В августе 1885 года между испанцами и немцами началась настоящая гонка за утверждение своих прав на Каролинские острова. Корабли соперников достигли цели практически одновременно. Испанские и германские офицеры не собирались просто так уступать конкурентам, а в далёкой Европе дипломаты пытались разрешить дело мирным путём.
Испанцы прибывают на остров Яп
21 и 22 августа 1885 года испанские вооружённые транспорты San Quintin и Manila бросили якорь в гавани Томил на острове Яп. На транспортах прибыли солдаты, рабочие и материалы, необходимые для строительства католической церкви и резиденции губернатора. 23 августа корабли разгрузились.
Назначенный губернатором Каролинских островов капитан-лейтенант Энрике Каприлес и командир военной части экспедиции капитан-лейтенант Гильермо Эспанья немедленно приступили к поиску подходящего места для размещения постоянного гарнизона из прибывших вместе с ними морских пехотинцев. Чтобы ускорить дело, Каприлес попросил о помощи американских христианских миссионеров, но те не спешили с ответом. Через три дня испанцы нашли место для закладки колониальной столицы по вкусу губернатора.
26 августа планировалось провести официальную церемонию вступления во владение островом и всем архипелагом. Туземные вожди должны были присутствовать при подъёме государственного флага и подписать акта признания испанской власти. К немалому удивлению европейцев, местные жители в массе своей читали и писали никак не хуже непрошеных гостей.
Германия на пути к конфликту
Англо-германское соглашение от апреля 1884 года признало Кайзер-Вильгельмсланд и острова к северу от него частью сферы влияния Германии, а в ноябре 1884 года германский флаг был поднят на острове Миоко в будущем архипелаге Бисмарка. Именно эти события заложили основу скорого конфликта. Англо-германское соглашение определило зоны влияния двух держав и не наложило никаких других ограничений на колониальную политику Берлина в Океании.
23 января 1885 года гамбургская фирма Hernsheim & Co обратилась к правительству Германии с просьбой взять Каролинские острова под защиту для обеспечения своей торговой монополии. Советник по колониям в министерстве иностранных дел Фридрих Крауэл одобрил это предложение и направил его заместителю министра Герберту фон Бисмарку. Его отец, канцлер Отто фон Бисмарк, полагал, что Испания собирается официально аннексировать Каролинские острова в ответ на экспансию Германии. В июне 1885 года в Берлине получили информацию, что Испания готовится к фактической оккупации островов. 21 июля 1885 года кайзер Вильгельм I одобрил операцию по аннексии архипелага.
Имперский флаг над Япом
Уже 31 июля капитан германской канонерской лодки Iltis лейтенант Пауль Хофмайер получил приказ срочно покинуть Шанхай и поднять имперский флаг на Япе и Палау, а также заключить с местными вождями договоры о протекторате.
Вечером 25 августа в Томил вошла германская канонерка. Немцы сразу выяснили у местных, что испанская экспедиция ещё не вступила во владение островом. Не теряя времени, «гости» подняли германский флаг и объявили протекторат империи над Каролинами и Палау. На закате младший офицер с Iltis довёл до сведения Каприлеса и Эспаньи, что с этого момента Германская империя имеет полную власть над архипелагом.
Возмущению и удивлению испанцев не было предела, а Каприлес категорически отказался принять этот факт. Около полуночи он с отрядом морпехов установил флаг испанского королевства на окраине посёлка Томил. Следующим утром несостоявшийся губернатор взошёл на борт германской канонерской лодки, где безуспешно пытался убедить немцев, что церемония аннексии уже давно проведена. Лейтенант Хофмайер выразил протест против поднятия испанского флага на территории, уже объявленной германской.
В шаге от войны
После того как затея испанского офицера провалилась, он начал приготовления к силовому решению конфликта. У испанцев было больше людей (примерно 300 человек против 80), но один германский корабль был вооружён лучше, чем оба испанских.
27 августа обе стороны были готовы вступить в бой, однако Эспанья настоял на соблюдении полученных ещё в Маниле инструкций по недопущению насилия и решения всех споров по дипломатическим каналам.
28 августа Эспанья на San Quintin вернулся в Кавите (на Филиппины), чтобы сообщить о случившемся, в то время как второй корабль остался на Япе для поддержки Каприлеса и испанских притязаний на спорный архипелаг.
20 сентября германский колониальный шлюп Albatross под командованием капитана 3-го ранга Макса Плюдеманна подошёл к Япу, а затем начал вояж по островам архипелага. Каждый раз имперский флаг поднимался над новым островом, и к 18 октября немцы обошли все Каролины.
Тем временем в Европе
Когда в начале сентября известия о конфликте на Япе достигли Мадрида, вокруг германского посольства вспыхнули беспорядки. Германское консульство в Валенсии также оказалось целью для гневных атак. В Мадриде и других крупных городах прошли демонстрации — в одной только столице на улицы вышло более 30 000 человек. В правительстве понимали, что испанская армия, а в особенности флот не смогут защитить интересы страны силой оружия. В то же время общественное мнение требовало не отступать даже в случае войны, каков бы ни был её результат. В связи с угрозой выхода ситуации из-под контроля правительство Испании призвало Германию найти скорейшее решение.
Бисмарк опасался, что в случае войны на сторону Испании встанет Франция. В то же время конфликт оказывал разрушительное влияние на германо-испанские торговые отношения (с 1879 по 1885 год объём торговли увеличился примерно в десять раз). Это было важнее, чем горстка далёких островов.
Испания отреагировала на коммерческие опасения немцев, пообещав выгодное торговое соглашение для Германии в обмен на признание испанского суверенитета над Каролинским архипелагом. Очевидно, что для Бисмарка далёкие острова вообще не стоили войны и вражды с Испанией, которая неизбежно сблизилась бы с Францией. Сам германский канцлер позднее вспоминал:
«Что было делать? <…> Бомбить испанские морские крепости? Многие призывали меня сделать это, но я подумал, что это будет основанием 100 миллионов новых ненавистей и новых раздоров».
Разрешение кризиса и его последствия
Бисмарку предстояло разрешить дипломатический кризис мирно и с честью для обеих сторон. 29 сентября 1885 года он предложил римского папу Льва XIII в качестве арбитра, который вряд ли мог отрицать авторитет католической Испании. Папа огласил своё решение 22 октября — как и ожидалось, он определил, что острова должны стать испанскими. Кроме того, он поручил правительству Испании как можно скорее взять острова под контроль, предоставить Германии свободу торговли и поселения, а также право создания на Япе угольной и военно-морской станций. Пожеланий самих островитян решение понтифика никак не учитывало.
Существовавшее торговое соглашение между Германией и Испанией возобновили 7 декабря, а 17 декабря в Риме был подписан новый германо-испанский договор, который закрепил результаты папского арбитража.
После урегулирования конфликта испанцы принялись за дело. Королевским указом от 19 февраля 1886 года Палау и Каролины были провозглашены новыми колониями. 1 марта 1886 года испанские военные корабли Marques del Duero и Manila доставили на остров колониальную администрацию и провели церемонию перехода Каролинских островов под власть испанской короны. Были созданы два административных центра — один в Понапе, а другой в Япе.
20 августа 1886 года Берлин сообщил Мадриду, что не намерен создавать на островах свои угольные станции или военно-морские базы, и будет рад, если испанская сторона позволит хранить германский уголь на испанских складах. Испанцы дали добро.
После испано-американской войны 1898 года Испания продала Каролины, Палау и северные Марианские острова Германии за 16,6 млн золотых марок. Полтора десятилетия острова оставались частью германских колоний в Тихом океане, пока в 1914 году не были оккупированы Японией.
Источники и литература:
- María Dolores Elizalde Pérez-Grueso. España en el Pacífico, la colonia de las Islas Carolinas, 1885-1899 : un modelo colonial en el contexto internacional del imperialismo. Madrid 1992.
- Carlos Corral; Franco Díaz de Cerio. El conflicto sobre las islas Carolinas entre España y Alemania (1885) : la mediación internacional de León XIII. Madrid 1995
- Agustín R. Rodríguez González: Las Crisis de las Carolinas 1885, Santander 1988
- Kanasa, Biama (June 2006). «Borders across rivers: Problems with the Creation of Anglo- German Border across Gira, Eia, Wuwu, and Waria Rivers, 1884-1909». Transforming Cultures eJournal.
- Beier, Birgitt (1983). Die Chronik der Deutschen. Dortmund: Chronik-Verlag. p. 630. ISBN 3-88379-023-0.
- Friedrich von Holstein (2 January 1957). The Holstein Papers: Volume 2, Diaries: The Memoirs, Diaries and Correspondence of Friedrich Von Holstein 1837-1909. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-05317-4.
- Francis X. Hezel (1994). The First Taint of Civilization: A History of the Caroline and Marshall Islands in Pre-colonial Days, 1521-1885. University of Hawaii Press. ISBN 978-0-8248-1643-8.
- Boelcke, Willi A. (1981). So kam das Meer zu uns – Die preußisch-deutsche Kriegsmarine in Übersee 1822 bis 1914. Frankfurt am Main, Berlin, Vienna: Ullstein. ISBN 3-550-07951-6.
- «Annexation of the Carolines». The Brisbane Courier. 17 November 1885.
Комментарии к данной статье отключены.