Агрессивная пропаганда в отношении противника вполне оправданна в военное время, особенно когда ход боевых действий складывается не лучшим образом. Врага расчеловечивают любыми способами, обвиняя во всех действительных и мнимых прегрешениях — вот только потом надо успеть вовремя остановить пропагандистскую машину, чтобы победоносная армия не оставила за собой лишь пепелища и трупы. Наглядным примером может служить советская пропаганда, в начальный период войны любым способом внушавшая красноармейцу: «Сколько раз увидишь его, столько раз и убей!» В итоге Красную армию, пришедшую в январе 1945 года в Восточную Пруссию, пришлось останавливать жёсткими мерами, газеты наперебой писали, что Константин Симонов и Илья Эренбург были не совсем правы в своих призывах, а политработники вынуждены были неустанно пояснять, что не стоит убивать каждого встреченного немца.
С теми же проблемами сталкивались и будут сталкиваться любые армии, победившие неприятеля и вошедшие в его дом. Песня «Давайте не будем жестоки с немцами» (Don't let's be beastly to the Germans), написанная в 1943 году британским актёром и композитором Ноэлом Кавардом (Noël Coward, 1899–1973), предостерегала от желания пожалеть врага: до конца войны было ещё далеко. Впоследствии, когда положение на фронтах поменялось, и победа стала очевидной, песню запретили исполнять по британскому радио — не помогло даже то, что она нравилась Уинстону Черчиллю. Нехитрый размер оригинальной песни и её острота послужили тому, что впоследствии появилось множество пародий — действительно, вместо немцев в текст можно поставить кого угодно.
Комментарии к данной статье отключены.