Американские коллекционеры-фалеристы любят шутить, что тот, кто решит собрать коллекцию наград времён Гражданской войны в США 1861–1865 гг., сделает это очень легко. Причина банальна — к началу войны американцы не сформировали какой-либо наградной системы. Северяне учредили в 1861–1862 гг. морскую и армейскую разновидности Медали Почёта (Medal of Honor), которой удостоились около 1500 человек, а вот история наград у южан оказалась ещё проще и свелась к единственной медали и единственному эпизоду её вручения осенью 1863 года.
Река Сабин, впадающая в Мексиканский залив, в нижнем своём течении служит границей между Техасом и Луизианой. Немного не доходя до морского побережья, она образует Сабинское озеро, которое соединяется с морем 10-километровой протокой Сабин-Пасс. С началом Гражданской войны на входе в протоку со стороны моря конфедераты поставили форт c земляным валом, имевший гарнизон в несколько десятков человек.
Впервые установившие блокаду морского побережья Техаса федералы пришли сюда 24 сентября 1862 года — основной целью их операции была крупнейшая в регионе гавань Галвестон в сотне километров западнее, а захват форта Сабин-Пасс, прежде всего, должен был обезопасить их фланг. Тогда северяне обстреляли форт с кораблей и заставили его гарнизон ретироваться, но через несколько дней и сами ушли при известии о подходе крупных сил южан. Форт вернулся к прежним владельцам.
Через год, 8 сентября 1863 года флот северян вновь появился у протоки Сабин-Пасс. Причиной послужила смена власти в соседней Мексике — новое местное правительство утвердили французы, открыто симпатизировавшие конфедератам, и сухопутный канал поставок через Мексику в Техас мог перечеркнуть все усилия федералов по установлению морской блокады. К этому моменту в форте, который южане перенесли несколько выше по течению и дали ему имя Форт-Гриффин, развернули батарею из шести устаревших гладкоствольных орудий.
Командовал гарнизоном 26-летний лейтенант Ричард «Дик» Даулинг (Richard W. Dowling) — в предыдущей мирной жизни владелец сети салунов и баров в Хьюстоне, меценат, филантроп и просто уважаемый в городе человек. Он лично набрал среди посетителей своих заведений около 50 портовых докеров из Хьюстона и Гравестона — преимущественно, таких же молодых ирландцев, как и сам командир. Подразделение в честь президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса гордо нарекло себя его гвардией (Davis Guards).
Форт-Гриффин стал первой целью федералов в Техасе — Сабинское озеро было крупной гаванью судов-блокадопрорывателей южан, а выше по течению реки находился важный железнодорожный мост, соединявший штат с восточной частью Конфедерации. Именно поэтому силы вторжения были довольно серьёзными — к устью протоки подошёл флот из более чем 20 судов с 5000 солдат на борту в сопровождении четырёх бронированных паровых канонерок.
Сначала, оставив основные силы у входа в протоку, канонерки в течение часа обстреливали форт вне пределов досягаемости орудий Даулинга, но безуспешно, а потом решили прорваться мимо форта. В этом районе протока Сабин-Пасс разделялась двумя длинными отмелями на три рукава, глубина в которых не превышала 1,5–2 метров.
Дальнейшие события стали полной неожиданностью для северян. Даулинг, всё лето неустанно тренировавшийся со своими докерами в стрельбе, заранее приказал пристрелять орудия по установленным прямо в воде вешкам, выкрашенным в яркий белый цвет, и как только передние корабли достигли пристрелянных точек, началась расправа. Быстрый и точный огонь из форта привёл к тому, что, бросив две повреждённые канонерки и часть десанта, северяне бежали с поля боя. Не пытаясь взять Форт-Гриффин, они свернули операцию, вернув флот в Новый Орлеан. Не потеряв ни одного человека, ирландцы Даулинга сорвали попытку вторжения в Техас, убив около 50 северян, захватив две канонерские лодки, более 300 пленных и большое количество боеприпасов и прочего имущества.
Вернувшемуся в Хьюстон Даулингу и его 46 докерам устроили настоящий триумф, который очевидцы сравнивали с возвращением Цезаря из Галлии, а сам бой у Сабин-Пасс называли не иначе как «Фермопилами конфедератов» — причём, в отличие от спартанцев, ирландцы сумели победить и уцелеть. Лейтенант Даулинг был повышен в звании до майора. В благодарность за спасение Хьюстона от вторжения общество дам города вручило всему отряду изготовленные на скорую руку специальные медали — это были мексиканские серебряные монеты номиналом 8 реалов, с которых сошлифовали рельеф. На лицевой стороне вручную выгравировали литеры «D G» и лапчатый крест, на обороте в три строки значилось «Сабин-Пасс, 8 сентября 1863 года». К медали было припаяно широкое ушко, с помощью которого она крепилась к зелёной шёлковой ленте. Всего было выпущено ровно 50 медалей «Гвардии Дэвиса» (Davis Guard Medal) — кроме Даулинга и его 46 ирландцев, награды удостоились участвовавшие в сражении лейтенант из инженерного корпуса и фельдшер, а позднее, в знак почёта и уважения — и президент Конфедерации Джефферсон Дэвис.
После окончания войны майор Дик Даулинг вернулся в салунный бизнес в Хьюстоне и вновь стал одним из ведущих бизнесменов города — увы, ненадолго. Эпидемия жёлтой лихорадки, буквально выкосившая Хьюстон летом 1867 года, не пощадила и героя, которому было всего 30 лет.
Интересна посмертная судьба Даулинга. Его именем поначалу называли улицы, площади, скверы и школы в Хьюстоне и окрестных городках, а на день Св. Патрика в 1905 году в Хьюстоне открыли мраморный памятник в полный рост — первый в городе, заказанный муниципалитетом. Вряд ли кто-то мог предположить, что большинство этих объектов в 2016–2018 гг. будут переименованы. В июне 2020 года пришли и за памятником, который ранее уже пытались взорвать. Сначала его убрали из центра Хьюстона под предлогом переноса в другое место, однако желающих принять статую чиновников попросту не нашлось — все, включая дирекцию мемориала битвы при Сабин-Пасс, были слишком напуганы BLM-протестами. Воистину, так проходит слава мирская!
Комментарии к данной статье отключены.