В годы Второй мировой войны немецкая военно-полевая почта (Die Feldpost — FP) выполняла функции, схожие с аналогичными структурами в других воюющих странах. Абсолютным приоритетом являлась своевременная доставка корреспонденции с фронта в тыл и в обратном направлении. Как отмечалось в «Инструкции по обработке полевых почтовых отправлений» 1940 года, «задержка в доставке полевой почты, особенно от членов семьи», может «обеспокоить солдата и осложнить выполнение его обязанностей», а «поддержание быстрой и надёжной почтовой связи между войсками и родиной является одним из условий сохранения боевого духа и боеспособности войск». Помимо морального фактора, существенную роль играли ментальные особенности — пунктуальность издавна являлась чертой немецкого национального характера, что предопределило значение почты, в том числе военной, как одного из символов Германии.
24 августа 1939 года президент имперской почтовой дирекции Кёльна Карл Циглер (Karl Ziegler) был назначен на должность полевого почтмейстера сухопутных войск (Heeresfeldpostmeister). Именно с этой даты логичнее всего отсчитывать историю военно-полевой почты нацистской Германии во Второй мировой войне.
Почтальоны в военных мундирах
Циглер как руководитель военно-почтовой службы входил в состав штаба генерал-квартирмейстера Верховного командования сухопутных войск. По сути, он координировал взаимодействие двух ведомств — военного и гражданского, согласовывая приказы генерал-квартирмейстера и распоряжения Имперского министерства почты.
Технически военно-полевая почта по-прежнему подчинялась гражданской Имперской почте (Die Deutsche Reichspost), однако в оперативном плане она становилась частью механизма, обеспечивавшего функционирование немецкой военной машины, а потому выполняла приказы военного командования.
Следует отметить, что за границами рейха как Имперская почта в целом, так и её военная составляющая вполне логично ассоциировались с политикой нацистской Германии. В этом контексте показателен пример Швейцарии, которая в августе 1941 года задерживала и возвращала обратно отправленные из рейха конверты со штемпелем «Viktoria» («Победа»), намекавшим на успехи вермахта. Власти нейтральной страны явно не желали подрыва своего шаткого статуса даже в таком, на первый взгляд незначительном, аспекте, как хождение по своей территории писем с политически ангажированной маркировкой. Учитывая положение, в котором на тот момент находились противники Германии, данный шаг швейцарцев в рамках так называемой «почтовой войны» не может не вызывать уважения.
Тем не менее, военно-полевая почта представляла собой особую структуру. Для организации работы военно-почтовой службы Карл Циглер располагал штабом, который, правда, никогда не насчитывал более 20 человек. Руководителю военно-полевой почты сухопутных войск подчинялись армейские полевые почтмейстеры (Armeefeldpostmeister), которые отвечали за функционирование полевых почт на уровне армий, групп армий или даже целых стратегических направлений.
Например, армейский полевой почтмейстер, отвечавший за северное направление (APM Nord), координировал работу военно-почтовых учреждений в Норвегии, Дании и Финляндии. В июне 1941 года, после нападения на СССР, была учреждена соответствующая должность на Востоке (APM Ost), местом базирования которой являлась Варшава. На эту должность был назначен Бруно Шмитт (Bruno Schmitt). Как правило, армейский полевой почтмейстер располагал штатом из 14 сотрудников, выполнявших его поручения.
Уровнем ниже в военно-почтовой иерархии располагались армейские почтовые станции (Armeebriefstellen — ABSt), каждая из которых насчитывала по штату 59 служащих. Основной функцией этой инстанции была обработка и отправка военно-почтовых отправлений между армиями и различными театрами военных действий.
Важные задачи были возложены на полевые почтовые пункты (Feldpostleitstellen — FpLSt), которые представляли собой транспортно-перевалочные узлы, располагавшиеся, как правило, в точках пересечения шоссейных и железных дорог в полосе объединений уровня армии. Располагая по штату 54–72 служащими, полевые почтовые пункты обеспечивали передачу военной корреспонденции от гражданских почтовых структур на низовой уровень полевой почты — в полевые почтовые отделения (Feldpostämter — FpÄ). Данные отделения находились при штабах частей и соединений, до уровня дивизии включительно, и отвечали за непосредственное почтовое обслуживание войск. Одно полевое почтовое отделение в составе 14–18 служащих ежедневно обрабатывало в среднем 150–200 мешков писем или иных отправлений.
В погоне за скоростью
В ходе «блицкригов» первых лет войны серьёзной проблемой для военно-полевой почты стала своевременная доставка почтовых грузов — как в войска, так и в рейх в условиях стремительно перемещавшейся линии фронта и масштабных перебросок войск. Полевым почтовым службам приходилось часто производить передислокацию вместе с подразделениями снабжения, двигавшимися вслед за боевыми частями.
Порой маршруты, пройдённые почтовыми подразделениями, действительно впечатляли. Например, полевое почтовое отделение №173, обслуживавшее 73-ю пехотную дивизию, в начале 1941 года выдвинулось из Саарской области через Люксембург и Бельгию в направлении Верден — Бар-ле-Дюк — Шарлевиль — Везуль — Безансон, затем в Мюльхаузен (Эльзас). Уже 27 февраля 1941 года произошла новая передислокация, на этот раз в Пьятра-Олт близ Крайовы (Румыния), за ней последовал марш в Бухарест, завершившийся 3 марта. Затем 17 марта дивизия вместе с полевым почтовым отделением переместилась в болгарский Пловдив, а 2 апреля выдвинулась к югославской границе.
Приняв участие в нападении на Югославию в рамках реализации плана «Марита», уже 9 апреля части 73-й пд находились в хорватском населённом пункте Царево Село, 11 апреля — в македонском Штипе, а 13 апреля — в Велесе (Северная Македония). К 15 апреля, выдержав сильные бомбардировки британской авиации, дивизия достигла Прилепа, а к 17 апреля — города Битола всё в той же Северной Македонии. На следующий день полевое почтовое отделение вслед за боевыми частями переместилось в греческую Касторию, а к 25 апреля находилось в Козани. Впрочем, уже 10 мая почтовым служащим вместе с остальными частями пришлось начать путь в обратном, северном направлении по маршруту Битола — Прилеп — Скопье — Велес — Вране (Сербия) — Ниш. Этот маршрут был завершён к 20 июня. Далее дивизия участвовала в нападении на СССР, куда вместе с её остальными подразделениями отправилось и полевое почтовое отделение №173.
Впрочем, скорость перемещения пехотных дивизий могла показаться черепашьей на фоне глубоких рассекающих ударов подвижных соединений вермахта, способных проходить сотни километров, не обращая внимания на фланговые угрозы. При этом в ряде случаев вырвавшимся вперёд танковым и моторизованным дивизиям приходилось, как минимум, на время забыть о регулярном снабжении, в том числе о своевременной доставке почты.
Например, 11 ноября 1941 года на совещании командного состава 3-й танковой группы, соединения которой после октябрьского поворота на север основательно застряли в боях в районе Калинина, отмечалось, что «нынешнее положение в области доставки полевой почты (она не приходила несколько недель — прим. автора) неприемлемо, так как оно наносит существенный ущерб боевому духу войск». В качестве решения проблемы предлагалось перевозить почту в виде дополнительного груза на санитарных самолётах.
В 1942 году изменения на театрах военных действий происходили уже не столь стремительно, как в предшествующий период войны, в связи с чем были закреплены относительно устойчивые сроки доставки почтовых отправлений на фронт. Так, на северный участок Восточного фронта письмо обычно доходило за 5–9 дней, на центральный — за 8–10 дней, на южный — 12–16 дней. Для Дании этот промежуток составлял 3–4 дня, для Норвегии — 6–7 дней, для Финляндии — 9–10 дней. Достаточно оперативно, по вполне понятным причинам, корреспонденция доставлялась во Францию и другие оккупированные территории Западной Европы — за 3–5 дней, а также в Италию — за 4–5 дней. Около 5–6 дней требовалось для доставки письма в Сербию или Грецию, а вот путь почтовых грузов в Ливию и Тунис длился 6–14 и 8–10 дней соответственно.
Для доставки писем с фронта и на фронт широко использовались так называемые SF-Züge — скоростные поезда, перевозившие фронтовых отпускников. При этом, отправляя домой письма и посылки с фронта с сослуживцами, солдаты вермахта нередко избегали просмотра корреспонденции военной цензурой. Отправка посылок на фронт осуществлялась несколько иным способом: например, посылки для группы армий «Центр» собирались в едином пункте в Берлине и два раза в неделю транспортировались особым военно-полевым почтовым поездом (Feldpostsonderzug), а на южный участок советско-германского фронта ежедневно отправлялся аналогичный поезд из Верхней Силезии. За 1942 год таким образом было перевезено 13 610 вагонов посылок.
Впрочем, уже к началу 1942 года стало понятно, что шоссейная и железнодорожная сеть на Востоке не отвечала потребностям быстрой доставки военно-почтовых отправлений. В связи с этим на северном и центральном участках Восточного фронта со второй половины апреля было налажено регулярное авиационное почтовое сообщение силами Воздушной военно-полевой почты (Luftfeldpost). При этом в Заполярье немцы активно пользовались услугами немногочисленных финских почтовых самолётов. С 9 мая 1942 года «Воздушная военно-почтовая служба Востока» (Luftfeldpostdienst Osten) приступила к доставке почтовых грузов на южном участке советско-германского фронта.
Для перевозки почты активно использовались военно-транспортные самолёты «Юнкерс» Ju 52, при этом каждый солдат мог четыре раза в месяц отослать в рейх и получить оттуда по воздуху отправления весом до 10 грамм каждое. Для этого военнослужащему выдавались четыре почтовые марки авиапочты, две из которых он мог наклеить на конверты, а две оставшиеся — отослать на родину внутри конверта, чтобы члены семьи получили возможность направить ответ. С 1 июня 1943 года на каждого военнослужащего выдавалось уже по восемь марок.
В качестве главной воздушной гавани для доставки почты использовался аэродром Бяла-Подляска в Польше, расположенный в относительной близости от Брест-Литовска. Именно там базировалась специализированная почтовая эскадрилья люфтваффе (Flugpoststaffel der Luftwaffe). С 18 апреля 1942 года и до момента своего расформирования 24 июля 1944 года она перевезла 4 574 570 кг маркированных воздушно-почтовых грузов, 2 902 651 кг грузов обычной полевой почты, а также 5828 раненых и 9058 других категорий солдат и офицеров, налетав при этом в общей сложности 4 298 332 километра. Причины расформирования эскадрильи были очевидны: большинство аэродромов на территории Советского Союза было потеряно в ходе летнего наступления Красной армии. Впрочем, рейсы военно-почтовых самолётов в Курляндию и Норвегию осуществлялись вплоть до мая 1945 года.
На Западе и в Средиземноморье одним из последних всплесков активности воздушной почты являлось функционирование с сентября 1944 года так называемой «островной почты» (Inselpost), доставлявшей грузы немецким гарнизонам на островах в Эгейском море. Немногочисленные транспортные самолёты не могли обеспечить доставку посылок, ограничиваясь лишь письмами и почтовыми отправлениями до 20 грамм на человека.
Когда в условиях полного господства союзников в воздухе авиасообщение практически прервалось, для передачи посланий с фронта в рейх начали использоваться радиостанции, через которые передавались короткие сообщения, позже печатавшиеся на открытках и отправлявшиеся по адресам родственников солдат и офицеров. В свою очередь, послания из Германии, передававшиеся по радио, печатались в солдатских газетах на островах. Такой способ передачи использовался, по меньшей мере, до конца февраля 1945 года.
Номерок простой
Одним из главных преимуществ немецкой военно-полевой почты в годы Второй мировой войны была простая и надёжная система нумерации адресов полевых почт частей и соединений. Номер представлял собой пятизначное число, закреплённое за той или иной частью. Нижестоящие подразделения получали аналогичные номера, но с добавлением букв латинского алфавита (A, B, C и т.д.) — например, 12 345 B.
Следует отметить, что в Германии, как и в других странах, переход от адресной системы мирного времени к военной нумерации прошёл далеко не без проблем. Газеты первых дней войны неоднократно сообщали о необходимости правильного написания номеров полевых почт во избежание путаницы и хаоса.
С увеличением масштабов боевых действий росло и количество почтовых номеров: если в 1939 году их насчитывалось 40 000, то к концу 1942 года было выдано уже 56 000, к апрелю 1943 года — 60 000, а к февралю 1944 года — 64 000. К концу войны количество номеров военно-полевой почты составило 68 000. Необходимо подчеркнуть, что по мере расформирования разгромленных частей и соединений их номера передавались другим, и один и тот же номер мог последовательно использоваться двумя-тремя совершенно разными частями.
Интересно, что в командовании люфтваффе решили не равнять себя с сухопутными коллегами — номера полевых почт в ВВС начинались с дополнительной буквы L. Например, адрес L 28211 LGPA Wien принадлежал 1-й батарее 695-го дивизиона тяжёлых зенитных орудий, дислоцировавшейся в Вене. Свои обозначения имел и флот, для кораблей и частей которого использовалась литера М. Так, номер M 00292 D относился к почте тяжёлого крейсера «Принц Ойген». Подразделениям береговой обороны принадлежали номера, начинавшиеся с сочетания «Sch»: в частности, под набором букв и цифр Sch 16685 B Emden скрывалась почта 6-й батареи 256-го морского зенитного дивизиона. Названия городов указывались только в случаях стационарного расположения части в пределах рейха.
Поскольку за пределами рейха пятизначный номер части (Feldpostnummer) не содержал обозначения её месторасположения, внутри военно-почтовой службы, действовавшей на фронте, существовала дополнительная система обозначений — трёхзначные идентификационные номера (Kennummer), которые отсылали к конкретному району боевых действий.
Информация о соответствии той или иной части определённому номеру являлась государственной тайной, содержащие её документы в случае угрозы захвата противником подлежали немедленному уничтожению. В целом, принятая в Германии система военно-почтовой нумерации показала свою высокую эффективность, о чем свидетельствует, например, факт её копирования в СССР.
Кадры решают всё
В начале войны все почтовые служащие, выделенные в состав военно-полевой почты, получили форму вермахта с лимонно-жёлтым войсковым цветом, соответствовавшим войскам связи. В сентябре 1939 года в военно-почтовой службе состояли 7000 человек, в ходе войны её численность увеличилась до 12 000. Кроме того, на оккупированных территориях активно использовались работники из местного населения, а также военнопленные. В частности, им нередко поручали погрузочно-разгрузочные работы.
При этом в рейхе Имперская почта столкнулась с проблемой дефицита квалифицированных кадров уже в 1941 году. Это было связано, прежде всего, с призывом служащих-мужчин в ряды вооружённых сил. В период 1939–1944 гг. на смену ушедшим на фронт 38 000 мужчинам в почтовое ведомство пришли 84 000 женщин. Общая численность почтовых служащих составила 266 720 человек, однако для полноценного почтового обеспечения всех жителей рейха этого оказалось недостаточно. В условиях «тотальной войны» конкуренция с военными предприятиями в сфере дополнительного привлечения иностранных рабочих и военнопленных зачастую была заведомо проигрышной. Всё это приводило к регулярному введению новых ограничений на доставку писем и посылок.
К концу Второй мировой войны немецкая военно-полевая почта постепенно становилась бледной тенью себя самой трёхлетней давности. Одно поражение на фронтах следовало за другим, при этом на отдалённых театрах военных действий ощущались как острая нехватка персонала, так и отсутствие запасов почтовых материалов. Например, в Курляндии массово осуществлялось повторное использование марок, открыток и конвертов, а в полевых почтовых отделениях работали преимущественно местные латвийские женщины.
В целом, в ходе войны количество различных почтовых отправлений, обработанных немецкой военно-полевой почтой, достигло поистине астрономических значений, составив, по разным данным, от 30 до 40 миллиардов. Это свидетельствует о высокой пропускной способности системы. Как и вооружённые силы нацистской Германии в целом, военно-полевая почта показала реальную мощь на пике своего могущества, однако к концу противостояния её качественный уровень и возможности по обработке и доставке корреспонденции ощутимо снизились.
Источники и литература:
- NARA. Т 314. R 980
- Hinrichsen, Horst. Die deutsche Feldpost 1939-1945. Organisation und Ausrüstung — Wölfersheim-Berstadt 1998
- http://www.feldpost-archiv.de
- http://waralbum.ru
- https://jugend1918-1945.de
Комментарии к данной статье отключены.