Сейчас уже трудно представить, какой громкой была слава лёгкого крейсера Sydney в начале Второй мировой войны. Австралийцы жадно следили за новостями о действиях этого корабля на Средиземном море, его успехи становились поводом для национальных праздников. Крейсер воспринимался как символ участия Австралии в войне. В этой статье мы расскажем о том, как и почему Sydney заработал такую громкую славу.
Новинка австралийских ВМС
В середине 30-х годов Австралия постепенно приходила в себя после пика Великой депрессии. На фоне роста международной напряжённости увеличилось финансирование вооружённых сил, причём львиная доля средств доставалась военно-морскому флоту. Пользуясь открывшимися возможностями, австралийское военно-политическое руководство решило обзавестись новыми лёгкими крейсерами. Два имевшихся в наличии корабля данного класса типа Town (Brisbane и Adelaide) хоть и не являлись особенно старыми, но считались морально устаревшими и не имели модернизационного потенциала. Достаточно сказать, что два их систершипа были выведены из состава флота ещё в конце 20-х годов.
Королевские австралийские ВМС традиционно ориентировались на военную индустрию Великобритании, так что источник пополнения выглядел очевидным. Новейшим типом британского лёгкого крейсера в первой половине 30-х являлся проект Leander (5 кораблей введено в строй в 1933-1935 годах), созданный как раз для замены морально устаревших кораблей типа Town. Этот проект считался очень удачными и высоко оценивались специалистами, но его критиковали за несколько архаичную линейную компоновку машинного отделения. Как следствие, в 1932-1933 годах были заложены три крейсера типа Улучшенный Leander с эшелонной компоновкой машинного отделения. Именно эти корабли привлекли внимание австралийцев.
В 1934 году австралийское правительство купило лёгкий крейсер Phaeton, заложенный 8 июля 1933 года и строившийся на верфи Swan Hunter & Wigham Richardson в городе Уолсэнд на севере Англии. Спущенный на воду 22 сентября 1934 года, корабль получил название Sydney в честь столицы штата Новый Южный Уэльс. Примечательно, что такое имя уже носил лёгкий крейсер типа Town, отличившийся в годы Первой мировой войны победой над германским рейдером Emden и выведенный из состава флота в 1928 году. Sydney (II) ввели в строй 24 сентября 1935 года, первым из трёх кораблей своего подтипа. Два его систершипа позднее также достались Австралии, получив названия Hobart и Perth.
Лёгкий крейсер Sydney обладал стандартным возмещением 7200 т. Его главный калибр составляли восемь 152-мм орудий в четырёх башнях, зенитное вооружение состояло из четырёх 102-мм пушек и трёх счетверённых 12,7-мм пулемётов. Также крейсер нёс два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата и был оснащён катапультой для гидросамолёта. Максимальная скорость хода составляла 32,5 узла, дальность хода — 13 000 км. Корабль был защищён бронепоясом толщиной 76 мм, максимальная защита артиллерийских погребов достигала 89 мм, палубы — 31,75 мм, башен и барбетов — 25,4 мм. Команда на момент ввода в строй насчитывала 510 человек.
Основой первой команды Sydney стали матросы и офицеры устаревшего лёгкого крейсера Brisbane, списанного в 1935 году. Первым командиром корабля был британский офицер кэптен Дж. Фитцджеральд. 29 октября 1935 года Sydney покинул Великобританию, но вместо Австралии направился для несения службы на Средиземное море. Италия развязала войну в Эфиопии, и британское правительство стремилось продемонстрировать свою военную силу. Только в июле 1936 года крейсер взял курс к берегам «Зелёного континента». 8 августа Sydney зашёл в Мельбурн, где его встречала толпа в 18 000 человек, а 11 августа прибыл в главную базу флота в Сиднее. Разумеется, красивый новый корабль сразу же оказался в центре внимания общественности.
В последующие три года Sydney не только участвовал в учениях австралийских ВМС, но и активно демонстрировал флаг, посещая различные портовые города Австралии. Корабль оставался в австралийских водах и после начала Второй мировой войны, хотя его команда была увеличена по штатам военного времени до 650 человек. В ноябре 1939 года командиром крейсера стал кэптен Джон Коллинз, ранее уже служивший на нём первым помощником. После этого Sydney провёл краткий поиск немецкого «карманного линкора» Admiral Graf Spee в Индийском океане и встал на ремонт в Сиднее. В первые месяцы 1940 года корабль нёс бедную событиями патрульную службу в Индийском океане, базируясь на Фримантл.
Начало войны на Средиземном море
1 мая 1940 года Sydney направился в Коломбо (остров Цейлон), где кэптен Коллинз получил приказ следовать на Средиземное море. Крейсер прибыл в Александрию 26 мая и вошёл в состав 7-й эскадры крейсеров британского Средиземноморского флота. Первая боевая операция корабля состоялась 21 июня, когда Sydney совместно с британскими крейсерами и французским линкором Lorraine обстрелял контролируемый итальянцами ливийский город Бардия. В ходе обстрела корректировавший огонь австралийский гидросамолёт Walrus по ошибке был атакован британскими истребителями. Пилот гидроплана флайт-лейтенант Т.М. Прайс смог посадить повреждённую машину на дружественном аэродроме, за что позднее получил Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
28 июня Sydney отличился во время боя с итальянским конвоем Espero. Пять лёгких крейсеров 7-й эскадры (Orion под флагом вице-адмирала Джона Тови, Neptune, Liverpool, Gloucester и Sydney), сопровождавших конвой на Мальту, к юго-западу от Крита были выведены воздушной разведкой на перехват трёх итальянских эсминцев. Espero, Ostro и Zeffiro (все корабли — типа Turbine) следовали из Таранто в Тобрук, имея на борту противотанковую артиллерию с расчётами и боеприпасами. Соединением командовал капитано ди вашелло (капитан 1-го ранга) Энрико Барони, державший флаг на Espero. Британские крейсера застали противника врасплох и атаковали в 18:30, вынудив итальянцев спасаться бегством.
Итальянские эсминцы были довольно слабыми и устаревшими, их возможности использовать оружие ограничивались из-за груза на палубах. По общепринятой версии событий, капитан Барони на Espero добровольно остался прикрывать подчинённых, позволив им покинуть поле боя и позднее достичь гавани Бенгази. Флагманский эсминец в 19:20 получил попадание и потерял ход, после чего был добит огнём Sydney, но затонул только в 20:40. Капитан Барони погиб вместе со своим кораблём и посмертно был награждён Золотой медалью за воинскую доблесть.
Из уважения к отважному противнику кэптен Коллинз два часа в сумерках искал выживших. Он смог спасти только 47 итальянских моряков и солдат из 225 человек, находившихся на борту Espero. Уходя, он приказал оставить на месте гибели итальянского эсминца снаряжённую шлюпку с запасом воды и провизии — на случай, если это поможет кому-то из выживших. Что касается пленных, то один из австралийских офицеров описал обращение с ними такими словами:
«На следующее утро по всей палубе можно было увидеть наших ребят посреди групп выживших, ухаживающих за ними, предлагающих им все сигареты, которые они могут выкурить, и угощающих лимонадом из корабельной лавки».
9 июля 7-я эскадра крейсеров, включая Sydney, участвовала в первом крупном сражении итальянского и британского флотов — бою у Калабрии. Столкновение окончилось вничью, ни одна из сторон не понесла невосполнимых потерь. Крейсера приняли участие в перестрелке, в которой пострадали итальянский Bolzano, получивший три попадания, и британский Neptune, получивший одно попадание. Австралийцы выпустили 400 снарядов, не добившись достоверных попаданий, но и сами не понесли никакого урона.
Бой у мыса Спада
18 июля Sydney вышел из Александрии для несения дозора в Эгейском море, сопровождаемый пятью эсминцами 2-й флотилии (Havock, Hyperion, Hero, Hasty и Ilex). Общее руководство импровизированным соединением осуществлял кэптен Коллинз, ему подчинялся командир эсминцев коммандер Х. Николсон. Корабли действовали двумя группами: Sydney и Havock шли в 50 км от четырёх эсминцев, осуществлявших поиск подлодок. Ранним утром 19 июля к северо-западу от Крита Николсон обнаружил два итальянских лёгких крейсера, приближающихся к его эсминцам.
Это были корабли 2-й дивизии крейсеров аммиральо ди скуадра (вице-адмирала) Фердинандо Касарди: лёгкие крейсера Giovanni dalle Bande Nere (флагман) и Bartolomeo Colleoni. Оба они относились к первому поколению типа Condotieri, были заложены в 1928 году и спущены на воду в 1931 году. При стандартном водоизмещении около 5200 т они могли развивать скорость до 37 узлов, что теоретически давало им преимущество над кораблями своего класса. Основное вооружение составляли восемь 152-мм орудий в четырёх башнях, три спаренных установки 100-мм зенитных орудий и два двухтрубных торпедных аппарата 533-мм. Бронезащита крейсеров была слабой, защита бортов, палубы и башен не превышала 24 мм, что сыграло негативную роль в описываемых событиях.
Корабли 2-й дивизии перебазировались из Триполи на остров Лерос, встреча двух соединений к северу от Крита стала случайностью. Около 7:30 Giovanni dalle Bande Nere и Bartolomeo Colleoni открыли огонь по британским эсминцам. Николсон на максимальной скорости направился на север, на соединение с австралийским крейсером, итальянцы следовали за ним. В 8:20 на Sydney обнаружили преследователей визуально, через 8-9 минут австралийский крейсер открыл огонь на дистанции около 18 км. Не видя противника из-за тумана и удачно поставленной дымовой завесы эсминцев, адмирал Касарди растерялся и предположил, что ведёт бой с более чем одним крейсером. Позднее итальянский командир докладывал:
«В 8:30 несколько снарядов упали возле Giovanni dalle Bande Nere, прилетев с нашего левого борта, где виднелось густое низкое покрывало тумана. Можно было заметить только вспышки орудий, не были видны ни корпуса кораблей, ни их количество».
В 8:35 Sydney добился попадания в корпус Giovanni dalle Bande Nere, после чего эсминцы Николсона пошли в контратаку, открыв огонь из своих пушек. 2-я дивизия начала отступление на юг под прикрытием дымовой завесы. Из-за проблем с энергетической установкой на Giovanni dalle Bande Nere использовать скоростные качества своих кораблей итальянцам не удалось, и противник постепенно догонял их. За весь бой корабли 2-й дивизии добились только одного попадания в Sydney: в 9:21 снаряд пробил переднюю трубу крейсера, ранив одного человека. Сразу после этого австралийцы добились настоящего «лаки шота» — на дистанции около 16 км снаряд перебил паропровод Bartolomeo Colleoni и обездвижил крейсер. Ставший лёгкой мишенью корабль получил ещё несколько попаданий, лишивших его боеспособности.
В 9:25 итальянский крейсер потерял ход и не мог использовать башни главного калибра из-за отключения электричества. Эсминцы Hyperion и Ilex по приказу Коллинза сблизились с «подранком» и добили его торпедами, Bartolomeo Colleoni затонул в 9:59. 121 итальянский моряк погиб, около 550 попали в плен, включая командира корабля (вскоре он умер от ран). Sydney преследовал Giovanni dalle Bande Nere до 10:25, добившись ещё одного попадания в корму (всего во время боя на итальянском флагмане погибли 8 человек, 16 получили ранения). Погоню пришлось прекратить из-за исчерпания снарядов главного калибра, итальянскому флагману позднее удалось благополучно достичь Бенгази.
19 июля при возвращении в Александрию австрало-британское соединение было атаковано итальянскими бомбардировщиками. Эсминец Havock получил попадание авиабомбы в машинное отделение, скорость упала до 24 узлов. К счастью, корабль серьёзно не пострадал и продолжил движение. 20 июля Sydney со своим эскортом вернулся в Александрию, где австралийцам устроили торжественную встречу. Уже через несколько дней кэптен Джон Коллинз стал кавалером Ордена Бани «за доблестный и успешный бой с двумя итальянскими крейсерами». Главнокомандующий Средиземноморским флотом адмирал Эндрю Каннингем в официальном отчёте Адмиралтейству отозвался о своём подчинённом такими словами:
«Заслуга в проведении этого доблестного и успешного боя принадлежит кэптену Джону Коллинзу, Кавалеру Ордена Бани, Королевские австралийские ВМС, чья быстрая оценка ситуации, наступательный дух, решительное командование Австралийским кораблём Его Величества Sydney, подарили убедительную победу над превосходящими силами противника, которая имела важные стратегические последствия».
Из дневника министра иностранных дел Италии графа Джана Галеаццо Чиано известна реакция на гибель крейсера Bartolomeo Colleoni самого дуче Бенито Муссолини:
«22 июля. Сегодня он был подавлен из-за потери Colleoni, не столько из-за самого потопления, сколько из-за чувства того, что итальянцы сражались не лучшим образом».
Эффектная морская победа широко рекламировалась британской пропагандой, кэптен Коллинз стремительно стал самым известным и популярным на тот момент австралийским военным моряком. В самой Австралии новость о гибели Bartolomeo Colleoni привела к взрыву патриотического энтузиазма и всенародному ликованию. В массовом сознании австралийцев успех Коллинза символически совпадал с победой лёгкого крейсера Sydney (I) над германским рейдером Emden в ноябре 1914 года, которая ранее считалась величайшим триумфом национального флота в его недолгой истории. Авторитетная газета «Melbourne Herald» гордо заявляла вскоре после боя:
«И снова австралийский военно-морской флот показал великолепные боевые качества и эффективность на уровне прошедшей войны. Sydney одолел и уничтожил известного Emden, а теперь его младший брат написал ещё одну страницу в морской истории, которой восторгается весь цивилизованный мир».
Первые же месяцы активного участия во Второй мировой войне превратили лёгкий крейсер Sydney и его команду в подлинную национальную гордость Австралии. О корабле и моряках отзывались в самых восторженных тонах и военные, и штатские, их прославляла пресса. Дальнейшие события на Средиземном море подтвердили репутацию Sydney как счастливого корабля и упрочили славу кэптена Коллинза. Тем более шокирующей и скандальной оказалась гибель ставшего легендарным крейсера. Об этих событиях речь пойдёт в следующей статье.
Продолжение следует
Источники и литература:
- http://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевских австралийских ВМС)
- http://www.naval-history.net
- Gill George «Royal Australian Navy, 1939–1942» (1st edition, 1957) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
- Патянин Сергей «Наглые крейсера». Охотники за рейдерами» — М: «Яуза», «Коллекция», «Эксмо», 2011
Комментарии к данной статье отключены.