Если бы летчикам-испытателям присваивали звание Героя за каждый подвиг в небе, наверное, все награды достались бы им. Самолеты фирмы Сухого известны по всему миру не меньше, чем автоматы Калашникова. Но поднимают их в воздух испытатели ОКБ Сухого. Именно они первыми тестируют еще совсем «сырые» машины
Олег Цой пришел в ОКБ, имея за плечами настоящий боевой опыт. Воевал на Ближнем Востоке, где показал себя блестящим летчиком-асом. В составе 135-го истребительного авиационного полка он на МиГ-21МФ совершил 42 боевых вылета, проведя два воздушных боя, причем в одном из боев ему удалось принудить к посадке израильский самолет-разведчик. По словам самого летчика 7 августа 1970 года звено МиГов было поднято на перехват низколетящей малоскоростной цепи. Над Синаем ведущей паре удалось выйти на двухмоторный самолет-разведчик, «напоминающий наш Ил-14». В итоге недолгого маневрирования израильский экипаж был вынужден совершить посадку в песок.
Свою карьеру летчика-испытателя Цой, кореец по национальности, начинал с штурмовика Су-25, который готовили для боевых испытаний. Кстати, он до сих пор влюблен в этот неказистый самолет, считая его лучшим штурмовиком всех времен и народов (ну, может, после Ил-2). Вот лишь один эпизод, рассказанный самим Олегом Григорьевичем: «Шли работы, связанные с установкой на штурмовик новой особо мощной пушки. Отдача у нее была четыре тонны, и при стрельбе самолет трясло так, что запросто сотрясение мозга можно было заработать. Выполнял стрельбу с пикирования. На высоте 800 метров и угле пикирования 30 градусов от этой тряски отвалился прицельный комплекс весом три с лишним килограмма. Упал между ног, заклинил ручку управления. Катапультироваться нельзя, самолет вывести из пике тоже. Полный финиш… Не знаю, каким чудом мне удалось изогнуться, выбить левой рукой комплекс на себя и вытянуть ручку управления. До сих пор помню те травинки, которые разглядел. Самолет вышел из пике, наверное, в метре от земли. Руководитель полета, наблюдая мое «лихачество», буквально изматерил всего по радио, приказ немедленно вернуться. Сел на аэродром, ко мне первым подбежал инженер, отвечавший за вооружение. Каждый думает о своих проблемах, инженеру до воздушного «хулиганства» дела не было, он сразу спросил, как пушка. Я отвечаю: «Нормально. Так стреляла, что прицел следом за снарядами улетел». Инженер глянул на то место, где комплекс крепится, а там и на самом деле пусто. Не поверите, но бедолага потерял сознание и упал в обморок прямо под фюзеляж. Вообще та пушка нам много хлопот доставила, я трижды из-за нее чуть не погиб. Правда, в итоге ее отработали почти до идеала, проблем уже не возникало».
Однако звание Героя Российской Федерации он получил за летные испытания другого суховского бомбардировщика – Су-24. Машина в высшей степени надежная, однако мало кому известно, что у этого замечательного самолета был врожденный порок, который стоил жизни сразу нескольким летчикам-испытателям. Разобраться с этой скрытой угрозой и помог случай с Олегом Цоем.
Шли достаточно простые полеты на Су-24, и вдруг при наборе высоты заклинило рули управления. Самолет стал заваливаться, причем высота была небольшая, и катапультироваться вниз головой было достаточно опасно для экипажа. Цой неимоверными усилиями смог добиться угла крена в 40 градусов и дал команду на катапультирование. Второй пилот дернул ручку на себя и вылетел из кабины.
Должна была сработать автоматика, которая должна была выстрелить и командира следом. Однако этого не произошло, и Цой остался на своем месте. К тому времени самолет перевернулся брюхом вверх на высоте всего 420 метров. Катапультироваться было уже нельзя, к тому же летчику заклинившей ручкой управления зажало ногу. По всем данным летчик-испытатель был обречен.
Как рассказывал сам Олег Григорьевич, он в одну секунду вспомнил фамилии тех командиров Су-24, которые тоже «не захотели» катапультироваться и погибли при невыясненных обстоятельствах. И опять каким-то неимоверным усилием (специалисты потом утверждали, что человек не в состоянии развить такую физическую мощь) Цою удалось выправить самолет. Удалось добраться и до ручки катапультирования, однако автоматика села полностью. Хорошо, что имелась резервная система сброса фонаря. И только после этого сработал пороховой заряд, который выбросил летчика из обреченного самолета.
Во время катапультирования ручка управления вырвала из ноги кусок мяса. От боли и неимоверных перегрузок Цой потерял сознание и очнулся только на заснеженном поле. Встать не смог и сознание вновь помутилось – уцелевшая нога был проткнута насквозь острым колышком обрубленной кем-то елки…
Подробный отчет Цоя о своих действиях помог создателям установить причину производственного дефекта, который был устранен, и таким образом было спасено множество жизней летчиков.
При испытаниях нового истребителя Су-27 он в 1987–1988 годах установил сразу 9 мировых авиационных рекордов по грузоподъемности и скороподъемности.
С 1992 года полковник О. Г. Цой – в запасе. В 1997–2000 годах работал заместителем начальника летной службы ОАО «ОКБ Сухого». Ныне живет в городе Москва.
Комментарии к данной статье отключены.