В июне 2020 года у Капитолия штата Висконсин в городе Мэдисон протестующие снесли памятник норвежскому эмигранту Гансу Христиану Хегу. В США Хег последовательно боролся против рабства, а с началом Гражданской войны командовал 15-м Висконсинским добровольческим полком, сражавшимся на стороне северян против отколовшихся от США рабовладельческих штатов. Почему был снесён его памятник? Может быть, потому что он белый и в мундире, то есть явно что-то замышлял против угнетаемых чернокожих?
А в начале июля 2020 года активисты движения Black Lives Matter записали в угнетателей чернокожих даже оленя-вапити, статую которому в Портленде (штат Орегон) изуродовали до такой степени, что восстанавливать её городская администрация посчитала нецелесообразным. Статуя была подарена городу мэром Дэвидом Престоном Томпсоном в память о прекрасных животных, когда-то живших на территории города, в далёком 1900 году. Что характерно, мэр Томпсон также сражался в Гражданской войне на стороне северян и дослужился до капитана 1-го Орегонского кавалерийского добровольческого полка.
Два этих случая, возможно, заставят читателя ощутить некоторую абсурдность происходящих после трагической гибели афроамериканца Джорджа Флойда событий. Очевидно, что ситуация с расовыми предрассудками в США всё ещё очень далека от идеальной и до полного искоренения проявлений расизма даже в отдельно взятой стране мы вряд ли доживём. Но очень сложно понять, каким образом вандализм, грабежи, поджоги магазинов и уничтожение памятников генералам Севера и оленям-вапити могут помочь решить эти проблемы.
Можно допустить, что эти памятники, как и многие другие, попали под раздачу по ошибке, став побочными жертвами кампании по снесению памятников полководцам армии Конфедерации и прочим причастным к рабовладению историческим личностям. А вот памятники конфедератам сносят вполне заслуженно, ведь они — рабовладельцы, и нечего увековечивать память о них и об их рабовладельческом государстве в камне и бронзе!
Но есть один нюанс. Наверняка вы в курсе, что по ту сторону от мародёров и погромщиков часто находятся чернокожие американцы в полицейской форме.Эти «коллаборационисты» защищают правопорядок и имущество граждан и за это получают от некоторых соотечественников очень нелицеприятные эпитеты.
Очень похожая ситуация сложилась и с чернокожими солдатами Конфедерации, о существовании которых вспоминать сейчас просто не принято. Так удобнее. Ведь сложно поверить, что рабы сражались за то, чтобы оставаться рабами, против людей, которые несли им свободу. Хм, а за что же тогда они сражались?
«Тариф ужасов» и разорение Юга
Возможно, для кого-то это будет новостью, но этот факт известен довольно широко: причиной войны между американскими Севером и Югом было совсем не рабство.
Причина зарождения конфликта между Севером и Югом кроется в экономике. В отличие от аграрного Юга Север развивал промышленность, и его заводы остро нуждались в сырье. Но покупать хлопок по той же цене, по которой покупал его Старый свет, Север не хотел. Чтобы текстильная промышленность Севера не разорилась, США ввели в 1828 году протекционистский налог величиной в 45%! Неудивительно, что его позже назвали «тариф ужасов». Этот налог обогащал Север, но разорял Юг.
В 1832 году Южная Каролина отменила действие протекционистских налогов на своей территории и пригрозила выходом из Союза. Но даже такие радикальные меры не повлияли на решимость Севера продолжать душить экономику Юга. И когда под серьёзным экономическим гнётом южные штаты запустили механизм отделения (сецессии), Север ответил вводом войск. Так началась Гражданская война в США.
А как же отмена рабства?
Поначалу о ней никто не помышлял. Северу нужны были ресурсы Юга, а Юг просто хотел сохранить свои земли и защититься от узаконенного грабежа. Поскольку к Конфедерации примкнули не все рабовладельческие штаты, 25 июля 1861 года на Конгрессом США даже была принята Резолюция Криттендена-Джонсона, объявляющая целью войны спасение Союза и требующая от правительства не предпринимать действий против института рабства.
Всё изменилось после череды поражений северян, в частности, в битве при Булл-Ран. С этого момента президент США Авраам Линкольн берёт курс на превращение войны в тотальную, нацеленную на уничтожение противника, его государственности и общественных устоев. Одной из мер в выбранном курсе становится Прокламация 1862 года об отмене рабства, в которой говорится, что после 1 января 1863 года в мятежных штатах все рабы получат свободу.
Параллельно с этим в армию северян, которая терпела поражение за поражением, начались рекрутские наборы. Как ответили жители северных штатов на инициативу правительства воевать в том числе и за свободу чернокожих? Да просто: 11 июля 1863 года в Нью-Йорке произошли сильнейшие волнения против призыва, закончившиеся одним из самых массовых в истории США погромов негров, в ходе которого был разгромлен приют для чернокожих сирот. Для подавления беспорядков Линкольну пришлось задействовать армию и пойти на уступки, уменьшив квоту призывников для Нью-Йорка.
Способ ведения войны янки ꟷ ещё одна причина сплочения Юга. Можно вспомнить, например, генерала Джона Поупа, который издал ряд чудовищных приказов: расстреливать без суда и следствия всех, кто находился в месте, где стреляли по солдатам правительственной армии; конфисковать имущество у всех заподозренных в связях с конфедератами и отправлять их в лагерь для военнопленных; разрушать дома, в которых партизаны южан получали помощь и укрытие. Поуп приказывал депортировать гражданское население из районов, где активно действуют партизаны, причём каждый вернувшийся считался шпионом и мог быть казнён на месте.
Ещё один яркий пример ꟷ генерал Бенджамин Батлер, который получил печальную известность благодаря отданному в Новом Орлеане приказу № 28 от 15 мая 1862 года. В нём говорилось, что любая женщина, не оказавшая должного почтения солдату армии Соединённых Штатов, может считаться проституткой и подлежит соответствующему обращению. Впоследствии Батлер за подобное отношение к гражданским получил прозвище «Чудовище Батлер» (Beast Butler).
Что мы знаем о чернокожих конфедератах?
В армии северян чернокожие американцы считались людьми второго сорта, которые служили в отдельных чёрных подразделениях. На Юге всё было иначе: сохранились записи аболициониста Горация Грили, который отмечал, что на Юге негров обучают по тому же уставу, что и белых, а на парадах они вместе маршируют плечом к плечу, что было немыслимо в Вооружённых силах Севера.
На Юге чернокожие солдаты не только воевали бок о бок с белыми, но и получали ту же плату и пайки, что и другие солдаты Конфедерации, в отличие от своих чернокожих коллег на Севере. Ещё в июне 1861 года Теннесси стал первым штатом на Юге, разрешившим чернокожим солдатам служить в армии. В соответствии с распоряжением губернатора, служить имели право мужчины в возрасте от 15 до 50 лет, при этом чернокожим определялись те же рацион и одежда, что и белым солдатам. Каждый выбравший армейскую службу чернокожий впоследствии получал свободу.
Воюя за Юг, чернокожие солдаты совершили немало подвигов, и память об их героизме все еще живёт. Так, на территории Арлингтонского национального кладбища пока ещё находится Мемориал Конфедерации, на котором среди прочих южан изображена и рельефная фигура чёрного солдата. Впрочем, согласно другой трактовке, этот чернокожий американец в форме конфедератов — не солдат, а всего лишь верный слуга, отправившийся на войну за своим хозяином.
Таким был, например, Леви Миллер, который, как и тысячи других чернокожих, отправился на войну со своим хозяином. Будучи ещё рабом, он принял участие в боевых действиях на стороне южан в Вирджинии, за что сослуживцы ходатайствовали перед командованием о принятии его на службу.
Но это не значит, что в армии Юга не было настоящих чернокожих солдат. Знаменитое артиллерийское подразделение «Ричмондские гаубицы» наполовину состояло из чернокожих ополченцев. В Первом сражении при Манассасе они отчаянно сражались и понесли тяжёлые потери. А во время битвы при Фредериксберге двое чернокожих солдат 7-го Джорджийского полка Амос Рукер и Мозес Бентли (Amos Rucker and Moses Bentley) под ураганным огнём вынесли с поле боя раненого генерала Фрэнсиса Стэббинса Бартоу.
Большую известность получил бой, произошедший 5 апреля (по другим данным, 4 апреля 1865 года) в графстве Амелия (Вирджиния), когда кавалеристы бригадного генерала Генри Дэвиса напали на обоз конфедератов, перевозивший припасы. Обоз охраняли чернокожие пехотинцы, которые дрались до конца и были смяты только после того, как у них кончились боеприпасы.
Надо заметить, что чернокожие невольники на Юге часто воспринимались как члены семьи. Эндрю Чендлер и слуга его семьи негр Сайлас росли вместе с самого детства. Когда Эндрю записался в 44-й добровольческий полк Миссисипи, Сайлас последовал за ним. Во время битвы при Чикамоге Эндрю получил серьёзное ранение, и врачи хотели ампутировать ему ногу, Сайлас не позволил этого сделать. Он подкупил хирургов, чтобы они позволили ему забрать Эндрю. Взвалив раненого на плечи, Сайлас пронёс его несколько миль до поезда, чтобы перевезти в Атланту, где Эндрю оказали качественную медицинскую помощь. Сайлас и Эндрю пережили войну и оба получали пенсию за армейскую службу.
Чернокожие солдаты Юга гордились своей службой и вплоть до Первой мировой войны выходили на традиционные парады. Разумеется, вряд ли кто-то из них было сторонником рабства. Но ненависть к рабству совсем не должна означать ненависти к своей родине, которой для чернокожих солдат Конфедерации как раз и был Юг. Постаревшие, в серой униформе, они с гордостью шагали по улицам южных городов — не изменившие присяге и оставшиеся верными своей родине до конца.
Литература:
- Ю.В. Латов Новая экономическая история Гражданской войны в Америке и ликвидации плантационного рабства https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-ekonomicheskaya-istoriya-grazhdanskoy-voyny-v-amerike-i-likvidatsii-plantatsionnogo-rabstva/viewer
- The Beast in the Big Easy
- Digital Encyclopedia of American History
- Sons of Confederate Veterans
Комментарии к данной статье отключены.