Самым ярким, внушительным и в тоже время самым парадоксальным этапом в развитии бронетанковой техники, без сомнения, можно назвать период создания многобашенных систем. Все началось с 2С – французских танков прорыва. Фактически они были созданы в результате ошибки французского командования, которое сильно переоценило мощь укреплений «линии Гинденбурга» и решило дополнить свои «Рено» чем-то сверхтяжелым и разрушительным.
По конструктивной схеме 2С был подобен английским танкам Первой мировой войны – его гусеницы охватывали корпус, но при этом основное вооружение размещалось во вращающейся башне. Толщина брони монстра достигала 37 мм, силовая установка состояла из двух двигателей «Майбах» по 250 л.с. каждый. Вооружен танк был 75-мм пушкой в передней башне и тремя пулеметами винтовочного калибра (в кормовой башне и по бортам). Экипаж состоял из 13 человек.
На полях сражений Первой мировой эта машина вселяла бы неописуемый ужас в сердца врагов, но французы так и не выпустили в бой своего 70-тонного гиганта. Причина была проста – война закончилась. Поэтому производство свернули, выпустив к 1929 году всего 10 машин. Дожив до Второй мировой войны, все они бесславно попали в руки наступающих немцев.
Англичане после Первой мировой тоже не избежали соблазна получить своего гиганта и взялись за разработку многобашенного танка. В 1922 году военное министерство обратилось в фирму «Виккерс» с просьбой создать тяжелый танк, который был бы вооружен большим количеством пушек и пулеметов. По задумке такая машина должна была нести смерть и разрушение, находясь в отрыве от других танков или пехоты. Название было придумано соответствующее – «Independent» («Независимый»).
Надо отметить, что в создании своего тяжелого танка англичане сильно превзошли французов. «Независимый» был оснащен пятью башнями (одна пушечная и четыре пулеметных). Пулеметные башенки были сгруппированы вокруг главной, в которой была размещена 47-мм пушка. Это ощутимо увеличивало гибкость управления огнем и позволяло наводить на цель как минимум два пулемета и орудие. В броне «Индепендент» уступал своему французскому родственнику (лоб – 28 мм, борт – 13 мм; башня – 28 мм), но благодаря такому решению танк весом в 32 тонны мог достигать скорости свыше 30 км/ч, весьма приличной по стандартам того времени.
Также англичане оснастили своего гиганта несколькими новинками: командирской башенкой с круговым обзором, внутренней связью и индикатором поворота башни. Благодаря этому экипаж из 8 человек мог с легкостью вести бой и управлять танком. К сожалению, малый калибр пушки не позволял подавлять защищенные огневые точки противника, что сводило к нулю все остальные преимущества машины. «Индепендент» так и не приняли на вооружение, и единственный выпущенный экземпляр занял место в британском бронетанковом музее в Бовингтоне.
Несмотря на то, что идея сверхтяжелых бронированных машин охватила умы конструкторов из разных стран от Германии до Японии, единственной серийной сверхтяжелой машиной межвоенного периода стала разработка советских специалистов, которая получила обозначение Т-35.
В конце 1931 года был изготовлен опытный образец пятибашенного танка. Весил он 42 тонны, был вооружен одной пушкой калибра 76 мм и двумя пушками калибра 37 мм (позже их заменили на длинноствольные 45-мм орудия), а также тремя пулеметами. Вооружение размещалось в два яруса. В главной башне размещались командир, который выполнял также функции наводчика, пулеметчик и радист, который выполнял функции заряжающего. В двух башнях с 37-мм пушками находилось еще по два человека (наводчик и пулеметчик). В пулеметных башнях – по одному стрелку. Механик-водитель располагался перед передней пулеметной башней. Одиннадцатый член экипажа, техник, обслуживал двигатель М-17 (500 л.с.), который устанавливался в задней части корпуса.
Масса Т-35 составляла 50 тонн, но, несмотря на это, он развивал скорость в 30 км/ч. Длина машины составляла 9,7 м, ширина – 3,2 м, высота – 3,43 м. На каждый борт приходилось по восемь опорных катков малого диаметра, которые блокировались в тележки по два. Ходовая часть защищалась 10-мм бронированным экраном. Сварной корпус танка из 30-мм броневых листов обеспечивал защиту экипажа от стрелкового оружия и осколков снарядов, а также от мин и бомб. В мировой истории танкостроения Т-35 оказался единственным серийным пятибашенным танком.
Увы, как часто бывает с такими колоссальными проектами, применение Т-35 в бою выявило полную несостоятельность идеи рассредоточенного огня. На танк, в отличие от корабля, нельзя было установить единый пост управления артиллерией, поэтому командир был не в состоянии давать указание стрелкам, к тому же плохой обзор затруднял выбор какой-то одной цели. Самым же главным минусом концепции стало то, что вести прицельную стрельбу в то время было возможно лишь с короткой остановки, но у Т-35 коротких остановок не получалось. Каждый раз, когда экипаж собирался осуществить прицельный выстрел, он становился прекрасной мишенью для противника. Кроме того, танки оказались сложными в техническом обслуживании, и в начале Великой Отечественной войны почти все были оставлены экипажами при отступлении.
Платить за точность безопасностью командование не хотело, поэтому, выпустив около 60 танков к началу 1941 года, производство свернули, а от идеи многобашенных систем отказались вовсе, предпочтя одевать танки прорыва в тяжелую броню и оснащать их пушками большого калибра.
Комментарии к данной статье отключены.