Созданная итальянцами после победы в войне с Эфиопией флотилия Красного моря (Flotta del Mar Rosso) была малочисленной и плохо оснащённой. Однако британцы совершенно справедливо видели в ней угрозу своему судоходству в регионе, и со вступлением Италии во Вторую мировую войну в тёплых и прозрачных водах «ворот Суэцкого канала» вспыхнули ожесточённые морские бои.
10 июня 1940 года, когда Италия вступила в войну с Британской империей, в эритрейском порту Массауа из боевых кораблей находились восемь подводных лодок (шесть океанских и две средние), семь эсминцев (3-й дивизион: «Франческо Нулло» (Francesco Nullo), «Нацарио Сауро» (Nazario Sauro), «Чезаре Баттисти» (Cesare Battisti) и «Даниэле Манин» (Daniele Manin), и 5-й дивизион: «Леоне» (Leone), «Тигре» (Tigre) и «Пантера» (Pantera)), 875-тонные миноносцы «Джованни Ачерби» (Giovanni Acerbi) и «Винченцо-Джордано Орсини» (Vincenzo Giordano Orsini), пять торпедных катеров 21-й флотилии (один был непригодным к использованию), флагман флотилии Красного моря колониальный шлюп «Эритрея» (Eritrea), канонерские лодки «Порто Корсини» (Porto Corsini) и «Джузеппе Бильери» (Giuseppe Biglieri), а также минный заградитель «Остия» (Ostia).
В качестве серьёзной ударной силы эта группировка в Риме не рассматривалась. Современными были только подводные лодки и шлюп «Эритрея», все остальные единицы были устаревшими и непригодными для войны в условиях этого театра. Топлива и боеприпасов имелось всего на одну кампанию без малейшей возможности пополнения, с запчастями изначально было туго. Тем не менее англичане считали флотилию Красного моря «ножом, приставленным к горлу Суэца».
Адмиралтейство ещё 4 апреля объявило о создании Сил Красного моря с базой в Адене. Поначалу в них вошли четыре шлюпа — «Индостан» (HMIS Hindustan), «Индус» (HMIS Indus), «Корнуоллис» (HMIS Cornwallis) и «Клайв» (HMIS Clive) — и три вспомогательных судна индийских ВМС, являвшихся частью арабо-бенгальско-цейлонских Эскортных сил; позднее к ним присоединились ещё три вспомогательных индийских корабля. Организационные мероприятия на случай противостояния с Италией были разработаны ещё в 1939 году, и Командующий британскими ВМС в Ост-Индии вице-адмирал Ральф Литам (Ralph Leatham) 24 мая приостановил судоходство в Красном море до формирования конвоев, а из Средиземноморского флота Суэцким каналом на юг ушли крейсер ПВО «Карлайл» (HMS Carlisle), три эсминца и три шлюпа.
Британскими силами в Красном море поначалу руководил командир новозеландского лёгкого крейсера «Линдер» (HMNZS Leander) кэптен Генри-Эдвард Хоран (Henry Edward Horan), старший офицер среди командиров срочно собранных здесь с других станций кораблей. На момент получения сообщения о начале военных действий с Италией помимо «Линдера» в их состав входили австралийский лёгкий крейсер «Хобарт» (HMAS Hobart), английские крейсер ПВО «Карлайл», шлюпы «Окленд» (HMS Auckland), «Фламинго» (HMS Flamingo), «Шорхэм» (HMS Shoreham) и «Гримсби» (HMS Grimsby), эсминцы 28-го дивизиона «Кандагар» (HMS Kandahar), «Кингстон» (HMS Kingston), «Кимберли» (HMS Kimberley) и «Хартум» (HMS Khartoum), а также индийские шлюпы «Корнуоллис» и «Клайв».
Неудачный дебют итальянских субмарин
Командующий итальянскими ВМС в Красном море контр-адмирал Карло Бальзамо (Carlo Balsamo) намеревался противодействовать британскому судоходству в этом районе в первую очередь подводными лодками. Организационно лодки разделялись на 81-й («Галилео Галилей» (Galileo Galilei), «Галилео Феррарис» (Galileo Ferraris), «Луиджи Гальвани» (Luigi Galvani) и «Альберто Гульельмотти» (Alberto Guglielmotti)) и 82-й («Аркимеде» (Archimede), «Макалле» (Macallè), «Перла» (Perla) и «Эванджелиста Торричелли» (Evangelista Torricelli)) дивизионы. Уже 10 июня итальянские субмарины приступили к поиску целей в море, но их успехи оказались ничтожными: лишь 16 июня «Галилео Галилей» в 12 милях к югу от Адена потопила 8215-тонный норвежский танкер «Джеймс Стуве» (James Stove). Сами же итальянцы понесли куда более серьёзный урон.
«Макалле» после отравления экипажа парами хлористого метила, который итальянцы использовали в кондиционерах вместо безопасного фреона, 15 июня вылетела на берег острова Барр-Муса-Кебир близ Порт-Судана и была затоплена. Оставшихся в живых итальянцев забрала подошедшая после полудня 22 июня «Гульельмотти» и доставила их в Массауа.
«Галилео Феррарис», направленная на патрулирование к Джибути, из-за такой же интоксикации экипажа хлористым метилом 13 июня вынуждена была прервать патрулирование и уйти в Ассаб.
На «Галилео Галилей», которая 18 июня буквально на виду Адена стрельбой из пушки остановила югославское судно, была устроена охота с участием самолётов, эсминца «Кандагар», шлюпа «Шорхэм» и вооружённого траулера «Мунстоун» (HMS Moonstone). Уклонившись вечером 18 июня от первых двух кораблей, на следующий день в 11:37 лодка была обнаружена «асдиком» траулера. «Мунстоун» преследовал субмарину и трижды атаковал её глубинными бомбами. В 12:30, после последней серии бомб, лодка неожиданно всплыла в 2000 ярдов за кормой траулера и открыла огонь.
Англичанин немедленно повернул на противника, расстреливая прислугу у орудий из пулемётов, а когда дистанция сократилась до 500 ярдов, вооружённые винтовками матросы присоединились к пулемётчикам, помогая им очистить палубу лодки. Бой завершился, когда два 4-дюймовых снаряда с траулера попали в рубку «Галилея», перебив почти всех находившихся на мостике. Итальянцы замахали белыми одеждами. «Мунстоун» прекратил стрелять в 12:55, быстро сблизился с лодкой, высадил на борт призовую команду, а затем привёл трофей в Аден. Итальянцы впоследствии утверждали, что успели уничтожить секретную документацию, и заявление англичан, что захваченные оперативные приказы позволили им выловить «Гальвани», расценивают как прикрытие деятельности их агентуры в Массауа.
«Гальвани» была направлена на патрулирование в Оманский залив и вышла на позицию на входе в Ормузский пролив вечером 23 июня. Море было чисто — англичане перенаправили движение танкеров и послали на поиск лодки шлюп «Фалмут» (HMS Falmouth) и эсминец «Кимберли», который следовал из Бомбея в Аден после завершения ремонта. Лодка в надводном положении бесплодно искала цели, когда в 22:57 была обнаружена «Фалмутом» в миле слева по носу. Шлюп подкрался поближе и в 23:08 открыл огонь с 600 ярдов из носовой 4-дюймовой пушки, поразив цель третьим выстрелом.
Лодка начала аварийное погружение, но «Фалмут» успел ударить её носом в рубку. При прохождении над местом погружения шлюп сбросил три глубинные бомбы, сильно повредив «Гальвани». Командир лодки произвёл срочное всплытие, чтобы спасти уцелевших членов экипажа, и приказал оставить корабль. Так как «Фалмут» снова открыл огонь, итальянцы решили сдаться. В 23:17 лодка пошла ко дну с 26 членами команды, так что подошедшему «Кимберли» осталось только заняться спасением выживших.
«Торричелли», направленная 14 июня на смену «Феррарис» к Джибути, 21 июня была перехвачена эсминцем «Хартум» и начала отступление назад, в Красное море, через пролив Баб-эль-Мандеб. Англичанин преследовал её. Рано утром 23 июня лодка была замечена у острова Перим шлюпом «Шорхэм». «Торричелли» сначала погрузилась, но её командир капитано-ди-корветта Сальваторе Пелози (Salvatore Pelosi) не надеялся спастись под водой из-за малой глубины моря, высокой прозрачности воды и незначительной скорости лодки в подводном положении. В 05:30 он всплыл и с 5500 ярдов открыл по шлюпу огонь, поразив его вторым выстрелом в нос. «Шорхэм» отвернул, а появившийся шлюп «Индус» не мог догнать лодку в надводном положении. Однако к месту боя уже подошла колонна эсминцев — «Кингстон», «Кандагар» и «Хартум». Головной «Кингстон» в 05:36 открыл огонь носовыми орудиями. Итальянец ответил пуском четырёх торпед, от которых эсминец уклонился. Сблизившись, «Кингстон» открыл огонь из «пом-помов» и пулемётов, пытаясь расчистить палубу лодки для высадки абордажной партии.
Погоня продолжалась полчаса. Остальные эсминцы присоединились к обстрелу лодки, которая вела ответный огонь, когда в 06:05 попавший снаряд уничтожил её рулевое управление. Через пять минут после этого экипаж оставил «Торричелли», лодка затонула в 06:24. Англичане расстреляли в ходе боя около 700 снарядов — сказались предрассветные сумерки и низкий силуэт цели.
Впрочем, победители очень скоро поплатились за этот успех. «Хартум» со своей частью спасённых итальянцев направился в зону патрулирования. В 11:50 на нём произошёл самопроизвольный взрыв торпед Mk.IX в кормовом аппарате из-за конструктивного дефекта, в результате чего начался сильнейший пожар. В 12:45 последовал взрыв кормового погреба, уничтоживший корабль.
Эсминцы вступают в бой
Итальянские эсминцы начали боевую деятельность 24 июня, когда «Леоне» был направлен на помощь подводной лодке «Аркимеде», экипаж которой… отравился парами хлористого метила! Спасательная партия с эсминца взяла управление лодкой на себя и утром 26 июня привела «Аркимеде» в Ассаб, в то время как «Леоне» принял на борт и доставил в Массауа 24 одурманенных газом подводника.
Подводная лодка «Перла», которая 19 июня вышла из Массауа вместе с «Аркимеде», ещё по пути на позицию в залив Тагиура у Джибути столкнулась с теми же проблемами: в ночь на 21 июня при работах по чистке кондиционеров произошла утечка хлористого метила и получили отравление первые пять членов экипажа. Затем стало хуже и другим морякам, но командир лодки 23 июня всё равно вывел корабль на позицию. Тем временем командование в Массауа, узнав, в каком состоянии находились отравленные члены экипажа «Феррарис», в ночь на 24 июня приказали «Перле» срочно возвращаться.
Лодка успешно форсировала Баб-эль-Мандебский пролив, но вечером 26 июня, следуя в надводном положении в поисках маяка Скьяб-Скьях, неожиданно встретилась со шлюпом «Шорхэм» — англичанин вышел точно на лодку по данным радиоперехвата. «Перла» успела погрузиться на 24-метровую глубину и избежала повреждений от глубинных бомб. К этому времени 80% экипажа получили интоксикацию, а один уже умер. Температура в помещениях достигла 64ºС, так что, когда ночью лодка всплыла, способные двигаться члены экипажа, не определившись с положением корабля, направили его на запад и вылетели на мель на побережье Эритреи у мыса Рас-Косар, приблизительно в 220 км юго-восточнее Массауа. Утром 27 июня, после безуспешных попыток сняться задним ходом, о ситуации доложили в Массауа.
На помощь «Перле» оттуда срочно направили «Леоне», «Пантеру» и старый миноносец «Джованни Ачерби», последний должен был взять лодку на буксир. Но итальянским эсминцам не удалось достичь «Перлы»: «Леоне» почти сразу же вернулся на базу из-за аварии, а «Пантера» и «Ачерби» последовали за ним, получив от воздушной разведки сообщение, что у маяка Скьяб-Скьях замечены английские корабли.
Спустя два часа англичане — лёгкий крейсер «Линдер» с эсминцами «Кингстон» и «Кандагар» — приблизились к «Перле». Гидросамолёт «Валрус» с крейсера сбросил на лодку несколько бомб, после чего «Линдер» открыл огонь с 10 км, наблюдая «четыре накрытия и несколько попаданий», на самом деле достигнув только близких разрывов. Оставшиеся на ногах итальянцы пытались отстреливаться из 100-мм орудия, но на втором выстреле оно вышло из строя. После этого командир лодки приказал оставить корабль.
Неожиданно появились восемь (по другой информации — два) итальянских бомбардировщиков «Савойя-Маркетти» SM.81. Они в течение получаса атаковали английские корабли. Три бомбы разорвались рядом с одним из эсминцев, а в последней атаке самолёт уложил бомбу в 25 ярдах от мостика «Линдера». Англичане поспешили убраться, так что вышедшие в море «Тигре», «Пантера», «Леоне», «Сауро» и «Манин» провели поиск ночью 27–28 июня безрезультатно. «Перлу» восстановила спасательная экспедиция, добравшаяся по суше, и отбуксировала лодку в Массауа. Впоследствии её восстановили.
Поскольку Средиземное море было закрыто для британского судоходства, маршрут через Красное море приобретал решающее значение для снабжения войск в Египте и Судане. В связи с этим у контр-адмирала Артура Мюррея (Arthur J.L. Murray), принявшего командование на этом театре 29 июня, было несколько задач: предотвратить подход подкреплений к итальянской эскадре в Массауа, блокировать побережье Итальянского Сомали и Эритреи и защитить жизненно важную коммуникацию Аден – Суэц. Для выполнения последней задачи наличные силы были реорганизованы: в Суэце Мюррей сформировал соединение «S» в составе шлюпов «Гримсби» и «Клайв». В его задачу входило сопровождение конвоев на отрезке Суэц – широта Порт-Судана; южнее конвои следовали под охраной кораблей из Адена.
Первый британский конвой из серии BN/BS («из Бомбея на север» / «в Бомбей на юг») BN.1, вышедший из Адена в Суэц 2 июля, состоял из девяти судов, включая шесть танкеров, и сопровождался крейсером «Линдер» и двумя шлюпами. На широте Порт-Судана эскорт принял под охрану встречный конвой BS.1 из 18 судов, вышедший из Суэца 7 июля, и вместе с ним 15 июля вернулся в Аден. Одновременно с этой операцией лёгкий крейсер «Ливерпуль» (HMS Liverpool) дважды пересёк Красное море, выполняя индивидуальное задание: выйдя из Александрии 1 июля с войсками для Адена, он после выгрузки в пункте назначения загрузился запасом 6-дюймовых снарядов и благополучно вернулся назад.
К началу движения британских конвоев половина итальянских субмарин была уже потеряна, а около 50 имевшихся в распоряжении бомбардировщиков SM.81 не радовали особыми успехами, лишь 28 июля они сильно повредили судно «Матхура» (Mathura) в Адене. Ко всему, в боекомплекте у итальянских авиаторов имелись только 50- и 100-кг бомбы общего назначения, а запасы горючего были крайне ограничены.
Ещё менее успешно действовали эсминцы, пытавшиеся перехватить вражеские конвои после поступления сообщения от авиации об их обнаружении.
26 июля эсминцы «Нулло» и «Баттисти» вышли на первую наступательную операцию, однако поиск судов, идущих из Суэца в южном направлении, проведённый совместно с подводной лодкой «Гульельмотти», окончился безрезультатно. Кого искали итальянцы, выяснить не удалось, но конвоев BN/BS в это время в Красном море не было. 24–25 августа «Нулло» и «Сауро» снова искали в море суда противника, и снова безуспешно. 28–29 августа с тем же результатом выходили «Тигре» и «Пантера», 30–31 августа — «Баттисти» и «Манин», а 5–6 сентября «Баттисти», «Сауро» и «Манин» не нашли конвой BS.3, хотя итальянские бомбардировщики атаковали сопровождавший его крейсер «Хобарт» восемь раз.
В это же время ВМС итальянцев понесли урон. Миноносцы постройки времён Первой мировой «Ачерби» и «Орсини» находились в распоряжении командующего морскими силами в Массауа капитано-ди-фрегата Филиппо Де Фрая (Fillippo De Fraia), патрулируя прилегающий к гавани район. В 18:00 6 августа по пирсу, к которому они были пришвартованы, с малой высоты отбомбился один из принимавших участие в рейде на Массауа британских «Бленхеймов». В заднюю дымовую трубу «Асерби» попала бомба и взорвалась в машинном отделении — 15 членов экипажа погибли и 30 были ранены. Полученные повреждения оказались настолько серьёзными, что о восстановлении корабля не могло быть и речи. Все орудия с миноносца сняли и укомплектовали ими береговые батареи на подступах к Массауа. 4 апреля 1941 года «Асерби» вместе с несколькими судами был затоплен на входе в военную гавань в качестве блокшива.
Вторая серия
Отсутствие результатов у итальянского флота в Красном море не помешали британцам предпринимать меры по усилению эскадры Мюррея. К концу августа у того было четыре крейсера (лёгкие «Линдер», «Хобарт», «Каледон» (HMS Caledon) и крейсер ПВО «Карлайл»), эсминцы «Кандагар», «Кингстон» и «Кимберли» и девять шлюпов. Поскольку объём перевозок увеличился, в начале сентября Средиземноморский флот направил сюда недавно прибывший крейсер ПВО «Ковентри» (HMS Coventry), который теперь, чередуясь «Карлайлом», обеспечивал дополнительную защиту конвоев от нападений с воздуха на маршруте Аден – Суэц.
6–7 сентября на перехват обнаруженного итальянским самолётом конвоя BN.4 из 23 судов из Массауа вышли «Тигре», «Леоне», «Баттисти» и «Манин». Британский конвой сопровождали лёгкий крейсер «Линдер», крейсер ПВО «Карлайл», эсминец «Кингстон» и шлюпы «Гримсби», «Окленд», «Клайв» и «Парраматта» (HMAS Parramatta). Поиск эсминцев прошёл безуспешно, хотя итальянцы утверждали, что «безрезультатно выпустили торпеды по эсминцу». Атака итальянских бомбардировщиков на «Линдер» и «Окленд» к северу от острова Джабаль-аль-Таир окончилась так же безрезультатно, но поиск подводных лодок «Гульельмотти» и «Феррарис» был более успешным. Первая из них в 15:00 6 сентября обнаружила отставший от конвоя греческий танкер «Атлас» (Atlas, 4008 тонн) и всадила в него две торпеды, после чего тот, в конце концов, затонул при буксировке.
Опасаясь атаки итальянских эсминцев, 12 сентября британцы при переходе через Красное море в Суэц конвоя WS.2A (войсковые транспорты «Андес» (Andes, 25 689 тонн), «Импресс оф Британия» (Empress of Britain, 42 348 тонн) и «Импресс оф Канада» (Empress of Canada, 21 517 тонн) с солдатами для Ближнего Востока в охранении тяжёлого крейсера «Шропшир» (HMS Shropshire)) в проливе Баб-эль-Мандеб усилили его эскорт лёгким крейсером «Хобарт» и эсминцами «Кингстон» и «Кандагар», а 13 сентября — крейсером ПВО «Ковентри» и эсминцем «Кимберли». 14 сентября, после прохождения Массауа, «Хобарт» и «Кандагар» присоединились к конвою BS.4B и вместе с ним 16 сентября пришли в Аден, а остальные боевые корабли ушли в Порт-Судан. 15 сентября «Шропшир», «Ковентри», «Кингстон», «Кимберли» и «Фламинго» взяли под охрану вышедший оттуда накануне конвой BS.4С и 18 сентября привели его в Аден.
19 сентября «Леоне», «Пантера», «Баттисти» и «Манин» вышли из Массауа для атаки конвоя BN.5, состоящего из 23 судов. Его прикрывали лёгкий крейсер «Линдер» и шлюпы «Окленд», «Ярра» (HMAS Yarra) и «Парраматта». Итальянские корабли конвой не обнаружили и 20 сентября вернулись в базу, а бомбардировщики в тот же день близкими разрывами нанесли повреждения пароходу «Бхима» (Bhima, 5280 тонн), в результате чего тот выбросился на мель.
Ночью 5–6 октября «Баттисти» и «Манин» безуспешно искали конвой ВN.6.
Следует отметить, что условия службы экипажей боевых кораблей и персонала судоремонтных мастерских в экстремальных климатических условиях Красного моря были не из лёгких. Жара в тени 55ºС и 100% влажность приводили к тому, что в каждом выходе в море было много случаев падения в обморок от тепловых ударов: системы кондиционирования воздуха и охлаждения из-за дефицита газа, электроэнергии и запчастей не работали. Служба в непривычном климате способствовала физическому истощению и болезням экипажей — матросы покрывались язвами, так что в мирное время их приходилось на длительный срок отправлять на восстановление в горные районы Эритреи. В военное же время над кораблями нельзя было натянуть тенты для защиты от солнца из-за постоянной готовности к отражению нападения с воздуха — с 11 июня по 21 ноября британские бомбардировщики провели 50 рейдов на Массауа.
Климат не выдерживали не только люди, но и машины кораблей — все эсминцы вступили в строй в 20-х годах. Не добавляла оптимизма и безрезультатность боевых выходов. Всё это, а также износ механизмов и дефицит запчастей и топлива серьёзно ограничивали наступательные действия итальянских эсминцев.
19 октября из Адена в Суэц вышел конвой BN.7, состоявший из 32 судов. Его прикрывали лёгкий крейсер «Линдер» (флагман командира охранения кэптена Хорана), эсминец «Кимберли», шлюпы «Окленд», «Индус» и «Ярра», а также тральщики «Дерби» (HMS Derby) и «Хантли» (HMS Huntley). C морскими силами взаимодействовали около 50 истребителей и бомбардировщиков из Адена. В этот же день конвой заметил и безуспешно атаковал S.79 лейтенанта Альберто Леонарди (Alberto Leonardi), а 20 октября — S.79 лейтенанта Марио Индри (Mario Indri). Подводные лодки «Гульельмотти» и «Феррарис» конвой не обнаружили.
Тогда итальянское командование в Массауа решило направить на перехват четыре боеготовых на тот момент эсминца. План предусматривал использование более тихоходных, но лучше вооружённых «Пантеры» (командир полудивизиона капитано-ди-фрегата Паоло Алоизи (Paolo Aloisi) и «Леоне» для отвлечения эскорта, в то время как «Сауро» (командир полудивизиона капитано-ди-корветта Энрико Моретти дельи Адимари (Enrico Moretti degli Adimari) и «Нулло», скрытно подобравшись, должны были атаковать торговые суда торпедами. Ожидалось, что конвой будет проходить близ Массауа около полуночи 21 октября.
Во второй половине дня 20 октября четыре эсминца снялись с якоря, вышли в море проливом Дахлак и направились на юго-восток. На кораблях были неполные экипажи — так, на «Нулло» из 180 человек из-за болезни находилось только 120. В 21.15 итальянцы разделились — корабли 5-го дивизиона теперь следовали западнее, а эсминцы 3-го дивизиона шли параллельным курсом восточнее. В 23:21 «Пантера» обнаружила дым справа по носу и, сообщив об этом «Сауро» и Нулло, вместе с «Леоне» на 22 узлах повернула на юг, чтобы занять положение между конвоем и луной, не обнаруживая себя.
Луна светила ярко, море было спокойным, но дымка уменьшала видимость у побережья Африки. Конвой находился в 35 милях северо-северо-западнее островка Джабал-эль-Таир, когда «Ярра» лейтенант-коммандера Уилфреда Харрингтона (Wilfred H. Harrington), следовавший зигзагом вместе с «Оклендом» коммандера Джона Хьюитта (John G. Hewitt), увидел «фосфоресцирующие носовые буруны двух приближающихся быстроходных кораблей». «Ярра» дал сигнал опознания, на который в 23:31 «Пантера» ответила пуском двух торпед, а в 23:34 — ещё двух, с дистанции соответственно 5500 и 6500 ярдов, после чего выпустила несколько снарядов по конвою. Как отмечали англичане, «спасательная шлюпка на судне коммодора была повреждена осколками, но более никакого вреда причинено не было». «Леоне», который следовал в 875 ярдах (800 метров) позади «Пантеры», целей не видел и торпедами не стрелял.
«Ярра» увидел вспышки торпедных залпов далеко слева по носу и повернул к врагу. «Окленд» открыл огонь с 4000 ярдов, а после того, как торпеды прошли мимо, к нему присоединился «Ярра». Итальянские корабли легли на курс отхода, отстреливаясь из кормовых орудий. Алоизи сообщил о взрывах и претендовал на два торпедных попадания, но в действительности все торпеды прошли мимо. «Кимберли» оставил свою позицию позади конвоя и на 30 узлах поспешил на северо-восток, к месту боя. «Линдер», находившийся на левом фланге конвоя, повернул на юго-восток, в то время как шлюпы были отозваны к конвою. «Пантера» и «Леоне», считая свою задачу успешно выполненной, разорвали контакт и ушли на запад-юго-запад. В конечном счёте, они благополучно возвратились в Массауа через южный фарватер, вдоль побережья Эритреи.
После того, как орудийный огонь затих, кэптен Хоран повернул «Линдер» на северо-запад, чтобы перекрыть итальянцам путь отхода к острову Хармиль, в северной части архипелага Дахлак, полагая, что вражеские корабли удалились в том направлении.
В 23:30, после получения сообщения от «Пантеры», «Сауро» и «Нулло» отвернули в обратном направлении, чтобы освободить район для действий 5-го дивизиона. В 00:16 наступившего 21 октября эсминцы повернули влево на 90°, а потом ещё раз в 00:50. Теперь группа двигалась на юго-восток, но в течение почти часа ничего не обнаружила, так как конвой сместился к западу. Наконец, в 01:48 итальянцы увидели надвигающиеся «Линдер» и «ещё один корабль». «Сауро» дал по крейсеру двухторпедный залп, причём одна из торпед не вышла из аппарата. В ответ «Линдер» выстрелил осветительным снарядом, а затем в течение двух минут дал 10 полных залпов главным калибром, прежде чем потерял цель из виду. Итальянские отчёты говорят, что стычка произошла на дистанции 1600 ярдов, в то время как на «Линдере» сочли, что враг был более чем в 8000 ярдов.
Оторвавшись от крейсера, «Сауро» повернул сначала на юг, затем на северо-запад, и в 02:07 выстрелил по конвою две торпеды — одна из них вновь не вышла из аппарата, другая не нашла цель. В 02:12 «Сауро», прикрывшись дымовой завесой, повернул на север и разорвал контакт. В конечном итоге, обойдя британцев с востока и пройдя позади конвоя, он вернулся в Массауа южным фарватером вслед за 5-м дивизионом.
В то же самое время на «Нулло» увидели вспышки, которые приписали вражескому торпедному залпу, а вскоре после этого наблюдатель сообщил о «торпедах, в идущих направлении носа эсминца». «Нулло» все ещё находился в выгодном положении для пуска торпед, и его командир капитано-ди-корветта Костантино Борсини (Costantino Borsini) решил предпринять атаку, а затем последовать за флагманом. Однако тут руль эсминца на несколько минут заклинило, в результате чего «Нулло» описал две полные циркуляции и потерял контакт с «Сауро».
Деление на ноль
В 02:20 «Линдер» осветил прожекторами «небольшой светло-серый корабль, двигающийся на север». Это был «Нулло». Крейсер открыл огонь с 4600 ярдов (4200 метров), находясь справа по носу от итальянца. «Нулло» тоже открыл огонь, стреляя сначала по «эсминцу» по корме (вероятно, «Окленду»), а затем — по «Линдеру». Корабли перестреливались в течение приблизительно 10 минут. Итальянцы использовали беспламенный порох, и новозеландцы зафиксировали только два вражеских залпа, тогда как их крейсер каждый свой залп обозначал яркими вспышками.
«Линдер» дал восемь 6-дюймовых залпов вслепую, не видя их эффекта. Тем не менее, несколько снарядов достигли цели — повредили гирокомпас и артиллерийский директор «Нулло». После этого итальянский эсминец прервал бой и повернул на северо-запад, направляясь к проливу у острова Хармиль на 30 узлах. Хотя крейсер, предугадав намерение «Нулло», преследовал его в том же направлении, эсминец уверенно держал высокую скорость, и «Линдер» не смог прожектором отследить его в темноте.
Однако в 02:40 самопроизвольный выстрел из орудия выдал местоположение итальянца, и погоня продолжилась. В 03:00 «Линдер» заметил ещё один корабль, но это оказался «Кимберли» под командованием лейтенант-коммандера Джона Ричардсона (John S.M. Richardson). После короткого совместного поиска в 03:05 «Линдер» вернулся к конвою, а «Кимберли» поспешил к острову Хармиль, намереваясь устроить там итальянцам засаду. «Нулло» тем временем, действительно намереваясь вернуться в Массауа северо-восточным фарватером, снизил скорость до 19 узлов, так что англичане значительно опередили его.
Британский эсминец подошёл к острову Хармиль на рассвете. В 05:40 его наблюдатель сообщил о контакте на юго-юго-востоке, и «Кимберли» повернул ему навстречу. Наблюдатели «Нулло», обходившего на 26 узлах Хармиль с востока, также сообщили о контакте. Острый угол сближения (итальянец следовал прямо на север, почти навстречу британцу) лишил возможности правильного опознания, но итальянский капитан предполагал, что это был «Сауро». Борсини на этот момент больше был обеспокоен преодолением мелей, рассеянных у северо-восточного фарватера.
«Кимберли» открыл огонь носовыми орудиями в 05:53–05:55 с дистанции 12400 ярдов (11300 метров). Захваченный врасплох «Нулло» ответил только спустя четыре минуты, изменив курс с северного на северо-западный, а в 06:05 он резко повернул от надвигающегося с севера противника на юго-юго-запад. В 06:11 дистанция сократилась до 10 300 ярдов (9400 метров). Из-за выведенного из строя поста управления огнём артиллеристы «Нулло» наводили орудия и стреляли «на глаз», а снаряды передавались из погреба матросами вручную по цепочке.
Британский эсминец дал девять залпов, из которых шесть последних легли с накрытием, но без попаданий. В 06:15 с 18 000 ярдов вступила в бой береговая батарея «Джульетти» (Giulietti) лейтенанта Лоренцо Маджоло (Lorenzo Maggiolo) с острова Хармиль (четыре 120-мм орудия Кане-Шнайдер-Армстронг обр. 1918 года), вынудив англичан отвернуть на северо-северо-запад. Чуть позднее, при дистанции 8500 ярдов (7720 метров), «Кимберли» снова повернул на юг, выпуская чёрный дым из трубы, чтобы заставить канониров «Нулло» думать, будто они добились попадания.
В 06:20 «Нулло», следуя зигзагом вдоль восточного побережья Хармиля, зацепил корпусом риф, в результате чего получил пробоину и повредил винт. С поступающей в корпус водой эсминец намеревался обойти Хармиль, когда возобновивший в 06:20 обстрел «Кимберли» поразил его снарядом в переднее машинное отделение, а секунду спустя другим — в кормовое. «Нулло» резко рыскнул влево и загорелся, его машины остановились. Борсини приказал команде оставить корабль, одновременно направив его к острову, чтобы, двигаясь по инерции, выброситься на мель под защиту береговой артиллерии. Кормовое орудие эсминца продолжало вести огонь, пока крен не стал чрезмерным.
«Кимберли» выпустил торпеду, чтобы добить противника, но промахнулся. В это время итальянцы уже покинули эсминец — на мостике остался только Борсини, решивший погибнуть вместе с кораблём. Подойдя на дистанцию 4500 ярдов (4000 метров), с которой ясно читались буквы NL на борту итальянца, Ричардсон выпустил ещё одну торпеду, которая врезалась в мидель «Нулло» и разорвала его на две части. 21 октября в 06:35 «Нулло» быстро затонул в 5 милях к юго-востоку от маяка Хармиль вместе с Борсини и его ординарцем матросом Винченцо Чараволо (Vincenzo Ciaravolo), не пожелавшим оставить своего командира. Оба они, посмертно были удостоены высшей итальянской военной награды — золотой медали «За воинскую доблесть» (Medaglia d'oro al valor militare). Всего в ходе сражения погибло 14 членов экипажа «Нулло», остальные 106 человек на плотах добрались до острова Хармиль. «Кимберли», выпустив около 600 снарядов и две торпеды, сам не был поражён ни разу.
Как раз в это время батарея «Джульетти», наконец, нащупала цель, и первый снаряд ударил в машинное отделение «Кимберли», ранив троих моряков. Осколки повредили паропровод, и британский эсминец потерял управление и ход. Второй снаряд вывел из строя носовое орудие.
Команда «Кимберли» отчаянно пыталась исправить повреждения, в то время как артиллеристы дрейфующего корабля продолжали бой. Спустя несколько минут эсминец частично восстановил управление, развил ход в 15 узлов и начал отход на восток. Батарея «Джульетти» сделала заключительные выстрелы в 06:45, когда дистанция составила 19 000 ярдов (17 400 метров); она израсходовала в ходе боя 169 снарядов. «Кимберли» в течение сражения израсходовал 596 полубронебойных и 97 фугасных снарядов, из которых 100 пришлось на долю батареи «Джульетти».
Вскоре давление пара на эсминце снова пропало. Наконец, прибыл «Линдер» и, сопровождаемый «Кингстоном», отбуксировал «Кимберли» в Порт-Судан. Итальянцы пытались расквитаться с «Кимберли», и на переходе в Порт-Судан британские корабли были атакованы тремя бомбардировщиками S.79 капитана Карло Караччоло (Carlo Caracciolo) из 28-й авиагруппы, поднятыми в 09:00 по приказу адмирала Бальзамо. «Савойи» сбросили 21 100-кг бомбу, но все они легли мимо цели. Следующая попытка S.79 разбомбить «Кимберли» у причала в Порт-Судане, предпринятая 23 октября, также окончилась безрезультатно.
В то же время корпус погибшего на мелководье «Нулло» оставался выше уровня воды, и 21 октября три «Бленхейма» из 45-й эскадрильи отбомбились по останкам эсминца. Позднее два орудия корабля итальянцы демонтировали для береговой батареи «Джульетти».
Адмирал Мюррей обвинил Хорана «в недостатке агрессивности» — его одобрение получил только экипаж «Кимберли», хотя покинуть темной ночью конвой, чтобы преследовать быстроходные корабли неизвестной численности, было, по меньшей мере, неразумно. Итальянцы в итоге не сумели выполнить свой план: корабли 5-го дивизиона удалились слишком поспешно, позволив охранению британского конвоя перегруппироваться для отражения новой угрозы. Несколько прицельных торпедных атак, выполненных эсминцами, завершились безрезультатно. Используя две отдельные группы, итальянцы увеличили вероятность обнаружения врага, однако история неудачных попыток перехвата показала, что такая тактика исходила от недостатка сил для подавления эскорта и организации эффективного нападения на суда конвоя днём.
В то же время, итальянцев трудно упрекнуть в отсутствии боевого духа и желания наступать. При первой же возможности они продолжали высылать в море свои эсминцы, но столь же безрезультатно, как и ранее. В поиске британского конвоя BN.10 3-5 декабря участвовали «Тигре», «Леоне», «Сауро» и «Манин», а также подводная лодка «Феррарис». Ночью 24–25 января 1941 года безуспешно искали конвой BS.13 «Пантера» и «Сауро».
Ночь на 3 февраля «Тигре», «Пантера» и «Сауро» провели в поиске британского конвоя BN.14, состоявшего из 39 судов. Он 1 февраля вышел из Адена в сопровождении лёгкого крейсера «Каледон», эсминца «Кингстон» и шлюпов «Индус» и «Шорхэм». «Сауро» увидел конвой первым, сообщил об этом остальным эсминцам и «выпустил три торпеды в группу судов», но без успеха. Через минуту эсминец дал второй торпедный залп «по плохо видимым целям», заметив после этого «облако дыма». Завершив атаку, «Сауро» на большой скорости отошёл.
Сигнал об обнаружения от «Сауро» остальными эсминцами получен не был, однако спустя 10 минут «Пантера» самостоятельно нашла конвой и атаковала его торпедами, заявив «вероятные попадания в два судна». «Тигре» вообще не увидел вражеские корабли. Во время возвращения к югу от Массауа «Сауро» повстречал «Кингстон», следовавший в Аден, но, оставшись без торпед, уклонился от боя. «Тигре» и «Пантера» присоединились к «Сауро» и вместе с ним вернулись в Массауа. Итальянцы считали, что торпедировали два торговых судов, но на самом деле никто не пострадал; англичане вообще не зафиксировали присутствия противника.
Это был последний выход итальянцев на противоконвойную операцию — из-за дефицита топлива и отсутствия запасных частей эсминцы вынуждены были снизить свою активность. А скоро наступила развязка…
Литература:
- Vincent P. O’Hara Struggle for the Middle Sea: The Great Navies at War In The Mediterranean, 1940–1945 — Naval Institute Press, 2009
- Corrado Ricci, Christopher F. Shores. La guerra aerea in Africa orientale (1940–1941) — S.T.E.M. Mucchi, 1980
- M.J. Whitley. Destroyers of World War 2 — Cassell Publishing, 1988
- John Campbell. Naval Weapons of World War Two — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1985
- Ashley Jackson. The British Empire and the Second World War — Continuum International Publishing Group, 2006
- Aldo Cherini. Bandiera di combattimento. R. Cacciatorpediniere «Nazario Sauro». 1926–1941 — Autoedizione, 1992
- S.W. Roskill. War at Sea 1939–1945, Vol.I — Her Majesty's Stationery Office, 1954
- Charles Langtree. The Kellys: 'J', 'K' and 'N' Class Destroyers of World War II — Chatham Publishing, 2002
Комментарии к данной статье отключены.