Наверняка многие помнят знаменитую сцену из фильма «Гладиатор», в которой герой Рассела Кроу пытается избавиться от татуировки SPQR на предплечье, выдававшей в нём дезертира. После выхода фильма разгорелись яростные споры по поводу достоверности этого эпизода. Попробуем разобраться, носили ли римские солдаты татуировки на самом деле, для чего они были нужны и как могли выглядеть.
Стигматы
Татуировка представляет собой сделанный красящим пигментом постоянный рисунок, который игольным остриём или при помощи надреза вносится в поверхностные слои кожи. Само слово «татуировка» заимствовано из полинезийского tatau — «бить, ударять» и производного от него слова со значением «рана». Оно прочно вошло в английский язык после публикации в 1773 году отчёта мореплавателя Джеймса Кука, в котором тот подробно описал технику татуировки, используемую полинезийцами на Таити. Прежде в европейских языках нередко использовались другие термины: grafism или hieroglif в значении «рисунок», а также французский piquage, испанский pintados, английский punctures или голландский stechmalen, то есть «наколка». Вероятно, то же значение имело древнегреческое слово stigma — отглагольное существительное от stidzein («колоть»). Первоначально stigma — это следы на коже, оставленные осиным жалом, а в более широком смысле — «рана». По предположениям филологов, это же слово у греков обозначало татуировку.
Татуировка является широко распространённой и очень давней практикой, встречающейся у самых разных народов земного шара. О древности этого обычая свидетельствуют «раскрашенные» антропоморфные фигурки, а также мумифицированные останки. Сегодня известно о 49 подобных мумиях, ареал находок которых включает Сибирь, Монголию и Западный Китай, Египет, Судан, Филиппины и область Анд. Самой древней и известной мумией на сегодняшний день является Этци, найденный в 1991 году в Тирольских Альпах — останки датируются примерно 3250 годом до н.э. На его теле учёные обнаружили в общей сложности 57 татуировок в форме точек, линий и крестов. В отличие от современных татуировок, сделаны они были при помощи небольших надрезов, в которые затем втирался измельчённый древесный уголь. В 2018 году в Египте были обнаружены две мумии со следами фигурных татуировок. Одна из них датируется 3351 годом до н.э., другая — 3017 годом до н.э. Таким образом, эти находки относятся к ещё более раннему времени.
Варварский обычай
Самые древние свидетельства татуировок происходят из Египта и с Ближнего Востока. Помимо находок мумий, к ним относятся сведения из документальных источников. Геродот сообщает, что на берегу Канобского устья Нила стоял храм Геракла, обладавший правом убежища:
«Если раб убежит сюда и посвятит себя богу наложением священных знаков (stigmata), то он становится неприкосновенен».
О стигматах в форме двух «варварских знаков» на запястье как особых приметах бежавшего раба упоминает папирус II века из сирийского Гиераполя. В греко-римский период здесь находилось крупнейшее святилище богини Атаргатис. Возможно, эти знаки представляли собой первые буквы имён Атаргатис и её супруга, бога неба Хадада. Лукиан упоминает о том, что многие почитатели богини имеют стигматы на запястье или на шее. Книга Левит, а также Второзаконие вводили запрет для иудеев на надрезы на теле и на накалывание письмён. Тот же запрет для христиан в своём толковании Второзакония вводит богослов Ефрем Сирин:
«Повелевает и постановляет законом на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих».
Об обычаях татуировки у фракийцев упоминает Геродот, причём сообщает, что
«татуировки на теле у них считаются символом благородства. У кого их нет, тот не принадлежит к благородным».
Ксенофонт пишет о похожем обычае у родственных фракийцам моссинойков в Малой Азии. У этого народа дети богатых родителей были изнежены и откормлены варёными каштанами настолько, что были почти одинаковы в высоту и ширину. Также автор отмечал:
«Их спины были размалёваны, а спереди они сплошь были покрыты татуированными цветами».
Афинский оратор Лисий в одной из речей упоминает некоего Феокрита, сына Элафостиктова. Имя его отца по-гречески дословно означает «татуированный олень». Комментаторы полагают, что он мог быть фракийцем и носить татуировку в виде оленя. Наконец, широко был известен фракийский обычай татуировать женщин — якобы в память об убийстве менадами певца Орфея. Историк Клеарх в отрывке, который сохранился в более позднем тексте, иначе объясняет происхождение этого обычая:
«Скифские женщины булавками накалывали клейма на теле женщин из фракийских племён, живших к северу и западу; поэтому ещё много лет спустя эти заклеймённые фракиянки уничтожали память о своём несчастье, окружая скифские наколки собственными узорами, чтоб отметины стыда и позора казались пёстрыми украшениями».
О тех же обычаях татуировки, принятых у кочевников причерноморских степей сообщает ряд авторов, в том числе географ Помпоний Мела. Он пишет, что агафирсы разрисовывают лица и тела в зависимости от древности рода, и узоры эти невозможно смыть. Вергилий упоминает в «Энеиде» «разрисованных агафирсов» (pictique Agathyrsi), а в «Георгиках» — «разрисованных гелонов». Грамматик Сервий, комментируя эти строки, пишет, что агафирсы являются племенами Скифии, а слово picti в данном случае не означает «имеющие татуировки» (picti autem non stigmata habentes) подобно народу в Британии», который такие татуировки имеет. Здесь речь идёт о хорошо известном обычае британских пиктов раскрашивать (лат. pingere) или татуировать свои тела. От этого обычая римский панегирист Евмений выводит само название пиктов. О нём сообщает также готский историк Иордан:
«Они отмечают их тела с различными фигурами всех видов животных и не носят никакую одежду из страха сокрытия этих фигур».
В другой части текста он пишет:
«Не знаю, ради ли украшения или по другой какой-то причине расписывают они себе тела железом».
Знак бесчестья
Как и клеймо, татуировка рассматривалась как наказание и знак бесчестья, которым метили военнопленных, преступников и беглых рабов. Геродот рассказывает, что фиванцев, сражавшихся вместе с Леонидом в Фермопильском проходе, но положивших оружие перед врагом, персы заклеймили царским знаком (stigmata basileia). Курций Руф упоминает греков, которые встретили Александра при взятии Персеполя: у одних были отрублены руки или ноги, другие были заклеймены «варварскими буквами». От персов этот обычай переняли афиняне, которые при взятии Самоса ставили его жителям на лбу клеймо в форме корабля самены. Аллюзия на этот случай встречается в сохранившемся фрагменте комедии Аристфана «Вавилоняне»: «Это граждане Самоса, как сам можешь прочесть». Самих афинян после поражения Сицилийской экспедиции сиракузяне продавали в рабство, заклеймив изображением лошади на лбу. Витрувий пишет, что царица Артемисия из Галикарнаса, одержав победу над родосцами, приказала поставить бронзовую статую, которая изображала её ставящей клеймо на лбу пленников. Элию Аристиду однажды приснилось, что он угодил в плен к парфянам, и те собирались поставить ему клеймо на лоб. Если эта история нечто больше, чем просто фантазия автора, это означает, что Аршакиды сохранили обычай своих персидских предшественников.
Та же практика встречается у римлян. Диодор Сицилийский, рассказывая о расцвете рабовладения на Сицилии в эпоху, предшествовавшую восстанию 136–132 годов до н.э., упоминает о клеймах (stigma), которыми хозяева метили тела и лица своих рабов. В пьесе «Клад» римского драматурга Плавта приводится диалог двух рабов. Один участник ссоры попрекает другого: «Что, ты, человек трёх букв, оскорбляешь меня? Вор (fur)»! Последнее слово этой реплики является не только оскорблением, но и прозрачно намекает на содержание надписи из этих трёх букв, изображённых на лице собеседника. В аналогичной сцене из другой пьесы автора, «Касина», судебный пристав Олимпион называет раба Халина сначала беглым, а затем — «этот подписанный» (hic litteratus), что также подразумевает наличие бросающейся в глаза татуировки. Поэт Ювенал называет содержащихся в эргастуле (помещении для провинившихся) рабов inscripti или litterati. Широкую известность обрела история спасения Анция Рестиона, который в ходе проскрипций триумвиров был объявлен вне закона, но от смерти его спас раб, которого он прежде приказал заковать в кандалы и заклеймить надписью. В императорскую эпоху клеймо ставилось на лоб преступникам, осуждённым на работу в рудниках. Нередким было похищение свободных людей, которым хозяева эргастулов делали татуировку на лице и выдавали их за рабов.
Комичный эпизод представлен в «Сатириконе» Петрония. Герои романа Энколпий и его возлюбленный Гитон пытаются скрыться с судна, на котором их сопровождает некий Эвмолп. Отбросив несколько вариантов побега, Эвмолп предлагает товарищам обрить головы и при помощи чернил изобразить на лбу каждого надпись:
«Эти буквы прикроют ваши лица пятном позорного наказания и отвлекут от вас подозрения ищущих».
Предложение было принято. Кликнули слугу-цирюльника, который обрил обоим не только волосы, но и брови.
«Затем Эвмолп громадными буквами украсил нам обоим лбы и щедрой рукой вывел через всё лицо общеизвестный знак беглых рабов».
Обман не сработал. Энколпий и Гитон были опознаны, а влюблённая в Гитона женщина, от которой столь экстравагантным способом пыталась спастись эта парочка, увидев клейма на лицах, залилась слезами. Её спутник, имеющий на Энколпия свои виды, произнёс:
«О, простодушная женщина! Да разве эти буквы выжжены железом? О, если бы чело их на самом деле осквернилось подобными надписями! Это послужило бы нам величайшим утешением. Теперь же мы стали жертвой шутовской проделки: эти поддельные надписи — насмешка над нами».
Перевод не совсем точен. В оригинале сказано не «выжжены железом», а «напитаны железом» (ferro praeparata litteras biberint), то есть автор скорее подразумевает татуировку, а не клеймо. Несомненный интерес представляет собой «общеизвестный знак беглых рабов». Идею о его значении дают схолии к Эсхину, автор которых утверждает, что беглым рабам на лбу писали: «Держи меня, я беглый». Похожую по содержанию латинскую надпись мы можем видеть на бирке, прикреплённой к рабскому ошейнику.
Татуировки римских солдат
Поскольку в греко-римских источниках татуировка ассоциируется или с экзотическим варварским обычаем, или с практикой наказания преступников и беглых рабов, совершенно невозможно себе представить её как элемент украшения римских солдат в I–III веках. Важно также, что такие авторы, как Тацит, Плутарх или Кассий Дион, описывавшие варваризацию римской армии императорского периода, обращают внимание на использование варварской одежды, украшений, оружия, религиозных верований и обычаев, жаргонных словечек, но ничего не пишут о татуировках. По-видимому, характерное для античной цивилизации преклонение перед природной красотой человеческого тела создавало стойкое предубеждение против попыток его модификации. Вся имеющаяся информация о татуировках относится к поздней эпохе, и инициатива при распространении этого обычая исходит не от рядовых солдат, а от военного командования и администрации.
Главным источником по этому вопросу является Вегеций — автор конца IV или даже первой половины V века, который в своём сочинении «Краткое изложение военного дела» упоминает об особых знаках, наносившихся на кожу новобранцам римской армии:
«Но не тотчас новобранец, принятый по набору, должен получать военную метку (punctis signorum scribendus); сначала он должен быть испытан упражнением, чтобы можно было определить, действительно ли он подходит к такому делу».
И ещё один фрагмент:
«Когда будут обозначены на коже воинов нестираемые знаки (in cute punctis milites scripti), воины заносятся в списки, и затем обычно их заставляют приносить клятву».
Из прямого смысла этих слов Вегеция следует, что в римской армии его времени существовала практика клеймения новобранцев. Исходя из озабоченности автора проблемой уклонения военнообязанных от службы, весьма чётко выраженной в тексте трактата, можно предположить, что нестираемые знаки наносились на руки солдат для того, чтобы затруднить им возможность дезертировать. Хотя при обозначении этих знаков автор сознательно избегает общеупотребимого слова stigma, используемый им термин punctum («укол, наколка») не оставляет сомнения, что речь идёт именно о татуировке, а не выжигании клейма на коже. Глагол scribere — «писать» — в этом контексте означает, что наносимые на кожу знаки представляют собой слова, буквы или цифры, а не рисунки или абстрактные символы.
Примерно к тому же времени, когда Вегеций писал свою работу, относится эдикт от 15 декабря 398 года императоров Аркадия и Гонория, адресованный магистру оффиций Гозию:
«Клеймо (stigmata), которое есть знак государственный (nota publica), следует наносить на руку работникам оружейных мастерских (fabricensium) подобно тому, как это делается в отношении новобранцев, чтобы таким образом опознать дезертиров».
Как и клеймение солдат, маркирование рук работников фабричных мастерских имело целью максимально затруднить им возможность покинуть своё место. Эдикт предписывал в отношении обеих категорий лиц формы обращения, ранее принятые лишь для беглых рабов и осуждённых преступников. Нанесение татуировки на руку вместо использовавшегося ранее клейма на лбу предписывалось указом Константина Великого 316 года. Он постановлял клеймить таким образом преступников, приговорённых к рудникам или к смерти на арене,
«поскольку лицо создано по образу и подобию божиему и, следовательно, даже в лице преступника божественная красота должна оскверняться как можно меньше».
Избавление от татуировки
Ещё одно упоминание о практике клеймения солдат мы находим в тексте «Шестнадцати книг о медицине» за авторством Аэция из Амиды (502–575). Он описывает применявшуюся технику татуировки и приводит рецепт использовавшихся при этом чернил:
«О клеймах (peri stigmaton). Так называются надписи, которые пишутся на лице или какой-либо другой части тела, например, на руках солдат, и с этой целью используются следующие чернила (далее приводится рецепт — прим. авт.). Применять, прокалывая кожу иглой, вытирая кровь и втирая в рану сначала сок лука-порея, а затем чернила».
Чернила, рецепт которых приводит Аэций, состояли из золы, полученной от коры египетской сосны, бронзового порошка, купороса, уксуса, жёлчи и лукового сока. Все ингредиенты следовало истолочь, соединить и полученный таким образом порошок размешать в растворе из двух частей воды и одной части лукового сока.
Аэций также рассказывает, как в случае необходимости можно было избавиться от такой татуировки:
«В тех случаях, когда мы хотим удалить клеймо, мы должны использовать следующие препараты (далее следуют два рецепта, один из которых включает известь или гипс и карбонат натрия, а другой — перец, руту и мёд — прим. авт.). При нанесении сначала очисти клеймо натрием, намажь его смолой теребинта и наложи сверху повязку на пять дней. На шестой проколи клеймо иголкой, промокни кровь губкой, а затем посыпь немного соли на уколы; затем, после интервала в десять стадий (предположительно, время, необходимое для прохождения этого расстояния — прим. авт.), используй вышеупомянутый рецепт и накрой всё сверху льняной повязкой. Оставь на пять дней, а на шестой прочисти всё пёрышком. Клеймо удаляется за двадцать дней, без больших изъязвлений и без шрама».
SPQR
Как гласил эдикт 398 года, наносимые на кожу солдат и фабричных рабочих татуировки являлись знаком их государственной принадлежности (nota publica). По форме они представляли собой скорее слова, буквы или цифры, нежели абстрактные символы или рисунки. Знаменитая аббревиатура SPQR (Senatus Populusque Quiritium Romanus — «сенат и римский народ квиритов»), выбранная создателями фильма «Гладиатор», минимально подходила для этой цели, поскольку таково было официальное наименование римского государства, зафиксированное в огромном числе документов, на монетах, монументальных надписях и т.д. Из альтернативных возможностей — это мог быть номер легиона или название другой военной части, в которую распределялся рекрут для военной службы. Правда, неясно, как быть с такой татуировкой, если солдат для продолжения службы переводился в другую часть. По мнению автора, татуировкой мог являться год зачисления военнообязанного на военную службу, от которого отсчитывался срок выхода в отставку. После Феодосия Великого (379–395), отца Аркадия и Гонория, этот срок считался по императорским налоговым эдиктам.
Практика клеймения солдат являлась экстраординарной мерой, радикально противоречившей сложившимся принципам отношений между римским государством и армией. Скорее всего, она была ответом на чрезвычайную ситуацию, в которой Римская империя оказалась в правление Феодосия. Гражданские войны и варварские вторжения привели к существенному снижению численности римской армии при одновременном сокращении базы для военного набора. Чтобы справиться с кризисом императору пришлось принимать весьма радикальные решения: зачислять на службу целые варварские племена, рекрутировать в армию всех, кого только было возможно, включая стариков и инвалидов, угрожать смертью за попытку уклонения от набора. Обращение к поголовному клеймению солдат хорошо вписывается в этот ряд, засвидетельствованный в законодательстве Феодосия. Возможно, первоначально эта практика задумывалась как временная мера, однако она так и не была отменена — похоже, она сохранялась ещё при Юстиниане (527–565).
Литература:
- Jones, C.P. Stigma: Tattooing and Branding in Greaco-Roman Antiquty // Jornal of Roman Studies. — 1987. — Vol. 77. — P.139–155.
- Gustafson, M. Inscripta in fronte: Penal Tattooing in Late Antiquity // Classical Antiquity. — 1997. — Vol. 16. — P. 79–105.
- Millar, F. Condemnation to Hard Labour in the Roman Empire, from the Julio-Claudians to Constantine // Papers of the British School at Rome. — 1984. — Vol. 52. — P. 124–147.
- Casson, L. Galley Slaves // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. — 1966. — Vol. 97. — P. 35–44.
- http://forum.xlegio.ru
Комментарии к данной статье отключены.