Вспыхнувшая в 1768 году очередная русско-турецкая война была не первой и не последней в долгой истории противостояния двух держав. Военные действия охватили широкий регион от Болгарии до Северного Кавказа и от Крыма до восточного побережья Средиземного моря. В ходе войны российская сторона рассчитывала не только на собственные силы, но и на лидеров сепаратистов в подчинённых Османской империи землях, которые были готовы восстать против турок. Среди таких лидеров были шейх Северной Палестины Захир аль-Умар и эмир Горного Ливана друз Юсуф Шихаб, который был готов отблагодарить союзников за возвращение Бейрута (современной столицы Ливана, а в те времена — одного из городов Дамаскского эялета Османской империи) из рук турецкого военачальника Ахмета аль-Джеззара.
В июле 1773 года к ливанским берегам подошла русская эскадра в составе четырёх фрегатов и дюжины более мелких судов под командованием капитана 2-го ранга Михаила Кожухова. Он договорился с шейхом и эмиром о том, что российские войска возьмут Бейрут под свой контроль, однако город сохранит местное самоуправление. 2 августа русские войска приступили к блокаде Бейрута с моря и суши, стали обстреливать город корабельной артиллерией, а вскоре оборудовали две осадные батареи на берегу. Несмотря на произведённые разрушения, особого эффекта эти шаги не приносили, и тогда Кожухов перекрыл городской водопровод. Тем временем войска аль-Умара и Шихаба разбили шедшую к Бейруту османскую армию, а последовавшая за этим очередная бомбардировка осаждённого города склонила наконец аль-Джеззара к переговорам.
10 октября 1773 года Бейрут капитулировал. В город вошли русские солдаты, но пробыли там недолго: получив от друзов обещанную плату (300 000 пиастров), русская эскадра ушла в Эгейское море. В Бейруте Кожухов оставил албанский гарнизон из 300 человек, однако по условиям заключённого в начале следующего года Кючук-Кайнарджийского мирного договора Бейрут вернулся к Османской империи.
Комментарии к данной статье отключены.