Ещё в довоенное время британские колониальные власти задумывались о строительстве железной дороги, которая связала бы подвластную им Бирму и Таиланд. Прокладывать рельсы предстояло через изрезанные реками джунгли и гористую местность, и, взвесив все «за» и «против», европейцы от этой идеи отказались. Гораздо меньше боялись трудностей японцы, которые в 1942 году вторглись в Бирму и теперь нуждались в коммуникациях для снабжения своих войск. Задачу облегчало то обстоятельство, что превозмогать болезни, тропические дожди и голод надо было не самим подданным императора Хирохито, а подневольным азиатским рабочим, которых называли ромуся и которых насчитывалось более 180 000 человек, а также 60 000 военнопленных из стана союзников: британцам, австралийцам, американцам и другим. Сами японцы и несколько сотен корейцев выполняли обязанности инженеров и охранников.
Строительство началось в сентябре 1942 года в Бирме и в ноябре — в союзном Японии Таиланде. Источником стройматериалов послужили разобранные железнодорожные ветки Малайской и Ост-Индской сетей. Планировалось, что строители встретятся на середине дороги в декабре 1943 года. Однако работа спорилась и подошла к завершению раньше намеченного срока — 17 октября. Протяжённость железной дороги составила 415 км: 111 из них приходились на территорию Бирмы, 304 — на территорию Таиланда. На дороге насчитывалось более 600 мостов и 60 станций, снабжённых всей необходимой для перевозок и обслуживания поездов инфраструктурой. До лета 1945 года, когда Бирманская кампания завершилась победой союзников, японцы перевезли по Тайско-Бирманской железной дороге 500 000 т грузов. Саму её после войны эксперты называли инженерным чудом.
Другой вопрос, какова была цена этого чуда — ведь не зря сооружение было прозвано Железной дорогой смерти. За тот год, что продолжалось её строительство, от истощения и болезней погибло около 90 000 азиатских подневольных работников и примерно 16 000 военнопленных. После войны 111 японцев предстали перед судом за жестокость, проявленную во время строительства Тайско-Бирманской железной дороги, и 32 из них были приговорены к смертной казни.
Сегодня используется лишь 130-километровый участок Железной дороги смерти на территории Таиланда. Остальная часть линии была заброшена и скрылась в зарослях джунглей. Инженерному чуду, унесшему тысячи человеческих жизней, посвящено немало художественных фильмов, самым известным из которых является, пожалуй, «Мост через реку Квай» режиссёра Дэвида Лина (1957).
Комментарии к данной статье отключены.