Подводные лодки типа II, по факту бывшие «пробой сил» германского судостроения в деле строительства подводных лодок после отказа от Версальских ограничений, зарекомендовали себя как весьма удачные корабли, добившиеся значительных боевых успехов. В данном материале рассказано о лодках серии D типа II, апогее развития малых подводных лодок III Рейха «традиционной» конструкции.
Все шестнадцать подводных лодок серии II-D строились в Киле, на стапелях Deutsche Werke AG, являясь вершиной развития конструкции подлодок типа II, бывшей, в свою очередь, через финскую Vessiko (CV-707) внучкой ПЛ типа UB флота Кайзера.
Как и в предыдущих случаях, серия II-D от подлодок предыдущей серии II-С отличалась в первую очередь водоизмещением. В ходе внесения изменений в конструкцию по результатам эксплуатации тоннаж лодок типа II рос в каждой серии примерно на 8–10%, конструкторы пытались избавиться от проблем обитаемости в связи с бортовой качкой и увеличить дальность действия кораблей. В итоге «каноэ» серии II-D имели надводное водоизмещение в 314 тонн против 254 у типа II-A, то есть разница достигла почти 24%; подводное водоизмещение изменилось чуть меньше, 364 тонны против 303 (примерно на 20%). При этом, что интересно, из-за улучшения гидродинамики кораблей скорость в надводном положении упала лишь на 0,3 узла, а в подводном даже выросла – с 6,8 до 7,4.
Прочный корпус из 15-мм листов высококачественной корабельной стали ST42KM по-прежнему обеспечивал невероятную глубину погружения в 150 метров, оставляя далеко позади всех одноклассников других государств. Заложенные в том же 1940-м и строившиеся до 1952 года советские ПЛ типа М XV серии, имевшие близкое водоизмещение, габариты и назначение, имели предельной глубиной погружения всего лишь 70 метров.
В апогее развития конструкции получился отличный дешевый, надежный и маневренный корабль с огромной для такого водоизмещения дальностью плавания, которая собственно при применении лодки по назначению – для действий в литоральной зоне Атлантики, закрытых театрах и подготовки кадров подплава – даже оказалась невостребованной. Удалось ее реализовать по сути одной U-138, потопившей за год своей службы шесть транспортов союзников и повредившей еще один. К слову, пять потопленных и поврежденное судно из них попали на боевой счет двух походов обер-лейтенанта цур зее Вольфганга Люта, тогда только шедшего к славе «подводника №1 Второй мировой».
Водоизмещение, тн (надводное/подводное): | 314/364 |
---|---|
Размерения, м (длина/ширина/высота): | 43,97/4,92/8,4 |
Осадка, м: | 3,93 |
Глубина погружения, м: |
150 |
Мощность двигателей, л.с: (дизелей/электромоторов): |
2Х350/2Х205 |
Максимальная скорость, уз (в надводном положении/в подводном): | 12,7/7,4 |
Дальность плавания: | |
В надводном положении, миль/уз: |
5650/8 |
В подводном положении, миль/уз: | 56/4 |
Вооружение: | |
Торпедных аппаратов: | 3 |
Торпед: | 5 |
Мин: |
12 ( вместо торпед) |
Артиллерия: | 1Х20 мм зенитный автомат |
Экипаж: |
24 человека |
Итогом боевой деятельности подводных лодок типа II-D стали 37 боевых походов, 23 потопленных транспорта и 3 подводные лодки. Еще 5 транспортов и вспомогательный крейсер были повреждены. При этом один из поврежденных транспортов за нецелесообразностью восстановления был списан. Общее водоизмещение уничтоженных подлодками данной серии судов и кораблей превысило 93 тысячи тонн, то есть затраты на постройку данных судов и кораблей, не говоря о стоимости перевозимого ими имущества антигитлеровской коалиции, в разы превышают не только стоимость постройки подлодок серии II-D, но и типа II в целом.
В боевых походах были потеряны только три лодки данной серии, на них погибло 54 немецких подводника.
Подводные лодки серии II-D занимают особое место в истории советского ВМФ. U-144 капитан-лейтенанта Герта фон Миттельштедта оказалась как первым германским кораблем, потопившим советскую подводную лодку в ходе Великой Отечественной войны, торпедировав М-78 старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко на рассвете 23 июня 1941 года, так и первой потерянной от советского оружия вражеской подлодкой, когда 10 августа 1941 года две торпеды Щ-307 поставили точку в ее судьбе. В обоих случаях из экипажей не выжил никто.
Комментарии к данной статье отключены.