Не то чтобы этот летчик и его подвиг были совсем неизвестны, но подробностей тоже не найти. В частности, на известном интернет-ресурсе, посвященном воздушным таранам (http://aeroram.narod.ru), информация такова:
«Летчик-истребитель Кильговатов 25 июля 1942 года вылетел на перехват воздушного разведчика противника FW 189 в районе Сталинграда. В бою с истребителями прикрытия он израсходовал все боеприпасы. Чтобы не дать разведчику уйти, Кильговатов решил таранить. Дважды он наносил по нему удары крыльями своего истребителя, но «рама» продолжала лететь. Тогда он нанес удар винтом, но снова неудача. Четвертый таранный удар оказался решающим. Экипаж «фокке-вульфа» выбросился на парашютах и был взят в плен. Свой поврежденный самолет Кильговатов привел на аэродром и совершил посадку. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени. Погиб в воздушном бою 10 апреля 1944 года».
Это, конечно, лучше, чем совсем ничего, но тоже весьма негусто. Ни номера полка, ни фото и подробностей дальнейшей судьбы летчика, даже отчества и года рождения человека нет... Ниже мы постараемся восполнить этот пробел.
Олег Ануфриевич Кильговатов (в документах также встречается написание фамилии Кильгаватов) родился в 1919 г. в городе Благовещенск Дальневосточного края. Азы авиации освоил в Ульяновском аэроклубе. Участник отечественной войны с мая 1942 г. в должности пилота истребительной эскадрильи 932-го смешанного авиаполка ВВС 51-й Армии Северо-Кавказского фронта, старшина.
Провоевав около месяца, Кильговатов за успехи был представлен командованием полка к первой награде:
«Боевые задания выполнял на двухточечном самолете И-16 5-й серии (с 12.05.1942 по 16.06.1942). Всего имеет 44 боевых вылета, из них: 18 успешных вылетов на разведку территории противника – портов и побережья, железнодорожных, шоссейных и проселочных дорог. Успешность и данные разведки подтверждены другими экипажами, а также хорошими результатами бомбардировки и штурмовки объектов, указанных разведкой Кильговатова. 18 боевых вылетов на патрулирование в районе морской базы гор. Ейск. 6 вылетов на сопровождение и прикрытие морских судов и тяжелых самолетов. 3 вылета на перехват противника. 1 вылет на штурмовку плавсредств в районе порта Таганрог. Данные штурмовки: уничтожено 2 парусника, 1 мотобот и до взвода солдат противника. За отличное выполнение заданий по разведке командованием 236 ИАД ему объявлена благодарность».
По этому представлению старшина Кильговатов 17.10.1942 Военным Советом Закавказского фронта был награжден орденом Красного Знамени. С момента представления до выхода приказа о награждении прошло 4 месяца, вместивших в себя множество событий.
В июле 1942 года 932-й САП вместе с 51-й армией был передан в состав войск Сталинградского фронта. 25.06.1942 старшина Кильговатов в составе звена И-16 вылетел на перехват самолета противника. В районе поселка Зимовники (Ростовская область) летчики встретили немецкий разведчик ФВ-189, который атаковали. После полного израсходования боекомплекта всеми истребителями звена Кильговатов таранил «фокке-вульф» в районе хутора Ивановский (около 30 км к северу от Зимовников). В целом ход событий боя с «рамой», описанный на сайте о таранах, достаточно точно соответствует документам, кроме некоторых моментов: свой поврежденный самолет Кильговатов не «привел на аэродром», а «убедившись в полной неисправности самолета противника, произвел благополучно вынужденную посадку на нашей территории» в районе станции Гашун. Также неверно утверждение, что экипаж немецкой машины покинул ее с парашютами: по данным документов, поврежденная «рама» с экипажем на борту совершила вынужденную посадку в 20 км восточнее хутора Ивановский.
Анализ немецких документов о потерях люфтваффе не позволяет однозначно установить, какой именно самолет оказался противником наших летчиков в этом бою. Теоретически подходит FW 189 W.Nr.0149 из состава 5-й эскадрильи 12-й группы ближних разведчиков (5.(H)/12), потерянный, по немецким данным, от атаки истребителя в районе Морозовской (аэродромный узел Морозовский, где собственно базировалась 5.(H)/12, около 90–100 км к северу от хутора Ивановского). Немцы оценивают повреждения машины в 90% и сообщают о ранении двух членов экипажа.
По мнению исследователя боевой работы истребительной авиации в Сталинградской битве Никиты Егорова, существует большая вероятность, что после того, как Кильговатов четыре раза бил (или пытался ударить) «раму» своим самолетом, она все-таки села. Бортстрелка захватили, остальные летчики убежали, а на следующий день как ФВ-189, так и «ишак» Кильговатова были захвачены наступающими немцами. Вероятен вариант, что, осмотрев машину, немцы свинтили с нее на запчасти все, что возможно, и списали как 90% потерю.
На победу над этой «рамой» может претендовать также летчик 183-го ИАП старшина Г. Бережко, по советским данным, сбивший «фокке-вульф» в р-не станции Качалино (около 200 км северо-восточнее Морозовского аэроузла). Согласно же статистическим данным сайта Майкла Холма (http://www.ww2.dk), эскадрилья 5.(H)/12 в июле 1942 года потеряла от воздействия противника четыре разведчика, а в посамолетных списках потерь за июль фигурируют только две «рамы»…
За свой подвиг в соответствии с приказом НКО СССР № 0299 Кильговатов был представлен к ордену Ленина, однако получил по этому представлению награду рангом ниже – орден Красного Знамени.
В марте 1943 года летчик был переведен в «полк асов», 9-й Гвардейский ИАП под командованием ветерана Испании Героя Советского Союза Л. Л. Шестакова. Переучившись на истребитель Як-1, Кильговатов продолжил боевую работу в 3-й эскадрилье, которой командовал С. Амет-Хан. На «яке» младший лейтенант Кильговатов одержал еще одну воздушную победу: 23.07.1943 группа истребителей 9-го Гв.ИАП при прикрытии наземных войск Южного фронта атаковала бомбардировщики противника, прикрытые истребителями. Решив связать боем самолеты эскорта, Кильговатов по сигналу ведущего атаковал одного Ме-109 и, зайдя строго в хвост, сбил его. По советским данным «мессер» упал в районе северо-восточнее Куйбышево.
01.08.1943 полк был выведен в тыловую полосу Южного фронта для переучивания и перевооружения на американские истребители «Аэрокобра» и вернулся на фронт чуть более двух недель спустя. Шанс увеличить боевой счет Олегу Кильговатову, повышенному к тому времени в должности до старшего летчика, а в звании – до лейтенанта, представился 19.03.1944:
«…вылетев на свободную охоту по тылам противника, в районе Черногорка встретили транспортный самолет противника типа Ю-52. Тов. Кильговатов, набрав высоту, стремительно бросился в атаку и с короткой очереди зажег самолет противника, который упал в районе Черногорка».
По состоянию на 20.03.1944 летчик произвел 222 боевых вылета с налетом 204 часа, провел 51 воздушный бой, в котором лично сбил три самолета противника, и был в третий раз представлен к правительственной награде. Продолжая активную боевую работу в составе 9-го Гв.ИАП, он 26 марта в двух вылетах сбивает еще два «транспортника» Ю-52 и становится асом с пятью воздушными победами, а на следующий день в районе аэродрома Нечаянное сбивает один Ме-109, который стал его шестым успехом.
07.04.1944 приказом Военного Совета 8-й ВА лейтенант Кильговатов был награжден третьим орденом Красного Знамени. Спустя три дня, 10 апреля, отважный летчик погиб в бою с немецкими истребителями в районе хутора Зеленый Яр Крымской АССР, где и был похоронен. По итогам последнего боя Кильговатову был засчитан один сбитый ФВ-190, таким образом, итоговый боевой счет погибшего аса составил 7 индивидуальных воздушных побед.
Автор выражает благодарность Никите Егорову за помощь в работе
Комментарии к данной статье отключены.