В октябре 1944 года малочисленная Австралийская эскадра направилась к Филиппинам в составе 7-го флота США. Казалось бы, два тяжёлых крейсера австралийцев были обречены затеряться среди множества американских кораблей, но этого не случилось. Судьба крейсеров Australia и Shropshire на завершающем этапе Второй мировой войны оказалась неожиданно яркой и драматичной. Память об этих прославленных кораблях в Австралии хранят до сих пор.
«Первая атака камикадзе»
C конца 1943 года оба австралийских тяжёлых крейсера вместе с новыми эсминцами типа Tribal стали ядром Австралийской эскадры, действовавшей в составе оперативного соединения 7-го флота США. В июне 1944 года эскадру впервые возглавил австралиец, а не британец — коммодор Джон Коллинз. Он отличился в 1940 году на Средиземном море, командуя лёгким крейсером Sydney, затем руководил отступлением с Явы в феврале 1942 года и командовал тяжёлым крейсером Shropshire. В Австралии Коллинз считался национальным героем, пресса с восторгом писала о нём:
«Он первый австралиец, дослужившийся до столь высокого воинского звания в Королевских австралийских ВМС и ставший командиром боевого соединения на службе своей страны».
В октябре 1944 года перед австралийскими моряками встала самая сложная и масштабная задача со времён десанта на Гуадалканал. С 13 октября эскадра должна была участвовать в грандиозной стратегической десантной операции на филиппинском острове Лейте. Australia под флагом коммодора Коллинза (командир корабля — кэптен Эмиль Дешане) и Shropshire (командир — кэптен Годфри Николс) вошли в состав оперативной группы огневой поддержки 77.3. Общее командование группой осуществлял американский контр-адмирал Рассел Берки, помимо австралийских крейсеров ему подчинялись два американских лёгких крейсера и девять эсминцев, включая два австралийских.
Ранним утром 20 октября началась высадка морского десанта на Лейте. Поначалу сопротивление японцев казалось слабым, однако одиночный самолёт повредил торпедой лёгкий крейсер Honolulu. Ночью корабли группы 77.3 встали на якорную стоянку, а вскоре после рассвета 21 октября начали подготовку к продолжению операции. В разгар этой работы, около 6 часов утра, над кораблями появилось звено из трёх одномоторных пикирующих бомбардировщиков. По австралийским данным, это были морские самолёты D3A, однако современные историки склоняются к тому, что союзников атаковали лёгкие ударные самолёты Ki-51 из 6-й воздушной бригады армейских ВВС.
Первый самолёт спикировал на Shropshire, был повреждён зенитным огнём и удалился (вероятно, он погиб). Две другие машины нацелились на Australia, и одна из них, либо по воле случая, либо по желанию пилота, врезалась в носовую надстройку. Этот таран нередко называют первой атакой камикадзе, хотя японские пилоты, участвовавшие в этом налёте, точно не относились к числу «организованных» смертников.
Один из зенитчиков крейсера описывал происходившее так:
«Внезапно кто-то закричал. Я задрал голову и увидел, как первый самолёт пикирует, и пулемётный огонь вырывается у него из крыльев. Он был так низко, что я увидел сброс бомбы и непроизвольно пригнулся. Бомба упала в десяти футах от носа и не взорвалась. К тому моменту все уже стреляли из всех стволов.
Второй самолёт обрушился на нас, стреляя из обоих пулемётов и пушки, мы открыли огонь. Наша пушка повредила его, самолёт загорелся — это было на 90 градусов по правому борту. Он всё ещё летел, и когда достиг 135 градусов по правому борту, огонь погас. В это время мы все стреляли по нему. Он совершил боевой разворот и нацелился прямо на нас».
Взрыв авиабомбы и возгорание топлива самолёта нанесли крейсеру Australia тяжёлые повреждения. Но самое главное, погибли 30 и были ранены 64 моряка. Среди погибших оказался командир корабля кэптен Дешане, а коммодор Коллинз получил сильные ожоги. Разумеется, в таких обстоятельствах Australia не могла оставаться в строю. Вместе с Honolulu крейсер в сопровождении двух эсминцев перешёл на остров Манус, откуда направился для ремонта на американскую морскую базу Эспириту-Санту.
Крейсеру Shropshire довелось участвовать в последнем в истории бою линкоров. В ночь с 24 на 25 октября корабль находился в проливе Суригао в составе оперативного соединения 77.2 контр-адмирала Джесси Олдендорфа (6 линкоров, 4 тяжёлых и 4 лёгких крейсера, 28 эсминцев и 39 торпедных катеров). Противостоявшее союзникам соединение вице-адмирала Сёдзи Нисимуры обладало несоизмеримо меньшими силами: 2 линкора, тяжёлый крейсер и 4 эсминца. Неудивительно, что бой превратился в избиение японцев.
Вскоре после 3 часов ночи американские эсминцы торпедировали линкор Fuso (чуть позже он взорвался и затонул) и уничтожили три эсминца. Флагман адмирала Нисимуры линкор Yamashiro получил два торпедных попадания и чудом избежал гибели, но продолжал идти через пролив. В 3:51 Shropshire вместе с американскими крейсерами и линкорами открыл огонь по Yamashiro главным калибром на дистанции 15 км, быстро добившись попаданий. Ответный огонь японцев оказался неточным. В корабельном журнале крейсера было записано:
«3.50. Наши линкоры готовы открыть огонь, крейсерам приказано открыть огонь.
3.55. Противник обстреливает наши силы, мы ведём ответный огонь.
4.01. Противник взял нас в вилку.
4.08. Прекратили стрельбу. 32 залпа, цель — линкор, он заметно горит — месть за HMAS Canberra».
Действительно, австралийским морякам удалась отомстить за потопленный японцами систершип своего корабля — пусть и с учётом очевидного неравенства сторон. Помимо попадания множества снарядов, Yamashiro получил 3-4 торпеды с американских эсминцев, перевернулся и в 4:19 затонул. Из всего соединения адмирала Нисимуры уцелел лишь эсминец Shigure, только на двух линкорах погибло более 3200 человек. Союзники потеряли 39 человек и торпедный катер.
После боя в проливе Суригао Shropshire с группой американских кораблей направился на север к острову Самар, где японское Центральное соединение атаковало авианосцы 7-го флота. Впрочем, японцы отступили до появления союзников. Крейсер находился у острова Лейте до середины ноября, пережив ряд воздушных атак и претендуя минимум на два сбитых японских самолёта. 21 ноября Shropshire прибыл в базу на острове Манус. В начале декабря туда же перешла завершившая ремонт Australia.
«Я горжусь Королевскими австралийскими ВМС»
Во время короткого отдыха на Манусе последовали кадровые перемены. Новым командиром Australia стал кэптен Джон Армстронг. Тяжелораненого Коллинза сменил в должности другой известный в Австралии моряк, коммодор Гарольд Фарнкомб — бывший командир крейсеров Canberra и Australia. Матросы и офицеры встретили Рождество на суше, но уже 26 декабря крейсера направились к филиппинскому острову Лусон для участия в новой стратегической десантной операции американцев.
Австралийская эскадра вошла в состав оперативной группы огневой поддержки 77.2 ставшего вице-адмиралом Джесси Олдендорфа (6 линкоров, 5 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер, 24 эсминца, включая два австралийских). 5 января 1945 года главные силы 7-го флота США достигли залива Лингаен и начали высадку десанта. В первый же день операции союзники подверглись массированным и ожесточённым атакам камикадзе — на тот момент главной угрозы, исходившей от японцев.
В 17:35 в среднюю часть корпуса Australia врезался «Зеро» (по австралийским данным). Смертник уничтожил или вывел из строя треть зенитной артиллерии корабля, включая две спаренные установки 102-мм орудий. Из расчётов зенитных орудий 25 человек погибли, ещё 30 получили ранения. Один из выживших вспоминал:
«Он рвался к нам, его крылья были примерно на уровне воды. Мы стреляли в него из всего, что у нас было. Примерно в 100 футах от корабля он превратился в огненный шар с двумя крыльями. Тогда я понял, что ничто его не остановит, и он врезался в нас с грохотом взрыва и вспышкой горящего топлива».
Утром 6 января флагман возобновил обстрел береговых целей. В 17:34 к нему приблизился летящий над водой пикирующий бомбардировщик D3A (по австралийским данным), который врезался в правый борт. 14 человек погибли, 26 были ранены, пострадали две оставшиеся спаренные установки 102-мм орудий. Shropshire благополучно уклонился от нескольких атак смертников, один из которых был сбит и взорвался прямо у борта.
8 января в 7:20 Australia атаковал двухмоторный самолёт (по австралийским данным, Ki-46). Его сбили в 15-20 м от левого борта, но один из двигателей машины пробил дыру в борту. Несколько матросов были облиты горючим, которое, к счастью, не воспламенилось. Примерно через 20 минут после этой атаки на сцене появился второй Ki-46, сбитый в 10 м от правого борта Australia. Его бомба взорвалась в воде, пробив в корпусе у ватерлинии дыру размером 4×5 м. Чтобы спасти крейсер, пришлось прибегнуть к контрзатоплению.
Нетрудно представить, под каким психологическим давлением находилась команда австралийского флагмана в те дни. Среди команды ходили слухи, что японцы с какими-то целями специально стремятся уничтожить именно их корабль. Корабельные врачи наблюдали у некоторых моряков ярко выраженные стрессовые расстройства:
«Даже если вражеский самолёт находился в 50 милях, они были уверены, что среди десятков кораблей он направляется именно к их кораблю. После атак были заметны многочисленные признаки нервного истощения: люди теряли бодрость, кричали, что они больше этого не выдержат. В таких обстоятельствах было сложно одновременно ухаживать за большим количеством тяжелораненых физически и травмированных психически».
Крейсер практически лишился средств ПВО, пострадали средства связи и управления огнём. После атак 8 января скорость ограничивалась 15 узлами. Вдобавок носовые башни заклинило на правый борт, так что они могли вести огонь только в одну сторону. И всё-таки команда держалась, как и сам корабль.
9 января в 13:11 Australia атаковал очередной пикирующий бомбардировщик D3A (по австралийским данным). Пилот успешно довёл машину до цели, но немного промахнулся — бомбардировщик врезался в носовую трубу, почти перерубив её на две части. Потери команды ограничились 12 ранеными. Это была последняя атака камикадзе на Australia — десантная операция завершилась, и крейсер получил приказ идти к острову Лейте. Общие потери команды за 5-9 января 1945 года составили 44 человека погибшими и 69 ранеными.
На прощание вице-адмирал Олдендорф лично передал коммодору Фарнкомбу: «Отвага вас и вашего корабля вдохновляла всех нас». Наблюдавший за действиями союзников известный британский адмирал Брюс Фрэзер заявил: «Я горжусь Королевскими австралийскими ВМС». Позднее коммодор Фарнкомб стал кавалером Ордена Бани, а кэптен Армстронг — Ордена «За выдающиеся заслуги», оба офицера дополнительно получили Военно-морские кресты США. Ряд других матросов и офицеров также были награждены орденами и медалями.
28 января Australia вернулась в Сидней, где команда получила заслуженный отдых. Австралийские верфи к тому времени должны были обслуживать в первую очередь Британский Тихоокеанский флот, так что после первоочередного ремонта флагман решили отправить в Великобританию. В мае крейсер покинул Сидней, пересёк Тихий океан, прошёл через Панамский канал и посетил с дружественным визитом Нью-Йорк. 2 июля Australia вошла в гавань британского Плимута и встала в капитальный ремонт.
В Сиднее и Плимуте Australia прошла два этапа модернизации. Кормовую возвышенную башню главного калибра демонтировали, значительно усилили зенитное вооружение. На крейсер установили не менее восьми 40-мм «бофорсов», все 20-мм «эрликоны» были демонтированы. Воевать с таким вооружением кораблю не довелось, поскольку ремонт и модернизация продолжались до декабря 1945 года.
Shropshire, в отличие от систершипа, не получил в заливе Лингаен никаких повреждений и остался в зоне боевых действий. С 16 февраля по 1 марта 1945 года крейсер участвовал в освобождении Манилы, обстреливая занятую японцами крепость Коррехидор. После этого корабль направился в Сидней, где прошёл ремонт с модернизацией. Оба четырёхтрубных торпедных аппарата демонтировали, все имевшиеся «эрликоны» заменили на не менее чем 7 «бофорсов».
В июне — начале июля Shropshire вместе с вышедшим из долгого ремонта лёгким крейсером Hobart участвовал в последней крупной операции австралийских вооружённых сил во Второй мировой войне — освобождении острова Борнео. Корабли оперативной группы 74.1 обстреливали японские позиции на острове Лабуан в Брунейском заливе и у города Баликпапан. 19 июля Shropshire прибыл для отдыха в Манилу, где коммодора Фарнкомба сменил в должности прошедший курс лечения коммодор Коллинз. Впрочем, уже 15 августа он отдал последний боевой приказ:
«Я желаю поздравить всех офицеров и матросов Его Величества Австралийской Эскадры с их участием в нашей окончательной победе, о которой объявил этим утром премьер-министр Великобритании. Вместе с вами я радуюсь тому, что Япония вынуждена капитулировать.
Мы имеем все основания гордиться той ролью, которую Королевские австралийские ВМС сыграли на протяжении шести лет войны в различных морях мира, и я вновь говорю личному составу «Отлично сделано!» Давайте же вечно с гордостью и печалью вспоминать наши погибшие корабли и их команды, и благодарить Господа за то, что их жертвы не были напрасными».
31 августа Shropshire вместе с другими кораблями Австралийской эскадры вошёл в Токийский залив. 2 сентября коммодор Коллинз лично присутствовал на церемонии капитуляции Японской империи. Вторая мировая война для австралийских тяжёлых крейсеров завершилась. Наиболее громкую славу из них заслужила Australia, получившая восемь боевых отличий (battle honour — награда корабля за участие в бою или кампании). Shropshire удостоился пяти отличий, а погибшая в 1942 году Canberra — четырёх.
Эпилог
История австралийских тяжёлых крейсеров после 1945 года заслуживает хотя бы краткого рассказа. В целом военно-политическое руководство Австралии взяло курс на реформирование флота и создание современной морской авиации. Крейсера в такой ситуации оценивались как морально устаревший класс кораблей, что и предопределило их судьбу, хотя отдельные яркие эпизоды «биографии» им ещё были суждены.
Shropshire в апреле 1946 года доставил австралийский контингент на Лондонский парад победы, а в июле возвратил героев войны домой. С января по март 1947 года крейсер служил в Японии в составе Оккупационных сил Британского Содружества. Сразу же по возвращении домой корабль вывели в резерв, а в июле 1954 году продали для разделки на металл в Великобританию.
Australia вернулась в Сидней в феврале 1946 года и сразу же была выведена в резерв. В 1947 году крейсер вернули в строй и на несколько месяцев отправили для оккупационной службы в Японию. Затем корабль нечасто покидал австралийские воды — ситуацию не изменило даже начало войны на Корейском полуострове. Исключением были лишь традиционные походы в Новую Зеландию и визит на Новую Гвинею в 1949 году.
Неожиданным приключением для команды Australia стал поход на затерянный у берегов Антарктиды остров Хёрд в августе 1950 года. Одному из членов научной экспедиции Австралийской антарктической территории понадобилась срочная медицинская помощь, которую невозможно было оказать на месте. В тяжёлых погодных условиях Антарктики Australia на максимальной скорости достигла одного из самых удалённых в мире участков суши (более 4000 км от Перта) и спасла больного. Австралийская пресса прославляла «Корабль милосердия», к старому крейсеру вновь на какое-то время вернулась слава.
С 1950 года крейсер служил в роли учебного корабля для подготовки резервистов ВМС, а также использовался для демонстрации флага. С различными целями в 1951-1953 годах Australia посещала порты Новой Гвинеи, Соломоновых островов и Новой Зеландии. В феврале-марте 1954 года заслуженный корабль сопровождал королевскую яхту Gothic во время коронационного визита в Австралию британской королевы Елизаветы II. Её Величество с супругом герцогом Эдинбургским лично посетили крейсер и сфотографировались с его командой.
Крейсер Australia исключили из состава флота 31 августа 1954 года. В прощальном обращении командования ВМС было сказано:
«Мало найдётся офицеров и матросов Королевских австралийских ВМС за последние два десятка лет, которые бы не имели чести служить на этом корабле. Можно с полным основанием сказать, что весь флот проникся тем чувством отваги и мужества, который так долго воплощала как флагман HMAS Australia».
Несмотря на звучавшие предложения превратить Australia в музей или стационарный учебный корабль, в январе 1955 года корпус крейсера продали для разделки на металл в Великобританию. К счастью, некоторое количество артефактов, связанных с легендарным флагманом и его систершипами, удалось сохранить. Бо́льшая часть этих реликвий хранится и демонстрируется в Музее Королевских австралийских ВМС на острове Гарден-Айленд в Сиднее. Там же находится скромный памятник австралийским тяжёлым крейсерам и погибшим членам их команд.
Для австралийского флота характерно сохранение названий отличившихся кораблей из поколения в поколение. Однако Shropshire стал единственным австралийским кораблём, носившим имя британского графства, поэтому его имя далее не передавалось. Имя страны Australia после списания тяжёлого крейсера также не передавалось никому, хотя такие предложения выдвигались. В итоге символом традиций стало название австралийской столицы — Canberra. Вторым это имя получил ракетный фрегат типа Adelaide, введённый в строй в 1981 году и списанный в 2005 году. С 2014 года преемником славы австралийских тяжёлых крейсеров является новейший десантный вертолётносец Canberra (III) — флагманский корабль Королевских австралийских ВМС.
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://www.iwm.org.uk/ (официальный сайт Имперского военного музея Великобритании)
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
- http://www.naval-history.net/
- Carlton Mike «Flagship» — North Sydney NSW: Penguin Random House Australia, 2016
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1942-1945 (1st edition, 1968). https://www.awm.gov.au/collection/C1417314
- Pfennigwerth Ian «The Royal Australian Navy and MacArthur» — Kenthurst NSW: Rosenberg Publishing, 2009
- Крейсера Второй мировой: Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007
Комментарии к данной статье отключены.