Нормандия-Неман. Это название французской авиачасти, воевавшей в составе Красной Армии широко известно. Менее известно, что эта часть была не совсем единственной французской частью в СССР.
Изначально генерал де Голль предлагал отправить в СССР механизированную дивизию из Сирии. Затем пехотную бригаду и истребительную авиагруппу, затем группу спецназа и эскадрилью истребителей. Все эти проекты окончились ничем, и состоялась только отправка группы летчиков истребителей.
«Нормандия», организационно созданная как группа, что в структуре советской авиации соответствовало полку, в виду малочисленности, в декабре 1942 г. была включена в состав советских ВВС в качестве эскадрильи. Только в июне 1943 г. после прибытия первого пополнения, «Нормандия» была развернута в полк, состоящий из 2-х эскадрилий. Позднее, по мере поступления пополнения, число эскадрилий выросло до 4-х. А в июне 1945 г. в Туле было завершено формирование авиадивизии «Франция», состоящей из двух истребительных и одного бомбардировочного полков. Война к тому времени уже закончилась и дивизия участия в боевых действиях не успела принять, в связи с чем, ее история растворилась в тени более яркого и знаменитого авиаполка «Нормандия-Неман».
После того, как группа «Нормандия» была отправлена в СССР, была вооружена и включена в состав советской авиации, генерал де Голль беспрестанно выражал намерение увеличить численность французских летчиков до военно-воздушной дивизии. В начале 1943 г. было принято решение о формировании второго истребительного полка «Париж» и отправке в СССР бомбардировочной авиагруппы «Бретань».
Взаимоотношения СССР с организацией де Голля несколько затормозились после высадки союзников в Северной Африке и создания на французских африканских территориях Комитета Освобождения Франции во главе с генералом Жиро. Что отразилось на вопросах формирования французских частей в СССР и их пополнения личным составом.
В августе 1943 г. «Бретань» была выведена в Раяк, где стала готовиться к отправке в СССР. В ее состав были включены техники группы «Нормандия», ранее выведенные из СССР в связи с заменой на советских. Командование группой «Бретань» в это время исполнял капитан Жан Маэ, брат которого Ив Маэ был пилотом «Нормандии» и пропал без вести под Смоленском1. В СССР было начато формирование школы пилотов для французов, первыми курсантами которой стали 10 человек из числа французских механиков группы «Нормандия».
Авиаполк «Нормандия» героически сражался бок о бок с советскими летчиками и нес потери. Численность французских пилотов не позволяла говорить о формировании не то, что дивизии, но и второго истребительного авиаполка, уже существовавшего на бумаге. Его пополнение в это время было фактически сорвано. Школа пилотов была расформирована, не начав своей деятельности. Курсанты, из числа механиков были вынуждены так же вернуться на Ближний Восток.
В это время шла активная борьба внутри Комитета освобождения Франции. По настоянию союзников, прежде всего СССР, в состав комитета, созданного в Алжире под руководством генерала Жиро, вошли структуры генерала де Голля, существовавшие с 1940 г. в Лондоне. Обе части относились друг к другу неприязненно. Алжирская часть считала лондонскую английскими прислужниками, а лондонская считала алжирцев вишистами. Генерал де Голль открыто обвинял союзников, что через алжирский комитет они связаны с Виши, через которых ведут переговоры с Гитлером и даже угрожал переехать из Лондона в Москву. Кроме того, начиная с английской атаки на французский флот в Мерс-эль-Кебире, обе французские армии вели боевые действия друг с другом. Даже часть пилотов Нормандии встречалась друг с другом с разных сторон в Дакаре и Сирии.
После слияния структур де Голля и Жиро, между ними было заключено соглашение, что все военные вопросы находятся в распоряжение Жиро. В связи с чем, ведение всеми воинскими подразделениями, в том числе в СССР, было передано штабу в Алжире. Новый командующий ВВС Комитета Освобождения Франции генерал Рене Буска поставил вопрос о выводе Нормандии из СССР и о возвращении пилотов в свои части. В частности два будущих Героя Советского Союза Марсель Альбер и Марсель Лефевр должны были вернуться в свою часть в Алжире, за побег из которой они были приговорены к смертной казни.
26 августа СССР признал Французский Комитет Национального Освобождения в Алжире под совместным председательством генералов де Голля и Жиро. Признание было адресовано на имя представителя «Сражающейся Франции» в СССР Роже Гарро. Советский Союз согласился обменяться представителями. Но соглашался признать в качестве французского представителя только Роже Гарро. Что было недвусмысленным жестом поддержки генерала де Голля.
15 сентября военный представитель движения «Сражающаяся Франция» генерал Эрнест Пети встретился с маршалом Сталиным, который ответил согласием на все французские предложения по увеличению французского военного присутствия в СССР. Однако в то же время Комитетом Освобождения Франции в Алжире было принято решение о выводе «Нормандии» из СССР. Авиаполк был выведен в Тулу, где ожидал решения своей участи. Бомбардировочная группа «Бретань» из Раяка, несмотря на противодействие де Голля, была выведена в Алжир.
Благодаря вмешательству Альбера Мирлеса, специального представителя де Голля при командовании ВВС Красной Армии, который в то время был переведен из Москвы в Алжир, и командира «Нормандии» майора Пуяда, который был вынужден совершить поездку из Тулы в Алжир, ситуацию удалось стабилизировать.
«Нормандию» удалось сохранить на советском фронте и решить вопрос с ее пополнением. Однако, пользуясь тем, что СССР направил в Алжир своего представителя, вопросы, связанные с ее пополнением, алжирское командование решило вести минуя лондонские структуры. Для того, что бы сохранить контроль, в Лондоне было создано Командование Французских военно-воздушных сил в Великобритании и СССР под началом бывшего командующего авиацией де Голля, одного из организаторов «Нормандии» генерала Валена.
Вопрос с пополнением личного состава, и формирование французской авиадивизии в СССР был решен. С декабря 1943 г. в СССР начали прибывать французские пилоты. В феврале 1944 в СССР прибыл майор Луи Дельфино, назначенный командиром авиаполка «Париж».
По вопросу формирования бомбардировочного полка возникла дискуссия между французским и советским командованием. Советское командование считало неправильным формирование смешанной истребительно-бомбардировочной дивизии. Французское настаивало на смешанной авиачасти, предполагая, что французские летчики смогут сопровождать французские бомбардировщики так же как они сопровождают советские. Несогласие возникло и по кандидатуре на пост командира дивизии. Французы считали, что командир «Нормандии» Пьер Пуяд справится с командованием дивизии. Советское командование считало, что майор Пуяд не готов к занятию генеральской должности.
И вновь возник вопрос с пополнением. К началу боевых действий 1944 года в СССР было только 59 пилотов, считая командиров и резерв. Для формирования одного истребительного полка в составе трех эскадрилий было необходимо иметь не менее 35 пилотов, т.е. минимум 70 для двух. Таким образом, формирование авиаполка не было завершено. Советское командование в виду недостаточной численности французских пилотов к началу боевых действий, отказалось включить полк «Париж» в состав ВВС Красной Армии. Полк был расформирован. Большая часть пилотов была включена в «Нормандию» в составе четвертой эскадрильи, часть была включена в другие эскадрильи в качестве резерва. Майор Дельфино был назначен заместителем командира «Нормандии» майора Пьера Пуяда.
1 Был взят в плен, освобожден Красной Армией в апреле 1945 г. В 1952-56 гг. командир авиаполка «Нормандия-Неман». Разбился 29 марта 1962 г. во время демонстрационного полета в Бельгии.
Комментарии к данной статье отключены.