• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    56

    Цвета военного неба: «Харрикейны» в Арктике

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    Михаил Быков /Юрий Сергиевич
    04 January '16

    В небе Второй мировой войны воевали десятки типов истребителей, выпущенных тысячными сериями. Их окраска изначально подчинялась строгим стандартам, присущим ВВС государств, на вооружении которых эти самолёты состояли. Тем не менее, в ходе войны на различных участках фронта возникали особенности камуфляжа, обусловленные природными условиями, видами боевых задач, а то и эстетическими предпочтениями лётчиков, наносивших на самолёты рисунки и эмблемы. Были свои особенности окраски и у истребителей «Харрикейн» 151-го авиакрыла британских Королевских ВВС, воевавшего на русском севере, а позднее поступавших на вооружение ВВС советского Северного флота.

    Спустя месяц после нападения Германии на СССР Королевские ВВС Великобритании начали формирование экспедиционных сил для участия в боях на северном участке советско-германского фронта. Основной задачей лётчиков должно было стать прикрытие района Мурманска, где разворачивалась деятельность по приёму грузов из Великобритании.

    151-е авиакрыло RAF в составе 81-й и 134-й эскадрилий было сформировано в последних числах июля и в течение полутора недель получило необходимое число самолётов «Харрикейн» Mk.IIB и личного состава. 12 августа началась погрузка на корабли, а 31 августа с первым арктическим конвоем «Дервиш» авиасоединение прибыло в Архангельск. 7 сентября первая группа английских самолётов перелетела на аэродром Ваенга под Мурманском, а 11 сентября состоялся первый боевой вылет.

    Через месяц, с 13 по 18 октября, все самолёты 151-го крыла были переданы ВВС Северного флота, а англичане вскоре после этого вернулись на родину. Каковы были особенности окраски «Харрикейнов» в Арктике?

    ​ - Цвета военного неба: «Харрикейны» в Арктике | Warspot.ru

    Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № Z4018, бортовой код FH-41) из состава флайта «А» 81-й эскадрильи RAF, аэродром Ваенга, сентябрь-октябрь 1941 года, пилот – флайт-сержант Чарлтон Хоу, ветеран Битвы за Британию и наиболее результативный лётчик 151-го крыла. Всего на Русском Севере он одержал три официально подтверждённые победы, две из них на этом истребителе – в том числе и первую победу RAF на территории СССР 12 сентября.

    27 ноября указом Президиума ВС СССР Хоу и три старших офицера крыла были награждены орденами Ленина «за образцовое выполнение боевых заданий Красной армии на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Для Хоу, на счету которого была одна победа, одержанная ранее в «Битве за Британию», это была первая боевая награда. После возвращения из СССР он дослужился до командира авиакрыла, но побед в воздухе больше не одерживал.

    Все «Харрикейны» 151-го крыла несли стандартный английский камуфляж: тёмно-зелёный Dark Green и тёмно-коричневый Dark Earth на верхних и боковых поверхностях и светлый зеленовато-серый Sky на нижних. Однако на них отсутствовали стандартные элементы быстрой идентификации британских дневных истребителей – вертикальная полоса цвета Sky перед хвостовым оперением и такого же цвета кок. Взамен все истребители крыла получили белые коки – стандартное обозначение истребителей ВВС Северного флота.

    Отличались от общепринятого в RAF стандарта и тактические обозначения. Обычно они состояли из двухбуквенного кода эскадрильи (81-й в то время был присвоен код FL, 134-й – GQ) с одной стороны фюзеляжной кокарды и индивидуальной буквы самолёта с другой, в данном же случае на бортах «Харрикейнов» располагались две буквы перед опознавательным знаком и две цифры позади него. Буквенные обозначения серого цвета и не совсем стандартного начертания нанесли ещё в Англии, они состояли из первой буквы эскадрильного кода (F для 81-й и G для 134-й) и индивидуальной буквы самолёта, а по прибытии в Россию к ним добавили и двухзначный номер (обычно белого цвета): 20-е и 30-е номера были выделены флайтам «A» и «B» 134-й эскадрильи, а 40-е и 50-е – флайтам 81-й.

    ​ - Цвета военного неба: «Харрикейны» в Арктике | Warspot.ru

    Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № Z3768, бортовой № 49) из состава 78-го ИАП ВВС СФ, аэродром Ваенга-2, зима 1941–42 гг. Зимой 1941–1942 гг. на изображённом самолёте летал лейтенант Д. Ф. Амосов, одержавший за это время две воздушные победы (всего за войну ему засчитали 8 самолётов, сбитых лично, и 4 в группе, в т.ч. 5 личных на английских истребителях). Ранее этот самолёт принадлежал 81-й эскадрилье RAF и нёс обозначения FK-49. Вопреки обыкновению, его бортовой номер был не белым, а того же цвета, что и буквенный код, т.е. серого, или Sky. После передачи в советскую авиацию бортовой номер оставили без изменения, а кодовые буквы закрасили, как и все британские опознавательные знаки, поверх которых нанесли красные звёзды в четырёх позициях (на борту фюзеляжа и нижних поверхностях крыльев). Позже на борту самолёта появился патриотический лозунг.

    Бывшие самолёты 151-го крыла RAF составили только небольшую часть истребителей этого типа, попавших в полки ВВС Северного флота. Первые партии самолётов, прибывших в СССР северным маршрутом, также несли зелёно-коричневый камуфляж образца 1940 года, но затем стали поступать машины в серо-зелёной окраске, введённой англичанами в августе 1941 года.

    ​ - Цвета военного неба: «Харрикейны» в Арктике | Warspot.ru

    Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № HW370, бортовой № 76) из состава 78-го ИАП ВВС СФ, аэродром Ваенга-2, март-май 1943 года. Среди прочих лётчиков на этой машине летал младший лейтенант Н. Т. Старосветский. Один из самолётов, переоснащённых советским вооружением (две 20-мм пушки ШВАК и два 12,7-мм пулемёта УБ в крыле). Самолёт в стандартном английском камуфляже образца 1941 года: тёмно-зелёный Dark Green и серый с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях, и светло-серый Medium Sea Grey на нижних. В СССР этот «Харрикейн» прибыл с британскими опознавательными знаками и элементами быстрой идентификации дневных истребителей. Кокарды на крыле и фюзеляже, а также полосы триколора на хвостовом оперении были закрашены советскими красками (предположительно, чёрной на верхних поверхностях и голубой на нижних), кок перекрасили в белый цвет, а полосу цвета Sky на фюзеляже оставили без изменений.

    ​ - Цвета военного неба: «Харрикейны» в Арктике | Warspot.ru

    Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № KX333, бортовой № 62) с советским вооружением, 78-й ИАП ВВС СФ, аэродром Ваенга-2, март-май 1943 года. Среди прочих лётчиков на нём летал старший сержант И. А. Бугаков. Ещё один самолёт, полученный в стандартном серо-зелёном камуфляже, но без полосы цвета Sky на фюзеляже. Британские опознавательные знаки закрашены британскими же красками, вероятно, ещё перед отправкой в СССР. Звёзды с тонкой белой окантовкой. «Тропический» противопылевой фильтр не установлен.

    Рисунки Михаила Быкова

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: ночные осы британского короля на Warspot.ru
    Цвета военного неба: ночные осы британского короля
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября

    Юрий Сергиевич

    Цвета военного неба: боевые ястребы пустыни на Warspot.ru
    Цвета военного неба: боевые ястребы пустыни
    Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке
    Цвета военного неба: реактивная экзотика в бою на Warspot.ru
    Цвета военного неба: реактивная экзотика в бою
    Поделиться
    • 16
    • 80
    • 5
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Шесть пишем — десять в уме? на Warspot.ru
    Шесть пишем — десять в уме?
    Дутый мировой рекорд на Warspot.ru
    Дутый мировой рекорд
    Охота на «колбасу» под Старой Руссой на Warspot.ru
    Охота на «колбасу» под Старой Руссой
    Последний бой гауптмана Юнга на Warspot.ru
    Последний бой гауптмана Юнга
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google