Посреди пролива Нареса между Гренландией и канадским островом Элсмир лежит небольшой остров Ханса, получивший своё имя в честь исследователя Арктики XIX века Ханса Хендрика, инуита по национальности. Площадь острова составляет всего 1,3 км², на нём нет никаких полезных ископаемых, здесь никто не живёт и даже не растёт трава. Тем не менее на скалистый клочок суши претендуют и Канада, и Дания (Гренландия является автономной территорией, входящей в состав Королевства Дания). Ещё в 1930-х годах о своих правах на него заявила Дания, и её притязания утвердила Постоянная палата международного правосудия, действовавшая под эгидой Лиги наций. После Второй мировой войны палата прекратила своё существование, и вопрос о принадлежности острова снова стал открытым. В 1973 году представители обоих государств договорились о демаркации морских границ в Арктике, однако остров остался предметом спора, так как находится и в канадских, и в датских территориальных водах. Переговоры по этому вопросу не принесли результата.
В 1984 году произошло обострение территориального конфликта. Остров Ханса посетил датский министр по делам Гренландии Том Хёйем. Он водрузил флаг своей страны и оставил бутылку шнапса, сопроводив её запиской «Добро пожаловать на датский остров». Противник принял вызов. В том же году на остров приехали канадские военные, заменившие датский флаг на канадский, а вместо шнапса положили среди камней бутылку виски. Время от времени противники повторяли такого рода акции. Перелом наступил в июле 2005 года, когда на землю спорного острова символично ступил министр обороны Канады Билл Грэм. Дания направила ноту протеста, и в том же году стороны возобновили переговоры о судьбе острова Ханса.
Прошло семь лет, прежде чем датские и канадские чиновники решили обсудить варианты раздела острова между двумя государствами, однако граница на этом участке так и не была определена. В 2018 году Дания и Канада создали совместную комиссию для урегулирования спора. Пока решались бюрократические вопросы, канадский геолог Джон Робинс и его датский коллега Андреас Йенсен получили каждый от своего правительства разрешение на проведение разведки месторождений полезных ископаемых на острове Ханса. Естественно, каждая сторона действовала исключительно в своих интересах. Чтобы не накалять обстановку, правительство Гренландии с одобрения канадских и датских властей временно закрыло остров для проведения каких бы то ни было работ. На сегодняшний день вопрос о территориальной принадлежности острова Ханса по-прежнему остаётся открытым.
Комментарии к данной статье отключены.