Вечером 7 декабря 1941 года японский конвой с частями 25-й армии завершал переход к берегам Малайи. Находившимся на борту транспортов бойцам генерал-лейтенанта Ямасита за 70 минут до налёта на Пёрл-Харбор предстояло начать боевые действия против Великобритании. До самого наступления темноты суда прикрывали новейшие истребители Ki-43 из 64-го сентая (авиагруппы) ВВС японской армии, поскольку ранее одной из британских «Каталин» удалось обнаружить конвой – но её смогли сбить прежде, чем экипаж успел дать радиограмму. На свою авиабазу японские истребители возвращались в кромешной тьме над Южно-Китайским морем, метеоусловия были сложными, дул сильный ветер, и по прилету командование не досчиталось трёх машин. Это были первые боевые потери ВВС Страны восходящего солнца в ещё не начавшейся войне.
64-й сентай, выделенный для прикрытия конвоя на переходе морем, имел славную историю: он был сформирован 1 августа 1938 года в Северном Китае на базе 2-го дайтая (авиаотряда) и 9-й отдельной эскадрильи. Почти сразу же пилоты сентая – первыми в ВВС японской армии – начали освоение истребителей Ki-27, всего четырьмя месяцами ранее впервые испытанных в воздушных боях.
После летне-осеннего сражения за Ханькоу 1-я и 2-я эскадрильи сентая действовали у Гуанчжоу на юге Китая, а 3-я – на севере страны. 26 июля 1939 года поступил приказ перебазироваться в Маньчжурию, где конфликт на границе с Монголией развивался для Японской империи совсем не по оптимистичному сценарию. К 7 августа 64-й сентай был в Хайларе, к 15-му числу – на передовом аэродроме в Хосиу (в советских документах – Араи), а ещё через два дня приступил к боевым вылетам над Номонганом (Халхин-Голом).
Вновь прибывшие пилоты уже вскоре не только ощутили всю тяжесть воздушных боёв с советскими летчиками, но и получили опыт, которого у них в Китае ещё не было: вечером 20 августа их аэродром подвергся штурмовке, 5 Ki-27 было уничтожено и ещё 9 повреждено. 25-го числа был сбит и получил тяжёлые ранения командир 64-го сентая майор Йокояма. Из вылета также не вернулся его заместитель капитан Окуяма, пришедший на аэродром пешком только через два дня. Всего же за месяц воздушных боев над Номонганом погибло 8 пилотов сентая, включая командира 2-й эскадрильи капитана Анзаи. Сменивший его старший лейтенант Сакаи вспоминал:
«Приходилось летать от 4 до 6 раз в день, и я был так обессилен, что из последнего вылета возвращался почти вслепую, ничего не видя из-за усталости. Вражеские самолеты налетали как большие темные тучи, и наши потери были высоки».
Осенью авиачасть была передислоцирована в Восточную Маньчжурию, а затем на юг Китая, обратно в Гуанчжоу. В апреле 1941 года командование принял майор Като, один из ведущих асов ВВС японской армии в Китае, записавший на свой счет первую победу на Ki-27 всего через неделю после поступления этого истребителя в войска. Опыт и авторитет нового командира немало способствовали быстрому перевооружению 64-го сентая на Ki-43 «Хаябуса» (яп. сокол-сапсан), только-только начавшие покидать сборочные цеха компании «Накадзима». С августа пилоты отрабатывали полеты над морем на предельную дальность, добившись на практике радиуса действия в 350 км. Для сравнения – у их конкурентов из 59-го сентая было всего 300 км.
К началу Великой войны за Восточную Азию (как называли боевые действия против США и их европейских союзников в японской историографии) на счету пилотов 64-го сентая уже было 97 воздушных побед над Китаем и ещё 52 над Номонганом. В первый день боев, 8 декабря, этот перечень пополнился британским «Бленхеймом» – и с тех пор на протяжении последующих трёх месяцев летчики майора Като наращивали число сбитых, неизменно оставаясь на самом острие наступления японской армии. В декабре 1941-го они дрались над Малайей, в январе следующего года – над Сингапуром, в феврале обеспечили господство в воздухе над Суматрой, что позволило провести успешное десантирование на голландские нефтепромыслы в Палембанге. За эти три месяца из боевых вылетов не вернулась треть пилотов сентая – 13 человек, в т.ч. командиры 1-й и 2-й эскадрилий старшие лейтенанты Такахаси и Такаяма.
В марте 1942 года сентай перебазировался в Бирму, где оставался почти до самого конца войны – большую часть времени действуя с авиабазы Мингаладон близ Рангуна. Первые полгода на этом участке фронта 64-й был единственной частью, оснащенной Ki-43, и, конечно, именно он наиболее интенсивно действовал против британских Королевских ВВС. 8 апреля истребителями противника при штурмовке наземных целей был сбит и погиб командир 3-й эскадрильи капитан Анма, ас с 12 победами. 22 мая из вылета на перехват одиночного «Бленхейма» над Бенгальским заливом не вернулся ставший легендой ещё при жизни подполковник Като, имевший на своем счету уже 18 воздушных побед. Посмертно он получил орден Золотого коршуна, звание генерал-майора, и был, в соответствии с древней синтоистской традицией, причислен к гунсинам – японским богам войны.
Первое время основным противником японских пилотов были P-40B/E Американской добровольческой группы и «Харрикейны» британских Королевских ВВС, но с началом лета в воздухе стали встречаться и тяжелые четырехмоторные бомбардировщики. Пока они действовали поодиночке и небольшими группами, с ними еще удавалось справляться: 4 июня звено Ki-43 из 64-го сентая и звено Ki-27 из 77-го около ста миль «гнали» от Рангуна пару «Летающих крепостей» из 7-й бомбардировочной группы ВВС США. Несмотря на то, что бóльшая часть первых модификаций «Хаябусы» была вооружена одним 12,7-мм и одним 7,7-мм пулеметом, а Ki-27 – всего парой пулеметов винтовочного калибра, один B-17E был сбит, а второй тяжело поврежден.
Большую часть осени 1942-го 64-й сентай был занят сопровождением бомбардировщиков Ki-21 и Ki-48 к целям в британской Индии, отражая атаки взлетавших на перехват P-40E и «Харрикейнов». Иногда ответный визит наносили «Бленхеймы» и «Мохоки», а с конца ноября по ночам над Рангуном стали появляться B-24D «Либерейтор».
В конце 1942 – начале 1943 года сентай перевооружился на Ki-43-II, имевший два крупнокалиберных пулемёта и отличавшийся более прочной конструкцией. 12 февраля из первого же вылета на новой боевой машине не вернулся майор Яги, принявший командование после гибели подполковника Като 10 месяцами ранее. Его преемнику майору Акера повезло еще меньше – всего через 13 дней он был сбит и погиб, отражая атаки перехватчиков противника на прикрываемые «Хаябусами» бомбардировщики.
С самого начала кампании 1943 года 64-му сентаю все чаще приходилось переключаться на задачи ПВО. Удары 7-й бомбардировочной группы ВВС США по району Рангуна еще не набрали полную силу, но уже заставляли японцев в полной мере ощущать все тяготы и лишения, положенные войскам на удаленном ТВД в условиях логистических затруднений и растянутых коммуникаций. Первого успеха в борьбе с «Либерейторами» удалось добиться 13 марта, когда семеркой Ki-43 были сбиты два B-24D, а в последний день того же месяца произошел эпизод, немало обогативший авиационную мифологию.
13 Ki-43-II заместителя командира сентая капитана Куроэ атаковали дюжину B-24D, шедших бомбить ж/д мост в центральной Бирме. Один «Либерейтор» удалось сбить ценой 4 сильно поврежденных истребителей – три приземлились на близлежащих посадочных площадках, а прибывший на фронт всего две недели назад командир 2-й эскадрильи капитан Миябе выполнил вынужденную посадку на территории скотоводческой фермы, врезался в дерево и разбил самолет. Пилота подобрал грузовик с авиабазы, но по дороге они обнаружили толпу в полсотни взволнованных бирманцев, которые окружили американского авиатора, отчаянно кричащего, что он безоружен. Это был второй пилот сбитого B-24D 2-й лейтенант Бэггет, которого немедленно взяли в плен. По воспоминаниям Миябе, всю последующую дорогу американец всеми силами старался понравиться своим противникам: «Это Вы нас сбили? А Вы на Накадзиме летаете? Хороший самолет!»
Однако полвека спустя американский «Эйр Форс Мэгэзин» поведал своим читателям совсем другую историю. В ней японские «Зеро» (!) начали расстреливать в воздухе членов экипажа, покинувших горящий бомбардировщик. Тогда висящий на стропах парашюта 2-й лейтенант Бэггет прикинулся мертвым, но недоверчивый пилот истребителя решил посмотреть на него поближе, сбавил скорость, стал нарезать круги вокруг и даже открыл фонарь кабины. Тут Бэггет вытащил верный «Кольт» и сделал 4 выстрела, один из которых стал для японца роковым. Признавая отвагу и храбрость попавшего к ним в плен американского авиатора, на земле командование противника отнеслось к нему с должным уровнем почтения и гостеприимства, и даже предложило ему сделать харакири, но Бэггет вежливо отказался – и впоследствии дослужился до полковника в ВВС США. Тут нужно сказать, что ни японскими публикациями, ни воспоминаниями пилотов 64-го сентая вся эта душераздирающая драма не подтверждается.
На деле суровая реальность боев на Бирманском фронте мало походила на приключенческие книги для детей и юношества. «Хаябусы» 64-го сентая все больше уступали новым самолетам союзников, все большее число которых появлялось на театре военных действий. В середине 1943-го британцы начали замену вооруженных пулеметами «Харрикейнов» Mk IIB на «пушечные» модификации IIC и IID. Осенью в воздушные бои с японцами включились «Спитфайры» Mk VC, P-38 «Лайтнинг» и P-51A «Мустанг». В довершение ко всему, к концу года 7-й бомбардировочной группе ВВС США удалось преодолеть острую нехватку пилотов – и, если раньше появление над Рангуном одинокой девятки «Либерейторов» было настоящим событием, то теперь визиты двух десятков B-24J под прикрытием истребителей стали повседневностью.
Противопоставить этому можно было разве что несгибаемый боевой дух. Капитан Куроэ так напутствовал своих подчиненных: «атакуйте храбро, идите на стену огня и принимайте их пули, будьте непреклонны». За весь 1943 год при отражении налетов на Рангун 64-й сентай сбил 16 бомбардировщиков противника, потеряв от огня бортстрелков 10 своих машин.
Потери, однако, продолжали нарастать, а качество подготовки пополнения неуклонно снижалось. Если в начале войны молодые японские пилоты имели 500-600 часов налета, то к 1944 году этот показатель упал втрое. Особо заметно это стало в ходе начавшегося в марте вторжения в Индию. Двумя месяцами позже сентай вывели на отдых в Сайгон, и на фронт он вернулся уже в августе, частично перевооруженный на Ki-43-III – модификацию с более мощным двигателем, обеспечивавшим прирост скорости на 50 км/ч.
Но век «Хаябусы» уже близился к закату. С окончанием сезона муссонов в октябре 1944 года 64-й сентай использовался, в основном, для атак наземных целей – а с марта 1945-го японское командование вообще запретило летчикам-истребителям атаковать воздушного противника, если тот действовал группой. Как вспоминал сержант Икезава (12 побед) из 1-й эскадрильи сентая,
«У нас заканчивались самолеты. Конечно, у нас всегда были сложности с запчастями из Японии – такими, как свечи зажигания. Приходилось использовать прошедшие ремонт [детали]. Самолеты, на которых мы летали, были в таком состоянии, что двигатель мог глохнуть каждую пару минут».
Тем не менее, Ki-43 иногда удавалось наносить чувствительные удары противнику. 11 февраля 1945 года три звена истребителей 64-го сентая атаковали корабли союзников у острова Рамри. Зайдя со стороны солнца, они смогли обмануть зенитчиков, и британский эсминец «Патфайндер» (HMS Pathfinder), получивший два попадания 250-кг бомб в корму, пришлось отправить обратно в Европу, вывести в резерв, а затем и вовсе сдать на слом.
В апреле – с началом битвы за Рангун – японская авиация приступила к передислокации через Таиланд в Камбоджу. Последнюю воздушную победу 64-й сентай одержал 29 мая, когда был сбит одиночный британский «Либерейтор», сбрасывавший припасы для групп Управления специальных операций в долине реки Чаупхрая. Последний Ki-43 был потерян 11 июля, когда американские «Мустанги» сбили истребитель, взлетавший с аэродрома Винь. 24 августа в полном соответствии с приказом Императорского Генерального штаба о безоговорочной капитуляции 64-й сентай, насчитывавший 18 Ki-43, сдался представителям британского командования на аэродроме Куракоре в Камбодже. В Японию личный состав части вернулся только 4 мая 1946 года.
С начала боев в Китае и до последнего дня войны 64-й сентай получил 9 благодарностей в приказах командования – больше, чем любая другая авиационная часть армии или флота Японии. Пилоты сентая заявили об уничтожении 407 самолетов противника в воздухе и 144 на земле. Сколько побед было одержано в реальности – сказать сложно, но, как правило, по результатам отдельных воздушных схваток американскими и британскими документами подтверждается примерно одна победа из 4, заявленных японцами. В боях погибло, как минимум, 132 пилота 64-го сентая – или, по некоторым данным, даже свыше 160. Из боевых вылетов не вернулись 3 из 10 командиров части и 15 из 26 командиров эскадрилий.
Самую широкую известность в Японии и за ее пределами 64-му сентаю снискали снятый в 1944 году фильм «Летный боевой отряд соколов Като» и одноименная песня, написанная старшиной Танака и лейтенантом Асахи. Она, наверное, идеально подойдет для 80-й годовщины налета на Пёрл-Харбор и начала Великой войны за Восточную Азию.
Японский оригинал |
Русский перевод |
エンジンの音 轟々と 隼は征く 雲の果て 翼に輝く 日の丸と 胸に描きし 赤鷲の 印はわれらが 戦闘機 ͏͏ 寒風酷暑 ものかわと 艱難辛苦 打ちたえて 整備に当る 強兵が しっかりやって 来てくれと 愛機に祈る 親ごころ ͏ 過ぎし幾多の 空中戦 銃弾うなる その中で 必ず勝つの 信念と 死なばともにと 団結の 心で握る 操縦桿 ͏ 干才交ゆる 機星霜 七度重なる 感状の いさおの蔭に 涙あり ああ今は亡き 武士の 笑って散った その心 ͏ 世界に誇る 荒鷲の 翼のばせし 幾星霜 輝く伝統 受けつぎて 新たに興す 大アジア われらは皇軍 戦闘隊 |
С рёвом мотора «Хаябуса» поднимается к облакам, Восходящее солнце сияет на крыльях. Красные орлы на фюзеляже – Знак наших истребителей. ͏ Холодный ветер и сильная жара нам нипочем, Мы стойко переносим все тяготы и лишения. Лучшие авиатехники заботятся о машинах И молятся, чтобы удача сопутствовала По-отечески любимым ими самолетам. ͏ Пройдя многие воздушные схватки В шуме проносящихся пуль С верой в нашу победу И готовностью воссоединиться в смерти, Мы держим ручки управления своими сердцами. ͏ После многих лет боев Мы получили 7 благодарностей командования, Но нашу славу омрачают слезы. О, самураи ушли, Их души рассеялись с улыбкой. ͏ Наших орлов увидел весь мир, Их крылья прошли тысячи миль. Сохраняя выдающиеся традиции, Мы создадим новую Великую Азию, Мы – летный боевой отряд Императорской армии. |
Комментарии к данной статье отключены.