В истории авиации найдется не так много вертолетов, которые состояли бы на вооружении ВВС 50 лет. Одними из таких «старожилов» являются машины семейства «Алуэтт», первая из которых была принята на вооружение в 1960 году, а снята только в 2010-м
1. В конце 50-х годов на волне интереса к легким вертолетам конструкторы фирмы Societé Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Est (SNCASE) разработали проект вертолета под наименованием Alouette («Жаворонок»). По своему классу это была машина, аналогичная американским Bell Model 47 и Hiller Model 360. Вертолет серийно производился с 1956 года по 1975 год и был выпущен в количестве более 1500 экземпляров.
![Alouette II швейцарских ВВС. Вертолеты этого типа официально сняты с вооружения только в 2010 г. Источник: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ - Ранняя пташка | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/005/402/content/%D0%B0%D0%BB_01.jpg)
Источник: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/
2. Всего за время производства выпускались четыре основные модификации вертолета: SE.313B Alouette II, SA.315B Lama, SA.318 Alouette II, SA.319 Alouette III. Стоит также отметить, что вертолеты выпускались по лицензии в Индии (под наименованием «Четак» – 200 машин), Румынии (под наименованием IAR 316 – 130 машин) и Швейцарии (60 машин) и экспортировались во все уголки земного шара.
![Сравнение основных технических характеристик вертолетов семейства Alouette. Источник: Инфографика автора - Ранняя пташка | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/005/400/content/%D0%B0%D0%BB_02.jpg)
Источник: Инфографика автора
3. В 1985 году восемь вертолетов SA 316B индийского производства были закуплены для испытаний в качестве легкого вертолета палубного базирования СССР. Вертолет получил советское обозначение «К-1» и распределен по разным ведомствам: шесть машин определили в транспортный полк на аэродроме Кача (Крым) и по одному в ОКБ М. Л. Миля и Н. И. Камова. Вертолеты эксплуатировались весьма недолго, и после катастрофы 9 июля 1985 года (три пассажира погибли, а летчик получил тяжелую травму позвоночника и был списан с летной работы) были прекращены.
![Вертолет К-1 во время летных испытаний в Каче. Источник: http://alternathistory.org.ua - Ранняя пташка | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/005/401/content/%D0%B0%D0%BB_03.jpg)
4. Практически всю свою карьеру вертолеты провели в гражданских ливреях. Так, Alouette III имел оглушительный экспортный успех – за пределы Франции в 74 государства мира были поставлены 1453 вертолета. В вооруженных силах эксплуатировалось только 60 из этих вертолетов.
![Индийский «Четак» в полете. Источник: http://www.bharat-rakshak.com/ - Ранняя пташка | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/005/409/content/%D0%B0%D0%BB_010.jpg)
5. Alouette II очень редко использовался вооруженным, а вот Alouette III мог нести разнообразное вооружение в следующих конфигурациях:
— 7,62-мм пулемет или 20-мм пушка германского производства MG-151/20 (или более современная GIAT) в подвижной установке с левой стороны, при этом сидение левого летчика демонтировались;
— 68-мм неуправляемые ракеты;
— четыре противотанковые ракеты Nord SS-11 на пилонах;
— две тяжелые противотанковые ракеты Nord AS-12;
— две самонаводящиеся торпеды в конфигурации противолодочного.
![Полевая модификация Alouette в Родезии – спаренные крупнокалиберные пулеметы в проеме двери. Источник: https://c1.staticflickr.com - Ранняя пташка | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/005/403/content/%D0%B0%D0%BB_04.jpg)
Источник: https://c1.staticflickr.com
6. Вертолеты семейства Alouette спасли много людей в горах, вывозя пострадавших альпинистов с мест, недоступных для любых других средств спасения. Мало того, Aérospatiale SA.315B «Lama» стал одним из самых первых специализированных горноспасательных вертолетов и широко применялся как военными, так и гражданскими поисково-спасательными службами.
![Спасательный вертолет в австрийских Альпах. Источник: http://www.aesoplounge.com/ - Ранняя пташка | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/005/408/content/%D0%B0%D0%BB_09.jpg)
7. Дальнейшим развитием индийской версии стал ударный вертолет Lancer, разработанный для борьбы с партизанами. В отличие от других модификаций «Алуэтта», вертолет бронирован: для защиты экипажа, элементов управления вертолетом и топливных баков применены легкие составные кевларово-керамические броневые листы, а остекление кабины выполнено из пуленепробиваемого стекла, размещенного под острыми углами для уменьшения противной способности легкого стрелкового вооружения. Lancer может нести до 360 килограмм на двух внешних узлах подвески (стандартное вооружение – контейнер с 12,7-мм пулеметом и пусковая установка с четырьмя 70-мм НУРСами). В конце 1990-х годов эти машины участвовали в боях с пакистанцами в ходе пограничных конфликтов в спорной горной области Каргил в Кашмире.
![Наиболее вооруженная модификация семейства – индийский Lancer. Источник: http://www.oocities.org - Ранняя пташка | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/005/405/content/%D0%B0%D0%BB_06.jpg)
8. В ЮАР фирма Atlas Aircraft Corporation в обстановке глубокой секретности разработала легкий боевой вертолет ХН-1 Alpha, который стал первой ступенькой к созданию превосходного боевого вертолета Rooivalk. Хотя официальные представители командования ВВС Южной Африки утверждали, будто эта машина является полностью собственной разработкой, тем не менее зарубежные специалисты отмечают, что в ее конструкции использованы многие узлы и агрегаты французского вертолета «Алуетт» III.
Предварительные летные испытания опытного образца проводились в 1985 году. XH-1 Alpha совершил первый полет 3 февраля 1985 года, и несколько позже начался основной этап программы летных испытаний. Единственный экземпляр после проведенных испытаний, в конце 1980-х был передан в Музей ВВС Южной Африки, где остается по сей день.
![Единственный экземпляр вертолета ХН-1 Alpha во время летных испытаний. Источник: http://img1.liveinternet.ru/ - Ранняя пташка | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/005/404/content/%D0%B0%D0%BB_05.jpg)
9. На Alouette различных модификаций летало сразу несколько пилотажных групп:
— вертолетная пилотажная группа королевских нидерландских ВВС «Grasshoppers» (1973–1995 гг., Alouette III);- «Rotores de Portugal» (сформирована в апреле 1976 на четырех вертолетах Alouette III).
![Вертолеты пилотажной группы «Rotores de Portugal». Источник: http://shvp.livejournal.com - Ранняя пташка | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/005/407/content/%D0%B0%D0%BB_08.jpg)
10. Вертолеты семейства Alouette отметились в нескольких локальных войнах. Есть на их счету как победы, так и поражения. Так, зафиксирован случай, когда экипаж родезийского «Алуэтт» III 9 августа 1979 года огнем 20-мм пушки сбил самолет BN-2 Defender ВВС Ботсваны. В то же время иранский вертолет «Си Кобра» 3 ноября 1982 года сбил иракский вертолет SA.316B.
![Бойцы родезийского спецназа на борту Alouette. Источник: http://www.hunt101.com/ - Ранняя пташка | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/005/406/content/%D0%B0%D0%BB_07.jpg)
Комментарии к данной статье отключены.