• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    27

    Николай Смирнов — неизвестный герой сталинградского неба

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    • Германия
    Михаил Быков
    09 May '14

    Имя этого летчика-истребителя не известно широкому кругу любителей истории отечественной военной авиации, о нем не написано книг или хотя бы журнальных статей, да и авторы, знающие и пишущие на тему воздушной войны 1941–1945 гг., мало что о нем знают.

    Даже в фундаментальном труде советских времен «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941–1945: краткая хроника», изданном в далеком уже 1981 году, упомянута всего одна из побед Смирнова (вторая по счету), причем сделано это с ошибкой: летчик назван там «В. П. Смирновым», то есть попросту перепутан с пилотом-однофамильцем, будущим Героем Советского Союза из 629-го ИАП той же 102-й истребительной авиадивизии.

    Николай Смирнов одержал всего четыре воздушных победы и не достиг статуса воздушного аса в традиционном его понимании – не сбил пять самолетов противника. Тем не менее, его достижения в воздушных боях с немецкой авиацией в самом начале трагических и великих событий, а проще говоря, огромной кровавой «мясорубки» на земле и в воздухе, получивших впоследствии общее название Сталинградской битвы, весьма впечатляющи. Мало кто из знаменитых асов всех воевавших стран может похвастаться, что его боевой счет на 75% подтверждается потерями противника.

    Родился Николай Александрович Смирнов в феврале 1914 года в Нижнем Новгороде. В 1936 году он окончил 9-ю Военную школу летчиков в Харькове с присвоением воинского звания «лейтенант» – что говорит о том, закончил обучение молодой летчик-истребитель с отличием (тем, кто не мог похвастать только отличными оценками, присваивали звание младшего лейтенанта). После окончания авиашколы он служил на различных должностях в строевых частях, был инструктором в авиашколе, а зимой 1942 года был направлен в 788-й ИАП на должность командира эскадрильи. Вскоре ему представился шанс отличиться в бою.

    ​Лейтенант Николай Александрович Смирнов (довоенное фото) - Николай Смирнов — неизвестный герой сталинградского неба | Warspot.ru
    Лейтенант Николай Александрович Смирнов (довоенное фото)

    ​Обломки сбитого «Юнкерса» Ю-88 - Николай Смирнов — неизвестный герой сталинградского неба | Warspot.ru
    Обломки сбитого «Юнкерса» Ю-88

    22 февраля 1942 г. старший лейтенант Смирнов на самолете Як-1 вылетел на патрулирование воздушного пространства над Сталинградом. Юго-западнее города он обнаружил немецкий разведчик Ю-88, который атаковал. Как говорится в описании воздушного боя, Смирнов «умелым и дерзким маневром» сначала уничтожил воздушных стрелков вражеской машины, а потом подошел к самолету противника на близкую дистанцию и поджег его. «Юнкерс» упал южнее станции Ляпичево (70 км западнее Сталинграда), из состава экипажа три человека погибло, один был взят в плен. За этот бой Николай Смирнов получил благодарность командующего истребительной авиацией ПВО генерала-майора И. Д. Климова и был награжден именными часами.

    Из немецких сводок о потерях люфтваффе известно, что 22.02.1942 самолет Ju 88D-1 (заводской номер W.Nr.1195, бортовой код T5+AM) из состава 2-й эскадрильи группы дальних разведчиков Верховного командования люфтваффе – 2.(F)/Ob.d.L., был сбит атакой истребителя в 80 км юго-западнее Сталинграда. Весь экипаж «Юнкерса» в составе летчика лейтенанта Райхманна (Lt. H. Reichmann), штурмана фельдфебеля Хартманна (Fw. M. Hartmann), радиста ефрейтора Барнессай (Gefr. S. Barnessei) и стрелка ефрейтора Хайлеманна (Gefr. H. Heilemann) до сих пор числится пропавшим без вести.

    ​Предположительный вид Ju 88D-1, сбитого Н. А. Смирновым 22 февраля 1942 г. (рисунок автора) - Николай Смирнов — неизвестный герой сталинградского неба | Warspot.ru
    Предположительный вид Ju 88D-1, сбитого Н. А. Смирновым 22 февраля 1942 г. (рисунок автора)

    Следующий раз Николай Смирнов встретился с немецким самолетом 25 марта, и это вновь был Ю-88, и вновь из той же эскадрильи 2.(F)/Ob.d.L.! Согласно документам, «в исключительно сложных метеоусловиях: сплошная низкая облачность, местами достигающая высоты 150 м, при плохой видимости и сильном ветре, услышав разрывы снарядов ЗА, тов. Смирнов мгновенно взлетел и на третьей минуте атаковал самолет Ю-88. Самолет противника вел шквальный огонь из пулеметов, прикрываясь облачностью, пытался уйти безнаказанно, но тов. Смирнов, умело используя облачность в своих интересах, наносил одну атаку за другой и поджег левый, а потом правый моторы». Немецкий пилот смог посадить подбитый самолет «на брюхо» северо-западнее Сталинграда, после чего весь экипаж в составе летчика лейтенанта Гроссе (Lt. H. Grosse), штурмана фельдфебеля Беркенкопфа (Fw. E. Berkenkopf), радиста унтер-офицера Мичке (Uffz. K. Mietschke) и стрелка унтер-офицера Дайнингера (Uffz. M. Deininger) попал в плен. Судьба немецких авиаторов, как и в первом случае, остается неизвестной по сей день.

    Этот «Юнкерс» Ju 88D-1 (заводской номер W.Nr. 1405, бортовой код T5+HM) с места вынужденной посадки был доставлен в Сталинград и установлен для обозрения на площади в центре города. В советских документах особо отмечается мастерство, которое продемонстрировал наш летчик: «…тов. Смирнов израсходовал на самолет противника 1/4 боекомплекта, имея на своем самолете за два боя одну пробоину в хвост».

    Летом фронт придвинулся к Сталинграду, и летчики ПВО города стали встречаться не только с дальними разведчиками люфтваффе. 12 июля 1942 г. уже повышенный в звании капитан Смирнов на Як-1 перехватил и сбил, по советским данным, немецкий ближний разведчик «Хеншель» Хш-126, упавший в 40 км южнее станции Казанская.

    Эта победа также подтверждается немецкими сведениями. Правда, противник в этот раз был идентифицирован неверно – Смирнов атаковал не «Хеншель», а легкий связной «Шторх» – как и Хш-126, высокоплан с неубирающимися шасси, так что ошибка вполне объяснима. Fi 156С-3 W.Nr. 5528 из штабного звена 3-й истребительной эскадры люфтваффе (Stab I./JG 3) после воздушного боя совершил аварийную посадку и был полностью разбит (100% по немецкой системе оценки повреждений). Оба члена его экипажа сумели вернуться в свою часть.

    4 августа 1942 г. капитан Смирнов одержал свою последнюю воздушную победу: ему был засчитан немецкий истребитель Ме-109 в районе железнодорожной станции Абганерово. Немецкими потерями этот сбитый «Мессершмитт» не подтверждается, впрочем, как и большинство заявок советских пилотов на этот тип самолета противника: в 1942 году более технически совершенные, чем самолеты ВВС РККА, истребители люфтваффе основной массе советских пилотов были, как говорится, «не по зубам»…

    На следующий день, 5 августа 1942 года, командир эскадрильи 788-го ИАП капитан Николай Александрович Смирнов погиб в воздушном бою с авиацией противника все в том же районе станции Абганерово, где развернулись ожесточенные бои на земле и в воздухе.

    Добавим к этому, что за свои достижения Николай Смирнов был награжден лишь однажды: указом Президиума ВС СССР от 14.02.1943 он был награжден орденом Красного Знамени – через продолжительное время после гибели, по окончании сталинградской эпопеи…

    Автор выражает благодарность Михаилу Тимину и Никите Егорову за предоставленную информацию

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: ночные осы британского короля на Warspot.ru
    Цвета военного неба: ночные осы британского короля
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября
    Поделиться
    • 8
    • 6
    • 9
    • Статьи по теме
    • Комментарии (4)
    Горячий день над Керчью на Warspot.ru
    Горячий день над Керчью
    Охотники за разведчиками на Warspot.ru
    Охотники за разведчиками
    Вынужденные драться? С удовольствием! на Warspot.ru
    Вынужденные драться? С удовольствием!
    Моё место — Берлин! на Warspot.ru
    Моё место — Берлин!
    • Статьи по теме
    • Комментарии (4)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google