Среди любителей военной истории распространено мнение, что в годы Второй мировой вместо Pz.Kpfw.Panther немцам следовало выпускать Pz.Kpfw.IV. Но именно на время производства «Пантеры» пришёлся пик выпуска «четвёрки». Никто не собирался снижать объёмы её производства — по крайней мере в 1943 году. Pz.Kpfw.IV Ausf.H и Ausf.J, о которых пойдёт речь в этой статье, стали самыми массовыми немецкими танками во второй половине Второй мировой войны. Более того, именно Pz.Kpfw.IV Ausf.J оказался самым многочисленным немецким танком Второй мировой. Больше него в Германии построили лишь САУ StuG 40 Ausf.G, которая разошлась умопомрачительным по немецким меркам тиражом в 8500 единиц. Интересно, что последние серийные Pz.Kpfw.IV стали лакмусовой бумажкой тех проблем, с которыми сталкивалась немецкая промышленность в последние годы Второй мировой войны.
Курс — на рост объёмов выпуска
Тупик, в который постепенно заходило развитие Pz.Kpfw.III, заставил немцев отказаться от концепции Pz.Kpfw.IV как танка поддержки. Выяснилось, что 50-мм пушки, даже в её длинноствольном варианте, маловато для борьбы с новыми советскими танками — особенно это касалось КВ-1. По этой причине было решено установить 75-мм длинноствольную пушку, разработанную на базе баллистики 75-мм противотанковой пушки Pak 40. Данное орудие, получившее обозначение 7,5 cm KwK 40 L/43, довольно легко влезло в башню Pz.Kpfw.IV. Что же касается Pz.Kpfw.III, то попытка создать версию Pz.Kpfw.III Ausf.K окончилась неудачей. Стало ясно, что без модернизации шасси поставить орудие вместе с башней Pz.Kpfw.IV не получится. Это стало началом конца Pz.Kpfw.III и одновременно реваншем Pz.Kpfw.IV. Первый танк с длинноствольным орудием, получивший обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, был сдан в марте 1942 года. Данный индекс просуществовал недолго: 5 июня 1942 года появился новый индекс — Pz.Kpfw.IV Ausf.G, окончательно его утвердили 1 июля 1942 года.
В ноябре 1942 года ежемесячный выпуск Ausf.G преодолел отметку 100 штук, а в марте 1943 года — 200 штук. По ходу производства танк постоянно эволюционировал: помимо модернизации различных элементов конструкции, лоб корпуса и подбашенной коробки усилили 30-мм экранами. Правда, лоб башни так и остался толщиной 50 мм, поскольку шасси Pz.Kpfw.IV приблизилось к лимиту нагрузки.
Столь высокие темпы производства привели к тому, что Pz.Kpfw.IV Ausf.G выпустили очень большим по меркам немецких танков тиражом — 1927 штук, причём на это ушло чуть больше года. Между тем ещё летом 1942 года началось бурное обсуждение следующей, уже 9-й по счёту серии B.W. Происходило это на фоне неоднократных попыток концерна Krupp внедрить башню почившего на стадии эскизного проектирования среднего танка B.W.40. В целом башня была похожа на Pz.Kpfw.IV, но носовую часть сузили, а вместо электрического привода у неё был гидравлический привод. В июле 1942 года от данной башни отказались, но в декабре появился проект Pz.Kpfw.IV Ausf.H с верхним лобовым листом корпуса, расположенным под рациональным углом наклона. Рациональные углы наклона предполагалось сделать и для бортовых листов подбашенной коробки.
Дальнейшие работы по данной теме зашли в тупик, поскольку боевая масса возрастала до 28,2 т. Это означало существенный рост нагрузки на шасси, особенно на передние опорные катки. В феврале 1943 года от такого Pz.Kpfw.IV Ausf.H отказались, и правильно сделали. Последующая история с Panzer IV/70(A), который как раз имел боевую массу 28 т, показала, к чему привёл бы столь большой перегруз шасси.
На практике 9.Serie/B.W. представлял собой прямое развитие Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Никаких радикальных изменений в конструкцию танка решили не вносить, чтобы не тормозить производство. С февраля 1943 года начался разговор о замене экранов на монолитную 80-мм броню. Впрочем, сразу перейти на утолщённую броню заводы не могли, поскольку имелся задел старой брони.
В марте 1943 года был поднят и вопрос о ликвидации боковых смотровых приборов механика-водителя и стрелка-радиста. Дело в том, что с марта 1943 года на Pz.Kpfw.IV стали ставить бортовые экраны, которые, конечно же, были непрозрачными. При установке экранов боковые приборы оказывались попросту не нужны. Толщина листов крыши башни выросла до 16-20 мм, поскольку советские штурмовики стали наносить немецкой бронетехнике серьёзный урон. Кроме того, вносились изменения в трансмиссию и ведущие колёса. В связи со всеми изменениями боевая масса танка выросла до 25 т, что потребовало перенастройки главной передачи. Максимальная скорость снизилась до 38 км/ч. В связи с недостаточной защитой (прежде всего от советских противотанковых ружей) усиливались кожухи бортовых передач. Наконец, изменилась конструкция ведущих колёс.
Выпускать танки 9-й производственной серии предстояло трём заводам. Grusonwerk получил контракт на выпуск 500 танков, с серийными номерами шасси 84401-84900. Ещё 450 машин, с серийными номерами 84901-85350, выпускал VOMAG. Наконец, 400 танков с серийными номерами 85351-85750 производились на заводе Nibelungenwerk. Первые Pz.Kpfw.IV Ausf.H изготовили в мае 1943 года, при этом они практически полностью повторяли Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Разница поначалу состояла лишь в утолщённой крыше башни и изменениях в трансмиссии. Более того, первые 30 танков, выпущенных VOMAG, всё ещё имели элементы трансмиссии старого типа.
Его величество Задел продолжал отражаться на внешнем виде танков ещё несколько месяцев. Несмотря на то что с июня Pz.Kpfw.IV Ausf.H стали получать монолитные броневые листы корпуса и подбашенной коробки, часть машин июня, июля и даже августа 1943 года могла иметь экранированные листы, закреплённые на болтах. При этом подбашенная коробка могла быть ещё экранированной, а корпус уже с монолитной бронёй толщиной 80 мм, и наоборот. Похожая ситуация сложилась и с упомянутыми ранее боковыми смотровыми приборами подбашенной коробки. Ситуация, когда лоб подбашенной коробки был уже монолитным, а в бортах всё ещё имелись смотровые лючки, не являлась редкостью. Окончательно лючки исчезли только в сентябре 1943 года. Ещё одним рудиментарным элементом являлись кормовые пистолетные порты на башне, от которых отказались в августе 1943 года.
Подобно Pz.Kpfw.IV Ausf.G, машины 9-й производственной серии постепенно меняли облик. С июня 1943 года прекратилась установка на борта башни дымовых мортирок. Тогда же были введены устройства для сцепки тросов с буксирными крюками, известными как «С-крюки» (из-за специфичной формы). По два таких крюка возилось рядом с левой фарой. Где-то в июне-июле 1943 года была ликвидирована правая фара: немцы постепенно начинали экономить. Ещё одним упрощением стало введение с сентября 1943 года сварных ограничителей балансиров (ранее их делали литыми). Тогда же литые крышки ступиц заменили на кованые.
Ещё одним нововведением сентября 1943 года стал элемент, который всё ещё вызывает яростные споры. В марте 1943 года 6-й отдел Департамента вооружений запустил работы по созданию специальной обмазки, которая должна была защищать танк от вражеских магнитных мин. Данная мера была скорее превентивной, поскольку магнитные мины применяли сами немцы. Победу в конкурсе на создание подобной обмазки одержала фирма Chemische Werke Zimmer & Co, в честь неё материал назвали циммеритом. Наносился циммерит двумя слоями: сначала базовый, а затем внешний, причём так, чтобы поверхность была неровной, чтобы уменьшался контакт с магнитной миной.
В июне 1943 года циммерит испытывали в 7-й и 4-й танковых дивизиях. Идея просто направить в войска циммерит оказалась неудачной: там попросту не умели его нормально наносить. По этой причине с конца сентября 1943 года циммерит наносили прямо на заводах. Поначалу его наносили и на бортовые экраны, но позже от этой идеи отказались: помимо того, что она была лишена смысла, лишний циммерит дополнительно нагружал и так загруженное до предела шасси. На заводах поначалу наносили циммерит как сами считали нужным, но довольно быстро появился типовой рисунок с характерными «полосками».
Упрощения продолжились и в октябре 1943 года. Начинавшийся кризис с поставками резины привёл к тому, что её стали экономить везде, где только можно. В случае с Pz.Kpfw.IV первым делом заменили резиновые бандажи поддерживающих катков на цельнометаллические катки. Данный процесс считался временным, но нет ничего более постоянного, чем временное. Также в октябре 1943 года появились ленивцы более простой, литой конструкции. Они не заменили ленивцы старой конструкции полностью: вплоть до конца производства Pz.Kpfw.IV на них ставили ленивцы обоих типов. Ещё одним новшеством октября 1943 года стало введение бортовых экранов второго типа. Опыт эксплуатации показал, что крепления экранов требуют переделки, которую и провели в октябре 1943 года. Месяц спустя первую секцию корпусных экранов немного подрезали снизу.
Как и в случае с Pz.Kpfw.IV Ausf.G, выпуск новой версии машины шёл высокими темпами. При этом «передовиком производства» являлся Nibelungenwerk. В мае 1943 года этот завод, располагавшийся в городе Санкт-Фалентин, впервые преодолел планку в 100 танков, став основным производителем Pz.Kpfw.IV. С этого момента Nibelungenwerk более не уступал лидерство в производстве Pz.Kpfw.IV, а общие объёмы постоянно росли. В октябре 1943 года суммарный выпуск Pz.Kpfw.IV Ausf.H превзошёл 300 танков, на том же уровне он сохранялся до конца года. В декабре Nibelungenwerk сдал рекордные 210 танков, а всего за 1943 год в Санкт-Фалентине сдали 1381 Pz.Kpfw.IV. Суммарный выпуск танков данного типа на трёх заводах за 1943 год составил 2982 штук. Ни один немецкий танк до того не выпускался в столь больших объёмах. Ближе к концу 1943 года лобовая часть и борта подбашенной коробки получили усилители. Также осенью 1943 года танки выпуска Nibelungenwerk получили характерную деталь в виде трёх запасных траков на корме корпуса.
Рост объёмов выпуска привёл к тому, что пришлось заключать дополнительные контракты. Ввиду того, что Grusonwerk выпускал танки довольно неспешно, перезаключили контракты с VOMAG и Nibelungenwerk. Впрочем, Grusonwerk поначалу получил контракт на выпуск 400 машин с серийными номерами 85751-86150. Ещё один контракт предусматривал выпуск 500 танков с серийными номерами 88101-88600. Воспользоваться ни первым, ни вторым дополнительным пулом номеров заводу было не суждено, да и первую «партию» до конца он не израсходовал.
В январе 1944 года Grusonwerk сдал последние Pz.Kpfw.IV Ausf.H, всего там построили 391 машину данной версии. Далее завод перешёл на выпуск StuG IV. В отличие от Grusonwerk, на VOMAG полностью израсходовали пул номеров по первому контракту. Затем началось производство по новому контракту, которое предусматривало выпуск 450 танков с серийными номерами 86151-86600. Дополнительно был заключен ещё один контракт на выпуск танков с серийными номерами 88601-89100. С Nibelingenwerk заключили контракт на выпуск 500 танков с серийными номерами 86601-87100. Третий же контракт получился самым большим: 1500 танков с серийными номерами 89101-90600.
Общий объём выпуска Pz.Kpfw.IV Ausf.H составил 2414 единиц, кроме того, силами Nibelungenwerk сдали 90 шасси (30 для StuG IV и 60 для Sturmpanzer). 693 машины данного типа пришлось на VOMAG, причём в январе 1944 года завод смог сдать 100 танков. Впрочем, на этом рекорды закончились, поскольку с февраля 1944 года VOMAG начал выпуск истребителей танков Jagdpanzer IV. С января 1944 года в крыше башни должен был появиться казнозарядный миномёт, но на практике его внедрение затянулось. С февраля 1944 года перестали ставить дополнительный воздушный фильтр, выглядевший как два цилиндра по правому борту. Появились фильтры с осени 1943 года – в войсках их часто убирали, заделывая дыры от труб листами металла. Впрочем, ликвидация фильтров была мелочью по сравнению с тем, что ждало Pz.Kpfw.IV в феврале 1944 года – танк получил новую версию, которой предстояло стать самым массовым немецким танком военного периода.
Рекорды в гордом одиночестве
Причины, по которым состоялось очередное упрощение Pz.Kpfw.IV, до конца неизвестны. Вероятнее всего, дело было во всё более усложнявшейся ситуации с комплектацией танков. Желание поставить гидравлический привод поворота башни было неслучайным: дело в том, что для обеспечения электрического привода поворота башни использовалась вспомогательная силовая установка DKW. В итоге 6-й отдел Департамента вооружений пошёл по пути наименьшего сопротивления, оставив лишь немного переработанный ручной привод поворота башни. Там посчитали, что на небольшие углы башню можно поворачивать и вручную, а на большие углы повороты производились не так часто. Вместе с ВСУ убрали и её выхлопную систему, а также электрический мотор поворота башни. Чтобы не возить в моторном отделении воздух, вместо вспомогательной силовой установки появился дополнительный бак на 210 л. Впрочем, решение о демонтаже ВСУ и электромотора башни было во многом внезапным, баков ещё не сделали, а потому ранние машины просто возили воздух.
Столь существенные изменения конструкции танка привели к тому, что было решено дать ему новое обозначение. Так на свет появился 10.Serie/B.W., он же Pz.Kpfw.IV Ausf.J. На сей раз даже не стали менять серийные номера, производство на VOMAG и Nibelungenwerk просто перешло на новую версию. Для VOMAG первым танком модификации Ausf.J стала машина с номером 86394, а для Nibelungenwerk – с номером 89531.
На некоторое время переделки танка остановились, зато начался рост производства. Если в феврале 1944 года выпуск ввиду частичного перехода VOMAG на выпуск Jagdpanzer IV просел до 252 штук, то уже в марте он вырос до 310 единиц. Это произошло благодаря тому, что взвинтил темпы выпуска Nibelungenwerk. На VOMAG уже знали, что вскоре производство танков прекратится. С февраля по май 1944 года там сдали 180 Pz.Kpfw.IV Ausf.J, после чего единственным производителем данных машин остался Nibelungenwerk. Там наблюдалась совсем иная картина: 200 танков в феврале, 250 – в марте, 259 – в апреле, 274 – в мае, и по 300 с июня по август 1944 года. В таких объёмах танки не выпускал ни один из немецких заводов.
Рост выпуска заставил несколько раз перезаключать контракты с Nibelungenwerk. Следующий контракт подразумевал выпуск 1950 танков с серийными номерами 91300-93250. Позже, уже в 1945 году, вступил в силу контракт на выпуск ещё 415 танков с серийными номерами 110010-110415. При этом Nibelungenwerk за 1944 год сдал 230 шасси для различных машин. Здесь же выпускали тяжёлые истребители танков Jagdtiger.
Совершенствование конструкции Pz.Kpfw.IV фактически закончилось в 1943 году, дальше шло только его упрощение. Это хорошо видно по тем изменениям, которые претерпевал Pz.Kpfw.IV Ausf.J за время производства. В середине апреля 1944 года было принято решение отказаться от смотровых лючков и пистолетных портов на створках боковых башенных люков. Впрочем, данное решение, которые начали реализовывать с мая 1944 года, отнюдь не означало, что лючки ушли в небытие. Продолжалось производство створок и с этими лючками и портами. В мае также упростили надмоторную плиту. С июня немного изменилась конструкция опорных катков, а на башне появились крепления для установки стрелы 2-тонного крана. Ещё одним июньским изменением стало появление дополнительного топливного бака – правда, на некоторое время он снова исчез, поскольку выявились случаи утечки из него топлива. Окончательно он вернулся уже в сентябре 1944 года. С июля на крыше башни начали ставить казнозарядную мортирку (при этом пришлось переделать вентиляцию на крыше башни).
Производство танка происходило на фоне бомбардировок заводов союзной авиацией. По этой причине, например, летом 1944 года корпуса частично собирали из гомогенной брони. Некоторые изменения конструкции так и не ввели. Вместо C-образных крюков планировалось ввести конструкцию S-образной формы, но она так и не появилась. Не ввели и предполагавшуюся командирскую башенку по типу той, что ставилась на поздние версии Pz.Kpfw.Panther и Pz.Kpfw.Tiger. Причина была в том, что Pz.Kpfw.IV неоднократно пытались заменить – то на Panzer IV/70, то на Pz.Kpfw.III/IV (ни то, ни другое так и не случилось). Вместе с тем, к концу августа внешний вид танка всё же изменился. Вместо глушителей стали ставить прямоточные выхлопные трубы. Что же касается командирской башенки, то она также изменилась, но уже позже.
В августе 1944 года был разработан новый люк, который, подобно Pz.Kpfw.Panther, приподнимался вверх и далее отходил вбок – его внедрили уже где-то в ноябре 1944 года. Ещё одним нововведением августа стала защита рук на гильзоулавливателе – он понадобился по той причине, что командиры танков нередко травмировали руки при выстреле орудия.
Осенью 1944 года производство на Nibelungenwerk просело, не в последнюю очередь из-за бомбардировки завода союзной авиацией 17 октября. Тем не менее, за сентябрь было сдано 180 танков, за октябрь – 187, за ноябрь – 200, за декабрь – 195. Всего же за 1944 год в Санкт-Фалентине построили 2815 танков (лишь на треть меньше, чем Pz.Kpfw.Panther за тот же период, причём их выпускало три завода).
По ходу производства продолжались упрощения и изменения. В сентябре 1944 года от циммерита отказались, поскольку он не оправдал ожиданий. С октября толщину крыши подбашенной коробки увеличили до 16 мм – это собирались сделать ещё летом, но руки дошли только осенью. Существенно больше изменений пришлось на ноябрь. Для начала с башни убрали последний смотровой лючок, находившийся в носовой части. Как уже говорилось, вводился новый люк командирской башенки. Для улучшения работы в холодный период ввели подогрев аккумуляторов. Также появились укладки для мин к казнозарядному миномёту. Наконец, переделали штифты пальцев траков. Дополнительные изменения ввели в декабре 1944 года. Помимо изменения кормовых буксирных крюков, одним из внешних изменений стало сокращение поддерживающих катков до трёх на борт.
Отдельно стоит упомянуть бортовые экраны. С марта 1944 года от выреза в передней секции отказались. В таком виде экраны выпускались вплоть до осени 1944 года, после чего произошло радикальное изменение. Экраны получались довольно тяжёлыми, поэтому ещё весной 1943 года начались исследования на тему создания более лёгкой конструкции. Выяснилось, что экраны, изготовленные из сетки, по эффективности мало уступают конструкции из 5-мм стального листа. Следует ещё раз отметить, что экраны создавались не против кумулятивных снарядов, а для защиты от советских противотанковых ружей. Защита от кумулятивных боеприпасов стала лишь «приятным дополнением». Несмотря на положительные результаты испытаний, сетчатые экраны ввели только с сентября 1944 года. По старой доброй немецкой традиции, ввод этих экранов совсем не означал, что старые экраны ушли в небытие – их можно встретить на танках и 1945 года выпуска. В ходе производства шла доработка конструкции сетчатых экранов – например, появились секции, прикрывавшие крылья сверху.
Согласно планам немецкого командования, производство Pz.Kpfw.IV Ausf.J планировалось продолжать вплоть до мая 1945 года. С февраля по май ожидалось сдать 650 танков, из них последние 100 в мае. Далее Nibelungenwerk предполагалось перевести на выпуск Pz.Kpfw. Panther Ausf.F. Из всех боевых машин на базе Pz.Kpfw.IV собирались оставить только Panzer IV/70 (V). Ввиду планов по прекращению выпуска изменений в конструкции танка почти не было, лишь в феврале 1945 года убрали воздуховоды с лючков доступа к тормозам.
Впрочем, желания немецкого командования уже далеко не всегда отражали реальность. Помимо изменения планов, их часто нарушали союзные бомбардировки. В январе 1945 года Nibelungenwerk смог сдать 170, а в феврале – 160 танков. Это был последний месяц столь массового выпуска. 14 февраля сложно было назвать днём Святого Валентина – на завод обрушился град бомб, в результате он оказался сильно повреждён. Выпуск шасси прекратился, а за март удалось сдать всего 55 танков. Последним месяцем выпуска стал апрель, за который сдали около 50 танков.
Несмотря на то, что Nibelungenwerk сдавал Pz.Kpfw.IV Ausf.J практически в одиночку, ему удалось поставить рекорд. Всего за время выпуска завод сдал 3240 Pz.Kpfw.IV Ausf.J, а также 260 шасси. Общий же объём выпуска данной версии составил 3420 штук – несомненный рекорд для немцев. Впрочем, на фоне выпуска советской и американской бронетанковой техники этот рекорд весьма скромен. В данное число также входят командирские танки Pz.Bef.Wg.IV – в августе-сентябре 1944 года на базе Pz.Kpfw.IV Ausf.J было построено 17 таких машин. Впрочем, более массовым явлением стала переделка в Pz.Bef.Wg.IV ранее выпущенных Pz.Kpfw.IV, которые прибыли на капремонт. Подобным образом с марта по июль 1944 года переделали 88 танков.
Устаревающий конь
Запуск производства Pz.Kpfw.IV Ausf.H пришёлся на лето 1943 года. Это было время, когда немецкие танки получили существенное превосходство над советскими боевыми машинами. Впрочем, дебютировавшие на Курской дуге Pz.Kpfw.Panther были ещё довольно сырыми танками, а потому превращение их в «рабочие лошадки» немецкой армии несколько затянулось. Настоящей «рабочей лошадкой» стал именно Pz.Kpfw.IV, что хорошо видно по объёмам выпуска. За 1943 год было суммарно выпущено 2982 Pz.Kpfw.IV и 1777 Pz.Kpfw.Panther. Более того, и в 1944 году разница по выпуску оказалась не столь велика – 3125 Pz.Kpfw.IV и 3783 Pz.Kpfw.Panther. Причём, как уже говорилось ранее, львиная доля по выпуску Pz.Kpfw.IV в 1944 году пришлась на Nibelungenwerk, в то время как Pz.Kpfw.Panther производили три завода.
К моменту запуска в серию Pz.Kpfw.IV Ausf.H ресурсы шасси по дальнейшей нагрузке подошли к концу. По ряду причин немецкое командование так и не решилось вовремя создать модернизированное шасси. Во многом это было связано с тем, что «Пантера» считалась основным танком, за которым было будущее. Это стало большой ошибкой – «Пантера» получилась слишком большой и тяжёлой, причём с самого начала лишённой возможности для дальнейшего улучшения с точки зрения защиты и вооружения. Немцы приняли на вооружение хороший танк, но лишённый возможности дальнейшего развития и имевший ряд недостатков, часть из которых не удалось устранить до конца производства. Самое же главное, что осталась потребность в танке размерности и массой примерно, как Pz.Kpfw.IV. Так получилось, что немцы выпускали два средних танка – поменьше и побольше.
Рост массы, разумеется, сказался на подвижности Pz.Kpfw.IV, при этом у машины постепенно начинались проблемы с ещё одной характеристикой – обзорностью. Введение бортовых экранов и постепенное устранение смотровых лючков привело к тому, что обзорность резко ухудшилась. Нормальный обзор из башни остался только у командира, а механик-водитель и стрелок-радист, как и наводчик с заряжающим, могли смотреть только вперёд. Никаких перископических приборов наблюдения у танка не было. В результате по сторонам экипаж танка почти ничего не видел, полагаться можно было только на глаза командира. Ещё одной существенной проблемой стало то, что 80 мм брони имелись у лба корпуса и подбашенной коробки, но не у лба башни. В результате танк был весьма уязвим, при этом возможности усилить лоб башни уже не оставалось – закончился ресурс по массе.
Несмотря на ряд проблем, Pz.Kpfw.IV Ausf.H и Ausf.J были опасными противниками и могли поражать любые танки армий антигитлеровской коалиции, имевшиеся в 1943 году. Другой вопрос, что прогресс не стоял на месте. Осенью 1943 года на вооружение Красной армии приняли тяжёлые танки семейства ИС, а в марте 1944 года началось производство Т-34-85. В США с февраля 1944 года начался выпуск M4A1(76)W, оснащённого 76-мм пушкой. Таким образом, к лету 1944 года армии СССР и США получили большое количество модернизированных средних танков, которые ежемесячно выпускались сотнями и тысячами. Кроме того, новые танки превосходили немецкую «четвёрку» и по обзорности. Что же касается Pz.Kpfw.IV, то неоднократные попытки поставить в него 70-калиберное орудие закончились неудачей. Что ещё хуже, несмотря на неоднократные попытки Гудериана продавить создание наследника Pz.Kpfw.IV, замены ему так и не появилось.
В отличие от «Пантеры», Pz.Kpfw.IV были машинами надёжными и весьма неприхотливыми. Это хорошо видно и по тому, как они использовались в армиях других стран. После Второй мировой войны их эксплуатация затянулась на долгие десятилетия – это лишний раз показывает, что конструкция, разработанная концерном Krupp, была очень удачной. Несмотря на то, что обычно лучшими немецкими танками называют «Тигры» и «Пантеры», справедливо отдать это звание именно Pz.Kpfw.IV как единственному немецкому танку, производившемуся и применявшемуся от начала и до конца Второй мировой войны. Данная машина имела большой запас по модернизации, оказалась самой массовой, удачной с точки зрения эксплуатации, а также имела долгую послевоенную карьеру. К счастью, немецкое военное командование так и не поняло, что оптимальным средним танком является машина боевой массой 25-30 т. У немцев были все возможности создать достойного сменщика Pz.Kpfw.IV, но свой шанс они упустили.
Источники:
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997, ISBN 0-9648793-4-4
- Panzer Tracts No.4-3 Panzerkampfwagen IV Ausf.H/Ausf.J, 1943 to 1945, Hilary Louis Doyle, Lukas Friedli, Thomas L. Jentz, 2016
- PzKpfw IV and its Variants 1935-1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011, ISBN 978-0-7643-3756-7
- Фотоархив автора
- NARA
- ЦАМО РФ
Комментарии к данной статье отключены.