• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 12 February '21
      Взбесившийся «Паттон»
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    • 08 February '21
      Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    • 05 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: начало
    • 04 February '21
      Стеклотекстолит в броне: дёшево и сердито
    • 02 February '21
      Стволы линкора «Нью-Джерси»
    19

    Марионетки на службе пропаганды

    • ПМВ
    • искусство и творчество
    • Франция
    • пропаганда
    Ярослав Голубинов
    29 August '20

    В годы Первой мировой войны главными средствами пропаганды, конечно, были кино и массовая печать. Однако во многих странах были использованы и проверенные временем способы мобилизации внимания. Так, в некоторых случаях к пропаганде был привлечён старинный вид массового искусства — кукольный театр. Во Франции его наиболее популярная форма возникла в Лионе в конце XVIII века, и главным персонажем там выступал Гиньоль. В 1914 году он пошёл на войну и приобрёл важное значение для пропаганды.

    Старина Гиньоль

    Французский театр кукол, в котором главным персонажем является Гиньоль, возник в своём классическом виде в Лионе, втором по величине городе Франции. Там в 1769 году в семье ткача родился Лоран Мурге. Во время Великой Французской революции семья Лорана разорилась, и ему пришлось бросить своё дело. Лион потерял ткача, но обрёл талантливого мастера-кукольника и автора злободневных представлений с участием куклы по имени Гиньоль, жены Гиньоля — Маделон — и других персонажей, представителей лионского ремесленничества и мелкой буржуазии. С 1808 года Мурге занялся кукольным театром уже вполне профессионально. С этой даты Гиньоль и его автор, как замечает историк Брюно Фуйе, стали частью городской памяти, настоящей мифологии, «создающейся вместе с идеей особенного «лионского духа»». Кульминацией единения Лиона и Гиньоля было открытие статуи Лорана Мурге в 1912 году, которая закрепила культурный образ «Лионского Гиньоля» и его создателя как настоящих лионцев и выходцев из среды городских ремесленников-ткачей.

    ​Французские солдаты смотрят кукольный спектакль - Марионетки на службе пропаганды | Warspot.ru
    Французские солдаты смотрят кукольный спектакль

    В 1847 году в Лионе уже было два кукольных театра, но Морель-де-Волейн, местный рантье, пишет в «Лионской газете»:

    «Кто такой Гиньоль? Это добрый лионец, представленный в образе мифического персонажа, немного преувеличенном, правда, но в котором прекрасно обобщены все его свойства. Гиньоль прикидывается простачком, почти глупцом, но не в духе каких-то комедийных простофиль, нет, его дух очень живой, он полон идей, а его сердце — праведное и честное».

    Представления с Гиньолем и другими куклами в течение XIX в. распространились по Франции, да так, что Наполеон III издавал специальные цензурные предписания для ограничения репертуара кукольных театров. Рабочие, ремесленники, рантье, прислуга — все с одинаковым восторгом слушали хлёсткие реплики Гиньоля. Сам Мурге оставил несколько десятков пьес для театра, а дальше его детище вошло в городской фольклор, а репризы и сценки, многократно изменяясь, стали частью народной культуры.

    Брюно Фуйе пишет, что «Гиньоль — молод, его живой дух и тело вполне естественно было использовать в качестве символа мобилизованного Лиона» в 1914–1918 гг. Он и другие персонажи, особенно Маделон, жена Гиньоля, и Гнафрон, его старый друг, как никакие другие подходили, чтобы стать образцами героев, способных представить французское общество накануне и во время войны.

    Изучение иконографических материалов, на которых изображены персонажи Мурге во время войны, позволяет заключить, пишет Фуйе, что куклы были любимцами солдатской публики. В частности, упоминание Гиньоля можно найти на документах, описывающих боевой путь 28-й дивизии, мобилизованной в 14-м военном округе (Лион — Гренобль — Шамбери). И также в материалах, касающихся 54-го артиллерийского полка, расквартированного в Лионе. На штандарте полка можно видеть Гиньоля, смело схватившегося с врагом. Побеждая «боша» с помощью своей дубинки, Гиньоль, а вслед за ним весь полк, хвастливо заявляет: «Никогда не битый, всегда счастливый».

    ​Гнафрон, Гиньоль и Маделон - Марионетки на службе пропаганды | Warspot.ru
    Гнафрон, Гиньоль и Маделон

    Персонажи пьес о Гиньоле были также широко представлены на многочисленных предметах т.н. «окопного искусства». Пьесы разыгрывались в самодельных театрах по всему фронту для развлечения бойцов. Фотографии и свидетельства ветеранов живо представляют облик этих примитивных кукольных подмостков. Эти представления разыгрывались повсюду, вплоть до лагерей военнопленных в Германии.

    Если персонажи Мурге сопровождали солдат на фронте, то тем более они должны были поднимать дух обитателей тыла. В Лионе Гиньоль и его компания друзей не прекращали свои представления. Куклы предстают в архетипическом образе ура-патриотов. Так, например, на открытках художника Жана Кулона изображён Гиньоль в образе жизнерадостного героя-пуалю, старина Гнафрон, который готовит возвращение героя, и жена героя Маделон, символ всех женщин тыла. В последнем случае Маделон показана работницей военного завода, а сама иллюстрация сопровождается игривым текстом, отражающим страх женщин, которые остались одни, и их существенную роль в производстве боеприпасов.

    ​Французские солдаты смотрят кукольный спектакль - Марионетки на службе пропаганды | Warspot.ru
    Французские солдаты смотрят кукольный спектакль

    Эти архетипические образы часто использовались в целях пропаганды. Брюно Фуйе указывает, например, на призывы к участию в военном государственном займе, местные комитеты которого делают из Гиньоля свой символ. Но Гиньоль, конечно, также не был забыт и лионцами. Он становится, как сейчас бы сказали, «маскотом» первой ярмарки промышленных товаров в Лионе, которая была открыта 1 марта 1916 года. Представленная муниципалитетом как ответ, «экономическое наступление» на аналогичную ярмарку в Лейпциге, она стала символом священного союза между мэрией, оплотом правящей социалистической Радикальной партии (в последнюю входил, например, и знаменитый Жорж Клемансо), и главами местной торговой палаты, либеральной буржуазией. На открытках, марках, листовках, плакатах присутствует Гиньоль, образ которого должен был подчеркнуть первенство Лиона в борьбе с немецкими городами.

    Гиньоль выступал как примиряющий образ, фигура, которая была способна сплотить политических противников для отпора врагу. 14 октября 1916 года в Лионе был устроен «День Гиньоля», должный показать единство Франции и Лиона, всех лионцев, а рамками служил бы культурный образ кукольного театра, самое французское, что только может быть.

    ​Лионский лев побеждает лейпцигского орла - Марионетки на службе пропаганды | Warspot.ru
    Лионский лев побеждает лейпцигского орла

    Наконец, как и на фронте, лионцы использовали кукольный театр как развлечение для себя и для прибывающих в город солдат. В частности, в больницах по всему городу для раненых давались представления, приобщавшие уроженцев всех департаментов к весёлой жизни Гиньоля-лионца. В дополнение к их развлекательной стороне эти выступления, бесплатные для раненых и оплаченные городской коммуной, воспринимались как участие в военных действиях, работа города и горожан для поднятия боевой морали.

    Бунтовщик и борец с цензурой

    Однако тот же Брюно Фуйе замечает: если образ Гиньоля использовался во время войны для создания национального согласия, объединения политических противников, классов, был ярким образом пропаганды, то что осталось от его прежней сатирической стороны? Мурге и его наследники вовсе не были благосклонно настроены к правительству (вспомним цензуру при Наполеоне III). Гиньоль и прочие куклы всегда с сарказмом высмеивали и даже откровенно враждебно говорили о современном государстве и его правителях. В годы войны из уст Гиньоля также иногда звучала подобная критика.

    И прежде всего критика была связана с использованием фигуры Гиньоля в оппозиционной прессе. Фактически, Гиньоль мог выступать как рупор идей, противоположных пропагандистским клише. Так, можно вспомнить знаменитый клич 10 апреля 1916 года в битве при Вердене — «Смело, мы им покажем! (Courage, on les aura!). Эта фраза была растиражирована на плакате для второго займа Национальной обороны в октябре 1916 года, и она же сатирически переиначена на рисунке Эжена Лефевра в 1918 году. Пуалю, легко узнаваемые Гиньоль и Гнафрон, составили список того, что у них было (On lé z’aura) на фронте: блохи, крысы, вши, болезни, вражеское насилие и ложь демагогов-политиков и военных. Опять Гиньоль стал выразителем чувств простых людей.

    В годы войны в Лионе даже был создан журнал под таким названием, ставший рупором настроений ветеранов. Недаром его лозунгом стали слова «Единственный журнал, который снимает тоску у пуалю». Примечательно, но журнал, едва ли не единственный среди тех изданий, что появились в военное время, смог пережить войну и выпускался вплоть до начала 1970-х гг., что доказывает большую популярность кукольного персонажа у лионцев.

    ​Знамя 54-го артиллерийского полка с Гиньолем: «Никогда не битый, всегда счастливый» - Марионетки на службе пропаганды | Warspot.ru
    Знамя 54-го артиллерийского полка с Гиньолем: «Никогда не битый, всегда счастливый»

    Наиболее массовым изданием, в котором образ Гиньоля стал известен абсолютно всей Франции, стала серия открыток от художника Жана Кулона, использовавшего псевдоним Жак Кокандьер. Также уроженец Лиона, Кулон выпустил более 60 открыток с августа 1914 по июнь 1919 гг., осветив, кажется, все более-менее значимые события на фронте и в тылу. На открытках иллюстрации всегда сопровождались обширной текстовой частью, выполненной в виде письма Гиньоля Гнафрону или Маделон (или наоборот), либо же в виде короткой сценки с репликами персонажей.

    На открытках видно, как Гнафрон и Гиньоль прощаются при мобилизации (Гнафрон оказывается слишком стар для армии). Затем бравый Гиньоль оказывается то в окопах, то в других странах (например, в России), встречает в Марселе русские войска. Тем временем Гнафрон и Маделон в тылу пишут послания своему другу и мужу. Надо отметить, что все тексты, написанные Кокандьером-Кулоном, зарифмованы — в таком виде обменивались репликами куклы во время представлений в театре.

    Фуйе указывает, что данная коллекция представляет интерес не только в качестве примера отображения общественного мнения, но и в качестве примера работы цензуры. 2 августа 1914 года президент Французской республики подписал указ о военном положении, который повлёк за собой, в частности, введение военной цензуры прессы и вообще всей печатной продукции. Первая почтовая открытка Кулона, датированная 2 августа, не имеет цензурной визы, а вот на второй, датированной 12 августа, она уже проставлена. В сентябре 1914 года правительство усовершенствовало цензурный контроль, введя в действие двойную цензуру: одна была поручена военным властям, которые отслеживали все нежелательные высказывания по военным проблемам, а другая была гражданской и отвечала за обзор настроений в тылу.

    Можно предположить, что Кулон был вынужден полностью избавиться от полемичности и рассказа о каких-то острых проблемах. На самом деле, государственные органы были настроены, как замечает Фуйе, довольно доброжелательно к художнику (по крайней мере, в сфере гражданской цензуры). Равно и изобретательность автора часто позволяла выразить своё личное мнение по многим вопросам.

    ​Та самая карточка №7бис, на которой Кулон выразил свое возмущение цензурой - Марионетки на службе пропаганды | Warspot.ru
    Та самая карточка №7бис, на которой Кулон выразил свое возмущение цензурой

    Из всех опубликованных карточек только одна (№7) была запрещена к распространению — она критиковала неспособность правительства тепло одеть солдат, в то время как зимняя кампания была уже неизбежной. Из Лиона Гнафрон обращался к пуалю Гиньолю, призывая не доверять государству, которое впустую потратило налоги граждан. Кулон нашёл остроумный способ обратить запрет в свою пользу: на карте №7бис, поступившей в продажу через несколько дней, он нарисовал некую старуху с ножницами, символ цензуры, и перечислил то, что он не написал (некомпетентность распределения новобранцев на призывных пунктах, смерть раненых в тыловых больницах и т.д.). Он закончил объявлением, что карта №7 будет опубликована после войны.

    Так, видно, что Гиньоль, локальный лионский любимец взрослых и детей, превратился благодаря пропаганде в общенационального героя. Именно благодаря Первой мировой войне Гиньоль стал общепризнанным критиком социальных порядков. Образ Гиньоля вышел далеко за пределы кукольного театра и, в общем, до сих пор широко популярен среди французов.


    Литература:

    1. Guignol dans la guerre — Archives municipales de Lyon (http://www.archives-lyon.fr)
    2. Fouillet B. Guignol, voix de Lyon et des Lyonnais dans la Grande Guerre // Siècles. Cahiers du Centre d’histoire « Espaces et Cultures » — 2014 — №39–40 (http://journals.openedition.org)
    3. https://forum.pages14-18.com

    Ярослав Голубинов

    Война в стране белуджей на Warspot.ru
    Война в стране белуджей
    Тупамарос, наследники инков на Warspot.ru
    Тупамарос, наследники инков
    «Не может стоять вопрос, вести вооружённую борьбу или нет» на Warspot.ru
    «Не может стоять вопрос, вести вооружённую борьбу или нет»
    Поделиться
    • 3
    • 44
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (4)
    Весёлые картинки Warspot: рождественский подарок принцессы на Warspot.ru
    Весёлые картинки Warspot: рождественский подарок принцессы
    Весёлые картинки Warspot: паутина «Сердечного соглашения» на Warspot.ru
    Весёлые картинки Warspot: паутина «Сердечного соглашения»
    Весёлые картинки Warspot: знай своих и чужих на Warspot.ru
    Весёлые картинки Warspot: знай своих и чужих
    Весёлые картинки Warspot: французский лубок на Warspot.ru
    Весёлые картинки Warspot: французский лубок
    • Статьи по теме
    • Комментарии (4)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google