Судьба 10-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта сложилась на редкость неудачно даже для 1941 года. Боевая жизнь соединения продолжалась ровно месяц, с 26.09.1941 по 26.10.1941 г.
Формирование бригады было начато 14 сентября 1941 года, сразу же после принятия командования Ленинградским фронтом генералом армии Г. К. Жуковым, как 2-й отдельной стрелковой бригады ПВО, в ряде документов – отдельной стрелковой бригады ПВО. Формировалось соединение за счет «избыточного» личного состава 2-го Ленинградского корпуса ПВО, выздоровевших раненых и военнослужащих запаса Красной армии.
По отрывочным данным организация бригады к моменту вхождения в состав действующей армии представляется примерно следующей:
Примечание: Данных о составе или даже наличии батальона связи в бригаде у автора не имеется, внесены в таблицу на основании данных о наличии средств связи и численности бригады. Подразделения «бригадного» комплекта перечислены исходя из штатного состава формируемых в данный период стрелковых бригад.
К 26 сентября 1941 года, когда формирование бригады было утверждено Генеральным Штабом и она получила «общий» номер 10, став 10-й отдельной стрелковой бригадой, в ее составе насчитывалось 6072 человека, что было ненамного меньше потрепанных стрелковых дивизий Ленфронта, смотри 125-ю и 268-ю СД в таблице:
Однако, как можно убедиться, наличие тяжелого вооружения в бригаде находилось на исключительно низком уровне, 8 76-мм пушек и 68 минометов разных систем принципиально не могли обеспечить огневую поддержку стрелковых батальонов, что же касается пехоты, то наличие всего лишь 34 ручных пулеметов при 196 штатных (20%) не оставляло никаких надежд на перспективы ведения боя стрелковыми подразделениями самостоятельно. Станковые пулеметы компенсировать отсутствие «ручников» в отделениях тоже не могли, их в наличии было 47 шт., при 62 по штату. То есть, даже станковыми пулеметами все пулеметные подразделения укомплектовать не удалось.
С введением бригады в бой 1 октября 1941 года, для развития успеха с захваченного разведбатом 115-й СД плацдарма в районе г. Отрадный, чуда не произошло. И мемуары бывшего командира 115-й стрелковой дивизии В. Ф. Конькова «Время далекое и близкое» стали одним из немногих напоминаний о ее существовании:
«...Мы, правда, провели отвлекающий маневр — форсировали Неву в направлении поселка Отрадное силами отдельного разведывательного батальона дивизии, но встретили упорное сопротивление гитлеровцев и вынуждены были отказаться от дальнейших действий.
В конце сентября на командный пункт нашей дивизии приехал полковник В. Н. Федоров — командир 10-й стрелковой бригады. Он сообщил, что бригада сосредоточивается в районе Островков. Ее задача — форсировать Неву, овладеть Отрадным, содействовать нашему наступлению на плацдарм. Мы обсудили вопросы взаимодействия, и Федоров уехал к себе в бригаду.
Три дня гремела артиллерийская стрельба в районе переправы 10-й бригады. В штаб нашей дивизии никаких данных о ее действиях не поступало. Это тревожило меня.
— Послали офицера связи, но пока никаких новостей, — доложил мне начальник штаба дивизии полковник Н. В. Симонов.
Положение в районе Отрадного, по-видимому, осложнялось. Мы слышали частые разрывы авиабомб. Отдельные самолеты противника пролетали и в наш район боевых действий.
В это время на командный пункт дивизии прибыл командующий Невской оперативной группой генерал Пшенников.
— Поедемте со мной в район 10-й бригады, — обратился он ко мне.
Мой шофер хорошо знал дорогу в Островки. Оттуда мы добрались к району переправы на Неве. Машину оставили в лесочке, а сами перебежками от укрытия к укрытию направились к переправе. В небе над районом переправы кружились десятки вражеских самолетов. Они бомбили переправу и позиции бригады. Над нами появились три фашистских самолета. От них отделились бомбы. Мы плотнее прижались к земле. Бомбы упали недалеко от канавы, где мы залегли.
Вскоре мы встретили командира одной из частей, и он рассказал, что произошло с бригадой. За три дня на левый берег Невы было переправлено два батальона и два танка БТ-7. Переправившиеся атаковали врага, но успеха не имели. Авиация противника наносила удары по переправе. Большая часть плавсредств была разбита и потоплена.
10-я бригада понесла тяжелые потери, погиб ее командир полковник Василий Николаевич Федоров. Мы тяжело переживали гибель этого смелого человека...»
Столкнувшись с угрозой расширения плацдарма и потери Отрадного, немецкое командование остановило продвижение батальонов бригады срочно переброшенными резервами и, блокировав переправу через Неву массированным огнем артиллерии и действиями авиации, ударом вдоль реки отсекло их от берега. Попытки связаться с окруженными и перебросить им подкрепления Ленфронтом были оставлены 5 октября.
Боевая жизнь бригады продолжалась только пятеро суток. Остатки соединения были расформированы 26 сентября, личный состав и техника влиты в состав готовящейся к переправе на «Невский пятачок» 177-й СД.
Имена основной массы ее погибших в боях бойцов и командиров и даже их количество не будут установлены никогда. Даже ее командир, полковник Василий Николаевич Федоров, в базе данных сайта «Мемориал», согласно телефонограмме начальника отдела кадров Ленинградского фронта, числится пропавшим без вести «бывшим командиром 286-го стрелкового полка». Погибший на переправе вместе с ним командир 3-го батальона майор В. Л. Шахирев – командиром батальона 2-го полка ВНОС. Погибшая бригада стала призраком...
Комментарии к данной статье отключены.