Подводные лодки типа II зарекомендовали себя как весьма удачные корабли, добившиеся значительных боевых успехов. В данном материале рассказано о подводных лодках серии «IIC»
Строить подводные лодки серии IIС германская судостроительная промышленность не торопилась. Тактико-технические характеристики серии IIВ для учебных задач кригсмарине вполне устраивали, бюджет был достаточно ограничен, чтобы флотскому руководству нужно было выбирать между двумя «челнами» или океанской «семеркой», в результате серию из восьми усовершенствованных подлодок не торопясь строили целых три с половиной года, достраивая очередную лодку по мере появления ассигнований.
В принципе, лодки серии «С» оказались самыми сбалансированными среди лодок данного типа. При одинаковом вооружении и оборудовании дальность хода в 5600 морских миль у серии IID была невостребована для действий в бассейнах Северного, Балтийского морей и Ла-Манша, в Атлантике же вовсю возникали проблемы обитаемости и автономности, совершенно неустранимые при столь малом водоизмещении. Собственно, насколько можно судить, серия D представляла собой не более чем эксперимент, что лучше для войны с островной державой – два маленьких корабля в море или один большой.
Все восемь лодок серии были построены верфью DeutscheWerkeAG в Киле. В среднем постройка одной лодки с момента закладки занимала 13–14 месяцев. Последние «Клары» достраивали параллельно с постройкой первых «Дор».
Данная серия оказалась самой «боевой» среди типа II. Среди «Клар» не оказалось не только ни одной лодки, не принявшей участия в боевых действиях, но и ни одной не открывшей боевой счет. Уничтожить британский транспорт успела даже потопленная в первом боевом походе «U63». Немалую долю успехов подводным лодкам серии принесли установленные ими мины.
Также лодки серии IIC поставили рекорды подводных лодок типа II: U-57 по потопленному тоннажу – 66 484 брт, U59 по количеству уничтоженных целей – 20 единиц (еще одно судно повреждено), а U56 по «толщине» жертвы – тоннаж потопленного ею британского вспомогательного крейсера Transylvania составлял около 17 000 брт.
Водоизмещение, тн (надводное/подводное): | 291/341 |
Размерения, м (длина/ширина/высота): |
43,90/4,08/8,40 |
Осадка, м: |
3,82 |
Глубина погружения, м: |
150 |
Мощность двигателей, л.с.: (дизелей/электромоторов): |
2Х350/2Х205 |
Максимальная скорость, уз (в надводном положении/в подводном): |
12,0/7,0 |
Дальность плавания: | |
В надводном положении, миль/уз: |
3800/8 |
В подводном положении, миль/уз: | 42/4 |
Вооружение: | |
Торпедных аппаратов: |
3 |
Торпед: | 5 |
Мин: | до 12 (вместо торпед) |
Артиллерия: | 1Х20 мм зенитный автомат |
Экипаж: | 24 человека |
В ходе боевых действий противнику удалось уничтожить лишь две лодки серии, третьей – «U57» уже вошедшего во вкус побед Эриха Топпа – нечаянно отомстил за захват Норвегии транспорт «Рона». На потопленных «Кларах» за войну погибло всего лишь 13 человек. Потопленный «U-62» в Ла-Манше в ходе эвакуации Дюнкерка британский эскадренный миноносец Grafton с лихвой перекрывает данные потери даже в одиночку, как по тоннажу – 1350 тонн, так и по количеству жертв на нем – 15 членов экипажа (включая командира) и 35 эвакуируемых военнослужащих.
Комментарии к данной статье отключены.