Иногда можно услышать, что знаменитый британский корабль XVII века «Соверин оф зе Сиз» был первым кораблём в истории, предназначенным для боя в линии. Но это совсем не так. Попробуем разобраться, что же в действительности можно считать линейным кораблём, на какие ранги и в соответствии с какими критериями подразделялись корабли, а заодно вспомним невесёлую историю флагмана шведского флота.
За сто лет до «Соверин оф зе Сиз»
Первым делом определим, что в нашем понимании является линейным кораблём. Из классического определения линкора мы знаем, что это парусник, который имеет две или больше полные батарейные палубы и который несёт парусное вооружение типа «корабль».
Когда же мы обращаемся к крупным кораблям XVI–XVII веков, мы с удивлением обнаруживаем, что как минимум «Мэри Роуз» времён Генриха VIII вполне подходит под понятие «линейный корабль». Он строился как четырёхмачтовая каракка, имел водоизмещение 600 т, длину — 39,6 м и ширину — 13,7 м. Парусное вооружение было типичным для больших военных кораблей того времени: бушприт, фок и грот-мачты несли прямые паруса, а бизань- и бонавентур-мачты — косые латинские. Первоначальное артиллерийское вооружение корабля состояло из 78 разнокалиберных орудий, заряжавшихся как с дула, так и с казённой части.
С учётом того, что бонавентур-мачта была вспомогательной и часто даже съёмной — чем «Мэри Роуз» не линейный корабль? Ах да, закрытые деки. Но тогда ни один из кораблей XVII века нельзя назвать линкором, ведь даже «Соверин оф зе Сиз» изначально имел только один полностью закрытый дек. Если же допустить фрегатское с современной точки зрения расположение деков, то тогда чем не линкоры те же «Ваза», «Сторе Кронан» или французская «Куронь»? Все они имеют парусное вооружение типа «корабль», один полностью закрытый дек и тяжёлые пушки — как минимум 24-фунтовки.
Короткая и печальная история «Вазы»
Кстати, о «Вазе» — вернее, об истории его создания. Два голландских мастера, Хенрик Хайбертсоон и Аренд де Гроот, подрядились построить для короля Швеции Густава II Адольфа два малых (128-футовых) и два больших (134,5-футовых) корабля. «Ваза» изначально был как раз малым кораблём. Контракт на его постройку был подписан осенью 1624 года.
Но в 1628 году в битве под Оливой шведы потеряли два корабля, потом ещё один в Данцигской бухте, а чуть ранее, в 1625 году, в Рижском заливе от шторма погибли ещё десять кораблей. Поэтому король решил пересмотреть задание. Теперь ему срочно требовались четыре больших корабля. Проблема заключалась в том, что голландские мастера уже подготовили материалы на малый корабль. Хайбертсоон отказался менять проект, но вскоре он заболел и был отстранён от работ. Начальником постройки стал будущий капитан корабля Сефинг Хандсон, а реально заканчивала постройку жена Хенрика Хайбертсоона Маргарет.
Дальше — больше. Король потребовал разместить на корабле семьдесят четыре 24-фунтовых орудия. 128 футов на это не хватало, и пришлось наращивать длину, а также в прямом смысле слова надстроить второй дек. В 1627 году «Ваза» был спущен на воду. Согласно пожеланиям монарха и адмирала Класа Флеминга он вырос в размерах, в том числе и в высоту, то есть стал двухдечником, а шведы ранее двухдечники не строили. Хандсон говорил, что корабль слишком неустойчив, но король не верил ему. Чтобы убедить Густава Адольфа, капитан приказал 30 матросам бегать по верхней палубе от правого борта к левому. После третьего круга корабль так раскачался, что Хандсон остановил забег. Этот эксперимент зафиксировали шведские корабельные мастера, написавшие королю, который находился в Польше, что корабль нужно перестраивать — в таком виде отпускать его в море нельзя. Ответ короля был краток: продолжать оснащение и вооружение и побыстрее выйти в море.
Что ж, оснащение так оснащение. Внезапно оказалось, что Швеция не может произвести для «Вазы» паруса, поэтому закупила их в Голландии. Но голландцы паруса тоже не производили, а попросту поставили отбеленное конопляное полотно из шведской же Риги. Конопляные паруса толще и, соответственно, тяжелее, чем льняные. Это только усугубило плохую остойчивость «Вазы». Дополнительно корабль решили защитить от возможного абордажа, поэтому поставили на нём тяжёлые и высокие кормовую и носовую надстройки для мушкетёров и лучников. Это сделало ситуацию с остойчивостью совсем плачевной. Более того, «Вазу» строили по голландской методе, то есть с округлым, с почти плоским дном. Получилось что-то типа куклы-неваляшки.
Проблема была и с балластом. Хайбертсоон предлагал использовать камни, но в результате был выбран песок. Пусть он весит меньше, но его можно просто засыпать и разровнять, а камни надо было укладывать. В конце концов песок засыпали в бочки и даже добавили камней, но посадка у балласта была слишком высокой, а самого балласта явно не хватало.
«Вазе» повезло, если можно так выразиться, только в одном. Королевские заводы лили орудия целый год, но так и не успели изготовить семьдесят четыре 24-фунтовки, поэтому на «Вазу» их поставили только в количестве 46 единиц плюс две 24-фунтовые пушки старого образца. Остальное добавили мелочью: 6- и 3-фунтовками. В ином случае корабль, наверное, не прошёл бы даже те 1300 м, которые смог осилить.
Проведённые после спуска на воду тесты показали, что «Ваза» имеет отвратную остойчивость и готов опрокинуться при малейшем крене. Тем не менее его дополнительно перегрузили орудиями, поставили тяжёлые паруса, а балласта добавили слишком мало. 10 августа 1628 года «Ваза» вышел из порта с открытыми ради салюта пушечными деками. Этому кораблю просто суждено было утонуть — что он и сделал.
Так что есть линейный корабль?
Зачем мы так подробно остановились на истории «Вазы»? Необходимо понять, что и «Мэри Роуз», и «Куронь», и «Ваза», и «Роял Принс» — всё это были корабли переходного типа. Чтобы отработать постройку нормальных линейных кораблей, мастерам пришлось путём проб и ошибок определить верное направление развития. Собственно, вывод из вышесказанного самый простой: «Соверин оф зе Сиз» был первым удачным линейным кораблём.
Стоп, — скажет более или менее осведомлённый читатель, — но ведь сами же шведы именуют «Ваза» галеоном. Именно. А англичане, построив «Соверин оф зе Сиз», называли его great ship («большой корабль») или first rank ship («корабль первого ранга»). Никаких ships of the line, то есть «линейных кораблей».
Кстати, с «Соверин оф зе Сиз» связан ряд заблуждений. Считается, что это был первый в мире трёхдечный корабль, хотя галеоны с тремя рядами пушек англичане видели у испанцев ещё в 1595 году. Как это ни удивительно, но он не был и самым большим из построенных в Англии кораблей — спущенный на воду на 200 с лишним лет раньше корабль Генриха V «Грейс Гарри де Дьё» был больше. По цене «Соверин оф зе Сиз» равнялся целым шести кораблям второго ранга. Он строился не только как военная единица, но и как символ королевской власти. Изначально корабль проектировался под 90 орудий, но по личному распоряжению короля был перевооружён на 102 пушки.
И вот тут мы подходим к самому интересному. Оказывается, линейным кораблём в XVII веке мог быть объявлен любой корабль, который с точки зрения адмиралов подходил для боя в линии. То есть до времён линейной тактики говорить о линейном корабле просто глупо. Он мог быть двухдечным или трёхдечным, нести правильное парусное вооружение, но если корабль не предназначался для боя в линии — он не был линейным.
Система рангов и её метаморфозы
Чтобы сравнивать корабли разных наций в одной системе отсчёта, все корабли тех времён пытаются привязать к английской классификации. Экстраполируя ситуацию на все остальные страны, можно с уверенностью сказать, что с возникновением линейной тактики линейными являлись любые корабли I–IV рангов, и неважно, сколько у них было деков. Если адмиралы считали, что корабль подходит для боя в линии (даже если он был реквизированным и вооруженным кораблём какой-нибудь из Ост-Индских компаний), он сразу же становился ship of the line.
Первым формально классифицировать корабли Королевского флота попытался в 1604 году только что вступивший на престол Яков I. Не мудрствуя лукаво, он все корабли разделил по численности экипажа на большие (great ships), средние (middling ships) и малые (small ships). Шесть самых больших галеонов удостоились класса «королевских кораблей» (royal ships).
В 1626 году новый король Карл I поменял классификацию. Теперь royal ships стали кораблями I ранга, great ships — II, middling ships — III, а весь «зоопарк» small ships поделили на IV, V и VI ранги. Поначалу система рангов не имела особого тактического смысла и использовалась в основном для определения жалования матросам и офицерам. Логично, что капитан или штурман большего корабля несёт бо́льшую ответственность и получает большее жалование. Разница в оплате матросов позволяла набирать на лучшие корабли лучших людей. Но была у этой системы и обратная сторона. Корабль I ранга нуждается в очень большой команде. Если учесть, что у неё и жалование выше среднего, то у Адмиралтейства частенько был соблазн не вооружать самые большие корабли. В 1653 году, по мере роста кораблей, систему классификации в очередной раз доработали.
Ранг корабля в зависимости от численности его экипажа
Ранг корабля |
1604 |
Ранг корабля |
1626 |
1653 |
Royal ships |
Более 400 |
I |
Более 400 |
Более 400 |
Great ships |
От 250 до 400 |
II |
От 300 до 400 |
От 300 до 400 |
Middling ships |
От 160 до 200 |
III |
От 200 до 300 |
От 200 до 300 |
Small ships |
Менее 160 |
IV |
От 100 до 120 |
От 140 до 200 |
V |
От 60 до 70 |
От 80 до 140 |
||
VI |
От 40 до 50 |
От 40 до 80 |
В 1650-х годах корабли II ранга королевской постройки были флагманами эскадр и дивизионов. Ещё в предыдущем десятилетии их вооружение начали усиливать, ставя на верхнюю палубу дополнительные пушки. В итоге получились корабли с тремя рядами орудий. Или почти тремя — на спардеке обычно оставался небольшой промежуток. Историки назвали их довольно странным термином «квазитрёхдечник». Скорость и мореходность упали, но оставались достаточными для сражения в линии баталии.
В 1660 году в Англии произошла реставрация монархии. По уже сложившейся традиции новый король, Карл II, поменял систему классификации. Теперь ранг корабля определялся количеством пушек. Эта система, постоянно изменяясь, дожила до конца эпохи парусного судостроения.
Ранг корабля в зависимости от количества орудий на нём
Ранг |
1660 |
1675 |
1685 |
1697 |
1714 |
1721 |
1760 |
1782 |
1801 |
I |
80–102 |
90–100 |
90–100 |
94–100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100–120 |
II |
56–92 |
56–84 |
64–90 |
90–96 |
90 |
90 |
90 |
90–98 |
90–98 |
III |
56–70 |
58–74 |
60–74 |
64–80 |
64–80 |
70–80 |
70–80 |
64–80 |
64–84 |
IV |
38–62 |
40–60 |
30–56 |
44–64 |
50–60 |
50–60 |
50–60 |
50–60 |
50–60 |
V |
20–38 |
24–40 |
28–38 |
26–44 |
30–40 |
30–40 |
32–44 |
30–44 |
30–44 |
VI |
4–20 |
4–20 |
4–18 |
10–24 |
10–20 |
20–24 |
20–30 |
20–28 |
20–28 |
Как видно из таблицы, до 1697 года ранги кораблей определялись неоднозначно.
Очень условно можно сказать, что к I рангу относились большие трёхдечники, к II — малые трёхдечники и «квазитрёхдечники», к III — двухдечники, к IV — малые двухдечники и «квазидвухдечники» (назовём так корабли, у которых на верхнем деке в середине был небольшой участок палубы без орудий). Корабли V ранга могли иметь от одного до двух деков, однако были недостаточно сильными, чтобы ставить их в линию баталии. Корабли VI ранга несли пушки только на верхней палубе.
Естественно, в этой системе была масса исключений. Если при Карле I в V и VI рангах могла числиться обычная мелочь с различным парусным вооружением, то теперь все ранговые корабли обязательно имели три мачты с прямыми парусами. Правда, иногда в VI ранг записывали королевские яхты с иным парусным вооружением. Корабли, не вошедшие ни в один ранг, так и назывались «внеранговыми», а управлявший ими офицер не имел звания капитана.
Термин ship of the line или line of battle ship впервые появился в 1653 году, когда адмирал Роберт Блейк в «Инструкциях по походу и бою» (Fighting Instructions) упомянул, что атакуют в линии line of battle and over ships. То есть именно с этого момента можно считать, что все галеоны, каракки, орлогшипы, вассо и т.д. стали линейными кораблями, если адмиралы ставили их в линию.
Линейный корабль — это…
Линейный корабль — это не классификационное, а функциональное деление. Особенно это утверждение актуально для XVII и иногда для XVIII века. В эту категорию можно засунуть всё что угодно — как сочтёт нужным адмирал.
В дальнейшем, в начале XIX века, появились большие фрегаты IV ранга. Фрегаты V и VI рангов во второй половине XVII — первой половине XVIII века реально имели полтора-два дека, а потом и один. У шлюпов и более мелких кораблей все пушки находились на верхней палубе. Кроме того, первые пять рангов имели три мачты и парусное вооружение типа «корабль». VI ранг в XVII веке мог нести самое разнообразное мачтовое и парусное вооружение, ну а потом, когда появились фрегаты VI ранга, вытеснившие оттуда шлюпы и т.д., — исключительно парусное вооружение типа «корабль».
Все корабли, имевшие количество орудий меньше указанного или меньше двух мачт, входили в список внеранговых судов.
Линейными кораблями назывались те парусные суда, которые могли по своим тактико-техническим характеристикам вести бой в линии. Изначально это были корабли I–IV рангов, однако позже корабли IV ранга были признаны недостаточно сильными и выведены из состава линейных. Чаще всего их использовали в качестве колониальных стационаров или как средство усиления эскортов конвоев.
Литература:
- Rif Winfield. First Rate. The Greatest Warships of the Age of Sail. — Seaforth Publishing, 2010.
- Rif Winfield. British Warships in the Age of Sail, 1714-1792: Design Construction, Careers and Fates. — Seaforth Publishing, 2008.
- Brian Livery. The Ship of the Line. — Vol 1: The development of the battlefleet 1650-1850. — Conway, 1983.
- Brian Livery. The Ship of the Line — Vol 2: Design, construction and fittings. — Conway, 1984.
- Чепелев, В.Р. Подъем военного парусного корабля «Мэри Роуз» / В.Р. Чепелев // Судостроение. — 1984. — № 3.
Комментарии к данной статье отключены.