В ходе Второй мировой войны немецкое командование продемонстрировало удивительную способность быстрого создания боеспособных соединений из остатков разбитых частей и мелких учебных подразделений. Так случилось и с созданием в 1945 году последней кавалерийской дивизии СС «Лютцов», для которой собрали все имевшиеся в наличии кавалерийские части и солдат, выживших в Будапештском котле.
Наряду с хорошо известными ударными танковыми дивизиями в войсках СС существовал целый ряд дивизий, история которых малоизвестна. В основном, это касается частей, сформированных в самом конце войны. Нехватку информации о них можно объяснить тем, что почти все подобные дивизии просуществовали очень короткое время, а потому не имели ни времени, ни возможности вписать своё имя в историю. Их укомплектование и снаряжение оставляли желать много лучшего, из-за чего об этих соединениях нередко отзываются с презрением. Они не оставили после себя толстых томов штабных документов, ворохов рапортов и увесистых пачек наградных листов, не упоминались в сводках Верховного командования вермахта среди частей и соединений, отличившихся в боях.
Одной из таких малоизвестных дивизий является 37-я добровольческая кавалерийская дивизия СС «Лютцов», сформированная за два с половиной месяца до крушения Третьего Рейха.
Предпосылки создания дивизии
В начале 1945 года в войсках СС насчитывалось две кавалерийские дивизии — 8-я кавалерийская дивизия СС «Флориан Гейер» и 22-я добровольческая кавалерийская дивизия СС «Мария Терезия». К этому моменту обе они оказались блокированы в Будапеште и объединены в составе 9-го горного корпуса СС. При этом в окружение не попал целый ряд подразделений и частей из этих дивизий — прежде всего, санитарные, ветеринарные и запасные. Кроме того, вне котла оказались некоторые подразделения 8-го сапёрного батальона СС из состава дивизии СС «Флориан Гейер», части 52-го кавалерийского полка СС и 22-го сапёрного батальона СС из дивизии СС «Мария Терезия». 52-й кавалерийский полк СС насчитывал около 1000 человек и составлял ядро боевой группы «Амейзер» штурмбаннфюрера СС Антона Амейзера, командира этого полка, награждённого Рыцарским крестом (1 ноября 1944 года) и раненого под Будапештом. Осенью 1944 года группа участвовала в тяжёлых боях в Венгрии, а к зиме была выведена на отдых и переформирование. В 22-м сапёрном батальоне СС насчитывалось около 800 военнослужащих.
В январе 1945 года все эти части сосредоточили в районе городка Зенец северо-восточнее Братиславы в рамках дислоцирующегося в Зенеце кавалерийского рекрутского депо СС (номер полевой почты — №15435), предназначенного для пополнения обеих кавалерийских дивизий. Сюда же в январе перебросили подразделения кавалерийского учебно-запасного полка СС. Изначально этот полк базировался в Бенешове (Чехия), но в начале 1945 года его командир оберштурмбаннфюрер СС Вильгельм Планк получил приказ сформировать боевую группу для действий на фронте. В эту группу были включены наиболее опытные солдаты, возглавил её лично Планк, а всех остальных военнослужащих полка направили под Братиславу.
Впервые о создании новой кавалерийской дивизии СС было упомянуто 8 февраля 1945 года, когда Главное оперативное управление СС приказало сформировать 33-ю кавалерийскую дивизию СС из кавалерийских частей СС, собранных в районе Братиславы, и кавалерийского учебно-запасного полка СС. При этом почти сразу же порядковый номер дивизии изменили, так как в тот момент шло активное переформирование (а фактически — переименование) бригад СС в дивизии СС, и 33-й номер достался французской дивизии войск СС «Шарлемань».
В Братиславе образовали штаб формирования «Амейзер» (Aufstellungsstab «Ameiser») под командованием штурмбаннфюрера СС Амейзера. Главной задачей Амейзера являлось формирование кавалерийского полка СС, основу которого составили солдаты его боевой группы, прошедшие горнило боёв в Венгрии. Вскоре этому полку присвоили порядковый номер 92.
Одновременно начался перевод в новую дивизию офицеров — например, 13 февраля 1945 года назначение в будущую 37-ю дивизию СС получил гауптштурмфюрер СС Герман Альборн, закалённый в боях командир 3-го эскадрона 15-го кавалерийского полка СС, который с 1 января 1945 года числился в кавалерийском учебно-запасном полку СС. Интересно, что за бои осени 1944 года Альборна представили к награждению Германским крестом в золоте, однако вышестоящие инстанции так и не утвердили награждение, посчитав его заслуги недостаточными для получения столь престижного ордена. Ещё одним из переведённых в дивизию офицеров был гауптштурмфюрер СС Бруно Майерт, ранее служивший в штабе 17-го кавалерийского полка СС, кавалер Германского креста в золоте. С 3 января по 10 февраля 1945 года Майерт учился на 26-х курсах батальонных командиров, по окончании которых его откомандировали в формирующуюся 37-ю кавалерийскую дивизию СС.
Тем временем Будапешт пал, а обе имевшиеся к тому моменту кавалерийские дивизии СС были уничтожены — лишь незначительное количество их бойцов сумело вырваться из окружения во время отчаянной попытки, предпринятой гарнизоном в ночь на 12 февраля 1945 года. Этот прорыв дорого стоил немцам: понеся огромные потери, из котла сумели вырваться лишь около 800 солдат (немецкий историк Р. Михаэлис называет число в 785 человек), из которых 170 военнослужащих были из войск СС (из кавалерийских дивизий СС «Флориан Гейер» и «Мария Терезия»; командиры обеих дивизий погибли при прорыве). После этого в войсках СС не осталось ни одной кавалерийской дивизии, но продолжали существовать ряд отдельных частей и кавалерийская школа СС в Гёттингене. Последняя была основана в конце августа 1944 года и состояла из 80 человек штаба и инструкторского персонала, 200 курсантов и 70 лошадей.
Начало формирования дивизии
19 февраля 1945 года Главное оперативное управление СС отдало приказ о формировании 37-й кавалерийской дивизии СС «из оставшихся частей 8-й кавалерийской дивизии СС, уничтоженной в Будапеште, и 22-й добровольческой кавалерийской дивизии СС плюс венгерские фольксдойче и венгерские добровольцы». Первой эмблемой дивизии были три кавалерийских вымпела в жёлтом кольце, которые символизировали то, что 37-я дивизия являлась третьей кавалерийской дивизией в войсках СС. Приблизительно 20 апреля 1945 года (точная дата неизвестна) новой дивизии присвоили почётное наименование «Лютцов» в честь героя борьбы с Наполеоном барона Адольфа фон Лютцова (1782-1834). После этого эмблему дивизии изменили: ею стала буква L, пересечённая мечом в вертикальном положении.
Процесс формирования дивизии проходил, в основном, на полигоне Малые Карпаты в пунктах Гаяры, Малацки и Ступава к востоку от реки Морава. Костяк дивизии был перечислен в приказе на формирование, его дополнили 6000 венгерских фольксдойче, мобилизованные в августе-сентябре 1944 года и ещё не отправленные на фронт. По данным историка Д. Фоулера, в дивизии также служили румынские «беженцы» — скорее всего, речь идёт о румынских фольксдойче.
Прибывшие на укомплектование дивизии мобилизованные венгерские немцы, в основном, оказались подростками 16-17 лет. Этих рекрутов перебросили в район города Зенец в распоряжение кавалерийского рекрутского депо СС. Имелось и некоторое количество венгерских добровольцев, пожелавших служить (или насильно завербованных, обычно это касалось венгерских рабочих, работавших в Германии по контракту) в войсках СС. Многие из них не говорили по-немецки, поэтому специальный переводчик переводил приказы с немецкого языка на венгерский. По этой же причине в дивизии часто пели венгерские, а не немецкие военные песни. При этом между рейхсдойче, фольксдойче и венграми сохранялись товарищеские взаимоотношения.
Создание новой дивизии «из ничего» в тех условиях было вполне ожидаемым. К тому же, анализ практики действий немецкого командования в таких ситуациях свидетельствует о том, что после уничтожения обеих эсэсовских кавалерийских дивизий формирование новой дивизии из всех оставшихся кавалерийских частей и подразделений было лишь делом времени. Похожие соединения, в процессе формирования которых присутствовал элемент импровизации, в конце войны немецкое командование создавало десятками, если не сотнями. Основная масса подобных формирований имела крайне низкую боеспособность.
Командно-штабной состав дивизии
Первым командиром 37-й кавалерийской дивизии СС в конце февраля назначили штандартенфюрера СС Вальдемара Фегеляйна, кавалера Рыцарского креста, откомандированного для этой цели из Главного оперативного управления СС. Основные штабные должности в дивизии занимали:
- Ia (начальник оперативного отдела) — майор Генерального штаба Гельмут Пёртнер (армейский офицер, откомандированный в войска СС);
- О1 — гауптштурмфюрер СС Людвиг-Карл Эргерт (ранее был командиром 2-й роты 8-го противотанкового дивизиона СС);
- Ib (квартирмейстер) — гауптштурмфюрер СС Вальтер Йенс (бывший квартирмейстер дивизии СС «Гогенштауфен»);
- Iс (начальник разведки) — гауптштурмфюрер СС Отто Хотц (ранее служил в 17-м кавалерийском полку СС);
- IIa (адъютант дивизии) — штурмбаннфюрер СС Вальтер Борнсхойер (бывший адъютант дивизии СС «Мария Терезия»);
- IVa (интендант) — гауптштурмфюрер СС Ханс Штапенхорст (кадровый кавалерист СС, до этого служивший в Главном оперативном управлении СС);
- IVв (врач дивизии) — гауптштурмфюрер СС доктор Франц Курц, затем — гауптштурмфюрер СС доктор Эрвин Дорн;
- IVс (ветеринар) — штурмбаннфюрер СС резерва доктор Альберт Тиллманн, затем — гауптштурмфюрер СС резерва доктор Рихард Шрайнер;
- комендант дивизионной штаб-квартиры — штурмбаннфюрер СС Франц Фридрих.
Структура дивизии
По плану дивизия должна была состоять из трёх полков (92-го, 93-го и 94-го кавалерийских полков СС по два батальона в каждом) и обычных для немецких дивизий частей поддержки. Однако отсутствие необходимого количества рекрутов позволило эсэсовцам укомплектовать лишь два полка неполного состава — 92-й и 93-й по два батальона в каждом. Отдельно отметим, что в историографии нередко упоминается 94-й кавалерийский полк СС, которым якобы командовал Антон Амейзер, однако анализ показывает, что никаких достоверных данных о существовании этого полка нет, а Амейзер командовал 92-м кавалерийским полком СС. В частности, известный историк Г. Тессин в своём эпохальном справочнике по немецким вооружённым силам во Второй мировой войне утверждает, что полк не сформировали.
Основными частями дивизии были:
92-й кавалерийский полк СС, начавший обучение в 20-х числах февраля 1945 года под руководством Антона Амейзера, в районе Гансердорф — Леопольдсдорф — Горт на Дунае. Состоял из двух батальонов, имена их командиров неизвестны. Можем предположить, что ими были вышеупомянутые боевые офицеры Герман Альборн и Бруно Майерт, однако это не более чем догадка. Номер полевой почты — 46450.
93-й полк СС формировался в районе Маршефельда под руководством штурмбаннфюрера СС Карл-Хайнца Кейтеля, сына фельдмаршала Кейтеля и зятя фельдмаршала фон Бломберга. До августа 1944 года Кейтель служил в армейской кавалерии в полку «Норд». Переведённый в войска СС, он получил командование 17-м кавалерийским полком СС дивизии СС «Мария Терезия». На этой должности Кейтель был награждён Германским крестом в золоте (6 февраля 1945 года). В бою под Будапештом он был ранен (12 декабря 1944 года), а затем эвакуирован из котла самолётом с последнего действующего аэродрома ещё до блокирования города. По данным историка Ш. Транга, всего в полку создали три линейных эскадрона и 8-й тяжёлый эскадрон унтерштурмфюрера СС Фишера. В то же время другой историк, М. Йергер, утверждает, что в полку существовали оба батальона: 1-м батальоном командовал гауптштурмфюрер СС доктор Ханс-Отто Майер, а 2-м — гауптштурмфюрер СС Франц Шультес (кавалер Германского креста в золоте). Командиром 5-го эскадрона был оберштурмфюрер СС Ханс Эртль, кавалер Германского креста в золоте, переведённый в полк из состава кавалерийского учебно-запасного полка СС.
Одним из младших офицеров полка был штандартеноберюнкер СС Симон, 11 февраля 1945 года направленный в распоряжение кавалерийского рекрутского депо СС из кавалерийской школы СС в Гёттингене. Симон оставил ценные воспоминания о формировании полка: «Наш персонал постепенно прибывал, венгры, в возрасте 16-18 лет, полные энтузиазма освободить свою Родину от русских». Судя по возрасту, речь здесь может идти только о венгерских фольксдойче, мобилизованных в войска СС. Если верить Симону, то костяк полка составили прежние чины 8-й кавалерийской дивизии СС, а обучение личного состава азам военного дела заняло около полутора месяцев. Оснащение оказалось хорошим, а конский состав был поставлен из Венгрии и из ветеринарного госпиталя, находившегося неподалёку. Номер полевой почты полка — 45757.
Вместе с полками проходило формирование частей усиления. Изначально сформировали противотанковую роту из трёх взводов: взвода, вооружённого ручными противотанковыми гранатомётами «Офенрор», взвода 81-мм миномётов и взвода 50-мм противотанковых орудий. Вскоре рота получила тяжёлое вооружение, и её реорганизовали в 37-й противотанковый дивизион СС под командованием оберштурмфюрера СС Рудольфа Мюллера, прежнего командира 3-й роты 8-го противотанкового дивизиона СС. Дивизион состоял из двух батарей: 1-й под командованием оберштурмфюрера СС Ханс-Рудольфа Зусса (из дивизии «Флориан Гейер»), вооружённой противотанковыми орудиями Рak 40, и 2-й под командованием унтерштурмфюрера СС Хайнца Фрухинсфельда (выпускника юнкерской школы СС в Клагенфурте), вооружённой самоходными противотанковыми орудиями Jgd. Pz.38(t).
Персонал прежних 8-го и 22-го сапёрных батальонов СС, главные силы которых избежали окружения в Будапеште, свели вместе и переименовали в 37-й сапёрный батальон СС. Его командиром стал штурмбаннфюрер СС резерва Карл Фриче, который ранее командовал 22-м сапёрным батальоном СС. Также в батальоне служил некий оберштурмфюрер СС Ханс Ванке. Номер полевой почты — 65125.
Разведывательный батальон изначально должен был состоять из одного велосипедного эскадрона и тяжёлого взвода, но затем его расширили до четырёх эскадронов. Командиром этого подразделения был весьма интересный персонаж — штурмбаннфюрер СС Карл-Сигизмунд Литцманн, бывший нацистский генеральный комиссар Эстонии. После того, как его пост упразднили в связи с занятием Эстонии советскими войсками, Литцманн вступил в войска СС, хотя даже не являлся членом организации СС. В январе 1945 года Литцманн служил в одной из эсэсовских панцергренадерских школ, откуда его и перевели в 37-ю дивизию СС.
По воспоминанию служившего в батальоне унтершарфюрера СС Франца Вюнша, батальон «на 90% состоял из молодых этнических немцев из Венгрии, Трансильвании и Югославии. Только некоторые из них имели хоть какой-то боевой опыт, но их ещё нужно было учить действовать в команде. Командовал взводом обершарфюрер СС из Берлина, ранее служивший в полицейской дивизии СС. Мы, четверо унтер-офицеров, были из 8-й, 10-й, один из люфтваффе и я, из 32-й дивизии СС «30 января». В марте 1945 года командиром 1-й роты был назначен уже упоминавшийся оберштурмфюрер СС Ханс-Рудольф Зусс.
37-й артиллерийский дивизион СС создавался на полигоне Малые Карпаты, где начала формироваться его 1-я батарея (всего батарей было две). Командиром дивизиона назначили штурмбаннфюрера СС Альберта Шойфеле, кавалера Германского креста в золоте, ветерана дивизий СС «Райх» и «Флориан Гейер». До этого Шойфеле командовал 3-м дивизионом 8-го артиллерийского полка СС и являлся одним из немногих старших офицеров дивизии, уцелевших при прорыве из Будапешта. В начале марта 1-ю батарею перебросили в Гроссенцерсдорф, восточнее Вены. На вооружении дивизиона состояли 105-мм лёгкие полевые гаубицы leFH 18.
Основу 37-й роты связи СС составил персонал, переведённый из состава 109-го батальона связи СС — корпусной части 9-го горного корпуса СС, избежавшего окружения под Будапештом. Командовал ротой оберштурмфюрер СС Хайнц Винклер, прежний командир 4-й роты 109-го батальона связи СС. Одним из офицеров роты был 21-летний унтерштурмфюрер СС Хайнрих Шершель из 1-й роты 109-го батальона связи СС.
37-я часть снабжения СС объединила в себе все снабженческие и хозяйственные подразделения дивизии. По данным историка А. Муньоса, её командиром был оберштурмбаннфюрер СС Гельмут Бартельмес, прежний командир 8-го зенитного дивизиона СС (из состава дивизии СС «Флориан Гейер»).
37-й санитарной ротой СС командовал гауптштурмфюрер СС доктор Эрвин Дорн, бывший врач 8-го разведывательного батальона СС.
37-й учебно-полевой батальон СС предназначался для обучения прибывшего пополнения. Командовал им штурмбаннфюрер СС резерва Эрнст Имхоф, прежний командир 8-го учебно-полевого батальона СС. Номер полевой почты — 66993.
Как видно из боевого расписания дивизии, она оказалась очень слабой частью, которую и близко нельзя было поставить с кавалерийскими дивизиями СС «Флориан Гейер» или «Мария Терезия». Однако в конце войны немцы уже не имели возможности перебирать воинскими частями, и даже столь слабое формирование с нетерпением ждали на фронте.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Бишоп К. Иностранные добровольцы в войсках СС. – М.: Эксмо, 2006
- Национальный архив США / NARA
- Уорвол Н. Войска СС. Кровавый след. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
- Фоулер Д., Чаппел М. Кавалерийские части Германии и ее союзников во Второй Мировой войне. – М.: Аст, 2003
- Bender R, Taylor H. Uniforms, organization and history of the Waffen SS. Vol.3.
- Landwehr R. The history of the 37th SS-Freiwilligen Cavalry Division “Luetzow” // Siegrunen, № 31
- Lumsden R. Himmler’s Black Order. A history of the SS 1923-1945. – Sutton Publishing, 2005
- Maclean F. The Ghetto men. – Schiffer Military History, Atglen, PA, 2001
- Michaelis R. Cavalry division of the Waffen-SS. – Schiffer Military History, Atglen, PA, 2010
- Pencz R. For the Homeland. The 31st Waffen-SS Volunteer Grenadier division in WWII. – Stackpole books, 2010
- Rikmenspoel M. Waffen-SS Encyclopedia. – The Aberjona Press, Bedford, PA, 2004
- Tessin G. Verbande und Truppen der deutschen Wehrmacht und Waffen SS, B.VI. Frankfurt/Main, 1972
- The Last Levy: Waffen-SS Officer Roster, March 1st 1945. By Antony Munoz. – New York: Europa Books, 2001
- Trang C. Dictionnaire de la Waffen-SS, Volume 3. – Editions Heimdal, 2011
- Trang C. Dictionnaire de la Waffen-SS, Volume 4. – Editions Heimdal, 2012
- Yerger M.C. German Cross in Gold. Holders of the SS and Police. Vol.4. “Cavalry Brigade and Divisions”. – James Bender Publishing, 2009
Комментарии к данной статье отключены.