В 1948-1949 годах египетский флот противостоял израильскому — столь же молодому и неопытному, а вдобавок ещё и малочисленному. Семь лет спустя египетским морякам неожиданно пришлось противостоять не только Израилю, но и флотам двух старейших морских держав — Англии и Франции. Шансов на победу египтяне не имели — слишком велико было превосходство противника на море и в воздухе.
После войны 1948-1949 годов израильский и египетский флоты были значительно усилены путём закупки судов времён Второй мировой. При этом обе стороны приобретали суда в основном у Англии. К началу 1956 года израильский флот приобрёл два бывших английских эсминца типа «Z» (1740 т) — «Эйлат» и «Яффо», ранее находившиеся на консервации. Кроме них имелось три фрегата типа «Ривер» — «Мисгав», «Миснак» и «Мистак» (по 1590 т), шлюп «Ногах» (330 т), 10 торпедных катеров (в том числе 7 послевоенной постройки), плавбаза «Мацпен», а также три десантных судна разных типов — LCT, LCI и LCM.
К этому времени египетский флот также получил два эсминца, причём точно того же типа, что и у Израиля — «Эль Кахер» и «Эль Фатих». Они были куплены в мае 1955 года и к осени 1956 года проходили ремонт и переоборудование в Англии. Кроме того, у египтян имелось:
- 7 фрегатов, купленных в 1948-1950 годах, — три типа «Ривер I» («Рашид», «Абикир» и «Думьят»), два типа «Хант I» («Порт-Саид» и «Ибрагим эль-Аваль») и по одному типов «Блэк Суон» и «Флауэр» («Тарик» и «Эль-Судан»);
- 2 корвета — бывшие тральщики типа «Бэнгор» III серии, купленные в 1946 году («Наср» и «Матрух»);
- 8 тральщиков типа «BYMS», купленных ещё в 1947 году;
- танкодесантный корабль «Акка» типа «LST 1», купленный в США в 1950 году;
- 20 десантных катеров;
- 12 торпедных катеров, купленных у Италии и Англии;
- 2 вспомогательных корабля (бывшие королевские яхты), речная канонерка, 11 патрульных и спасательных катеров.

blackseavisits.ru
В целом египетский флот, особенно после покупки двух эсминцев, выглядел не только более мощным, но и более сбалансированным: при равенстве в ударных кораблях (эсминцах и торпедных катерах) он имел больше тральных и десантных судов, наиболее востребованных в условиях локального конфликта. Однако мало иметь корабли, надо ещё уметь ими пользоваться. Уровень подготовки египетских моряков и так был весьма невысок, вдобавок за три года в связи с приобретением сразу нескольких довольно крупных кораблей (1000-2000 т) численность личного состава флота выросла сразу в несколько раз. Неудивительно, что в 1950-1953 годах египетский флот потерял от различных аварий три относительно крупных корабля — тральщик, корвет и фрегат.
Египет покупает советские корабли
Несмотря на неудачи, египетское военное руководство мечтало о дальнейшем усилении флота. Когда летом 1955 года Англия и США отказались продавать Египту оружие, тот решил обратиться к Советскому Союзу с просьбой о продаже нового вооружения, включая ударные корабли — эсминцы, подлодки и торпедные катера. Для СССР это обращение было крайне важно. Во-первых, оно означало военное проникновение в арабский мир, контакты с которым до этого были минимальны. Во-вторых, если ранее Советский Союз продавал за рубеж танки и самолёты, то теперь он впервые в истории становился экспортёром боевых кораблей.
Договорённость о продаже вооружения была достигнута в сентябре 1955 года, формально поставки сухопутного вооружения должны были идти через Чехословакию (как когда-то шло оружие Израилю), а морского — через Польшу. Уже в октябре египетские моряки прибыли в Таллин для ознакомления с судами, а с декабря в польской Гдыне началось обучение египетских экипажей эсминцев, продолжавшееся до мая 1956 года.

Моделист-Конструктор, 1976, №8
Всего Египет решил купить 2 эсминца проекта 30-бис, 2 подлодки проекта 613, 4 тральщика проекта 254 и 12 торпедных катеров проекта 183 («Комсомолец»). Кроме того, в начале 1956 года в Югославии было приобретено 6 торпедных катеров типа 108.
Первыми 19 апреля 1956 года в Александрию прибыли торпедные катера, доставленные из Чёрного моря на транспорте «Колхозник». 28 апреля сюда же своим ходом прибыли тральщики, официально египетским командам их передали 25 июня. Наконец, 11 июня в Александрию под польскими флагами, но с советскими экипажами прибыли эсминцы «Совершенный» и «Сметливый». Уже 18 июля они приняли участие в параде египетского флота в честь Дня независимости, хотя официально были переданы египтянам только 10 дней спустя, получив имена «Аль-Нассер» и «Аль-Зафер».
Ещё через два месяца в Александрию прибыли оба эсминца, проходившие переоборудование в Англии. А вот советские подлодки до Египта так и не добрались: они вышли из Гдыни под польскими флагами лишь в октябре и к началу боевых действий дошли только до Гибралтара, после чего были возвращены назад. Таким образом, к началу войны Египет смог дополнительно получить от СССР ещё 2 эсминца, 18 торпедных катеров и 4 тральщика.
Гибель фрегата «Думьят»
Утром 31 октября, ещё до начала англо-французских воздушных атак, произошёл морской бой при Хайфе, в ходе которого израильтяне захватили египетский фрегат «Ибрагим эль-Аваль». В тот же день состоялся ещё один морской бой — менее известный, но куда более трагический и героический.
Египетская база и крепость в Шарм-эш-Шейхе на самой южной оконечности Синайского полуострова играла огромную роль в блокаде выхода из залива Акаба. С началом боевых действий египтяне решили направить сюда подкрепления, причём самым быстрым способом — по морю. Во второй половине дня 31 октября из Суэца вышел фрегат «Думьят», на борту которого находился пехотный взвод (порядка 25 человек).

ipernity.com
В это время в Красном море к югу от Суэца находилась британское соединение T-324 в составе крейсера «Ньюфаундленд», эсминца «Диана», шлюпов «Крэйн» и «Модесте», а также флотского танкера «Уэйв Соверен». Кроме того, в Красном море находился французский отряд в составе фрегатов F-750 «Лаперуз» (1372 т) и F-736 «Газелле», а также тральщика М-663 «Жасмин» (232 т). По первоначальному плану, на эту группировку возлагалась высадка вспомогательного десанта в Суэце (операция «Тореадор»), но затем от этой идеи отказались из-за отсутствия войск и высадочных средств. Судя по всему, египтяне не знали о присутствии британских кораблей.
Англо-французские воздушные атаки на Египет начались вечером 31 октября. Одновременно британская эскадра двинулась по узкому Суэцкому заливу на север, в направлении Суэца. Уже после наступления темноты в 8 милях к югу от Суэца с крейсера обнаружили судно без огней, шедшее встречным курсом. В этом районе оживленного судоходства именно отсутствие огней выдавало корабль воюющей стороны.
Приблизившись на десяток кабельтовых, крейсер по радио и световыми сигналами потребовал от корабля назвать себя, в противном случае угрожая открыть огонь. Египетский фрегат не ответил, дал полный ход и попытался проскочить мимо, но с крейсера начали стрелять. Невзирая на подавляющее превосходство противника, «Думьят» открыл ответный огонь из своих двух 102-мм орудий и за несколько минут боя умудрился всадить в английский крейсер два снаряда. На «Ньюфаундленде» погиб один человек, и было ранено пятеро.

militaryimages.net
Увы, положение египетского фрегата было гораздо более тяжёлым: несколько попаданий 152-мм снарядов с крейсера полностью вывели его из строя, разрушив мостик и рулевую рубку. Фрегат загорелся, потерял ход и беспомощно закачался на волнах. «Ньюфаундленд» прекратил обстрел и приблизился к горящему кораблю, но тут командиру эсминца «Диана» показалось, что «египтянин» дал ход и пытается тарантить крейсер. Он приказал открыть огонь из 114,5-мм орудий. Под градом снарядов, выпущенных почти в упор, «Думьят» перевернулся и быстро затонул. Это случилось около половины второго ночи на 1 ноября.
Британские корабли подняли из воды 69 египетских моряков. На фрегате погибло 56 человек, в том числе 39 моряков; среди последних оказался командир корабля капитан 2-го ранга Мухаммед Шакер Хасан и 5 других офицеров. Таким образом, на корабле находилось 125 человек при штатном экипаже фрегата типа «Ривер» в 107 человек. Считается, что «Думьят» стал последним крупным кораблём, потопленным в классическом артиллерийском бою.

Imperial War Museum
Блокирование Суэцкого канала
В ту же ночь в бой вступил и французский флот: крейсер «Жорж Лейг» поддержал огнём наступавшие израильские войска в районе Рафаха. Днём 1 ноября египетские власти сделали самый сильный ход — начали блокирование Суэцкого канала путём затопления на его фарватере грузовых судов. Самую большую группу судов (21 единицу) затопили в районе Порт-Саида, в их числе оказались спасательное судно «Поллукс», плавучий док, 4 землечерпалки, 7 буксиров и 8 других судов. Все они были предварительно загружены бетоном, чтобы затруднить быстрый подъём. Большинство этих судов были затоплены прямо на входе в канал, закрыв доступ в гавань Порт-Саида и тем самым сделав невозможной быструю разгрузку десанта на причалы. Ещё 30 плавсредств затопили на отрезке между станцией Эль-Кап (на 35-м километре канала) и Суэцем — среди них были разводной плавучий мост в Эль-Фердане (на 65-м километре) и понтонный мост в Исмаилии (на 77-м километре).
Внутри канала затапливались в основном суда вспомогательного флота, перешедшие под контроль Египта — плавучие краны, землечерпалки и буксиры. Впрочем, одними из первых были затоплены и два военных корабля — фрегат «Абикир» и десантный корабль «Акка». Также были затоплены неисправный фрегат «Миср» (бывший PF-84 типа «Такома», повреждённый при столкновении в 1953 году) и однотипный с ним разоружённый фрегат PF-81, ранее купленный для использования в качестве гражданского судна.
Англичане пытались предотвратить блокаду канала ударами с воздуха по египетским судам и боевым кораблям. Так, десантное судно «Акка» было дважды атаковано на фарватере озера Тимсах (в районе 81-го километра) английской авиацией и записано в её победы. Эти атаки не достигли цели, зато дали египтянам убедительный повод обвинить в блокаде канала именно англичан. Все четыре бывших боевых корабля были подняты в январе 1957 года спасателями ООН, после чего отправились на слом.

homedecoration.nu
Таким образом, Суэцкий канал оказался полностью заблокирован для судоходства. Последний караван судов вошёл в него с севера в ночь на 31 октября, но выйти уже не успел, оказавшись запертым в районе Горьких озёр. Всего блокированными в канале оказались 13 нейтральных судов: три либерийских (танкеры «Статуэ», сухогрузы «Эуджения» и «Мэри»), три итальянских (танкеры «Амальфи» и «Американо», сухогруз Эмма»), два норвежских (танкеры «Эли Кнудсен» и «Гектория»), два панамских (танкер «Бригитта» и сухогруз «Дорадо»), советский танкер «Поти», голландский сухогруз «Лемстеркерк» и шведский сухогруз «Киото». Интересно, что ни английских, ни французских судов здесь не было — судя по всему, их предупредили заранее.
Действия на Средиземном море 1-3 ноября 1956 года
Несмотря на потерю двух фрегатов и массированные удары англо-французских палубных самолётов по египетским базам и аэродромам, командование египетского флота решило атаковать противника в Средиземном море. Вечером 1 ноября из Александрии вышли эсминец «Аль-Нассер» (бывший «Совершенный») и фрегат «Тарик» (типа «Флауэр»). Корабли не успели сблизиться с противником до восхода солнца, а в 5 утра были обнаружены патрульными самолётами с французского авианосца «Арроманш». Поднятые с авианосца палубные «Корсары» атаковали египетские корабли ещё до того, как те приблизились к союзной эскадре на расстояние орудийного выстрела. По докладам пилотов, эсминец был подожжён — на самом деле египтяне поставили дымовую завесу и под её прикрытием вернулись в Александрию, не получив повреждений.

maritimequest.com
В самой Александрии (главной базе египетского флота) авиации союзников приходилось действовать предельно осторожно: здесь находились американские корабли (3 десантных транспорта в сопровождении эсминцев «Сперри» и «Самнер»), прибывшие ещё 31 октября для обеспечения эвакуации американских граждан. Вообще американцы демонстративно мешали союзникам по НАТО: так, 2 ноября их подлодка SS-478 «Кёртисс» всплыла в самом центре французского соединения и чуть не была атакована самолётами с «Арроманша». 4 ноября авианосец «Корал Си» с охранением прошёл прямо через центр британской тактической группы, а его командир отказался подчиниться требованию британского адмирала покинуть этот район.
Впрочем, в процессе подготовки десанта в Порт-Саид (операция «Мушкетёр») англо-французские силы и сами умело создавали для себя неприятности. Тем же утром 2 ноября два «Корсара» с авианосца «Лафайет» обнаружили на радаре быстроходный катер и недолго думая атаковали его ракетами. Катер исчез, пилоты доложили о его потоплении. Позднее выяснилось, что это была французская же подлодка «Ла Креоль», шедшая в позиционном положении, с торчавшей над водой рубкой. После начала атаки она просто погрузилась в воду.
В тот же день 2 ноября британское правительство официально объявило о морской блокаде египетского побережья: торговым судам всех стран запрещалось заходить в район между меридианами 27° и 35° южнее параллели 35° северной широты, а также в северную часть Красного моря. Таким образом, декларативная забота о свободе судоходства в Суэцком канале, необходимостью которой мотивировалась тройственная интервенция, обернулась полным его прекращением.
3 ноября, после ухода из Александрии американских кораблей, англо-французская авиация начала активные воздушные налёты на этот порт. Днём в море возле Александрии были потоплены два египетских десантных катера типа LCM-3 (LCM-15 и LCM-20), а вечером произошёл последний морской бой этой войны.
Атака шлюпа «Крейн»
Вечером 3 ноября англичане понесли своеобразное возмездие. Два звена израильских ударных самолётов «Мистер» (8 машин) были подняты в воздух, чтобы атаковать египетское судно, замеченное в Красном море около Рас-Насрани, в 8 морских милях к северу от Шарм аш-Шейха — предполагалось, что оно пытается доставить в крепость подкрепления. Первая четвёрка атаковала судно ракетами и наблюдала, как оно загорелось, разломилось на две части и затонуло. В некоторых источниках указывается, что это был египетский сухогруз «Аида», однако известно, что сухогруз «Аида» вместимостью 1428 брт, использовавшийся египетским флотом, затонул у острова Биг-Бразер в северной части Красного моря 15 сентября 1957 года от навигационной аварии.
Уже на отходе, незадолго до заката, пилоты заметили другое судно и по радио сообщили о нём второй четвёрке, шедшей с запозданием. Второе звено быстро обнаружило противника, который уже повернул назад, зашло на него в атаку и, несмотря на сильный заградительный огонь, выпустило по кораблю все ракеты.
Увы, это был не египетский корабль, а британский шлюп «Крейн» из эскорта крейсера «Ньюфаундленд». Он принадлежал к типу «Блэк Суон», то есть походил на египетский «Тарик» и вполне мог быть принят за противника, тем более шёл один. Нарисованный на борту большой британский флаг лётчики просто не увидели.

flickr.com
Ранее фрегат повредил корму во время ночного противолодочного учения, столкнувшись с однотипным «Модесте». Теперь он отделился от соединения T-324 и в ночь с 2 на 3 ноября патрулировал вход в залив Акаба, в то время как «Модесте» был отправлен для патрулирования южной части Суэцкого залива. Корабли имели весьма абстрактную задачу «охранять торговое судоходство», а также приказ отыскать однотипный с «Думьятом» египетский фрегат «Рашид». Англо-французское командование считало, что «Рашид» находится в заливе Акаба и попытается прорваться к Суэцу.
Англичане заявили, что их атаковало пять самолётов, причём опознали их как МиГ-15. Тем не менее парламентский секретарь Адмиралтейства 19 декабря заявил, что никакого заградительного огня не было, а фрегат открыл огонь по самолётам лишь после того, как первый из них выпустил ракеты.
Атака была проведена с угла в 45º к курсу фрегата. Израильтянам крайне повезло, что атаковали они с большой дистанции и неточно: из 152 неуправляемых реактивных снарядов в британский корабль попало всего три. Одна ракета попала в середину корабля, пробив топливную цистерну, другая угодила в корму рядом с глубинными бомбами, а третья попала в правый борт, прошла через кают-компанию, пронизала корпус и вышла с левого борта, не успев разорваться. Осколками первой ракеты были повреждены оба 40-мм зенитных «Бофорса» и ранены трое артиллеристов. На фрегате вспыхнул пожар, на какое-то время он оказался обесточен и лишился хода.
После выпуска ракет самолёты сделали ещё два захода, обстреляв фрегат из пулемётов, а затем сбросив на него несколько мелких бомб, упавших за самой кормой и осыпавших фрегат осколками. По уверениям англичан, на третьем заходе один самолёт был сбит и рухнул в море перед самым фрегатом. Израильтяне утверждают, что потерь не имели, хотя два «Мистера» получили небольшие повреждения.
Пожар на «Крейне» удалось погасить, хотя из топливных цистерн вылилось много нефти. К утру 4 ноября повреждения электросети были исправлены, после чего фрегат присоединился к остальной эскадре и начал приём топлива с танкера «Уэйв Соверен».
Египтяне воспользовались этим инцидентом, чтобы запустить пропагандистскую утку: их официальная военная сводка сообщила, что английская эскадра попыталась атаковать Суэц, но была отогнана береговой артиллерией, причём были потоплены эсминец и войсковой транспорт.
Последний бой
Утром 4 ноября из Александрии для атаки кораблей противника вышёл эскадрон из трёх египетских катеров проекта 183 под командованием капитан-лейтенанта Галаль эль-Дина Дезуки (двумя другими катерами командовали лейтенанты Исмаил Фахми и Жюль Юсеф Джамаль — сириец-христанин, проходивший стажировку в египетском флоте). Два катера имели бортовые номера 220 и 227, номер третьего катера неизвестен.

topwar.ru
На скорости в 25 узлов катера ко второй половине дня дошли до Порт-Саида и обнаружили в море севернее него готовое к высадке десанта вражеское соединение, включавшее авианосец, крейсер и несколько эсминцев. По приказу командира отряда катера дали полный ход и вышли в атаку, но ещё на сближении были атакованы четырьмя штурмовиками «Си Хоук» с английского авианосца «Бульварк». Два катера были потоплены почти сразу же, третий (лейтенанта Джамаля) перед гибелью успел выпустить торпеды, но в цель они не попали (хотя египтяне уверяли, что потопили или хотя бы повредили вражеский крейсер). С трёх катеров уцелел только один офицер (сирийский стажёр Мишель Скаф) и семь матросов, добравшиеся до берега на спасательных средствах.
В свою очередь, англичане в сводке от 5 ноября заявили, что потопили три катера и ещё один повредили. Позднейшие английские описания уверяют, что последний катер был не добит лётчиками из гуманизма, чтобы он смог подобрать экипажи остальных.
Морские бои остались в тени десантной операции в Порт-Саиде, начатой союзниками на рассвете 5 ноября. За два дня англо-французские амфибийные силы при массированной поддержке палубной и сухопутной авиации захватили город, в котором оборонялось 2000 египтян, но не смогли продвинуться дальше по узкой дороге вдоль канала. Из-за нараставшего международного напряжения и явно отрицательного отношения США операция была прекращена, не достигнув главной цели — захвата Суэцкого канала.
Несмотря на все неудачи и потери, в этой войне Египет одержал как стратегическую, так и моральную победу. Из опыта действий на море и Египту, и Израилю стала ясна необходимость усиления как флота, так и авиации — прежде всего ударными средствами. Кроме того, боевые действия показали, что лётчикам и морякам требуется более тщательная подготовка.
Литература:
- В.Д. Доценко. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001
- А. Розин. СССР и Суэцкий кризис — морской компонент http://alerozin.narod.ru/Suez56/Suez56USSR.htm
- М.А. Жирохов. История ВВС Израиля. Крылья возмездия. Минск: Харвест, 2001
- Derek Varble. The Suez Crisis 1956. London: Osprey, 2003
- Geoffrey Carter. Crisis do Happen. The Royal Navy and Operation Musketeer, Suez 1956. Maritime Books, 2006
- Michael H. Coles, «Suez, 1956. A Successful Naval Operation Compromised by Inept Political Leadership» // Naval War College Review, Autumn 2006, Vol. 59, No. 4
Комментарии к данной статье отключены.