Плацдарм у поселка Московская Дубровка безусловно одно из самых жутких мест Второй Мировой Войны. Сколько на данном плацдарме погибло красноармейцев и командиров, не знает никто. Более того, за 70 прошедших лет, исследователями не установлен полностью даже перечень частей там воевавших, что же говорить о фамилиях погибших там людей. Однако даже на этом фоне выделяется мрачная легенда Ударных Коммунистических Полков, сформированных из партактива Ленинграда и Ленинградского фронта, чтобы за несколько дней исчезнуть в кровавом горниле ноября 1941-го...
От «Лучших людей Ленинградского Фронта» вошедших в состав Ударных Полков созданных по прямому приказу Сталина к настоящему времени ни осталось ничего - ни могил, ни фондов в Центральном Архиве Министерства Обороны, ни даже упоминания в «Перечне частей и соединений Действующей Армии во время Великой Отечественной Войны». Все что от них осталось это несколько фамилий бойцов умерших от ран в медико-санитарных батальонах «Пятаковских» дивизий, лиц приговоренных к ВМН в военных трибуналах и разыскиваемых родственниками после войны.
Касательно трех канонических «Ударных Коммунистических полков» основным источником подтверждающим их существование являлись мемуары «От Невы до Эльбы» бывшего начальника штаба 168-й стрелковой дивизии С.Н. Борщова, второстепенными, – прочие воспоминания выживших на плацдарме людей. Количество обнародованных документов упоминающих их существование можно было пересчитать по пальцам.
Мемуары генерала Борщова даже в изданной версии, несколько сглаженной цензурой сравнительно с исходной рукописью, касательно данных частей впечатляют.:
«…9 ноября в 10 часов утра на «пятачок» переправился Первый ударный коммунистический полк подполковника Васильева, сформированный в основном из ленинградцев. Через час ленинградские коммунисты пошли в бой. Противник обрушил на полк ураганный огонь из всех видов оружия. Из 1500 коммунистов к концу дня осталось в строю не более 500 человек...
В ночь с 10 на 11 ноября на «пятачок» прибыло новое подкрепление — Второй ударный коммунистический полк. Командир его сразу был убит, и командование полком взял на себя батальонный комиссар Степанов. После короткой артподготовки с правого берега полк с ходу перешел в наступление. Его атаку поддержали сильно поредевшие части нашей 168-й и 177-й дивизий и оставшиеся в строю бойцы Первого ударного коммунистического полка...»
В машинописном варианте : « "Невский пятачок" — железная земля Ленинграда.» все сказано гораздо жестче:
«…Вслед за нашей дивизией на плацдарм прибыла 177-я сд, которая в течение нескольких дней была обескровлена и успеха не имела. Но и это не явилось предупреждением для командования фронта. Им было сформировано три ударных полка из коммунистов Ленинградской и армейской партийных организаций. 9 ноября 2-й ударный коммунистический полк подполковника ВАСИЛЬЕВА, под непрерывным огнем противника с большими потерями был переправлен на плацдарм, а через час с ходу после слабого огневого налета нашей артиллерии полк перешел в наступление. Причем без рекогносцировки, без уточнения задач командирами подразделений, без организации взаимодействия. Противник обрушивал на полк ураганный огонь из всех видов оружия и бросил авиацию. Огонь был настолько сильным, что на "пятачке" не было клочка земли, где бы не рвались снаряды, мины и бомбы. Полк понес большие потери и ни на шаг не продвинулся. Остальные соединения, находившиеся на плацдарме, не наступали, хотя и им было приказано перейти в наступление. Дело в том, что все части и соединения, находящиеся на плацдарме, были обескровлены и не было сил для наступления. В ночь с 10 на 11 ноября на "пятачок" переправился 1-й ударный коммунистический полк. Одновременно с ним на понтонах были переправлены 4 танка. В тот же день после короткой артподготовки полк с ходу перешел в атаку. Его поддержали части нашей дивизии, остатки 177-й сд и 2-й ударный полк. В этот день бойцы трижды переходили в атаку, во все они противником были отражены, с большими для нас потерями. Наконец, в ночь с 12 на 13 ноября вводится на плацдарм 3-й ударный коммунистический полк под командованием генерал-майора П.А. ЗАЙЦЕВА. На этот раз было приказано наступать силами 20-й, 115-й, 86-й, 168-й, 177-й стрелковых дивизий, первому и второму ударным коммунистическим полкам с 8 танками. После артиллерийской подготовки и залпа реактивной батареи М-13 все части перешли в атаку. Но огневой удар врага настолько был мощным, что наша атака снова захлебнулась под градом пуль, снарядов и мин. В этом бою опять мы понесли значительные потери, смертью храбрых погиб командир 2-го ударного полка подполковник ВАСИЛЬЕВ и комиссар полка полковой комиссар АФАНАСЬЕВ. После этого сражения остатки трех ударных коммунистических полков были переданы в состав нашей дивизии... »
Автор, задавшись целью раскрыть данную историческую загадку, опираясь на слова С.Н. Борщова о том, что полки в середине ноября были введены в состав 168 дивизии, начал искать их следы в фонде 168 СД.
Как и следовало ожидать, Исторический Формуляр 168 стрелковой дивизии не подвел и снял практически все вопросы:
«… 8-10.11.41 производилось переформирование частей дивизии на основании директивы Военного Совета 8-й армии №001441 от 8.11.41 года и пополнение за счет прибывающего личного состава, а так же тыловых и спецподразделений самих частей. После переформирования полки получили наименование: 402 Краснознаменный Ударный Стрелковый полк, 462 Ударный Стрелковый Полк и 1-й Ударный Стрелковый Полк (260 СП). Кроме того дивизии был придан сформированный 8-й армией 2-й Ударный Стрелковый Полк подполковника Васильева, который 10.11.41 г. начал переправу через реку Нева и выход на позиции.
Боевым приказом 8-й АРМИИ № 110/ОП от 10.11.41 г. перед дивизией была поставлена задача – прорвать оборону противника у рощи ФИГУРНАЯ на километровом фронте, уничтожить противника, занимающего рощу «ФИГУРНАЯ», Пож. Вышка и расширив прорыв в сторону флангов наступать в направлении Рабочий Поселок №6. Наступление было намечено на 11.11.41 г. но затем отменено до прибытия 3 Ударного Стрелкового Полка генерал-майора Зайцева, который переправился на левый берег р.НЕВА 12.11.41 г…»
Генерала Борщова, при всем качестве его мемуаров просто подвела память. Как насчет переформирования всей дивизии в «Ударную», так и переименования 260-го стрелкового полка майора П.Ф. Брыгина в 1-й Ударный, который для штаба дивизии не имевшего времени и желания играть в политические игры, остался под старым номером. В ежедневных донесениях о боевом и численном составе в том числе.
Наиболее вероятная версия данной игры с названиями элементарна, не имевшее никаких успехов в ходе операции по прорыву блокады Ленинградское партийное и военное руководство показывало в отчетности свои усилия, одним росчерком пера на треть увеличив количество формируемых для прорыва блокады полков , которые по предположению И.В.Сталина «... могли бы увлечь за собой людей... ». При том что по факту в 260-м СП сменилось одно название, организация осталась прежней. Суть переформирования выразилась в сведении остатков «старого» личного состава в один батальон и формировании двух других за счет рот «добровольцев» сформированных в дивизиях 8-й армии, в том числе и соседних по «Пятачку». На вечер 11.11.1941 г. полк насчитывал 1428 человек.
По формированию полков «Подполковника Васильева» и «Генерал-майора Зайцева» особой загадки нет. Так как они формировались за счет ресурсов города и фронта, их численность и вооружение были близки штатным стрелкового полка штата 04/601 (с изменениями от 4.11.1941 г.) . 2-й УСП (Васильева) тем же вечером 11 ноября насчитывал 2643 бойца и командира.
В донесениях о БЧС дивизии «1-й УСП (260СП)» впервые появился в только 14 ноября, совместно с 2-м УСП (462 СП)» что видимо и привело к путанице в воспоминаниях Семена Николаевича. В этот день остатки "Полка Васильева" были сведены в один полк с еще более пострадавшим 462-м стрелковым полком дивизии, что видимо и послужило причиной внесения изменений в формы документации.
История 2 –го Ударного полка, вобравшего к 14 ноября в себя остатки 462-го СП, завершилась 17 числа. Полк ненадолго пережил своего командира подполковника Васильева:
«…17.11.41 г. части дивизии приступили к уничтожению ОТ противника для последующего захвата их. В течении дня было уничтожено 5 станковых пулеметов с гнездами и прислугой, гнездо снайперов, 16 солдат и 1 офицер в гнездах окопов на противотанковом рву. По приказанию 8-й армии 2 УД.СП был расформирован, командный состав его откомандирован в 177 СД, остальной личный состав передан на доукомплектование 260 СП…»
Еще через два дня, был расформирован и 3-й Ударный Полк:
«…19.11.41 года по приказанию штаба 8 Армии был расформирован 3 УД. СП, боевой состав и тылы которого обращены на доукомплектование 462 СП…»
Командир полка-генерал майор П.Ф. Зайцев стал командиром 168-й СД вместо сменившего Т. И. Шевалдина генерал-майора А.Л. Бондарева. Переименования полков дивизии оказались забыты , 2-й и 3-й отдельные Ударные полки ушли в забвение...
Комментарии к данной статье отключены.