Бушевавшие в Европе Наполеоновские войны имели серьёзные последствия и для других частей света. Масштабы битв в дальних странах не шли ни в какое сравнение с европейскими сражениями, но оказывали не меньшее влияние на ход мировой истории. Одним из наиболее важных событий эпохи стал переход власти над югом Африки от Нидерландов к Британии. Крупнейший город региона, Кейптаун, британской армии пришлось брать дважды.
Рождение колонии
В 1652 году Голландская Ост-Индская компания основала на берегу Столовой бухты на Капском полуострове колонию — промежуточную остановку для своих кораблей по пути в Голландскую Ост-Индию (современную Индонезию).
Чтобы снабжать моряков продуктами, компания до 1707 года регулярно перевозила на Кап группы голландских и немецких крестьян, получавших по 20 акров земли. Приехали сюда и 156 французских гугенотов, бежавших из Франции после отмены Нантского эдикта. Официально эти фермеры именовались свободными бюргерами, однако чиновники Ост-Индской кампании пренебрежительно называли их «деревенщиной» — бурами.
Колония постепенно росла, подчиняя и изгоняя соседние кланы готтентотов. Средиземноморский климат благоприятствовал развитию земледелия, виноделия и скотоводства. К началу XVIII века поселение у Столовой бухты, названное Капстадт (будущий Кейптаун), выглядело уже настоящим городом с фортом, церковью, больницей и каменными домами. Больше половины населения колонии составляли рабы — как негры, так и уроженцы азиатских владений Нидерландов. Хотя никакого крупного плантационного хозяйства здесь не возникло, большинство фермеров имели по 3–5 рабов и трудились на поле вместе с ними.
К концу XVIII века, после ряда войн с готтентотами на севере и народом коса на востоке, границы Капской колонии простирались до Оранжевой реки и Фишривер.
Конец патриархальному существованию Капа положила наступившая в Европе эпоха великих войн с революционной и наполеоновской Францией. В 1793 году находившаяся в предбанкротном состоянии Ост-Индская компания передала власть над Капской колонией правительству Нидерландов.
Первый захват
После французского вторжения в Нидерланды 18 января 1795 года штатгальтер Виллем V, принц Оранский, бежал на рыбацкой лодке в Англию в поисках политического убежища. На чужбине беглец просил британцев временно — до того, как он сможет вернуть себе власть, — оккупировать от его имени Капскую колонию, чтобы столь важное владение не попало в руки французов. Учитывая стратегическую ценность мыса Доброй Надежды на пути в Индию, британские власти решили откликнуться на просьбу голландского изгнанника. В апреле 1795 года эскадра под командованием вице-адмирала Джорджа Эльфинстона (пять линкоров и другие корабли) покинула Англию, имея на борту 515 солдат 78-го полка (Россширских горцев) под командованием генерал-майора Джеймса Крейга.
В Капстадте голландский генерал-комиссар Абрахам Слёйскен с тревогой ожидал, чьи корабли первыми появятся на горизонте: французские или британские. В его распоряжении было всего 440 наёмных солдат Ост-Индской компании. Чтобы увеличить свои силы, Слёйскен не только призвал на службу несколько сотен всадников-бюргеров в составе коммандо, но и обязал бурских фермеров освободить своих слуг-койкойн (готтентотов) и снабдить их оружием. Так был сформирован корпус Пандурен в количестве 350 готтентотов с белыми офицерами.
10 июня эскадра Эльфинстона бросила якорь в Саймонстауне. Однако ни послание штатгальтера Виллема, ни заверения британских командиров в самых дружественных намерениях не заставили генерал-комиссара Слёйскена пойти на сотрудничество. 14 июля 800 солдат и морских пехотинцев генерала Крейга захватили Саймонстаун. Голландские силы отступили к Мейзенбергу (сейчас это пляжный пригород Кейптауна), перекрывая дорогу к столице колонии Капстадту. В следующем месяце между сторонами происходили редкие перестрелки и продолжались переговоры. Адмиралу Эльфинстону так и не удалось убедить Слёйскена в своих добрых намерениях.
7 августа британцы атаковали голландские позиции в Мейзенберге. Четыре линкора Эльфинстона обстреливали защитников с моря, в то время как горские солдаты Крейга, к которым присоединились около тысячи моряков и морских пехотинцев под командованием капитана Темпла Харди, атаковали позиции голландцев. Бюргеры и готтентоты сражались неплохо, но наёмники Ост-Индской компании под огнём с моря запаниковали и начали поспешно отходить, что заставило командовавшего голландцами полковника Роберта Гордона, сына шотландского иммигранта, отдать приказ об отступлении на север.
Голландцы заняли новую линию обороны в Винберге, на подступах к Капстадту. Продолжались перестрелки. Голландцы регулярно устраивали налёты и засады. Британские войска начали испытывать проблемы с едой и боеприпасами. Зная об этом, генерал-комиссар Слёйскен даже планировал в начале сентября контратаковать врага.
Однако утром 3 сентября в Саймонстаун вошли 14 кораблей Британской Ост-Индской компании, везшие в Индию 2500 солдат 95-го и 98-го пехотных полков, а также вторых батальонов 78-го и 84-го пехотных полков. Командовавший ими генерал Алуред Кларк имел тайные инструкции военного министра Генри Дандаса задержаться, если возникнет необходимость, на мысе Доброй Надежды.
Прибытие войск Кларка резко изменило положение в пользу британцев. Получив 24-часовой ультиматум с угрозой бомбардировки Капстадта с моря, генерал-комиссар Слёйскен 15 сентября 1795 года капитулировал. 16 сентября британские солдаты вошли в город.
Бурские революционеры
Новые власти Голландии, которая теперь стала называться Батавской республикой, в следующем году попытались вернуть себе потерянную колонию. Однако поход флотилии контр-адмирала Энгельбертуса Лукаса бесславно завершился в августе 1796 года в бухте Салданья севернее Кейптауна: превосходящие силы флота Эльфинстона блокировали его корабли, и голландцы капитулировали.
Гораздо больше проблем англичанам доставляли буры. Услышав о капитуляции Капстадта, жители восточного пограничья колонии, Храфф-Рейнета, провозгласили народную республику. Британские власти Кейптауна покончили с этим выступлением, просто перекрыв поставки пороха в Храфф-Рейнет. В ситуации постоянного вялотекущего конфликта с африканскими соседями бурам ничего не оставалось, кроме как смириться с британской оккупацией.
Второй раз буры Храфф-Рейнета восстали против британцев в июле 1801 года. Причиной стало недовольство деятельностью миссионеров, которых активно поддерживали английские власти колонии. Они не только защищали готтентотских работников бурских ферм от произвола их хозяев, но и учили их читать и писать! От этого готтентоты становились очень непослушными. К тому же английские власти всячески вербовали койкойн в «готтентотский корпус» численностью 735 военнослужащих, организованный как полк линейной пехоты. Губернатор Джордж Маккарти заявил даже:
«Готтентот способен на гораздо большую степень цивилизованности, чем принято считать, и превращение его в солдата может являться наилучшим способом это доказать».
После долгих переговоров буры согласились признать власть британцев, а те обещали принять меры к умиротворению койкойн.
В целом же британская оккупация не была для белых жителей Капской колонии особо обременительной и не повлекла за собой каких-либо серьёзных социально-политических изменений. Зато она весьма поспособствовала процветанию колонии: когда кто-то владеет морями, с ним лучше дружить, а не воевать. При британцах Кейптаун стал портом, открытым для кораблей всех стран, что резко увеличило объёмы торговли. Капитаны кораблей щедро платили за продукты, произведённые фермами и виноградниками поселенцев.
Амьенский договор 1802 года вернул Батавской республике «таверну по пути в Индию», как однажды назвал Капскую колонию адмирал Нельсон. Официальная церемония смены власти прошла 1 января 1803 года.
Экспедиция на юг Атлантики
Лето 1805 года выдалось очень тревожным для Британии. Император французов собирал армию в Булонском лагере, а адмирал Вильнёв ускользнул от караулившего его флота Нельсона и исчез на просторах Атлантики. Предположение, что он отправится в Вест-Индию, где было много маленьких и богатых британских островов, весьма беспокоило одно из двух мощнейших лобби тогдашней британской политики — вест-индских сахарных плантаторов и импортёров. Никакое правительство не могло позволить себе игнорировать обеспокоенность столь уважаемых людей, и в Ирландии начала собираться военная экспедиция.
Вскоре пришли вести о том, что Вильнёв направляется в Европу. Одновременно вернувшийся из французского плена драгунский капитан Джонс рассказал военному министру Роберту Стюарту, виконту Каслри, что французы хотят завладеть Капской колонией. Такие новости обеспокоили другое влиятельное лобби британской политической сцены — Ост-Индскую компанию. Не одно десятилетие её директора досаждали властям Соединённого Королевства, доказывая важность Капской колонии как стратегической точки на пути в Индию и передовой линии обороны этой «жемчужины Британской империи». Правительство Уильяма Питта-младшего приняло решение о новой операции по захвату Капа.
В Корке на юге Ирландии был собран контингент из 6654 солдат. По меркам войн в Европе, конечно, невеликая сила, но для колониальных экспедиций это была громадная армия: с меньшим количеством солдат Британия завоёвывала Индию и теряла Америку. На юг Африки отправлялись семь пехотных батальонов — три английских (24-й, 38-й и 59-й полки), три шотландских (71-й, 72-й и 93-й) и один ирландский (83-й), а также подразделения 20-го полка лёгких драгун и три роты Королевской артиллерии с шестью полевыми пушками и двумя гаубицами. Возглавил эту армию генерал-лейтенант Дэвид Бэйрд — упрямый шотландец, опытный солдат, участник множества военных кампаний в Индии и на Востоке. Он, как и два его штабных офицера — майор Дональд Кемпбелл и капитан Дункан Стюарт, — служил в Кейптауне во время первой британской оккупации.
Доставить армию на юг Африки должна была эскадра под командованием капитана Хоума Пофама, известного как первоклассный навигатор. Под его началом находились четыре линкора, два фрегата, несколько меньших боевых кораблей и около 60 транспортных судов. Пункт назначения экспедиции держался в строжайшем секрете. Даже офицеры могли только гадать. Испания? Средиземноморье? Вест-Индия? Южная Америка? Или может быть придётся воевать с турками?
1 сентября 1805 года флот Пофама покинул Корк.
Батавские власти
С сентября 1803 года, когда из Европы пришли вести о возобновлении войны, в Капской колонии ждали появления британских кораблей. Батавскую администрацию колонии в это время возглавлял генерал-лейтенант Ян Виллем Янссенс.
Кадровый военный, он сделал карьеру благодаря последовательной поддержке революционной Франции. Великий пенсионарий Батавской республики Рутгер Ян Схиммелпеннинк приказал генералу удерживать колонию всеми силами, дабы произвести впечатление на великого Наполеона и создать первую линию обороны голландских владений на Востоке. Вот только подкреплений он не прислал.
Гарнизон Капской колонии включал 22-й Батавский линейный пехотный полк, укомплектованный австрийскими и венгерскими наёмниками полк Вальдека, эскадрон батавских лёгких драгун и яванскую артиллерийскую роту.
Бывший готтентотский корпус британцев Янссенс сохранил в форме полка готтентотской лёгкой пехоты. Из конных буров был создан егерский батальон. Также губернатор ввёл обязательную милиционную службу для всех поселенцев-мужчин от 16 до 35 лет. Это вызвало ропот свободолюбивых буров, но губернатор продемонстрировал решительность, расстреляв трёх отказников.
Понимая, что сил всё равно мало, генерал Янссенс готовился навязать врагу партизанскую войну. Во внутренних районах колонии по его приказу создавались склады продуктов и боеприпасов.
28 декабря с Мадейры прибыл американский корабль и известил капские власти о встрече с большим британским флотом, двигавшимся на юг.
Высадка
После стоянки в бразильском порту Сан-Сальвадор флот Пофама направился к своей цели. 6 декабря, уже находясь в море, генерал Бэйрд наконец проинформировал офицеров о цели экспедиции.
Он подготовил подробный план высадки. Фрегат «Леда» с 24-м пехотным полком под командованием подполковника Уильяма Келли, совершая отвлекающий манёвр, направлялся к Лагерному заливу к югу от Кейптауна. Основная высадка происходила на одном из пляжей на севере Столовой бухты, в некотором отдалении от Кейптауна. Первым высаживался лёгкий батальон под командованием майора Джона Грэхема из 93-го полка, сформированный из лёгких рот всех пехотных полков. Следом шёл полковник Роберт Вильсон, у которого на 200 драгун осталось только 74 лошади, и потому ему следовало как можно быстрее захватить недостающих коней. Артиллерию планировалось доставить на берег, только если дело дойдёт до осады Кейптауна.
Флот Пофама прибыл к Кейптауну 4 января 1806 года. Следующим утром попытка высадить лёгкий батальон в намеченном месте провалилась из-за слишком сильного прибоя. Решено было высаживаться в удобной бухте Салданья в почти сотне километрах к северу от Кейптауна. Линкор «Диадем» и шлюп «Л’Эспуа» направились к новому месту высадки с силами под командованием бригадного генерала Уильяма Бересфорда — это были драгуны и 38-й пехотный полк. Следом направлялся остальной флот.
Утром 6 января, пройдя немного севернее, британцы наткнулись на бухту Лосперд в 35 км к северу от Кейптауна, где прибой оказался заметно меньше. Генерал Бэйрд решил высаживаться тут. Затопив небольшой торговый корабль на отмели в качестве волнолома, генерал послал на берег лодки с лёгким батальоном Грэхема. Одна лодка с 36 солдатами 93-го полка разбилась о камни, и все находившиеся на борту утонули.
На берегу британцев встретили около сотни егерей, которые, рассеявшись в прибрежном буше, стреляли по десанту. Три офицера были ранены. Британские корабли в ответ обстреливали берег. Когда высадились две лёгкие роты, бурские егеря прекратили огонь, вскочили на коней и умчались прочь. Дальнейшая высадка проходила уже без сопротивления врага.
Получив известие о появлении британцев, генерал Янссенс днём 7 января выступил на север с главными силами в 2049 человек из 22-го полка, наёмного полка Вальдека, готтентотской лёгкой пехоты, лёгких драгунов, егерей, яванских артиллеристов, а также 240 французских моряков со стоявших в гавани кораблей. Он надеялся атаковать британцев как можно скорее, пока они не навели порядок в своих рядах после высадки. На ночь его армия разбила лагерь в Рит-Влей, на полпути к бухте Лосперда.
Блауберг
Генерал Бэйрд также не собирался медлить. Вечером 7 января он выступил на юг, разделив свои силы в 5399 человек на две бригады:
- 1-я бригада под командованием его младшего брата, подполковника Джозефа Бэйрда: 24-й, 59-й и 83-й пехотные полки;
- Горская бригада под командованием бригадного генерала Рональда Фергюссона: 71-й, 72-й и 93-й горские полки.
Также в наступление участвовали лёгкий батальон Грэхема и около 400 моряков и морпехов под командованием капитана Маккензи.
В 3 часа утра 8 января 1806 года солдаты Янссенса выступили из лагеря в Рит-Влей. Они спешили первыми захватить Блауберг — цепь холмов в 20 км севернее Кейптауна, через которые проходила удобная дорога к городу. Но через два часа голландцы обнаружили, что опоздали: шедшие всю ночь британцы первыми поднялись на Блауберг. Янссенс остановил свои войска и стал выстраивать их для обороны в вытянутую линию, пока выдвинувшиеся вперёд вдоль берега океана егеря вели перестрелку с лёгким батальоном Грэхема.
Бэйрд развернул свои силы в эшелонную формацию и пошёл в атаку. Яванские артиллеристы открыли по врагу огонь, но пушечные ядра зарывались в рыхлый песок и не рикошетили, поэтому артобстрел не нанёс большого урона британцам. С другой стороны, тот же рыхлый песок замедлял движение британских пехотинцев, уставших после ночного марша и страдавших от жажды.
Шедшая первой горская бригада дала залп с дистанции 50 м. Он был не слишком точным, но его хватило для того, чтобы обратить наёмников Вальдека в бегство.
Видя это, шотландские горцы с победными криками под звуки волынок ринулись в штыковую атаку. Несмотря на все усилия генерала Янссенса, побежали и остальные части его войска. Только французские моряки попытались оказать сопротивление, но довольно быстро были смяты превосходящими силами врага и также бежали.
В результате краткой битвы британцы потеряли одного офицера и 14 рядовых убитыми. Было много раненых. Голландцы не досчитались 337 человек — в подавлявшем большинстве это были бежавшие с поля боя наёмники.
Капитуляция
Уставшие британцы не стали преследовать врага. Только это и помогло Янссенсу собрать свои силы в лагере на Рит-Влей и в полном порядке отступить вглубь страны, к Готтентотско-голландским горам в 50 км от Кейптауна. Но генерал Бэйрд проигнорировал вражеские силы и продолжил быстрое движение к Кейптауну. На другой день он подошёл к городу. Голландский подполковник Профалау не имел достаточных сил даже для того, чтобы занять форты, образовывавшие линию обороны Кейптауна, и потому вступил в переговоры.
10 января Кейптаун капитулировал. Над городом взвились британские флаги. Подавляющее большинство батавских государственных служащих принесло клятву верности новым властям.
11 января генерал Янссенс издал прокламацию о продолжении борьбы. Однако её перспективы становились всё более туманными. Местные поселенцы явно не намеревались партизанить. За несколько дней почти все буры разошлись, и с генералом остались только батавские регулярные части да яванская артиллерия.
Бригадный генерал Бересфорд с тремя пехотными батальонами (59-й, 72-й и 93-й полки) выдвинулся к Готтентотско-голландским горам. К позиции врага вела единственная узкая тропа, поднимавшаяся среди скал. Многие британские офицеры даже сочли, что голландцев невозможно выбить со столь сильной позиции, но драгунский полковник Вилсон уверенно заявил, что неприступных позиций не бывает.
Увидев красные мундиры британских солдат, обороняющиеся голландцы окончательно впали в уныние. 18 января генерал Янссенс капитулировал.
Кап — британский
Стремительная военная кампания продолжалась две недели. По её итогам генерал Бэйрд окончательно сделал Капскую колонию британской, потеряв при этом 59 человек убитыми и около 200 — ранеными. Точные потери голландской стороны неизвестны, но вряд ли они превысили 70 человек. Готтентотская лёгкая пехота в полном составе перешла на британскую службу, став Капским полком, а наёмники Вальдека пополнили британские пехотные батальоны.
Не удовлетворившись захватом Капской колонии, капитан Пофам и генерал Бэйрд вскоре шокируют Лондон известием о взятии Буэнос-Айреса. Никто не знал, зачем и почему это произошло. Авантюра запустит сложные процессы, которые приведут к независимости латиноамериканских стран.
Следующей страницей в боевой биографии генерала Янссенса станет пост генерал-губернатора Голландской Ост-Индии, которую он также не сможет защитить от британского вторжения в 1811 году.
Капская колония окончательно будет признана владением Британской империи англо-голландским договором 1814 года. В истории Южной Африки начнётся британская страница.
Литература:
- John D. Grainger. British Campaigns in the South Atlantic 1805–1807. — Pen and Sword Military, April 19, 2015.
- Keith Smith. The Wedding Feast War: The Final Tragedy of the Xhosa People. — Frontline Books, 2012.
- Timothy J. Stapleton. A Military History of South Africa: From the Dutch-Khoi Wars to the End of Apartheid. — Praeger, 2010.
- Willem Steenkamp. Assegais, Drums & Dragoons: A Military And Social History Of The Cape. — Jonathan Ball Publishers Sa, 2012.
Комментарии к данной статье отключены.