В 1948-1949 годах египетский флот противостоял израильскому — столь же молодому и неопытному, а вдобавок ещё и малочисленному. Семь лет спустя египетским морякам неожиданно пришлось противостоять не только Израилю, но и флотам двух старейших морских держав — Англии и Франции. Шансов на победу египтяне не имели — слишком велико было превосходство противника на море и в воздухе.
После войны 1948-1949 годов израильский и египетский флоты были значительно усилены путём закупки судов времён Второй мировой. При этом обе стороны приобретали суда в основном у Англии. К началу 1956 года израильский флот приобрёл два бывших английских эсминца типа «Z» (1740 т) — «Эйлат» и «Яффо», ранее находившиеся на консервации. Кроме них имелось три фрегата типа «Ривер» — «Мисгав», «Миснак» и «Мистак» (по 1590 т), шлюп «Ногах» (330 т), 10 торпедных катеров (в том числе 7 послевоенной постройки), плавбаза «Мацпен», а также три десантных судна разных типов — LCT, LCI и LCM.
К этому времени египетский флот также получил два эсминца, причём точно того же типа, что и у Израиля — «Эль Кахер» и «Эль Фатих». Они были куплены в мае 1955 года и к осени 1956 года проходили ремонт и переоборудование в Англии. Кроме того, у египтян имелось:
- 7 фрегатов, купленных в 1948-1950 годах, — три типа «Ривер I» («Рашид», «Абикир» и «Думьят»), два типа «Хант I» («Порт-Саид» и «Ибрагим эль-Аваль») и по одному типов «Блэк Суон» и «Флауэр» («Тарик» и «Эль-Судан»);
- 2 корвета — бывшие тральщики типа «Бэнгор» III серии, купленные в 1946 году («Наср» и «Матрух»);
- 8 тральщиков типа «BYMS», купленных ещё в 1947 году;
- танкодесантный корабль «Акка» типа «LST 1», купленный в США в 1950 году;
- 20 десантных катеров;
- 12 торпедных катеров, купленных у Италии и Англии;
- 2 вспомогательных корабля (бывшие королевские яхты), речная канонерка, 11 патрульных и спасательных катеров.
В целом египетский флот, особенно после покупки двух эсминцев, выглядел не только более мощным, но и более сбалансированным: при равенстве в ударных кораблях (эсминцах и торпедных катерах) он имел больше тральных и десантных судов, наиболее востребованных в условиях локального конфликта. Однако мало иметь корабли, надо ещё уметь ими пользоваться. Уровень подготовки египетских моряков и так был весьма невысок, вдобавок за три года в связи с приобретением сразу нескольких довольно крупных кораблей (1000-2000 т) численность личного состава флота выросла сразу в несколько раз. Неудивительно, что в 1950-1953 годах египетский флот потерял от различных аварий три относительно крупных корабля — тральщик, корвет и фрегат.
Египет покупает советские корабли
Несмотря на неудачи, египетское военное руководство мечтало о дальнейшем усилении флота. Когда летом 1955 года Англия и США отказались продавать Египту оружие, тот решил обратиться к Советскому Союзу с просьбой о продаже нового вооружения, включая ударные корабли — эсминцы, подлодки и торпедные катера. Для СССР это обращение было крайне важно. Во-первых, оно означало военное проникновение в арабский мир, контакты с которым до этого были минимальны. Во-вторых, если ранее Советский Союз продавал за рубеж танки и самолёты, то теперь он впервые в истории становился экспортёром боевых кораблей.
Договорённость о продаже вооружения была достигнута в сентябре 1955 года, формально поставки сухопутного вооружения должны были идти через Чехословакию (как когда-то шло оружие Израилю), а морского — через Польшу. Уже в октябре египетские моряки прибыли в Таллин для ознакомления с судами, а с декабря в польской Гдыне началось обучение египетских экипажей эсминцев, продолжавшееся до мая 1956 года.
Всего Египет решил купить 2 эсминца проекта 30-бис, 2 подлодки проекта 613, 4 тральщика проекта 254 и 12 торпедных катеров проекта 183 («Комсомолец»). Кроме того, в начале 1956 года в Югославии было приобретено 6 торпедных катеров типа 108.
Первыми 19 апреля 1956 года в Александрию прибыли торпедные катера, доставленные из Чёрного моря на транспорте «Колхозник». 28 апреля сюда же своим ходом прибыли тральщики, официально египетским командам их передали 25 июня. Наконец, 11 июня в Александрию под польскими флагами, но с советскими экипажами прибыли эсминцы «Совершенный» и «Сметливый». Уже 18 июля они приняли участие в параде египетского флота в честь Дня независимости, хотя официально были переданы египтянам только 10 дней спустя, получив имена «Аль-Нассер» и «Аль-Зафер».
Ещё через два месяца в Александрию прибыли оба эсминца, проходившие переоборудование в Англии. А вот советские подлодки до Египта так и не добрались: они вышли из Гдыни под польскими флагами лишь в октябре и к началу боевых действий дошли только до Гибралтара, после чего были возвращены назад. Таким образом, к началу войны Египет смог дополнительно получить от СССР ещё 2 эсминца, 18 торпедных катеров и 4 тральщика.
Гибель фрегата «Думьят»
Утром 31 октября, ещё до начала англо-французских воздушных атак, произошёл морской бой при Хайфе, в ходе которого израильтяне захватили египетский фрегат «Ибрагим эль-Аваль». В тот же день состоялся ещё один морской бой — менее известный, но куда более трагический и героический.
Египетская база и крепость в Шарм-эш-Шейхе на самой южной оконечности Синайского полуострова играла огромную роль в блокаде выхода из залива Акаба. С началом боевых действий египтяне решили направить сюда подкрепления, причём самым быстрым способом — по морю. Во второй половине дня 31 октября из Суэца вышел фрегат «Думьят», на борту которого находился пехотный взвод (порядка 25 человек).
В это время в Красном море к югу от Суэца находилась британское соединение T-324 в составе крейсера «Ньюфаундленд», эсминца «Диана», шлюпов «Крэйн» и «Модесте», а также флотского танкера «Уэйв Соверен». Кроме того, в Красном море находился французский отряд в составе фрегатов F-750 «Лаперуз» (1372 т) и F-736 «Газелле», а также тральщика М-663 «Жасмин» (232 т). По первоначальному плану, на эту группировку возлагалась высадка вспомогательного десанта в Суэце (операция «Тореадор»), но затем от этой идеи отказались из-за отсутствия войск и высадочных средств. Судя по всему, египтяне не знали о присутствии британских кораблей.
Англо-французские воздушные атаки на Египет начались вечером 31 октября. Одновременно британская эскадра двинулась по узкому Суэцкому заливу на север, в направлении Суэца. Уже после наступления темноты в 8 милях к югу от Суэца с крейсера обнаружили судно без огней, шедшее встречным курсом. В этом районе оживленного судоходства именно отсутствие огней выдавало корабль воюющей стороны.
Приблизившись на десяток кабельтовых, крейсер по радио и световыми сигналами потребовал от корабля назвать себя, в противном случае угрожая открыть огонь. Египетский фрегат не ответил, дал полный ход и попытался проскочить мимо, но с крейсера начали стрелять. Невзирая на подавляющее превосходство противника, «Думьят» открыл ответный огонь из своих двух 102-мм орудий и за несколько минут боя умудрился всадить в английский крейсер два снаряда. На «Ньюфаундленде» погиб один человек, и было ранено пятеро.
Увы, положение египетского фрегата было гораздо более тяжёлым: несколько попаданий 152-мм снарядов с крейсера полностью вывели его из строя, разрушив мостик и рулевую рубку. Фрегат загорелся, потерял ход и беспомощно закачался на волнах. «Ньюфаундленд» прекратил обстрел и приблизился к горящему кораблю, но тут командиру эсминца «Диана» показалось, что «египтянин» дал ход и пытается тарантить крейсер. Он приказал открыть огонь из 114,5-мм орудий. Под градом снарядов, выпущенных почти в упор, «Думьят» перевернулся и быстро затонул. Это случилось около половины второго ночи на 1 ноября.
Британские корабли подняли из воды 69 египетских моряков. На фрегате погибло 56 человек, в том числе 39 моряков; среди последних оказался командир корабля капитан 2-го ранга Мухаммед Шакер Хасан и 5 других офицеров. Таким образом, на корабле находилось 125 человек при штатном экипаже фрегата типа «Ривер» в 107 человек. Считается, что «Думьят» стал последним крупным кораблём, потопленным в классическом артиллерийском бою.
Блокирование Суэцкого канала
В ту же ночь в бой вступил и французский флот: крейсер «Жорж Лейг» поддержал огнём наступавшие израильские войска в районе Рафаха. Днём 1 ноября египетские власти сделали самый сильный ход — начали блокирование Суэцкого канала путём затопления на его фарватере грузовых судов. Самую большую группу судов (21 единицу) затопили в районе Порт-Саида, в их числе оказались спасательное судно «Поллукс», плавучий док, 4 землечерпалки, 7 буксиров и 8 других судов. Все они были предварительно загружены бетоном, чтобы затруднить быстрый подъём. Большинство этих судов были затоплены прямо на входе в канал, закрыв доступ в гавань Порт-Саида и тем самым сделав невозможной быструю разгрузку десанта на причалы. Ещё 30 плавсредств затопили на отрезке между станцией Эль-Кап (на 35-м километре канала) и Суэцем — среди них были разводной плавучий мост в Эль-Фердане (на 65-м километре) и понтонный мост в Исмаилии (на 77-м километре).
Внутри канала затапливались в основном суда вспомогательного флота, перешедшие под контроль Египта — плавучие краны, землечерпалки и буксиры. Впрочем, одними из первых были затоплены и два военных корабля — фрегат «Абикир» и десантный корабль «Акка». Также были затоплены неисправный фрегат «Миср» (бывший PF-84 типа «Такома», повреждённый при столкновении в 1953 году) и однотипный с ним разоружённый фрегат PF-81, ранее купленный для использования в качестве гражданского судна.
Англичане пытались предотвратить блокаду канала ударами с воздуха по египетским судам и боевым кораблям. Так, десантное судно «Акка» было дважды атаковано на фарватере озера Тимсах (в районе 81-го километра) английской авиацией и записано в её победы. Эти атаки не достигли цели, зато дали египтянам убедительный повод обвинить в блокаде канала именно англичан. Все четыре бывших боевых корабля были подняты в январе 1957 года спасателями ООН, после чего отправились на слом.
Таким образом, Суэцкий канал оказался полностью заблокирован для судоходства. Последний караван судов вошёл в него с севера в ночь на 31 октября, но выйти уже не успел, оказавшись запертым в районе Горьких озёр. Всего блокированными в канале оказались 13 нейтральных судов: три либерийских (танкеры «Статуэ», сухогрузы «Эуджения» и «Мэри»), три итальянских (танкеры «Амальфи» и «Американо», сухогруз Эмма»), два норвежских (танкеры «Эли Кнудсен» и «Гектория»), два панамских (танкер «Бригитта» и сухогруз «Дорадо»), советский танкер «Поти», голландский сухогруз «Лемстеркерк» и шведский сухогруз «Киото». Интересно, что ни английских, ни французских судов здесь не было — судя по всему, их предупредили заранее.
Действия на Средиземном море 1-3 ноября 1956 года
Несмотря на потерю двух фрегатов и массированные удары англо-французских палубных самолётов по египетским базам и аэродромам, командование египетского флота решило атаковать противника в Средиземном море. Вечером 1 ноября из Александрии вышли эсминец «Аль-Нассер» (бывший «Совершенный») и фрегат «Тарик» (типа «Флауэр»). Корабли не успели сблизиться с противником до восхода солнца, а в 5 утра были обнаружены патрульными самолётами с французского авианосца «Арроманш». Поднятые с авианосца палубные «Корсары» атаковали египетские корабли ещё до того, как те приблизились к союзной эскадре на расстояние орудийного выстрела. По докладам пилотов, эсминец был подожжён — на самом деле египтяне поставили дымовую завесу и под её прикрытием вернулись в Александрию, не получив повреждений.
В самой Александрии (главной базе египетского флота) авиации союзников приходилось действовать предельно осторожно: здесь находились американские корабли (3 десантных транспорта в сопровождении эсминцев «Сперри» и «Самнер»), прибывшие ещё 31 октября для обеспечения эвакуации американских граждан. Вообще американцы демонстративно мешали союзникам по НАТО: так, 2 ноября их подлодка SS-478 «Кёртисс» всплыла в самом центре французского соединения и чуть не была атакована самолётами с «Арроманша». 4 ноября авианосец «Корал Си» с охранением прошёл прямо через центр британской тактической группы, а его командир отказался подчиниться требованию британского адмирала покинуть этот район.
Впрочем, в процессе подготовки десанта в Порт-Саид (операция «Мушкетёр») англо-французские силы и сами умело создавали для себя неприятности. Тем же утром 2 ноября два «Корсара» с авианосца «Лафайет» обнаружили на радаре быстроходный катер и недолго думая атаковали его ракетами. Катер исчез, пилоты доложили о его потоплении. Позднее выяснилось, что это была французская же подлодка «Ла Креоль», шедшая в позиционном положении, с торчавшей над водой рубкой. После начала атаки она просто погрузилась в воду.
В тот же день 2 ноября британское правительство официально объявило о морской блокаде египетского побережья: торговым судам всех стран запрещалось заходить в район между меридианами 27° и 35° южнее параллели 35° северной широты, а также в северную часть Красного моря. Таким образом, декларативная забота о свободе судоходства в Суэцком канале, необходимостью которой мотивировалась тройственная интервенция, обернулась полным его прекращением.
3 ноября, после ухода из Александрии американских кораблей, англо-французская авиация начала активные воздушные налёты на этот порт. Днём в море возле Александрии были потоплены два египетских десантных катера типа LCM-3 (LCM-15 и LCM-20), а вечером произошёл последний морской бой этой войны.
Атака шлюпа «Крейн»
Вечером 3 ноября англичане понесли своеобразное возмездие. Два звена израильских ударных самолётов «Мистер» (8 машин) были подняты в воздух, чтобы атаковать египетское судно, замеченное в Красном море около Рас-Насрани, в 8 морских милях к северу от Шарм аш-Шейха — предполагалось, что оно пытается доставить в крепость подкрепления. Первая четвёрка атаковала судно ракетами и наблюдала, как оно загорелось, разломилось на две части и затонуло. В некоторых источниках указывается, что это был египетский сухогруз «Аида», однако известно, что сухогруз «Аида» вместимостью 1428 брт, использовавшийся египетским флотом, затонул у острова Биг-Бразер в северной части Красного моря 15 сентября 1957 года от навигационной аварии.
Уже на отходе, незадолго до заката, пилоты заметили другое судно и по радио сообщили о нём второй четвёрке, шедшей с запозданием. Второе звено быстро обнаружило противника, который уже повернул назад, зашло на него в атаку и, несмотря на сильный заградительный огонь, выпустило по кораблю все ракеты.
Увы, это был не египетский корабль, а британский шлюп «Крейн» из эскорта крейсера «Ньюфаундленд». Он принадлежал к типу «Блэк Суон», то есть походил на египетский «Тарик» и вполне мог быть принят за противника, тем более шёл один. Нарисованный на борту большой британский флаг лётчики просто не увидели.
Ранее фрегат повредил корму во время ночного противолодочного учения, столкнувшись с однотипным «Модесте». Теперь он отделился от соединения T-324 и в ночь с 2 на 3 ноября патрулировал вход в залив Акаба, в то время как «Модесте» был отправлен для патрулирования южной части Суэцкого залива. Корабли имели весьма абстрактную задачу «охранять торговое судоходство», а также приказ отыскать однотипный с «Думьятом» египетский фрегат «Рашид». Англо-французское командование считало, что «Рашид» находится в заливе Акаба и попытается прорваться к Суэцу.
Англичане заявили, что их атаковало пять самолётов, причём опознали их как МиГ-15. Тем не менее парламентский секретарь Адмиралтейства 19 декабря заявил, что никакого заградительного огня не было, а фрегат открыл огонь по самолётам лишь после того, как первый из них выпустил ракеты.
Атака была проведена с угла в 45º к курсу фрегата. Израильтянам крайне повезло, что атаковали они с большой дистанции и неточно: из 152 неуправляемых реактивных снарядов в британский корабль попало всего три. Одна ракета попала в середину корабля, пробив топливную цистерну, другая угодила в корму рядом с глубинными бомбами, а третья попала в правый борт, прошла через кают-компанию, пронизала корпус и вышла с левого борта, не успев разорваться. Осколками первой ракеты были повреждены оба 40-мм зенитных «Бофорса» и ранены трое артиллеристов. На фрегате вспыхнул пожар, на какое-то время он оказался обесточен и лишился хода.
После выпуска ракет самолёты сделали ещё два захода, обстреляв фрегат из пулемётов, а затем сбросив на него несколько мелких бомб, упавших за самой кормой и осыпавших фрегат осколками. По уверениям англичан, на третьем заходе один самолёт был сбит и рухнул в море перед самым фрегатом. Израильтяне утверждают, что потерь не имели, хотя два «Мистера» получили небольшие повреждения.
Пожар на «Крейне» удалось погасить, хотя из топливных цистерн вылилось много нефти. К утру 4 ноября повреждения электросети были исправлены, после чего фрегат присоединился к остальной эскадре и начал приём топлива с танкера «Уэйв Соверен».
Египтяне воспользовались этим инцидентом, чтобы запустить пропагандистскую утку: их официальная военная сводка сообщила, что английская эскадра попыталась атаковать Суэц, но была отогнана береговой артиллерией, причём были потоплены эсминец и войсковой транспорт.
Последний бой
Утром 4 ноября из Александрии для атаки кораблей противника вышёл эскадрон из трёх египетских катеров проекта 183 под командованием капитан-лейтенанта Галаль эль-Дина Дезуки (двумя другими катерами командовали лейтенанты Исмаил Фахми и Жюль Юсеф Джамаль — сириец-христанин, проходивший стажировку в египетском флоте). Два катера имели бортовые номера 220 и 227, номер третьего катера неизвестен.
На скорости в 25 узлов катера ко второй половине дня дошли до Порт-Саида и обнаружили в море севернее него готовое к высадке десанта вражеское соединение, включавшее авианосец, крейсер и несколько эсминцев. По приказу командира отряда катера дали полный ход и вышли в атаку, но ещё на сближении были атакованы четырьмя штурмовиками «Си Хоук» с английского авианосца «Бульварк». Два катера были потоплены почти сразу же, третий (лейтенанта Джамаля) перед гибелью успел выпустить торпеды, но в цель они не попали (хотя египтяне уверяли, что потопили или хотя бы повредили вражеский крейсер). С трёх катеров уцелел только один офицер (сирийский стажёр Мишель Скаф) и семь матросов, добравшиеся до берега на спасательных средствах.
В свою очередь, англичане в сводке от 5 ноября заявили, что потопили три катера и ещё один повредили. Позднейшие английские описания уверяют, что последний катер был не добит лётчиками из гуманизма, чтобы он смог подобрать экипажи остальных.
Морские бои остались в тени десантной операции в Порт-Саиде, начатой союзниками на рассвете 5 ноября. За два дня англо-французские амфибийные силы при массированной поддержке палубной и сухопутной авиации захватили город, в котором оборонялось 2000 египтян, но не смогли продвинуться дальше по узкой дороге вдоль канала. Из-за нараставшего международного напряжения и явно отрицательного отношения США операция была прекращена, не достигнув главной цели — захвата Суэцкого канала.
Несмотря на все неудачи и потери, в этой войне Египет одержал как стратегическую, так и моральную победу. Из опыта действий на море и Египту, и Израилю стала ясна необходимость усиления как флота, так и авиации — прежде всего ударными средствами. Кроме того, боевые действия показали, что лётчикам и морякам требуется более тщательная подготовка.
Литература:
- В.Д. Доценко. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001
- А. Розин. СССР и Суэцкий кризис — морской компонент http://alerozin.narod.ru/Suez56/Suez56USSR.htm
- М.А. Жирохов. История ВВС Израиля. Крылья возмездия. Минск: Харвест, 2001
- Derek Varble. The Suez Crisis 1956. London: Osprey, 2003
- Geoffrey Carter. Crisis do Happen. The Royal Navy and Operation Musketeer, Suez 1956. Maritime Books, 2006
- Michael H. Coles, «Suez, 1956. A Successful Naval Operation Compromised by Inept Political Leadership» // Naval War College Review, Autumn 2006, Vol. 59, No. 4
Комментарии к данной статье отключены.