Статья об организации связи в бронетанковых частях английской и французской армий в годы Первой мировой войны. Первая связь в танковых частях носила комплексный, комбинированный характер и служила также другим родам войск. Лишь к концу войны радиосвязь начинает лидировать среди других средств связи
Организация связи в танковых частях и соединениях к концу мировой войны являлась еще до конца не разрешенной проблемой. Новый род войск активно экспериментировал и нащупывал наиболее рациональные пути решения стоящих перед ним технических и тактических задач.
Как известно, родиной танка является Англия, и творец бронированной гусеничной машины полковник Свинтон понял необходимость оборудования его детища простой и надежной связью еще в феврале 1916 года – за 7 месяцев до первого появления танков на полях сражений. В инструкции, посвященной тактическому применению танков и озаглавленной «Заметки об употреблении танков», полковник особое внимание уделял вопросам связи.
Британское командование не учло возможностей нового вида связи – радиотелеграфа, приказав не снабжать танки радиостанциями. Причем эксперименты с танковой радиосвязью уже проводились – но радиостанции были сняты, и первая партия из 49 танков была отправлена во Францию в августе 1916 года без радиосредств.
Первое боевое применение танков состоялось 15 сентября 1916 г. в бою на реках Сомма и Анкр, и лишь за 4 дня до боя, то есть 11 сентября, в приказе по английской 4-й армии была объявлена инструкция, посвященная связи в танковых частях. В основе связи лежала система сигнализации. В частности, предусматривались следующие сигналы флагами – от танков к пехоте и авиации: красный флаг – выведен из строя, зеленый флаг – нахожусь у цели, прочие флаги – для связи между танками. Были предусмотрены и средства оптической сигнализации – с помощью ламп. Если была высвечена буква Т – танк выведен из строя, а Н – нахожусь у цели. Часть танков в качестве средств связи должна была иметь почтовых голубей.
Разумеется, никто не отменял и живую связь – посредством посылки вестовых.
Но в процессе пользования указанными сигналами обнаружилось, что: 1) азбуку Морзе пехота не понимает; 2) в качестве представителей живой связи годились лишь члены танковых экипажей (а их отправка в качестве делегатов связи ослабляла экипажи – лишних людей не было). Почтовые же голуби оказались надежным средством связи лишь при условии, что они выпускались до захода солнца – в более поздние часы голуби были склонны прерывать свое путешествие, останавливаясь на ночлег.
В ноябре 1916 г. английским командованием была издана инструкция № 16, в которой вся система полевой связи была разделена на 3 вида:
- Местная (локальная) связь – предусмотрена между танками (в рамках взвода), а также между танками и пехотой.
- Дальняя связь – предусмотрена между танками и штабом танковой роты, пехотными и артиллерийскими наблюдательными постами, привязными аэростатами и аэропланами.
- Телефонная связь – между взаимодействующими штабами танковых частей.
Для местной связи в качестве сигналов были приняты красный, зеленый и белый диски на семафоре, установленном на танке. Из различных сочетаний одного или нескольких поднятых дисков получали 39 сигналов. Например: белый – «вперед»; красный и белый – «противник в незначительном числе»; красный, белый, а также зеленый – «противник отступает». Этот семафорный код был отпечатан на карточках и роздан танковым экипажам и пехоте. Но все же главным средством местной связи до конца войны оставался посыльный.
Дальняя связь достигалась применением так называемой дневной лампы Алдиса, но так как передача депеш была очень сложной, то применяли буквенный код. Например, ряд DDD…D обозначал – «поврежден»; ряд QQQ…Q – «нуждаюсь в снабжении», и т. д.
В сражении у Арраса 8 апреля 1917 г. представилась возможность проверить средства связи танковых частей на практике.
Лампа Алдиса была признана неудобной; голуби принесли большую пользу; система цветных дисков для поддержания связи с пехотой дала хорошие результаты; телефонная же связь между командиром танкового батальона и штабом танковой бригады была охарактеризована командиром 1-й бригады как «душераздирающая» – зачастую при переговорах со штабом корпуса уже на расстоянии 8–9 км было совершенно невозможно что-либо услышать или быть услышанным.
Нужна была коренная реорганизация системы связи. В мае 1917 г. в Эрэне (Англия) были проведены первые опыты по применению радиопередач от танков и к танкам, были испытаны и различные типы радиомачт (антенн). Первые радиостанции были искровыми.
В июле, в преддверии Ипрских операций, началось оснащение радиосвязью первых 6 танков. Были сформированы танковые роты связи – они придавались танковой бригаде (бригада – 3 батальона по 36 танков в батальоне). В роту связи входили танкисты – и к ним добавили нескольких опытных связистов. Танки, оборудованные радиосвязью, и вошли в состав рот связи бригады.
В бою радиотанками как ретрансляторами пользовалась и авиация, сообщая зенитным батареям о приближении германских самолетов. В бою у Камбрэ танковые радиостанции оказали неоценимые услуги как в поддержании связи с тыловыми штабами, так и в передаче боевых приказов. Опыт по использованию радиотанков, приобретенный у Камбрэ, заключался в том, что радиотанк аккумулировал донесения с передовой к командованию и наоборот. Фактически радиотанк выполнял роль узла связи и даже штабного танка, находясь в 500–600 м позади танковой боевой линии. Танковые радиостанции того времени совершенством не отличались – антенна была их наиболее уязвимым местом. Имея высоту от 8 до 10 м, антенна несла на себе сеть из 6–8 проводов. Невозможность защиты этих проводов не только от осколков снарядов, но и от ружейно-пулеметного огня и заставляла держать радиотанки за боевой линией.
В итоге, танковая связь выглядела следующим образом: передовые, сражающиеся танки держат связь между собой и пехотой с помощью семафорных дисков и, главным образом, с помощью гонцов-посыльных – это местная связь. С руководящими боем штабами (уровень батальон – дивизия) связь (дальняя) поддерживалась через радиотанк (причем от передовой до радиотанка – опять же помощью посыльных), а из радиотанка дальше в тыл – радиотелеграфом.
К концу мировой войны рота связи танковой бригады имела средства телефонной связи (постановочная команда) и радиосвязи (взвод штаба танкового батальона); количество радиотанков на танковый батальон не было определено, но их число доводилось до трех на батальон – то есть, по одному радиотанку на роту.
Радиотанк служил не только для связи собственно танковых частей, а являлся и дополнительным средством связи войсковых соединений, которым были приданы танки.
Данная ситуация была закреплена и во французских инструкциях. Они отмечали, что связные танки (Рено Т. S. F.) должны: 1) передавать действующим частям приказы командования; 2) передавать командованию требования ведущих бой соединений, особенно по части артиллерии; 3) в необходимых случаях доставлять командованию сведения об общем ходе боя. У танков Т. S. F. не было вооружения, а экипаж состоял из командира танка, радиотелеграфиста и механика. Для связи с командованием танки оборудовались передающей и приемной радиостанцией, включаемой в состав радиосвязи дивизии.
Танки Т. S. F. не могли своими средствами поддерживать связь с пехотными частями – по отношению к ним они выполняли роль телеграфного отделения, которое получало и отправляло радиотелеграммы, но само их не составляло (ретрансляционная функция). Поэтому к танкам отправлялись агенты связи, соединенные с войсками цепью курьеров.
По общему правилу французской пехотной дивизии придавался один батальон танков, так что она располагала тремя танками Т. S. F.
Таким образом, очевидно, что радиотанк являлся универсальным общевойсковым средством связи и пунктом сбора боевых донесений, в то время как связь танков между собой и со своим командованием (до командира роты) по-прежнему осуществлялась посыльными, оптическими и акустическими средствами. Но, несмотря на применение комбинированных средств связи, именно за радиосвязью как основным средством связи танковых частей и соединений было вполне очевидное будущее.
Комментарии к данной статье отключены.