Один из двух столпов американской дальней бомбардировочной авиации времён Второй мировой войны, B-24 «Либерейтор» в итоге оказался самым массовым бомбардировщиком в мировой истории, а также самым массовым боевым самолётом в США: в 1940-1945 гг. компании «Консолидейтед» и «Форд» построили в общей сложности 18 482 самолёта этого типа. Массовое производство новейшего B-29 «Суперфортресс» послужило причиной быстрого списания «Либерейторов» сразу после окончания Второй мировой войны, но свою миссию «Освободители» выполнили честно, причём не только в роли бомбардировщиков, но и транспортных машин, а также противолодочных самолётов.
«Либерейтор» строился на пяти заводах, причём на пике производства «Форд» выдавал один бомбардировщик каждые 59 минут, или 650 самолётов в месяц. Такие темпы производства превышали потребности ВВС США, которые к сентябрю 1944 года имели более чем 6000 бомбардировщиков этого типа. Немецкие, японские и итальянские истребители ПВО и зенитчики оказались попросту не готовы переварить такое количество «летающих вагонов», как порой за просторный угловатый фюзеляж называли «Либерейторы»! Из общего количества порядка 3500 машин получили англичане, канадцы и австралийцы.
Высокие темпы производства столь сложных и совершенных по меркам Второй мировой войны машин стали возможны благодаря отличной кооперации и большому числу субподрядчиков: сотни предприятий изготавливали детали, узлы и сборки, отправляя их грузовиками на сборочные заводы. Картинка выше воспроизводит сборочную схему «Либерейтора» на предприятии концерна «Консолидейтед-Валти» в Сан-Диего в октябре 1944 года: жёлтым цветом выделены потоки поставок покупных изделий (винты, пневматики шасси, приборы и т.д.) и подсборок от субподрядчиков, оранжевым — крупные сборки на предприятии, красным — окончательная сборка.
Комментарии к данной статье отключены.