После того, как Метакомет, именуемый белыми поселенцами королём Филиппом, стал сахемом поканокетов и верховным вождём вампаноагов, отношения между индейцами и колонистами нисколько не изменились. Белые, чувствуя за собой немалую силу, воспринимали коренных жителей как помеху на пути цивилизации. Индейцы, в свою очередь, уже жалели, что когда-то пустили англичан в свои владения. Сложившаяся ситуация не устраивала обе стороны, и для того, чтобы её переломить, все были готовы применить оружие. События стали набирать обороты после переговоров между индейцами и поселенцами, результаты которых так расстроили одного союзника Филиппа, что он в сердцах убил случайно встреченного колониста.
Последние мирные годы
В 1667 году, через пять лет после того, как Метакомет возглавил поканокетов, среди поселенцев начали распространяться слухи, что сахем пытается договориться с французами и голландцами о создании антибританского союза. Насколько это соответствовало действительности, сказать сложно — никаких прямых улик у поселенцев не было. Когда король Филипп заявил о своей невиновности, власти Новой Англии посчитали его слова достаточными, хотя и начали с опаской следить за действиями Метакомета.
Отношения обострились спустя четыре года. В марте 1671 года Хью Коул из Суонси сообщил властям, что индейцы со всего региона стекаются на гору Хоуп, где находилась резиденция Метакомета. Когда Филипп повёл группу из 60 вооружённых воинов маршем в сторону Плимута, среди колонистов распространился слух, что Метакомет собирается похитить губернатора и получить за него крупный выкуп. С какой целью сахем направился к английским колониям, сказать сложно. Скорее всего, он собирался продемонстрировать англичанам свою силу и решимость выступить в случае чего с оружием в руках. Чтобы окончательно разъяснить ситуацию, в апреле 1671 года колониальные власти Новой Англии предложили Метакомету личную встречу. Тот, хотя и без особого энтузиазма, согласился.
Стороны встретились в Тонтоне. Не слишком доверяя друг другу, они обменялись заложниками, а сами переговоры проходили в молитвенном доме, где колонисты стояли по одну сторону прохода, а индейцы — по другую. На этой встрече представители колоний Плимута и Массачусетского залива обвинили сахема в подготовке нападения на их поселения и потребовали, чтобы индейцы отказались от всего имевшегося у них огнестрельного оружия.
То, что Метакомет был не готов к войне, стало понятно сразу: он признал за колониями право на земельные владения и даже пообещал выдать все мушкеты. Одному из людей Филиппа стало так стыдно за результат переговоров, что он бросил мушкет на землю, обвинил сахема в том, что тот «белоснежная дворняга», и поклялся, что «он никогда больше не последует за Филиппом и не будет драться за него». Находившийся вместе с Метакометом сын сахема нипмуков покинул Тонтон в такой ярости, что, возвращаясь в родное племя, убил встреченного в пути колониста. Его судили и повесили в Бостон-Коммон, после чего отрубили голову и водрузили её на виселицу. Через пять лет там же красовалась и голова его отца.
После этих событий напряжённость между индейцами и поселенцами стала быстро нарастать. Приняв условия колонистов, Метакомет потерял лицо как сахем. Не спасло ситуацию даже то, что ему удалось оставить в племени мушкеты — белые удовлетворились наложенным в виде компенсации штрафом. Чтобы остаться во главе племени, ему необходимо было готовиться к войне.
К середине 1670-х годов коренное население региона сократилось, в основном из-за эпидемий, примерно до 10 000 человек (точные цифры неизвестны). В их число входило около 4000 наррагансетов Западного Род-Айленда и Восточного Коннектикута, 2400 нипмуков в Центральном и Западном Массачусетсе и 2400 вместе взятых массачусеттов и потакетов, живших вокруг Массачусетского залива. Считается, что вампаноагов и поканокетов в Плимуте и восточной части Род-Айленда насчитывалось менее 1000 человек. Примерно каждый четвёртый считался воином. К тому времени индейцы почти повсеместно использовали стальные ножи, томагавки и кремнёвые мушкеты в качестве оружия.
Располагая всего двумя-тремя сотнями воинов, Метакомет попытался привлечь к войне соседние племена. Своё согласие дали старейшины нипнуков, покумнуков и наррагансетов. Одновременно, пока шли переговоры, вампаноаги запасались вооружением. Метакомет использовал оригинальную стратегию: он продавал англичанам большие участки земли, принадлежавшей его племени, а на вырученные деньги индейцы приобретали мушкеты, порох и свинец. Сахем сумел продать каждый клочок земли вокруг горы Хоуп. Жажда наживы застила глаза колонистам. Вместо того, чтобы задаться вопросом, как король Филип и его люди умудрятся выжить на небольшом участке земли на горе Хоуп или куда уходят полученные от них деньги, англичане покупали всё больше и больше. Они согласились даже заплатить за право на рыбную ловлю в водах вокруг горы Хоуп, а это прямо означало, что вампаноаги больше не смогут прокормиться.
Сasus belli
Утаить подготовку к войне было довольно сложно, и нет ничего удивительного, что в скором времени по колониям начали распространяться слухи о возможном нападении индейцев. Наиболее полную информацию власти получили от «молящегося индейца» Джона Сассамона. Этот индеец был довольно незаурядной личностью. Ещё в подростковом возрасте он стал христианином, выучил английский язык и даже получил образование в Гарвардском колледже, основанном пуританами. Долгое время Сассамон являлся связующим звеном между колониальными властями и индейцами, будучи официальным переводчиком и доверенным лицом при сахеме вампаноагов. Он даже стал зятем сестры Филиппа Эми. В 1667 году между Метакометом и Сассамоном произошла ссора, и последний был изгнан из владений Филиппа. Причиной послужило завещание, которое король продиктовал Сассамону после рождения сына: сахем хотел видеть его наследником всего своего имущества. Сассамон же, пользуясь тем, что Метакомет не умел читать, счёл себя лучшим кандидатом на роль наследника и вместо сына вождя внёс в завещание своё имя. Каким-то образом Метакомет узнал истинный текст завещания, и Сассамону пришлось бежать, а король Филипп с тех пор стал считать христиан великими обманщиками.
Когда Сассамон сообщил о подготовке Филиппа к войне, власти ему не поверили, решив, что он пытается свести счёты с вождём. Однако сами вампаноаги придерживались иного мнения, и в январе 1675 года тело Сассамона было найдено подо льдом озера Ассавомпсет. Первоначально его смерть объяснили случайностью, но при внимательном осмотре тела оказалось, что у бывшего переводчика сломана шея. Нашёлся и свидетель-индеец, который видел трёх вампаноагов: Тобиаса, одного из старших советников Филиппа, его сына и ещё одного, которые расправились с Сассамоном. Метакомет пытался настоять на том, что предстоящий суд является внутренним делом индейцев, но власти Плимута решительно взяли дело в свои руки. Во время суда выяснилось, что свидетель являлся должником Тобиаса. Вдобавок по английскому законодательству XVII века для рассмотрения дела об убийстве требовалось два свидетеля. Всё это было проигнорировано, и присяжные — шестеро колонистов и шестеро «молящихся индейцев» — признали подсудимых виновными. 8 июня их отправили на виселицу, но все трое продолжали настаивать на своей невиновности. Первым повесили Тобиаса, затем его друга. Когда же настал черёд сына Тобиаса, верёвка оборвалась. Чтобы спасти свою жизнь, он изменил показания и заявил, что двое других действительно убили Сассамона, пока он беспомощно смотрел. Традиционно осуждённому давали отсрочку приговора после неудавшейся казни. Месяц спустя, когда в колонии уже бушевала война, сына Тобиаса вывели из камеры и застрелили.
Пролитая кровь
Филипп ещё не успел толком подготовиться к войне, как после известия о суде недовольные индейцы стали собираться у горы Хоуп, требуя от Метакомета поскорее начать военные действия. Филипп тянул время. По рассказу очевидца, записанному в начале следующего столетия, сахем и его советники были категорически против войны в июне 1675 года. Житель Суонси Хью Коул рассказал, как Филипп послал ему сообщение, что «он не может контролировать своих молодых воинов» и что Коул должен покинуть свой дом и искать убежище на острове Аквиднек. По другому свидетельству, когда Филипп впервые услышал, что один из его воинов убил англичанина, то «заплакал, услыхав эту новость». И у короля действительно была причина для слёз. Даже с прибывшими воинами из соседних племён его боевая сила составляла не более нескольких сотен плохо экипированных воинов. Хуже того, они располагались на полуострове. Если бы они не смогли пробиться на север, им грозило окружение у горы Хоуп, выбраться откуда можно только морским путём. У англичан имелось своё уязвимое место. В отличие от индейцев, которые с лёгкостью снимались с места и кочевали, колонисты зависели от земельных участков, где стояли их дома и пасся скот — всё это могло стать лёгкой добычей индейцев.
Обе стороны прекрасно понимали, что первый удар обрушится на поселение Суонси в 10 милях от горы Хоуп, закрывавшее индейцам выход с полуострова Поканокет на север. Предполагая, что жители пойдут в церковь, Филипп назначил рейд на деревню на воскресенье 20 июня. Некоторые поселенцы, предвидя нападение, покинули Суонси, однако большинство осталось. 20 июня 1675 года вампаноаги атаковали поселение. Жители укрылись за частоколом, но два дома индейцам всё же удалось поджечь. На протяжении следующих дней атаки индейцев повторялись. 24 июня Уильям Салсбери и его сын Джон стали первыми жертвами Войны короля Филиппа. В тот же день погибло ещё семеро белых поселенцев. Индейцы, вероятно, тоже понесли потери, но их численность неизвестна. 25 июня весь Суонси был сожжён дотла. Лишь горстке поселенцев удалось бежать в Тонтон.
Индейские успехи
После первого успеха вампаноагов поднялись и другие индейские племена. Наиболее активными союзниками оказались нипмуки, а остальные, официально не вмешиваясь в конфликт, не запрещали свои воинам присоединяться к вампаноагам. Исключением стали мохегане, которые не только заявили о дружбе с колонистами, но и напали на поселения Метакомета. Подробности столкновения неизвестны, исследователи указывают на его ничейный исход. Однако оно показало сахему, насколько его поселения уязвимы для вражеской атаки. На помощь ему пришли наррагансеты, которые заявили, что примут у себя женщин, детей и раненых воинов вампаноагов. Это решило проблему Метакомета, но очень дорого обошлось впоследствии наррагансетам.
До конца лета вампаноаги совместно с нипмуками совершали грабительские набеги на деревни колонистов. В большинстве случаев до крупных схваток дело не доходило, и жертвами индейцев становились те жители, которые находились вне пределов деревенской ограды. Колонисты не успевали реагировать на выпады индейцев: как только на помощь поселению выдвигался сборный отряд милиции, краснокожие отходили, не вступая в бой.
1 сентября 1675 года 60 воинов напали на поселение колонистов Дирфилд в долине реки Коннектикут. Большинство построек и амбаров сгорели дотла. Следующей целью вампаноагов стала близлежащая деревня Нортфилд, насчитывавшая примерно 20 зданий. Её жители не знали о нападении на соседей и были застигнуты врасплох. Восемь поселенцев погибли, прежде чем члены небольшой общины успели укрыться за частоколом поселения и оттуда наблюдали, как горят их дома.
Узнав о нападении на Нортфилд, экспедиция из 36 конных ополченцев под командованием капитана Ричарда Бирса выдвинулась из Хэдли в 30 милях от деревни, чтобы прийти жителям на помощь. Не сумев добраться до поселения до захода солнца, милиционеры Бирса разбили лагерь примерно в 4 милях к югу от Нортфилда, рядом с ручьём Фурмайл.
На рассвете 4 сентября Бирс, оставив в лагере лошадей вместе с несколькими ополченцами, продолжил пешим порядком марш в сторону Нортфилда. Понимая, что в окрестностях, вероятно, полно воинов-индейцев, готовых устроить засаду на отряд, люди Бирса двигались как можно тише. Сперва они шли по дороге, а приблизившись к Норфилду, свернули и пошли вдоль небольшого ручья, надеясь незамеченными подобраться к поселению с юга. Индейцы, следившие за ополченцами уже несколько часов, устроили засаду у брода, миновать который белые не могли. Замысел вампаноагов удался. Когда отряд Бирса приблизился к переправе, индейцы атаковали его со всех сторон. Застигнутые врасплох милиционеры всё же смогли вырваться из кольца и, отступив на юг, укрылись в ближайшем овраге на южном отроге горы Бирс. Там они приняли последний бой. Лишь нескольким удалось прорваться к оставшимся в лагере колонистам. В тот же вечер он вернулись в Хэдли — всего 13 человек. Ещё двое, проблуждав несколько дней по лесам, присоединились к ним позднее.
Разгром отряда Бирса негативно сказался на моральном духе колонистов. Кроме того, экспедиции не удалось добраться к перепуганным жителям Нортфилда, которые всё ещё укрывались за частоколом деревни. 6 сентября отряд из сотни ополченцев под командованием Роберта Трита, который сопровождал Бирса и сумел бежать обратно в Хэдли, наконец прорвался к Нортфилду. По пути они прошли мимо отрубленных голов убитых поселенцев, выставленных индейцами напоказ. Собрав запасы продовольствия, белые оставили Нортфилд на разграбление вампаноагам. Индейцы не пытались атаковать силы Трита, посчитав, что победа над ними обойдётся очень дорого.
12 сентября, через несколько дней после эвакуации Нортфилда, на Дирфилд во второй раз напала небольшая группа индейских воинов. Они разрушили два дома и увезли несколько повозок с продуктами. Власти Массачусетса решили, что необходимо эвакуировать и Дирфилд, благо урожай того года был превосходным и колонисты имели достаточно продовольствия, чтобы прокормить несколько десятков лишних ртов. В Дирфилд отправился отряд из 79 милиционеров под командованием капитана Томаса Латропа, который должен был сопроводить поселенцев в Хэдли вместе с недавно собранными запасами продовольствия. 18 сентября Латроп вместе с жителями покинул Дирфилд, сопровождая длинный обоз повозок с провизией. По пути к Хэдли возле мелкого ручья в нескольких милях к югу от Дирфилда первая повозка остановилась, чтобы отдохнуть, ожидая, пока остальные догонят её. Некоторые милиционеры даже сложили оружие, чтобы собрать фрукты и отдохнуть.
Именно этот момент выбрал для нападения Муттамп, сахем племени нипмуков, воины которого следили за передвижением конвоя с момента его отправления из Дирфилда. Около семи сотен индейцев одновременно атаковали растянувшуюся колонну. Латроп был убит почти сразу, а в последовавшей бойне погибло 60 человек: 43 милиционера и 17 мирных жителей. Ситуацию спасли разведчики Латропа, которых он выслал вперёд в поисках индейцев. Они упустили засаду нипмуков, но теперь вернулись, чтобы помочь основным силам. При этом они отправили в Хэдли известие о завязавшемся бое. Именно их усилия позволили выжившим из основной колонны бежать с поля боя и спастись от резни. Нипмуки отступили только через несколько часов, когда прибыло колониальное подкрепление под командованием Роберта Трита. Не вступая с ним в бой, воины Муттампа направились в Дирфилд и разрушили поселение.
Ручей, у которого остановились колонисты, известный на тот момент как Мадди Брук, получил новое название — Кровавый Ручей. Битва у Кровавого Ручья была самым страшным поражением, которое потерпела милиция Новой Англии. Все колониальные поселения, расположенные в долине реки Коннектикут, были вынуждены эвакуироваться.
Следующей целью воинов короля Филиппа стал Хатфилд, располагавшийся на западном берегу реки Коннектикут, напротив Хэдли, который стоял на восточном. В 1675 году в Хатфилде жило 350 поселенцев, а число домов не превышало 50. После осады Спрингфилда майор Сэмюэл Эпплтон был назначен командующим всех сил ополчения, дислоцированных в долине реки Нижний Коннектикут. Ему было поручено защищать три основных поселения: Нортгемптон, Хатфилд и Хэдли.
19 октября 1675 года разведывательная группа из десяти ополченцев выступила из Хатфилда, чтобы собрать информацию о намерениях коренных американцев. Разведчики попали в засаду в пределах двух миль от группы воинов, и только одному из них удалось спастись. Ещё шестеро были убиты, а трое взяты в плен.
Ополченцы из гарнизона в Хатфилде направили просьбы о помощи в Нортгемптон и Хэдли. Прежде чем коренные американцы успели напасть, подкрепление достигло Хатфилда, и Эпплтон взял на себя оборону. Впервые за время войны колонистам удалось отразить атаку индейцев на одно из своих поселений. В ходе ожесточённых боёв под Хатфилдом нападавшие понесли тяжёлые потери.
Эта неожиданная победа стала первым военным успехом колонистов во время Войны короля Филиппа и чрезвычайно подняла их моральный дух. После месяцев неудач и поражений оказалось, что ополченцы могут отбить атаку коренных американцев, если должным образом подготовятся.
Продолжение следует
Литература:
- Нестеров Д. Война «Короля Филиппа»: индейцы Северной Америки в восприятии британского колониального сообщества: https://cyberleninka.ru
- Esposito, G. King Philip's War 1675–76: America’s Deadliest Colonial Conflict. — Osprey Publishing Ltd, 2020.
- Philbrick, N. Mayflower: a story of courage, community, and war. — Viking Penguin, 2006.
- Schultz, E., Tougias, M. King Philip's War: The History and Legacy of America’s Forgotten Conflict. — Countryman Press, 1999.
- Toporowski, T. Wojna króla Filipa (1675–1676) // DE RE MILITARI. Czasopismo miłośników wojskowości. 2015. — № 2. — S. 60–70.
- Warren, J. W. Connecticut Unscathed: Victory in the Great Narragansett War, 1675–1676. — University of Oklahoma Press, 2014.
Комментарии к данной статье отключены.