов бронетанковой техники, производство которых возобновлялось. В феврале 1945 года BMM сдал 14 самоходных установок, плюс ещё три в марте. Таким образом, общий объём выпуска составил 179 машин. Они получили серийные номера в промежутке 2851-3674. Столь большой разброс объясняется тем, что по номерам Grille пересекались с Marder. Следует также отметить, что первоначальный заказ составлял 200 машин данного типа, но ввиду более высокого приоритета Jagdpanzer 38 полностью контракт BMM не выполнил.
Помимо Grille, на той же базе изготовлялся подвозчик боеприпасов Munitionswagen (Sf) auf GW 38(t). Фактически это была всё та же Grille, но без орудия. Как и подвозчики боеприпасов на базе Wespe, эту машину в случае необходимости можно было переделать в Grille. Первые подвозчики боеприпасов сдали в январе 1944 года, всего их выпустили 5 штук. Далее последовали 10 машин в феврале, 20 — в марте, 18 — в апреле и 49 — в мае (итого 102 машины). Их серийные номера оказались в том же разбросе, что и Grille.
Отправки Grille нового типа в войска начались с января 1944 года. Как ни странно, первыми новые машины получила 1-я лыжная бригада. В случае отправки в новые части туда обычно направлялись батареи по 6 машин в каждой. Впрочем, за январь-февраль таких случаев было всего два: помимо 1-й лыжной бригады, 6 Grille направили в танковую учебную дивизию. Дополнительно она получила ещё 2 машины. Также в марте 1944 года 12 машин направили во 2-ю танковую дивизию СС. Остальные машины отправлялись по 1-4 штуки в части, уже укомплектованные Grille. Поскольку технически машин двух типов друг от друга не отличались, считалось допустимым эксплуатировать в одной части оба типа Grille.
Целыми батареями новые самоходки стали поступать в войска с мая 1944 года. В отличие от предыдущей версии САУ, машины с кормовым расположением боевого отделения почти не шли в панцергренадерские дивизии — почти до самого конца войны их направляли на оснащение батарей тяжёлых орудий в танковых дивизиях вермахта и СС. В связи с прекращением выпуска в конце 1944 — начале 1945 года пополнения в части не шло, но в феврале 4 машины направили в 16-ю танковую дивизию, плюс ещё 3 — в 19-ю танковую дивизию. Последними получателями новых Grille стали 20-я и 8-я танковые дивизии, по 6 машин прибыло в марте 1945 года, ещё 4 передали 5 апреля 17-й танковой дивизии.
С точки зрения боевых качеств Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.) мало чем отличалась от предыдущей версии машины. Из явных плюсов стоит выделить более удобную работу заряжающих, поскольку, как уже говорилось, они могли работать в полный рост, а укладки разместили более рационально. Что же касается применения в бою, то Grille была хороша в том случае, если требовалось вести навесной огонь на ближних дистанциях. Правда, при этом расчёт сильно рисковал, поскольку на небольших дистанциях обнаружить и накрыть эту САУ было легче, чем Hummel или Wespe. Что же касается работы прямой наводкой, то такое использование Grille было редкостью. Очень слабая броня и высокий силуэт оставляли мало шансов на поле боя, тем более что боекомплект размещался по периметру боевого отделения.
Несмотря на то что по состоянию на середину марта 1945 года в войсках числилось ещё 135 Grille обоих типов, до наших дней они почти не сохранились. Единственный выживший экземпляр Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) был найден в 2000 году на дне реки Энс в Австрии. Машина находится в плохом техническом состоянии, и, когда её восстановят, неизвестно. Больше повезло Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.) и подвозчику боеприпасов на той же базе. По одной такой машине захватили американские военные, после чего их отправили в США. Обе машины долго экспонировались в «музее» при Абердинском полигоне, а недавно их отреставрировали и отправили в музей артиллерии в Форт-Силл (штат Оклахома).
В заключение стоит сказать, что Grille стали самыми удачными из немецких лёгких САУ, оснащавшихся орудиями калибра 149 мм. Они получились вполне удобными для расчётов и при этом обладали высокой подвижностью. Другое дело, что сама по себе концепция подобной машины оказалась неудачной. Как штурмовая САУ она не годилась, поскольку имела высокий силуэт и противопульную броню, а для навесной стрельбы дистанция оказалась маловата. В отличие от Wespe и Hummel, концепцию которых далее реализовали в ряде стран, Grille последователей не получила.
Источники:
- ЦАМО РФ
- Архив ČKD
- Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002, ISBN 0–9708407–5–6
- Nuts & Bolts Vol.22: 15cm sIG33/2 (Sf) auf GW 38(t) Grille Sd.Kfz. 138/1 Part 1 Ausf. M, Heiner F. Duske, Tony Greenland, Detlev Terlisten, Nuts & Bolts, 2008
- Nuts & Bolts Vol. 26: 15 cm s.I.G. 33/2 Grille Ausf H. Sd Kfz 138/1, Heiner F. Duske, Tony Greenland, Detlev Terlisten, Nuts & Bolts, 2010
- Marder III & Grille, Vladimir Francev, Charles K. Kliment, MBI, 2001, ISBN 80-902238-8-5
Комментарии к данной статье отключены.