Со второй половины XII века основным типом торгового и военного корабля в морях Северной Европы был когг. Книжные миниатюры, изображения на монетах и печатях донесли до нас характерный облик коггов. Это были одномачтовые палубные суда с высокими бортами, мощным корпусом и высокими носовыми и кормовыми надстройками. Сравнительно недавно число источников пополнилось археологическими находками. Самым ярким открытием стал когг, обнаруженный в Бремене. А в конце ХХ столетия немецкие власти решили, что эти симпатичные суда могут сослужить неплохую службу туристическому имиджу страны.
Происхождение
Слово «когг» (нижненемецкий Kogge, Koggen) родственно немецкому Kugel — «шарик», что отражает характерную форму деревянного корпуса корабля. На фризском диалекте Kogge означает «бочка», «шайка», «посудина». Местом рождения этого типа судна является фризское побережье Северного моря или, возможно, Западная Ютландия, где были обнаружены самые ранние археологические находки этих судов.
Считается, что на форму ранних коггов повлияли скандинавские кнорры, которые в эпоху викингов были основным торговым судном в Северной Европе. Впервые в письменных источниках когги появились в 948 году в списке кораблей города Мёйден близ Амстердама. Однако эпоха их господства в северных водах начинается с XII века и непосредственно связана с историей Ганзы. Потребность торговцев в крепких и вместительных, но при этом относительно недорогих кораблях привела к разработке первой рабочей лошадки Ганзейского союза. С минимальными изменениями в конструкции когги верой и правдой служили основным средством морских перевозок до начала XV столетия. В дальнейшем расширение грузооборота привело к появлению ещё более крупных судов, известных как хольки.
Между XII и XV веками когги имели длину от 15 до 30 м, ширину от 5 до 8 м, осадку до 3 м и грузоподъёмность до 200 т. Их прямой киль, выполненный из одного дерева и круто переходящий в прямые штевни, соотносился с шириной всего судна в пропорции 3:1. Днище было плоским. Это делало когг удобным для грузовых операций: судно подходило к берегу и при отливе плотно садилось на ровное дно для разгрузки, а прилив позволял ему продолжить путь. Обшивка когга обычно делалась внакрой, то есть каждый последующий ряд досок заходил на предыдущий. Традиционно судно строилось из древесины дуба, обильно произраставшего в Пруссии и Померании. Единственная мачта судна, также цельная, несла широкий рейковый четырёхугольный парус площадью до 200 м2. Эксперименты с современными репликами коггов позволили установить, что они могли идти со скоростью в 3,5 узла. Поначалу судно держало курс при помощи рулевого весла, крепившегося к правому борту. Со второй половины XIII века появился навесной руль, снабжённый румпелем. Экипаж состоял из 10–18 матросов.
Археологические находки
Вплоть до середины ХХ века историкам приходилось изучать когги, основываясь преимущественно на письменных и иконографических источниках. Затем всё больше исследования стали опираться на археологический материал. Едва ли не первой находкой такого рода стало судно, обнаруженное в 1943 году в заливе Колдинг на восточном побережье Ютландии. Археологи из Национального музея Дании описали отдельные части судна, измерили их и затем вернули на место. Данные о местонахождении судна со временем оказались утеряны, и лишь в 2000 году оно было обнаружено заново.
В 1944 году в одном из польдеров — осушённых участков побережья — на территории Нидерландов были найдены остатки когга, потерпевшего кораблекрушение. В следующем году были опубликованы результаты изучения находки. Ещё одно судно, обнаруженное в том же районе в 1949 году, удостоилось лишь краткого упоминания в археологическом отчёте. При редкости находок идентифицировать найденные суда как когги удавалось лишь на основе их сходства с изображениями на миниатюрах и печатях. По мере обнаружения новых судов исследователи разработали шкалу формальных признаков, которая позволяет отнести находку к тому или иному типу судна.
К настоящему времени известны находки не менее 22 корпусов коггов и их крупных фрагментов. В основном они относятся к эпохе между XII и XV веками. Большинство находок можно представить в следующей таблице:
|
Место находки |
Дата |
Страна |
Длина киля |
Год находки |
1 |
Kollerup |
1150 |
Дания |
18,6 м |
1978 |
2 |
Skagen |
1200 |
Дания |
около 15 м |
1962 |
3 |
Kolding |
около 1250 |
Дания |
около 16 м |
1943 |
4 |
Bossholmen |
1242/1272 |
Швеция |
12,5 м |
1985–1988 |
5 |
Flevoland OZ43 |
1275–1300 |
Нидерланды |
13,2 м |
1981 |
6 |
NOP A 57 Rutten |
1275–1300 |
Нидерланды |
15,9 м |
1985 |
7 |
Flevoland NZ 43 |
около 1300 |
Нидерланды |
9 м |
1979 |
8 |
NOP Q75 |
1300–1325 |
Нидерланды |
8,5 м |
1949 |
9 |
Helgeandsholm 2 |
1330 |
Швеция |
около 14 м |
1978 |
10 |
Flevoland N5 |
1325–1350 |
Нидерланды |
12,5 м |
1976 |
11 |
Flevoland OZ36 |
1336/1375 |
Нидерланды |
11 м |
1983 |
12 |
Ll. Kregme |
1360 |
Дания |
около 14 м |
1986 |
13 |
Vejby |
1372/1375 |
Дания |
около 12 м |
1976–1977 |
14 |
Bremen |
1380 |
Германия |
15,6 м |
1962–1965 |
15 |
Flevoland NZ 42 |
1350–1400 |
Нидерланды |
13,5 м |
1979 |
16 |
NOP M107 |
1375–1400 |
Нидерланды |
12,6 м |
1944 |
17 |
Skanor |
1396 |
Швеция |
18,7 м |
1993 |
18 |
Flevoland Almere |
1410/1430 |
Нидерланды |
12,7 м |
1986 |
Таблица дана в соответствии с изданием: Crumlin-Pedersen, O. To be or not to be a cog: the Bremen Cog in perspective / О. Crumlin-Pedersen // The International Journal of Nautical Archaeology. — 2000. — Vol. 29. — Nr. 2. — Р. 237.
Когг из Бремена
Одной из наиболее важных в научном плане археологических находок является Бременский когг, обнаруженный 8 октября 1962 года на дне реки Везер во время работ по расширению порта. Артефакт, на который натолкнулась землечерпалка, имел столь странный вид, что рабочие немедленно связались с музеем. Поскольку уже начался сезон осенних штормов, выстроить вокруг этого места кессон, как это делалось в других случаях, не представлялось возможным. Археологи ограничились лишь установкой столбов, между которыми натянули сетку — она должна была помешать приливу окончательно уничтожить то, что осталось от судна.
Железные гвозди, скреплявшие деревянные части набора, исчезли, и корпус фактически представлял собой груду деревянных обломков. Прежде чем извлечь их из речного ила, каждый пришлось описать, измерить и пронумеровать. Когда все крупные фрагменты были подняты, археологи изучили русло реки выше и ниже по течению. Поисковые работы продолжались до лета 1965 года. Из речного ила удалось извлечь более 2000 частей судна и сопутствующих предметов.
Одновременно с раскопками проходила кампания по поиску средств на сохранение когга. В конце концов было решено построить в Бремерхафене на северо-западе Германии Немецкий морской музей. Сюда в 1972 году и прибыли все части судна для последующей реставрации.
Учёные разработали специальный двухэтапный процесс пропитки, чтобы законсервировать древесину, из которой было построено судно. Вначале извлечённые из речного ила деревянные фрагменты помещались в наполненные дистиллированной водой резервуары, чтобы предотвратить высыхание и усадку древесины. После этого из отдельных фрагментов реставраторы стали заново собирать корпус судна. Начали они с киля и форштевня, на которых закрепили шпангоуты и другие детали набора. Затем настелили на них палубу и доски внешней обшивки.
Эту работу нельзя было назвать особенно приятной. Трудиться в ангаре приходилось при постоянной влажности 97%, в облаках холодного пара, который препятствовал высыханию древесины. Работая в таких условиях на протяжении семи лет, реставраторы почти полностью сумели восстановить правый борт судна и примерно на треть — левый. После этого всю конструкцию укрепили при помощи металлической рамы. К зиме 1979–1980 годов, когда когг был целиком собран, его поместили в резервуар на 800 000 л, заполненный раствором из смеси воды и полиэтиленгликоля. Этот полимер должен был постепенно заместить воду в порах дерева, чтобы таким образом законсервировать его и обеспечить возможность дальнейшего экспонирования в обычном музейном пространстве. Процесс был рассчитан на 17 лет. Наконец в мае 2000 года, через 38 лет после обнаружения, Бременский когг занял место в экспозиции Немецкого морского музея.
В нынешнем виде судно имеет длину 23,4 м (при длине киля 15,6 м), ширину — от 6,2 до 7 м, высоту борта — 3,5 м. Прямой ахтерштевень достигал 5 м в длину, а форштевень — 8,4 м. Подводная часть имела стройные очертания в носовой части корпуса и округлые — в средней, что обеспечивало судну хорошую скорость и одновременно вместительность трюмов. Его грузоподъёмность при таких пропорциях оценивается приблизительно в 130 т (по другим данным, 90 т).
Для обшивки корпуса использовались 5-сантиметровые дубовые доски приблизительно 8 м длиной и 0,5 м шириной. По бортам обшивка делалась внакрой, с наложением одной доски на край другой. Почти плоское днище было набрано вгладь. Швы между досками реставраторы проконопатили мхом, пропитанным смолой. Изнутри в корпус были вставлены 40 шпангоутов, соединявшиеся с обшивкой при помощи железных кованых гвоздей. Палуба была настелена поверх дубовых бимсов.
В кормовой части судна хорошо сохранились остатки находившейся здесь надстройки и верхней палубы. В носовой части были укреплены балки битенгов, в кормовой имелся брашпиль, установленный на палубе. На ходу судно управлялось при помощи навесного кормового руля. Единственная мачта судна имела длину до 13 м, почти равняясь длине киля.
Дендрохронологический анализ показывает, что дуб, из древесины которого было построено судно, был срублен в 1380 году на территории современного Касселя (Германия). Некоторые детали конструкции, включая части шпангоутов, бимсы и флортимберсы, были выполнены из дуба местной породы. При раскопках не было обнаружено каких-либо следов балласта.
Удивительно, но корпус Бременского когга так и не был осмолен. По-видимому, судно погибло, ещё не будучи полностью достроенным. Возможно, корпус вытащили на берег в ожидании смоляных работ, и здесь во время внезапного наводнения его подхватила прибывающая вода. Река утащила судно на 4 км вниз по течению, где оно перевернулось и затонуло. В качестве дополнительного подтверждения этой гипотезы можно рассматривать находки слесарных инструментов, оставленных работниками внутри корпуса.
Современные реплики Бременского когга
Ещё в 1986 году возникла идея построить точную копию Бременского когга. Уже в следующем году с этой целью было основано добровольное общество, и в Новой гавани в Бремерхафене начались подготовительные работы. 21 июля 1988 года состоялась закладка киля судна, а два года спустя, 18 августа 1990 года, судно, названное «Убена фон Бремен», было спущено на воду. Летом следующего года оно совершило первое морское путешествие из Любека в Гданьск, которое подробно освещалось в масс-медиа и привлекло внимание сотен тысяч зрителей. В настоящее время «Убена фон Бремен» базируется в рыбацком порту Бремерхафена, рядом с приписанными к музею историческими судами. Судно по-прежнему активно участвует в морских парадах и фестивалях и ежегодно проходит от 4000 до 4500 морских миль (7400–8300 км), из которых примерно треть под парусом. Экипаж насчитывает 16 человек.
Вскоре после начала работ над «Убеной фон Бремен» в Киле пошли разговоры о строительстве второй реплики когга для Балтийского моря. В начале 1988 года на верфи в Киль-Фридрихсорте состоялась закладка судна, которое в 1991 году было спущено на воду. Оно имеет общую длину 23,27 м при длине киля 15,6 м. Ширина составляет 7,62 м, высота палубы — 3,14 м над уровнем моря, а осадка — 2,25 м. Грузоподъёмность судна — 84 т. На его изготовление ушло 56 м³ древесины дуба, 11 000 кованых гвоздей и 1600 деревянных нагелей. Мачта сделана из цельного ствола лиственницы длиной 25 м. Парус имеет площадь 100 м² и даже при боковом ветре позволяет судну развивать скорость до 9 узлов. Экипаж состоит из 10 человек. Первые плавания показали превосходные морские качества и манёвренность реплики. Как и «Убена фон Бремен», судно, названное «Ганзейский когг», до сих пор совершает морские плавания и активно участвует в исторических фестивалях.
В 1995 году муниципалитет Бремена решил построить ещё одну копию когга, которая должна была служить морской достопримечательностью города. Судно, получившее название «Роланд фон Бремен», было построено за четыре года: с июля 1996 по май 2000 года, к открытию выставки «Экспо-2000». В 2005 году «Роланд фон Бремен» доставил в Берлин заявку на предоставление Бремену статуса Европейской культурной столицы 2010 года. Судно базировалось в Шлахте, откуда время от времени совершало плавания, в том числе наведываясь в Росток и Куксхафен. Утром 28 января 2014 года из-за поломки морского клапана «Роланд фон Бремен» затонул у своего причала. Судно было поднято на следующий день, а затем продано за 1 евро некоммерческой организации, которая пытается его отреставрировать и вернуть к активной службе.
Литература:
- Crumlin-Pedersen, O. To be or not to be a cog: the Bremen Cog in perspective / О. Crumlin-Pedersen // The International Journal of Nautical Archaeology. — 2000. — Vol. 29. — Nr. 2. — Р. 230–246.
- Hoffmann, G. Sailing the Bremen Cog / G. Hoffmann, Р. Hoffmann // Internati onal Journal of Nautical Archaeology. — 2009. — Vol. 38. — Nr. 2. — Р. 281–296.
- Smith, J.R. Hanseatic Cogs and Baltic Trade: Interrelations between Trade Technology and Ecology / J.R. Smith // Anthropology Department Theses and Dissertations. — Lincoln, 2010: digitalcommons.unl.edu
- Ellmers, D. The History of the Cog as a Ship Type / D. Ellmers // The Hansa Cog of 1380. — Bremerhaven: Förderverein Deutches Schiffahrtsmuseum, 1985. — Р. 60–68.
- Lahn, W. Die Kogge von Bremen / W. Lahn. — Band I: Bauteile und Bauablauf. Schriften des Deutches Schiffahrtsmuseum 30. — Hamburg, 1992.
Комментарии к данной статье отключены.