Вторая мировая война оставила нам гигантский массив фотографий, изучение которых представляет огромный интерес как для профессиональных историков, так и для широких кругов любителей. Фотоснимки дают нам уникальную возможность заглянуть в прошлое, увидеть исторические событиями глазами других людей. Они являются ценными источниками для изучения как официальной пропаганды, так и повседневной жизни простых людей в условиях войны.
Новейшие взгляды на историческую науку, современные технологии, возможности интернета привели к настоящему буму в исследованиях Второй мировой войны. Характерным является обращение к опыту «маленьких людей», массовый ввод в оборот неизвестных ранее источников — в том числе и фотодокументов. В этой связи интересным, ценным и, вместе с тем, спорным визуальным свидетельством Второй мировой стали любительские фотографии, сделанные немецкими солдатами и их союзниками.
Работа с таким непростым историческим источником требует профессиональной компетенции, научных знаний, спокойного и взвешенного подхода к сложной тематике. Всем этим требованиям в полной мере соответствует российско-французский учёный Георгий Анатольевич Шепелев, преподаватель Национального института восточных языков и цивилизаций (Париж), глава исследовательской группы «Россия — Франция: общая память». Г.А. Шепелев — один из самых авторитетных исследователей фотодокументов Второй мировой войны, обладатель богатой коллекции фотоснимков военного времени и автор многих публикаций на эту тему.
Новый фотоальбом «Война и оккупация. Неизвестные фотографии солдат вермахта с захваченной территории СССР» представляет собой совместный проект издательства «Яуза» и Российского военно-исторического общества. Написанная Г.А. Шепелевым и богато проиллюстрированная снимками из его коллекции книга — интереснейшая попытка показать советско-германский фронт глазами немецкого солдата, лишённая всякого публицистического подтекста и основанная на требованиях исторической науки. Без большого преувеличения можно сказать, что издание во многих аспектах является уникальным.
Автор прекрасно осознаёт, что работает с потенциально «опасным» материалом, ошибочная и тенденциозная подача которого может иметь негативные последствия. В предисловии к фотоальбому он говорит:
«Ощущение опасности снимков с «той» стороны объяснимо. Они мало изучены, трудны в интерпретации, потенциально обладают в глазах читателя и зрителя статусом «доказательства», «факта» — и при этом часто действительно несут в себе заряд нацистской идеологии. Их нынешние публикации в массовых изданиях и в интернете, с тенденциозными, произвольными и даже противоположными комментариями, распространяемые в том числе кругами с ультраправыми симпатиями, тому подтверждение. Тем более важно участие историков в работе с такими материалами и тем важнее публиковать эти снимки».
Действительно, аполитичный, казалось бы, формат любительской фотографии приобретает болезненную остроту, когда речь идёт о кадрах, сделанных немецкими военнослужащими на фронте и на оккупированной территории СССР. Неофициальные, лишённые очевидной пропагандистской нагрузки снимки в полной мере демонстрируют жестокость войны на востоке, вольно или невольно фиксируют многочисленные преступления германской военной машины. Миф о «чистом вермахте», якобы не знавшем о нацистском терроре, не выдерживает столкновения с действительностью.
При этом фотографии непредвзято показывают, насколько массово немецкое общество (в лице военнослужащих) искренне разделяло идеалы нацизма. Жестокость войны и страдания мирного населения фиксируются завоевателями в качестве развлечения, «на память», будто в ходе туристической поездки. Советские военнопленные и местные жители систематически изображаются в отталкивающем и жалком виде, на фоне которого немцы выглядят «расой господ». Сюжеты снимков и подписи к ним демонстрируют нацистские стереотипы о «диком востоке».
Фотоальбом «Война и оккупация. Неизвестные фотографии солдат Вермахта с захваченной территории СССР» ставит перед читателями тяжёлые, неудобные и неполиткорректные вопросы, но делает это без публицистичности, с позиций исторической компетентности и объективности. В книге затронуты такие представленные в визуальных источниках темы, как нацистский террор на оккупированной территории, судьба советских военнопленных, условия жизни на оккупированных территориях, отношения оккупантов с местным населением, повседневная жизнь немецких военнослужащих, ход боевых действий и т.д. Все фотографии сопровождаются подробными комментариями автора, раскрывающими их контекст.
Книга Г.А. Шепелева содержит огромный массив неизвестной ранее широкой аудитории информации, причём делает это в серьёзной и заслуживающей доверия форме. Фотоальбом «Война и оккупация. Неизвестные фотографии солдат Вермахта с захваченной территории СССР» имеет несомненную историческую ценность и заслуживает самого пристального внимания. Особенно большое удовольствие издание способно доставить серьёзному и вдумчивому читателю, готовому размышлять над прочитанным и делать собственные выводы.
Заказать книгу
Электронная версия
Комментарии к данной статье отключены.