Итальянская песня «Белла чао» (Bella ciao — «Прощай, красавица»), которая известна каждому, кто жил в послевоенном СССР, имеет не самую ясную биографию. Её авторство приписывали и бойцам отрядов Джузеппе Гарибальди, сражавшимся за единую и независимую Италию в середине XIX века, и еврейским эмигрантам в США начала XX века, пытавшимся согреться на холоде, и итальянским наёмным работницам на рисовых плантациях, прощающимся с молодостью и красотой из-за изнурительного труда.
Однако все эти версии довольно сомнительны — более-менее уверенно можно утверждать, что «Песню итальянских партизан» действительно пели итальянские партизаны-антифашисты в годы Второй мировой войны, однако она не была их главной визитной карточкой, как зачастую считается. Дело в том, что «Белла чао» носит безусловно левый и антифашистский характер, но никак не прокоммунистический, что после войны сильно ограничило распространение других итальянских партизанских песен. Простые и даже примитивные слова песни «Белла чао», скорее всего, следует считать народными — известно слишком много вариаций, чтобы отследить первоисточник. В отношении музыкального мотива с ритмичным рефреном, несомненно, и сделавшим песню узнаваемой и популярной, можно заглянуть несколько раньше — как минимум к началу XIX века, когда была популярной песенка «Сонное зелье» (La Bevanda sonnifera) о встрече у родника бедной девушки и рыцаря.
«Белла чао» шагнула за пределы Италии в 1947 году, когда итальянская делегация привезла её на первый всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Прагу. С тех пор она стала настоящим антифашистским гимном в исполнении сотен певцов — в СССР больше других для популярности песни сделали, пожалуй, великие Ив Монтан, Муслим Магомаев и Дин Рид.
Настоящий ренессанс песня испытала в 2020 году, когда у сидящих в ковидной изоляции телезрителей внезапно выстрелил снятый тремя годами ранее испанский криминальный сериал «Бумажный дом» (La Casa de Papel), где «Белла чао» стала заглавной музыкальной темой. Следом в интернете прокатился флешмоб: по всему миру песню пели в красных пижамах и узнаваемых масках. С этой точки зрения бесподобно смотрится совсем свежий кавказский микс в исполнении Астемира Апанасова. Нам вообще кажется, что лучше всего «Белла чао» поют там, где есть горы: в Италии и Аргентине (Диего Морено), на Корсике («И Тьями Аджалези») и Балканах (Горан Брегович).
Комментарии к данной статье отключены.