Конец 30-х годов стал временем стремительного развития бронетанковой техники. Начавшаяся в сентябре 1939 года Вторая мировая война придала маховику военного прогресса ещё большее ускорение. Те разработки конструкторов, которые совсем недавно были передовыми, внезапно оказались среди отстающих. Нередкими стали случаи, когда танки устаревали, едва сойдя с конвейера. К числу подобных неудачников относится и американский Medium Tank M2. Хотя по поводу этой боевой машины можно нередко услышать насмешки, на самом деле они лишены оснований. Американские инженеры создали далеко не самый плохой средний танк. Но к моменту запуска его в серию требовались уже другие машины, более защищённые и имеющие более мощное вооружение.
С башней и казематами
В 1935 году на вооружение американской пехоты был принят колёсно-гусеничный средний танк Convertible Medium Tank T4. Всего арсенал Рок-Айленд в Давенпорте построил 16 таких машин, а также три Convertible Medium Tank T4E1, имевших вместо башни рубку, по периметру которой размещались пулемёты. Машина получилась спорной.
С одной стороны, это был первый американский средний танк, выпущенный в количестве более десяти экземпляров. С другой стороны, характеристики машины получились крайне странными. Даже на колёсном ходу она всё равно немного проигрывала в подвижности лёгкому танку Light Tank M2A1, имея при этом аналогичные вооружение и бронирование. С учётом того что стоил Convertible Medium Tank T4 в два раза больше лёгкого собрата, сомнения американских военных легко понять. В отличие от Light Tank M2A1 и Combat Car M1, этот средний танк развивать не стали. Было очевидно, что требуется машина нового типа.
Помимо борьбы сторонников чисто гусеничной и колёсно-гусеничных схем, в Департаменте вооружений шёл ожесточённый спор о том, как именно в танке должно располагаться вооружение. Неспроста и Convertible Medium Tank T4, и Combat Car T5 существовали в двух вариантах (с башней и с рубкой). Попытку помирить противоборствующие стороны предпринял капитан Джордж Рери (George H. Rarey) из пехотного управления. В апреле 1934 года он разработал концепцию среднего колёсно-гусеничного танка, где одновременно использовались и принцип «огневого ежа», и башня кругового вращения. По периметру боевого отделения танка предлагалось разместить спонсоны с пулемётами, а по центру устанавливалась башня с 47-мм пушкой. Механик-водитель при этом находился в отдельной рубке.
В таком виде машину разрабатывать не стали. Испытания в 67-м полку, куда попали Light Tank M2A1 и Convertible Medium Tank T4, наглядно показали, что концепция танка на шасси Гарри Нокса выглядела явно выигрышнее. Вместе с тем и проект танка капитана Рери отнюдь не стал пустой тратой бумаги.
Дело в том, что работал он в экспериментальном управлении, которое размещалось как раз в Форт-Беннинге. Когда 16 мая 1936 года Комитет по вооружениям принял решение о запуске программы Medium Tank T5, разработка машины во многом оказалась под контролем экспериментального управления. И если за основу ходовой части была взята концепция Light Tank M2, то общая компоновка боевого отделения и отделения управления перекочевала на новый проект с той самой концепции капитана Рери.
Необходимость использовать концепцию Light Tank M2 при создании Medium Tank T5 конструкторы восприняли буквально. Для ускорения процесса многие узлы и агрегаты были использованы практически без изменений. Это касалось двигателя Continental R-670–3, коробки передач, ведущих колёс, опорных катков, ленивцев и гусеничных лент. Подвеску всё же пришлось усиливать, просто скопировать её не удалось. Поскольку общая длина машины, получившей обозначение Medium Tank T5 Phase I, выросла почти на метр, количество тележек увеличилось до трёх на борт, а опорных катков стало шесть.
Общая компоновочная схема Light Tank M2 сохранилась, но при этом место механика-водителя оказалось сдвинуто в центр. В результате вал от двигателя в коробку передач шёл у мехвода прямо между ног.
Максимальное использование уже готовых агрегатов благотворно сказалось на скорости разработки и сроках изготовления первого опытного образца. Торопиться американским инженерам было куда: рост напряжения в Европе, начавшийся после прихода в Германии к власти нацистов, ощущался и за океаном. С 1936 года в американскую пехоту и кавалерию стали массово поступать лёгкие танки нового поколения. Шли работы над другими образцам бронетехники и вооружения, в том числе противотанкового.
Американские военные отлично понимали, что одними лёгкими танками хорошо воевать не получится, так что разработка среднего танка находилась в высоком приоритете. Настолько высоком, что 16 ноября 1937 года на испытания вышла машина, наполовину бывшая макетом. Её боевое отделение, башню и вооружение изготовили из дерева: на тот момент заказчиков и создателей больше интересовало, как себя поведёт ходовая часть. Тем не менее в облике машины всё равно явно угадывалась концепция капитана Рери. Больше того, башня из его проекта перекочевала на новый танк почти без изменений.
Главным отличием стало вооружение. Прекрасно понимая, что пушка калибра 47 мм слабовата, Департамент вооружений предписал установить другую пушку, калибра 37 мм. Это была танковая версия противотанкового орудия, которую разрабатывал Гладеон Барнс, используя конструктивные особенности немецкой пушки 3.7 cm Pak. В итоге у него получилась самая мощная пушка калибра 37 мм, но на момент испытаний прототипа нового среднего танка она ещё только находилась в разработке.
После первого этапа ходовых испытаний, продолжавшихся до 29 декабря 1937 года, машина вернулась в арсенал Род-Айленд. Для начала были внесены поправки в конструкцию её шасси. Поскольку масса машины выросла до 13,5 тонны, нагрузка на коробку передач выросла более чем в полтора раза. Со своей задачей она, в принципе, справлялась, но при этом перегревались бортовые передачи, поэтому было установлено специальное оребрение, которое способствовало их охлаждению.
То же, что находилось выше шасси, конструкторы полностью заменили. Танк стал ещё больше напоминать концепцию Рери. Поскольку исходная башня предполагалась условно необитаемой (наводчик сидел внизу), а по новым требованиям её надо было сделать двухместной, Рери создал новую конструкцию. Башня стала больше, а её борта получились наклонными, также в корме появился люк. Сама башня была сварной конструкции.
Сильно изменилось и отделение управления, которое получило листы под рациональными углами наклона. Механик-водитель получил три смотровых люка, в открытом положении обеспечивавшие великолепный обзор. Правда, в нагрузку шли два курсовых пулемёта, установленные в верхнем лобовом листе корпуса. Несколько изменилось и боевое отделение, правда, общая концепция с пулемётами, поставленными в спонсонах по углам боевого отделения, сохранилась. Изменилась также форма моторного отделения.
Поскольку машина была опытной, для постройки корпуса использовали неброневую сталь. Толщина листов в лобовой части достигала 25 мм, что должно было надёжно защищать танк от крупнокалиберных пулемётов.
На испытания машина, получившая регистрационный номер U.S.A. W-30369, вернулась 16 февраля 1938 года. Танк разогнался до 49,6 км/ч, что для машины среднего класса было вполне достаточно. Поскольку над вооружением продолжалась работа, в башне была установлена макетная пушка. Позже её сменила спарка 37-мм пушек M2A1, но дальше эксперимента такая двухпушечная схема не продвинулась. Также сзади появились специальные бронелисты, выступавшие своеобразными отсекателями огня из кормовых пулеметов. Используя их, пулеметчики могли направлять пулеметный огонь в «слепые» зоны в случае, если вражеская пехота подходила вплотную к корме танка.
В целом американские военные остались довольны опытным образцом Medium Tank T5. После Абердинского полигона танк отправился в Форт-Беннинг, где тестировался танкистами 67-го полка. Стало очевидно, что новая боевая машина явно превосходит Combat Car T4. При сравнимой подвижности Medium Tank T5 выигрывал и по уровню защиты, и по огневой мощи, и по удобству для работы экипажа. Неудивительно, что 2 июня 1938 года последовало распоряжение Комитета по вооружениям о стандартизации танка под индексом Medium Tank M2. Что же касается первого опытного образца танка, то он сейчас находится в Национальном музее пехоты и кавалерии в Форт-Беннинге.
Тенденция к утяжелению
Вердикт о принятии на вооружение Medium Tank T5 не означал, что работа над ним завершена. Развитие машины продолжилось, поскольку испытания выявили не только положительные стороны её конструкции. Требовалось усилить ходовую часть, переработать силовую установку и трансмиссию, а также усилить броню. Пределом для создателей танка по массе стала планка в 20 коротких тонн (18,14 метрической тонны).
В ноябре 1938 года на испытания вышел танк, получивший обозначение Medium Tank T5 Phase III. Это был второй опытный образец: машину с индексом Phase II так и не построили. Внешне от предшественника машина отличалась не особо, но это впечатление обманчиво. Создатели танка слегка перегнули палку, в результате его боевая масса выросла до 19 метрических тонн. Для начала конструкторы несколько усилили его бортовую броню.
Полной переделке подверглась моторно-трансмиссионная группа. На танк установили гораздо более мощный и крупный 9-циллиндровый двигатель Wright R-975 Whirlwind. В авиационном исполнении он развивал мощность более 400 лошадиных сил, но для использования в танке её снизили до 346 лошадиных сил. С новым мотором максимальная скорость машины выросла до 52,6 км/ч.
Переделывать пришлось и трансмиссию. В танк установили новую коробку передач, а также изменили конструкцию бортовых передач. Торчащий по центру вал заставил сместить место механика-водителя влево, а его место заняли курсовые пулемёты. Изменилась конструкция ведущих колёс, а траки были расширены с 295 до 406 мм.
Заметные изменения претерпела и башня. Её выполнили литой, толщина стенок достигала 25 мм. С правой стороны закрепили зенитный пулемёт. Самым же главным изменением стала установка 37-мм противотанковой пушки T3. Пушку установили практически без изменений, используя качающуюся часть буксируемого орудия. Для того чтобы внутрь не попадали пули и осколки снарядов, спереди установили бронировку.
Испытания танка показали не только немного лучшую динамику, но и значительное увеличение расхода топлива. Если T5 Phase I проходи на одной заправке 200 километров, то T5 Phase III — всего 168 километров, и это при большем запасе топлива. В качестве решения проблемы предлагалось установить дизельный авиационный двигатель Guiberson. Как и Wright R-975, он был воздушного охлаждения и имел звездообразную форму. Переделку утвердили 20 сентября 1938 года, при этом танк был переименован в Medium Tank T5E1.
Гораздо большие изменения танк претерпел весной 1939 года. Смещённая влево рубка механика-водителя натолкнула американских военных на мысль установить в лобовом листе корпуса более мощное орудие. 20 апреля 1939 года на испытания вышел переделанный танк, который получил обозначение Medium Tank T5E2. Место штатной башни на нём заняла изменённая башня командира Light Tank M2A3, получившая дальномер. В корпусе же установили 75-мм гаубицу Pack Howitzer M1A1. Сама по себе установка полностью повторяла ту, которой вооружался опытный образец лёгкой САУ Howitzer Motor Carriage T3.
В лёгкой САУ работа с гаубицей вызывала головную боль, а на T5E2, имевшем гораздо более просторное боевое отделение, таких проблем не возникало. Правда, от пулемёта в правом переднем углу пришлось избавиться. Испытания, которые продолжались на Абердинском полигоне до 8 февраля 1940 года, завершились с положительным вердиктом. Впоследствии опыты с Medium Tank T5E2 оказали прямое влияние на развитие программы американских средних танков, уведя её немного в сторону от общемировых тенденций.
Пока продолжались опытные работы над Medium Tank T5E2, вовсю шла подготовка к серийному производству Medium Tank M2. В качестве изготовителя серийных машин был выбран арсенал Рок-Айленд. Первая машина с регистрационным номером U.S.A. W-30444 покинула Давенпорт летом 1939 года. В ней учли обнаруженные в ходе тестов второй опытной машине недостатки.
Боевую массу танка удалось уменьшить до 17,3 тонны, что увеличило удельную мощность. Правда, при этом максимальную скорость машины снизили до 42 км/ч. Снижение максимальных оборотов двигателя и скорости позволило увеличить запаса хода до 208 километров. Поскольку бортовые передачи немного перегревались, на их кожухах появилось оребрение.
Также конструкторы вернули на место механика-водителя и курсовые пулемёты. Ширина трака уменьшилась до 337 мм, также были усилены тележки блокированной подвески. Изменениям подверглось и бронирование: толщина лобового листа выросла до 28,5 мм, немного была увеличена толщина бортов.
В очередной раз переделке подверглись вооружение и башня. Общая конфигурация башни осталась такой же, как на T5 Phase III, но вместо литья вернулись к привычной для американских танков клёпаной конструкции. В качестве орудия осталась 37-мм пушка, которую приняли на вооружение под индексом M3. Поставили её в новую орудийную установку, где пушка оказалась спаренной с пулемётом Browning M1919A4. Всего же этих самых пулемётов у танка оказалось аж восемь штук: два курсовых, четыре в спонсонах, один спаренный с пушкой и один зенитный.
Согласно первому заказу, за 1939 год арсенал Рок-Айленд выпускал 18 Medium Tank M2. Вторая серийная машина отправилась на Абердинский полигон, где стала тестовой лабораторией. Благодаря этому статусу танк сохранился до наших дней, правда, в несколько изменённом виде. За 1940 год предполагалось выпустить ещё 54 машины, но внешнеполитическая ситуация начала стремительно меняться. А с ней поменялись и планы американских военных.
Без большой серии
Начавшаяся в Европе большая война стала объектом пристального внимания со стороны США. Как и в начале Первой мировой, американцы придерживались политики нейтралитета, но прекрасно понимали, что долго это не продержится. Американская разведка внимательно отслеживала информацию, поступающую осенью 1939 года из Польши, что не в последнюю очередь повлияло на дальнейшее развитие Medium Tank M2. Кроме того, из частей тоже шли доклады об эксплуатации новых машин, которые внимательно изучались.
Одной из претензий, которые предъявляли американские танкисты к новому танку, стала конструкция его башни. Выяснилось, что решение с рациональными углами наклона бортов заметно «съело» внутренний объём. Этим, впрочем, страдали все башни конической формы. В спешном порядке была разработана новая башня. Её основание осталось тем же, что и у M2, но при этом борта были установлены под прямым углом. От люка в корме конструкторы отказались, заменив его большим одностворчатым люком в крыше.
Также новая башня имела модернизированную орудийную установку, получившую индекс 37 mm gun mount M19. Эта же установка параллельно разрабатывалась для Light Tank M2A4. После её установки наводчик получил возможность доворачивать орудие в горизонтальной плоскости без поворота башни. Опытную башню поставили на второй серийный Medium Tank M2, испытания подтвердили удачность её конструкции.
Следующим этапом стало усиление защиты. Выяснилось, что внутренние задвижки пистолетных портов уязвимы, поступило предложение их заменить. Наконец, бои в Польше продемонстрировали, что бортовую броню необходимо усиливать, поскольку поражения танков с бортов оказались массовым явлением.
Итогом всех изменений стала спецификация на модернизированный танк, получивший обозначение Medium Tank M2A1. На него установили 400-сильный мотор Continental R-975E-C2, который являлся лицензионной версией Wright R-975. Боевая масса выросла до 18,7 тонны, по этой причине пришлось модернизировать ходовую часть. В частности, ширину трака довели до 362 мм. Максимальная скорость сохранилась на уровне Medium Tank M2. Изменилась и трансмиссия: она получила гидравлическую систему управления, что заметно упростило работу механика-водителя.
Помимо хорошо заметной новой башни, Medium Tank M2A1 отличался различными нововведениями, которые не так бросались в глаза. Орудийная установка M19 получила развитую бронировку откатных механизмов пушки. Усилилась броневая защита пулемётных установок в спонсонах, а на лобовом листе появился специальные отбойники. Толщина бортовой брони выросла до 32 мм, так что вести огонь по танку из малокалиберных автоматических пушек даже с фланга стало бесполезным занятием. Усиливать лобовую броню не стали, поскольку её и так хватало. Все смотровые лючки конструкторы поменяли: теперь они крепились с внешней стороны и были более надёжными.
Ситуация в Европе между тем развивалась по крайне неприятному для США сценарию. Несмотря на нейтралитет, американцы активно помогали Франции. Например, вторым по массовости истребителем французских ВВС был американский Curtiss Hawk 75. Массово во Францию шли поставки грузовиков и другой продукции военного назначения. 10 мая 1940 года немцы начали бросок через страны Бенилюкса, менее чем через неделю оказавшись во Франции. Уже к концу месяца стало ясно: французы долго не продержатся. Досталось и англичанам, которые потеряли большинство танков своего Экспедиционного корпуса.
Позиционный сценарий Первой мировой войны не повторился, время вступления США в войну значительно приблизилось. С точки зрения организации массового производства необходимых в такой ситуации танков проблема была в том, что основным сборщиком танков был арсенал Рок-Айленд, также занимавшийся и артиллерией.
29 мая 1940 года руководитель автомобильного гиганта General Motors Уильям Кнудсен был назначен президентом Рузвельтом на должность главы Производственного управления (Office of Production Management), занимавшегося организацией производства продукции военного назначения. Выбор Кнудсена объяснялся просто: конвейерное производство сначала на Ford, а потом на Chevrolet внедрял именно он.
Быстро сориентировавшись, Кнудсен 7 июня вызвал на совещание в Детройт Кауфмана Келлера, президента Chrysler Corporation. Они хорошо знали друг друга, поскольку Келлер довольно долго работал на General Motors. О конкуренции уже не было и речи: шла мировая война, и в какой момент в неё окажутся втянутыми США, не знал никто. Проблема усугублялась тем, что на июнь 1940 года американская армия имела всего 18 средних танков современной конструкции. Что же касается Medium Tank M2A1, то в тот момент арсенал Рок-Айленд лишь строил три первые машины.
Предложение Кнудсена оказалось предельно простым: Chrysler Corporation было необходимо построить танковый завод. Келлер согласился, и уже 17 июня полный комплект технической документации прибыл в Детройт. Используя полученные чертежи, на Chrysler построили деревянный макет корпуса танка. 15 августа 1940 года с Chrysler было заключено соглашение о постройке танкосборочного завода. Одновременно было подписано соглашение о выпуске 1000 Medium Tank M2A1. Первые три танка изготавливались в сентябре 1941 года, постепенно производство расширялось до 100 машин в месяц. Последние танки заказчик ожидал получить в августе 1942 года.
Планы по выпуску тысячи Medium Tank M2A1 просуществовали очень недолго. Дело в том, что американские военные очень внимательно изучали сводки из Франции. Довольно быстро стало понятно, что наиболее опасным противником для танков союзников оказались немецкие средние танки Pz.Kpfw.IV. Особенно в немецкой машине американских военных впечатлило короткоствольное орудие калибра 75 мм. О том, что оно имеет весьма ограниченную бронепробиваемость, можно было только догадываться.
Так или иначе, но к 13 июня 1940 года облик нового танка сформировался. База Medium Tank M2A1 не имела альтернатив, поскольку разрабатывать новый танк с нуля значило потерять драгоценное время. Военные требовали усилить бронирование и установить на танк пушку калибра 75 мм. Именно так родился Medium Tank M3.
28 августа 1940 года заказ на выпуск 1000 Medium Tank M2A1 был официально отменён и заменён контрактом на производство Medium Tank M3. Впрочем, чтобы арсенал Рок-Айленд не простаивал, ему задачу по выпуску M2A1 не отменили. Было заключено соглашение на производство 126 танков данного типа, первые из которых были готовы в декабре 1940 года. Правда, постепенно объём выпуска снижался, поскольку Medium Tank M3 оказался в большем приоритете. Последние M2A1 арсенал сдал в августе 1941 года, параллельно выпуская Medium Tank M3. Всего же американская армия получила 94 средних танка М2А1.
Сказать, что Medium Tank M2A1 был однозначно плохим, сложно. Американские инженеры создали вполне адекватную боевую машину, по характеристикам не уступавшую тому же Pz.Kpfw.III Ausf.E и однозначно превосходившую английские крейсерские танки предвоенной разработки. Больше того, именно платформа Medium Tank M2 стала основой для создания основных американских средних танков и САУ военного периода. Проблема M2A1 оказалась в том, что американские военные трезво оценили перспективы и решили на базе хорошего танка сделать машину ещё лучшую. И подобные мотивы были совершенно оправданны.
Что же касается танков семейства M2, то они послужили в войсках, но как учебные машины. Была, впрочем, попытка усилить их бронирование. Для М2А1 разработали экраны, увеличивавшие толщину их брони до 76 мм. Боевая масса при этом возрастала на 4,3 тонны.
Последняя попытка отправить Medium Tank M2 на поле боя произошла летом 1942 года. На танк установили огнемёт E2, поставив его вместо пушки. Испытания показали, что дистанция ведения огня небольшая, при этом танк терял возможность стрелять на большую дистанцию из пушки. Эксперименты продолжили уже на Medium Tank M3, правда, с похожими результатами. Эти опыты не оказались бесплодными: по их результатам позже разработали огнемётную установку, которая позже ставилась на Light Tank M3A1.
Что же касается оригинальных средних танков М2 и М2А1, то они продолжали использоваться как учебные до конца 1942 года. Время их не пощадило: до наших дней сохранился всего один серийный Medium Tank M2A1, ныне находящийся в Форт-Беннинге, причём его орудийная установка заменена на более позднюю.
Источники:
- Материалы NARA.
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994.
- Материалы из фотоархива автора.
- Материалы из архива Дона Мориарти (Don Moriarty).
Комментарии к данной статье отключены.