Древнегреческая цивилизация формировалась под сильным восточным влиянием. Греки импортировали с Востока золото, окрашенные ткани, благовония, слоновую кость и другие предметы роскоши. В обмен они могли предложить разве только собственную храбрость и военные навыки. Греки славились воинской доблестью, и восточные владыки охотно нанимали их в свои армии. Особенно часто источники говорят об их присутствии в Египте в VII–VI веках до н.э., когда медные люди высадились в стране фараонов.
Первые контакты
Контактировать с Египтом греки начали ещё в мифологизированную эпоху Бронзового века. Именно из этих краёв они выводили происхождение правившей на Пелопоннесе аргосской династии. Её прародитель Данай научил греков строить корабли, познакомил с письменностью, ввёл обычай атлетических состязаний, первым стал петь песни на свадьбах и т.д. В память о нём пеласги, древнейшие жители Греции, стали именовать себя данайцами. В «Илиаде» Гомера это имя наряду с ахейцами и аргивянами означает прежде всего жителя Пелопоннеса, но также используется и по отношению ко всем грекам. В форме tnjw (или dnwn/dnjn) это название по крайней мере с XV века до н.э. известно египтянам, которые включили их в перечень «народов моря».
Память о морских разбойничьих набегах, которые греки некогда совершали на Египет, сохранилась в «Одиссее», однако гораздо более подробную информацию об этих событиях содержат египетские источники. Стела из Таниса с надписью фараона Рамзеса II (1290–1224 годы до н.э.) рассказывает о нападении «народов моря» на Египет. Параллельный рассказ о тех же событиях на стеле из Асуана содержит точную дату — 26-й день третьего месяца сезона тему 2-го года правления Рамсеса II, то есть 1289 год до н.э. Из текста надписи следует, что египтянам удалось захватить противников врасплох, атаковав их, когда те спали. Угодившие в плен принадлежали в основном к народу шардана. Они вошли в состав египетской армии и всего тремя годами позднее, в 1286 году до н.э., участвовали в знаменитом сражении с хеттами при Кадеше.
Шардана продолжили службу в рядах египетской армии. Вероятно, их было не слишком много. Папирус Анастаси времён Рамзеса II (12279–1213 годы до н.э.) или Мернептаха (1213–1203 годы до н.э.) приводит численность войск, посланных в Палестину против «мятежников»: 1900 египтян, 1700 ливийцев, 880 эфиопов и 520 шардана. В сравнении с другими отрядами наёмников это число кажется небольшим. При этом авторы документов неизменно выделяют шардана из других категорий войск. Это явно свидетельствует о том, что в составе армии шардана являлись отборным, элитным отрядом. Некоторые изображения представляют шардана носящими на головах рогатые шлемы, вооружёнными большими круглыми щитами и прямыми длинными мечами, то есть оружием, крайне нетипичным для египтян и других народов Ближнего Востока II тысячелетия до н.э.
Медные люди
Когда греки вновь стали осваивать морские просторы Восточного Средиземноморья, они прибыли также в Египет, где в это время правили фараоны XXVI Саисской династии. Геродот рассказывает чудесную историю о том, как фараон Псамметих I (около 664–610 годы до н.э.) принял греков на службу благодаря оракулу, сообщившему, что царь получит помощь против врагов от неких медных людей, которые явятся со стороны моря.
«Через некоторое время в Египет случайно занесло ветрами ионян и карийцев, которые занимались морским разбоем. Они высадились на берег в своих медных доспехах, и один египтянин, никогда прежде не видавший людей в медных доспехах, прибыл к Псамметиху с вестью, что медные люди пришли с моря и разоряют поля. Царь же понял, что сбывается прорицание оракула, вступил в дружбу с ионянами и карийцами, и великими посулами ему удалось склонить их поступить к нему на службу наёмниками. А когда он склонил их, то со своими египетскими сторонниками и с помощью этих наёмников свергнул других царей».
Действительный ход событий, приведших к воцарению Саисской династии, известен из клинописного текста цилиндра Рассама, повествующего о правлении ассирийского царя Ашшурбанапала (669–627 годы до н.э.). В 667 году до н.э. он предпринял поход в Египет, в котором участвовали многочисленные зависимые от царя правители, в том числе греки с Кипра и финикийцы. Успех сопутствовал ассирийцам, и господствовавшие прежде в стране кушиты были отброшены далеко на юг, а власть между собой разделили примерно два десятка местных правителей.
Особой благосклонностью Ашшурбанапала пользовались мемфисско-саисский владыка Нехо и его сын Псамметих. В 664 году до н.э. Нехо погиб в бою против кушитов, и на трон взошёл Псамметих I. Ассирии в это время пришлось одновременно отбиваться от множества врагов, и в этой ситуации в 660 году до н.э. Псамметих перешёл в другой лагерь и завязал отношения с лидийским царём Гигесом (около 685–652 год до н.э.). Как повествует текст ассирийской летописи,
«Гуггу (Гигес) отправил свои отряды для союза к Пишамилку (Псамметиху), царю страны Муцур (нижний Египет), сбросившему ярмо моего владычества».
Эти отряды, по-видимому, и были теми самыми ионийскими и карийскими наёмниками, о которых сообщал Геродот.
Согласно Страбону, это были милетяне, прибывшие в Египет на 30 кораблях. Вначале они построили для себя Милетскую крепость у Болбитинского устья Нила, а через некоторое время поднялись вверх по реке. В награду за содействие Псамметих предоставил чужакам земли для поселения, которые назывались стратопедонами, то есть воинскими лагерями. Одним из таких основанных Псамметихом стратопедонов были Дафны, о которых упоминает Геродот. Они идентифицируются с современным Телль-Дефенне, лежащим в 26 км к востоку от Пелусийского устья и сохранившим своё древнее название. Эта крепость должна была защищать Египет от нападений арабов и ассирийцев, обычно вторгавшихся в страну со стороны Пелусийского перешейка.
Крупнейшим местом поселения греков в Египте стал Навкратис, основанный в конце правления Псамметиха или при его ближайших преемниках. Он расположен на восточном берегу Канопского устья Дельты примерно в 16 км от Саиса и 80 км от моря, в 3 км от современной деревни Эль-Никраш. Здесь жили торговцы, прибывавшие в Египет со своим товаром, а также греческие наёмники и их семьи.
Не только Псамметих, но и его сын Нехо II (610–595 годы до н.э.) покровительствовал грекам, которые всё чаще и всё в большем количестве прибывали в его страну. С их помощью Нехо вёл активные войны на территории Палестины и Сирии. В 609 году до н.э. его армия нанесла поражение иудейскому царю Иосии в знаменитом сражении при Мегиддо. Геродот сообщает, что в благодарность за победу царь отослал в милетский храм Аполлона в Бранхидах тот доспех, который он носил в сражении. По-видимому, этот жест должен был отметить значение греческих наёмников в составе его армии. Выбор главного святилища Милета с этой целью вполне понятен.
Хотя Геродот не упоминает о поражении, которое Нехо потерпел от вавилонян в 605 году до н.э. в битве при Кархемише, об участии греческих наёмников в этом сражении мы знаем по находке украшенного горгонейоном (талисманом с изображением горгоны Медузы) бронзового щита и бронзовой поножи. Оба предмета снаряжения были найдены в помещении разрушенного дома в Кархемише вместе с другими египетскими предметами, некоторые с картушем, содержащим имя Нехо. Таким образом, контекст этой находки вполне однозначен.
Греки у южных границ Египта
Сын Нехо Псамметих II (595–589 годы до н.э.) около 593 года до н.э. совершил поход в Нубию, зафиксированный Геродотом и египетскими источниками. В Элефантине сохранились греческие надписи, оставленные здесь воинами. Они были сделаны на левой ноге колоссальной статуи Рамзеса II перед храмом в Абу-Симбеле. Эти надписи включают пространный текст и автографы участников похода:
«Когда царь Псамметих прибыл в Элефантину, следующее написали те, которые приплыли вместе с Псамметихом, сыном Феокла, пройдя далее Керкия (до того места — прим. авт.), где река освобождается от теснин (порогов). Чужеземцами командовал Потасимто, египтянами Амасис. Архон, сын Амойбиха, написал это, а также Пелек, сын Евдама».
«Гелесибий теосец».
«Телеф написал это, ялисец».
«Пифон, сын Амойбиха».
«Критис и Х (…) написали это».
«Пабис колофонец с Псамматой».
«Анаксанор ялисец (написал — прим. авт.), когда царь Псамметих впервые привёл войско (…)».
Помимо греков войско Нехо включало египтян, которыми командовал Амасис, а также ливийцев и прочих «чужеземцев», предводитель которых Потасимто также известен из египетских источников. Из упомянутых в надписи греков двое были родосцами из Ялиса, ещё двое — ионийцами, выходцами из Колофона и Теоса. Интересно, что некоторые имена египтизированы. Например, командир носит имя Псамметих, хотя его отец Феокл определённо был ионийцем. Египетское имя носит Пабис из Колофона, а также расписавшийся рядом с ним Псаммата. Можно предполагать, что трое из оставивших автографы солдат служили в армии во втором или третьем поколении: Псамметих, сын Феокла, колофонец Пабис, носивший египетское имя, а также Пифон, отца которого звали Амойбих. Возможно, к их числу следует добавить также Псаммату, происхождение и патронимик (родовое прозвище) которого остаются неизвестны.
Важным документом, засвидетельствовавшим присутствие греческих наёмников в составе гарнизона Элефантины, является надпись начальника элефантинского гарнизона Несугора. На наёмников греков и других чужеземцев Несугор возлагает вину за военный мятеж, вспыхнувший в Элефантине в правление Априя (589–570 годы до н.э.). Каким-то образом эта история стала известна Геродоту, который писал, что воины египетской пограничной стражи, когда им не прислали смену по окончании трёхлетнего срока службы, перебежали к царю кушитов и не вернулись назад, несмотря на слёзные мольбы фараона. Правда, Геродот относит эти события к правлению Псамметиха и указывает несуразно завышенную численность беглецов — 240 000 человек. В остальном это совершенно реальная история, хотя и поданная под искажённым углом зрения. Несугор описывает другой вариант событий. По его словам, когда мятежники задумали уйти к кушитам в Шасхерет и фараон пребывал в страхе из-за причинённого ими зла, он, Несугор, «не позволил им уйти в Куш, но доставил их в резиденцию его величества, и он предал их наказанию». Впрочем, возможно, часть воинов, вопреки усилиям Несугора, всё же дезертировала.
Персидское завоевание Египта
Геродот сообщает, что на службе у Априя находилось не менее 30 000 ионийцев и карийцев, с которыми он сражался против вавилонян на суше и на море в 588–586 годах до н.э. Правда, в конечном итоге война завершилась для египтян поражением и подписанием в 582 году до н.э. мира на унизительных для них условиях. В 570 году до н.э. войско Априя потерпело поражение от греков из Кирены. Раздосадованные этой неудачей египтяне подняли восстание, которое возглавил военачальник и, возможно, дальний родственник царя Амасис (570–526 годы до н.э.). В двух сражениях он разбил наёмников Априя и сам занял престол.
Амасис, хотя и пришёл к власти на волне недовольства филэллинской политикой своего предшественника, продолжал пользоваться военной помощью греков, которые по-прежнему играли важную роль в армии и придворной жизни. Из Дафны, где они размещались прежде, он перевёл греческих наёмников в Мемфис, поручив им охрану царского дворца. Амасис вёл активную внешнюю политику, подчинил себе богатый остров Кипр, поддерживал дружбу с тираном Самоса Поликратом и даже взял в жёны дочь киренского царя Батта. Обильные приношения он посылал в греческие святилища Кирены, Самоса и Линда.
В 550–520-х годах до н.э. государства Ближнего Востока одно за другим попадали под власть персов. Амасис умер в конце 526 года до н.э., буквально накануне персидского вторжения. В мае 525 года до н.э. персидский царь Камбис II (530–522 годы до н.э.) при помощи кочевников-арабов пересёк пустыню и подступил с войском к Пелусию. Роковую роль сыграла измена командира греческих наёмников на египетской службе Фанеса из Галикарнаса, который бежал к персам и выдал им все планы военных приготовлений египтян. Разгневавшись на своего бывшего командира, наёмники закололи перед строем его сыновей, смешали их кровь с вином и, выпив эту смесь, пошли в бой. Сражение было кровопролитным, в нём пало множество воинов как с той, так и с другой стороны, однако победа в конечном итоге досталась персам. Уцелевших наёмников Камбис принял к себе на службу, но к концу своего пребывания в Египте удалил их из армии.
Литература:
- Лаптева, М.Ю. У истоков древнегреческой цивилизации: Иония XI–VI вв. до н.э. / М.Ю. Лаптева. — СПб.: Гуманитарная Академия, 2009.
- Яйленко, В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток / В.П. Яйленко. — М.: Наука, 1990.
- Парк, Г.У. Греческие наёмники. «Псы войны» древней Эллады / Г.У. Парк; пер. с англ. Л.А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2013.
- Сафронов, А.В. Лексема dbj как обозначение подразделений наёмников шардана в египетской армии эпохи Нового царства / А.В. Сафронов // Вестник древней истории. — 2013. — № 2. — С. 96–102.
- Браун, Т. Греки в Египте / Т. Браун // Кембриджская история Древнего мира. — Т. III. Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII–VI вв. до н. э. — М.: Ладомир, 2007. — С. 47–74.
- Niemeier, W.D. Archaic Greeks in the Orient. Textual and archaeological evidence / W.D. Niemeier // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. — 2001. — Vol. 322. — Р. 11–32.
- Trundle, M. Greek Mercenaries: From the Late Archaic Period to Alexander / M. Trundle. — New York: Taylor & Francis, 2004.
Комментарии к данной статье отключены.