Обрушившись на северный фас Курской дуги, немецкая группировка к 12 июля 1943 года выдохлась и вынуждена была перейти к обороне. Это стало сигналом для контрнаступления не только войск Центрального фронта, обороняющихся на самой дуге, но и Брянского и Западного фронтов. Так 12 июля 1943 года началась Орловская наступательная операция. В ней, как и в оборонительной фазе Курской битвы, приняли участие американские танки M4A2.
Ленд-лизовский дуэт
В составе 5-го танкового корпуса (тк) 70-я танковая бригада (тбр) полковника С.П. Коротеева начала наступление в 14:30 12 июля 1943 года. После следующих пяти дней тяжёлых боёв в бригаде осталось всего 15 танков, а к 19 июля бригада была вынуждена прекратить боевые действия и начать эвакуировать и восстанавливать подбитую матчасть. К 22 июля ремонтники восстановили 10 машин, но ждать, пока бригада вернётся в строй только за счёт только ремонта, было нельзя, да и потери в личном составе тоже надо было пополнить.
Пополнение начало прибывать из 54-го и 160-го запасных танковых полков. К 26 июля в бригаде скопилось 29 M4A2 и 19 «Валентайнов». Так как до полного штата не хватало ещё пяти танков, бригада оставила себе пять восстановленных Т-34. Получило соединение и новых командиров: 261-й танковый батальон (тб) бригады возглавил майор Д.А. Соломко, прибывший из резерва Западного фронта, командиром 262-го тб был назначен старший адъютант батальона капитан Г.П. Тучков, командовать мотострелковым батальоном бригады стал капитан Н.Д. Батурин.
Роты и взводы прибывших частей уже были сколочены, но, по мнению командования бригады, плохо знали свои танки и слабо стреляли, особенно с хода. Времени на обучение больше не было: требовалось действовать немедленно, чтобы не позволить противнику закрепиться во время отступления. Уже в 15:00 26 июля бригада получила приказ выйти на выжидательные позиции в 1 км севернее села Реутово и подготовиться к наступлению.
Ждать пришлось не долго: 27 июля в 16:00 командир 5-го тк приказал овладеть селом Руднево, что было в 5 километрах на юго-восток, с целью перерезать дорогу Болхов — Хотынец, овладеть переправой через реку Нугрь и подготовиться к наступлению на сам Хотынец.
Атака началась по расписанию, в 19:45. Пехота попала под артиллерийский обстрел и ружейно-пулемётный огонь из ячеек у высоты 233.0, но танкисты не спасовали. Прорвавшись с десантом автоматчиков через пристрелянный сектор, танки спустились в лощину в районе деревни Ветрово и обратили противника в бегство. Увы, добраться до цели не удалось: по радио от командира корпуса генерал-майора М.Г. Сахно поступил приказ немедленно вернуться в лощину юго-восточнее села Ячное рядом с Реутово и приготовится к отражению контратаки врага. Цена отменённой атаки оказалась высокой: было потеряно семь M4A2 и четыре «Валентайна». Потерь среди личного состава было не так много: трое убитых, пятеро раненых, восемь человек пропало без вести. Бригада заявила о шести уничтоженных орудиях, двух пулемётах и до 50 солдат противника.
К 04:00 танки были на своих местах. 261-й тб совместно с батальоном мотопехоты оборонялся севернее дороги Столбчее — отметка 224.4, 262-й тб с ротой противотанковых ружей находился южнее. Враг не заставил себя долго ждать: в 13:00 началась немецкая контратака с направления Ветрово силами до 18 танков и батальона пехоты. С отражением контратаки бригада справилась плохо, но отбить противника помогла артиллерия. 70-я танковая бригада вновь пошла в атаку в 19:00. Цель была прежней: Руднево и переправа через реку Нугрь.
Упорство немецкого сопротивления в этом направлении не угасло: на рубеже высота 233.0 — Ветрово танки встретили сильный огонь противотанковой артиллерии. Командир 261-го тб майор Соломко был вынужден личным примером вести свой батальон вперёд. Завязался бой с четырьмя немецкими танками в 1 км южнее посёлка Шемякинский (Комсомол). Однако заслона не хватило. Продержавшись до темноты, танки двинулись на Руднево. Противник организовать эффективное сопротивление не смог, и бригада заняла село.
Добравшись до Кривуши, к 06:00 танкисты обнаружили, что рвались к реке тщетно: мост через Нугрь был взорван. Переправиться через реку вброд не удалось, так как пойма реки простреливалась противником. Танки сосредоточились на западной окраине деревень Кривуша и Рожково для приведения матчасти в порядок. Потери при рывке к переправе тоже были ощутимыми: сгорело пять M4A2 и столько же было подбито, ещё одна машина вышла из строя из-за технической неисправности.
Всего один «Валентайн» сгорел, но было подбито шесть таких машин, а ещё одна сломалась. Потери среди личного состава были существенными: 14 убитых, 58 раненых, шесть пропавших без вести. Экипажи заявили восемь уничтоженных танков, две бронемашины, 16 автомашин, три мотоцикла, 14 лошадей и 359 солдат противника. Один вражеский танк пришёлся на счёт командира взвода M4A2 лейтенанта В.А. Максина.
В этом бою отличился командир башни среднего танка (вероятно Т-34) сержант Т.Г. Григорьян. После выхода из строя командира экипажа он погасил загоревшуюся машину, принял командование на себя и продолжил бой, за что получил медаль «За отвагу». Командир башни сержант И.П. Дерусов умудрился нейтрализовать немецкое самоходные орудие своими силами. Выйдя по приказу командира батальона в разведку, Дерусов обнаружил немецкую самоходку с расчётом. Убив семерых немцев гранатами, Дерусов вернулся с пленным офицером, за что тоже получил медаль «За отвагу». Танк командира башни сержанта П.И. Пустохина получил три пробоины, был ранен механик-водитель. Пустохин занял его место и повёл танк в атаку, за что был представлен к ордену Красной Звезды, но тоже получил медаль «За отвагу».
Грека через реку
В течение 29 июля район переправы и противоположный берег тщательно разведывался танкистами. Подбитые и застрявшие у реки танки вели огонь по противнику, под их прикрытием сапёры возводили переправу для продолжения наступления на Хотынец. В этом отличились сапёры красноармейцы И.В. Гусев и С.С. Солодухин, за что получили медали «За боевые заслуги».
Ночью через реку переправился отряд в составе восьми M4A2, четырёх «Валентайнов», двух Т-34 и 36 мотострелков. Танки сосредоточились в районе села Большая Чернь, но в 05:15 противник открыл по ним огонь. Топтаться на месте было нельзя, обратно дороги тоже не было. Оставался один вариант, и в 05:20 прозвучал сигнал к атаке, которую возглавил командир 262-го тб капитан Г.П. Тучков. К 06:00 отряд взял Красный Садок, но попал под огонь самоходок, потеряв четыре машины от огня противника и ещё две по техническим причинам. Танк лейтенанта Н.С. Соколова на пути в село раздавил две противотанковые пушки. Командир отдал приказ закрепиться в селе и держать оборону. Защитникам доставили продовольствие: повар старший сержант К.В. Ковалёв получил медаль «За боевые заслуги» за то, что в процессе доставки пищи танковому отряду убил двух немецких автоматчиков.
В лощине в 1 км к югу разведка обнаружила 30 танков и самоходок противника. В 13:00 немцы пошли на обороняющихся группами по 5–8 танков под прикрытием самоходок. Атаки были отбиты, но от группы 70-й тбр почти ничего не осталось: были потеряны оба Т-34, шесть M4A2 и три «Валентайна», погиб 21 человек и были ранены 52, 10 пропали без вести. В ответ бригада заявила об уничтожении семи орудий и 11 танков противника, а также 16 автомашин и до 600 солдат и офицеров. Одна пушка и два танка пришлись на взвод «Валентайнов» под командованием младшего лейтенанта И.Д. Щербакова, ещё один танк заявил экипаж M4A2, в котором механиком-водителем был старшина Я.Я. Костенко.
Не все танки были потеряны. Несмотря на три попадания и тяжело раненого механика-водителя, танк лейтенанта Н.С. Соколова вышел из боя. Некоторые члены экипажей спасали своих сослуживцев: старшина Костенко вытащил из загоревшегося танка командира и пулемётчика и доставил их в расположение части.
Устав, написанный кровью
Эти потери были слишком тяжёлыми для того, чтобы продолжить наступление. 30 июля бригада получила приказ выйти во второй эшелон корпуса и заняться восстановлением матчасти, и к 3 августа 70-я тбр организовала противотанковую оборону у реки Нугрь. К этому времени бригада передала все свои ходовые машины 24-й тбр. За период с 21 по 31 июля бригада потеряла все M4A2: 17 танков сгорело, 12 были подбиты. По сравнению с другими машинами, «Шерманы» горели сильнее: при 14 подбитых «Валентайнах» сгорели только четыре, на две подбитых «тридцатьчетвёрки» пришлась только одна сгоревшая. В среднем в Орловско-Курской операции сгорело 32% из потерянных в боях танков, но процент сгоревших «Шерманов» был почти в два раза больше.
В этот раз ремонтники не отличились восстановлением M4A2, а сконцентрировали усилия на «тридцатьчетвёрках». Техник-лейтенант В.И. Яровой был награждён медалью «За отвагу» за то, что потушил горевший Т-34 и вывел его с поля боя, а также провёл два средних ремонта Т-34.
В результате боёв штаб 70-й тбр сделал несколько выводов. Противник при отступлении организовывал сильный арьергард из противотанковой артиллерии и самоходных орудий. Они устанавливались на подготовленных позициях с большим количеством боеприпасов, откуда заслон не так легко было выбить — немцы сражались, даже оставшись в окружении. Возиться с подобными опорными пунктами не следовало: надо было, невзирая на огонь, обходить их и идти вперёд — в таком случае противник бросал пушки сам.
Для борьбы с артиллерией следовало проводить рекогносцировку вечером или ночью, когда артиллерия уже не могла вести прицельный огонь, а в атаку выходить рано утром. В сумерках артиллерия легко обнаруживалась по вспышкам и уничтожалась.
Из атаки, которая стоила бригаде почти всех ходовых танков, тоже были сделаны выводы. Штаб бригады советовал снабжать группы танков, действующие в глубине обороны противника, самоходками и пехотой, посаженной либо на броню танков, либо на бронетранспортёры. Так как стрелковые части остались далеко позади, танковый десант был ценнейшим прикрытием в бою.
Сама бригада осталась оборонять берег реки Нугрь в районе Борилово — Сухочево. После почти двух недель затишья пришёл новый приказ: 70-я тбр возвращалась в тыл для переформирования. 20 октября соединение получило пополнение, но «Шерманы» в резерве кончились — из 2-го и 7-го запасных танковых полков прибыли 65 Т-34.
Источники:
- База документов «Память народа» (http://pamyat-naroda.ru)
- База документов «Подвиг народа» (http://podvignaroda.ru)
Комментарии к данной статье отключены.