Ранее мы рассказывали, что привлечение Советской армии к участию в «битвах за урожай» мало отличалось от организации боевых операций. Сегодня разберём этот тезис на примере действий войск Киевского военного округа (КВО) в 1966 году.
Подготовка к «битве за урожай» началась с «Доклада Военному Совету Киевского Военного Округа о подготовке и задачах автомобильных батальонов, формируемых войсками округа по уборке и вывозке урожая в 1966 г.»:
«В текущем году в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Генштабом дано задание округу сформировать 14 отдельных автомобильных батальонов по 500 грузовых машин каждый».
Предварительно в нём была проведена работа над ошибками, допущенными в ходе аналогичной «операции» 1965 года. В частности, констатировалось, что большое количество автомобилей вышло из строя через 10 000-12 000 км пробега. Ускоренному износу машин способствовало превышение их технических возможностей по грузоподъёмности, когда вместо 2,5 т погружалось по 4 т. Нарушение правил эксплуатации повлекло за собой значительный перерасход автотракторного имущества — на уборке урожая 1965 года его израсходовали столько же, сколько требовалось всему округу на один квартал. Возвращённые с уборки автомобили имели коэффициент технической готовности (КТГ) в пределах 0,60, что резко снизило боевую готовность всего автомобильного парка округа и потребовало большой затраты сил, средств и времени на доведение КТГ до установленных норм.
Гораздо позже будет сделан вывод, что трёх- и пятитонники, составлявшие основную массу грузовых машин, экономически неэффективны при вывозе урожая. Поэтому со временем их постепенно вытеснят большегрузные машины и автопоезда. А в 1966 году в КВО на комплектование автобатальонов направили грузовики ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗиЛ-150, ЗиЛ-164, ЗиЛ-151, ЗиЛ-157 и МАЗ-200. Направлять машины Урал-375, КрАЗ-214, ЯАЗ-210 и ГАЗ-66 запрещалось.
Также были сделаны организационные выводы в работе с личным составом. Самыми проблемными по части дисциплины и ответственности были признаны военнослужащие третьего года службы, поэтому теперь запрещалось направлять их на сельскохозяйственные работы. Так как автотранспортные происшествия с тяжкими последствиями имели место не только из-за недисциплинированности, но и из-за чрезмерных перегрузок на работе, в каждую автомобильную роту ввели 25 резервных шофёров.
Состав группировки
Директивой Командующего войсками округа №ОМУ/1/5690 от 30 мая 1966 года предписывалось сформировать 6 отдельных автомобильных батальонов за счёт соединений, частей и учреждений округа, которые должны были выделить 3553 автомашины (с учётом спецавтомобилей). Отвлекать силы и средства военных строителей и железнодорожных войск запрещалось, так как они в рамках своей службы уже выполняли важные правительственные задания. Поэтому формирование возлагалось:
- на 6-ю гвардейскую танковую армию — два батальона (при 22-й и 17-й гвардейских танковых дивизиях);
- на 1-ю общевойсковую армию — два батальона (при гвардейских 72-й мотострелковой и 41-й танковой дивизиях);
- на 4-ю гвардейскую мотострелковую дивизию — один батальон;
- на командующего авиацией округа — один батальон (при Васильковском авиатехническом училище).
Предписывалось «на формирование этих автобатальонов обратить в первую очередь штатные командования автомобильных и мотострелковых батальонов и рот. Автомобильные роты комплектовать, по возможности, на базе одной части во главе со своими офицерами». Срок готовности этих 6 батальонов определялся к 10 июня.
Кроме того, ещё 8 автомобильных батальонов по 500 грузовиков каждый комплектовались за счёт военнообязанных «резервистов», призываемой молодежи и новых автомашин, поступавших от промышленности. Их формирование возлагалось на командиров 36-й и гвардейских 4-й, 72-й, 25-й, 81-й мотострелковых дивизий, а также командиров гвардейских 75-й тяжёлой, 17-й и 42-й танковых дивизий плюс соответствующих областных военных комиссаров. Срок готовности этих 8 батальонов — к 30 июня.
Каждый батальон должен был включать в себя 5 рот — 960 человек и 500 автомашин. В реальности общая численность этой группировки автомобильных войск из 14 батальонов, как следует из доклада Командующего войсками КВО И.И. Якубовского Министру обороны СССР Р.Я. Малиновскому №ОМУ/2/6846 от 7 декабря 1966 года, составила 7586 машин и 16 947 человек.
Для восстановления машин на местах работ кроме ремонтных средств, предусмотренных штатными расчётами в автобатальонах, к 15 июня было сформировано 3 подвижных авторемонтных мастерских ПАРМ-3. Отметим, что тогда мотострелковым дивизиям полагалось только по одной ПАРМ-3 на военное время. В мирное же время ПАРМ-3 им не полагался. Поэтому ПАРМы формировались у танкистов: одна при 41-й гвардейской танковой дивизии 1-й армии и две в 6-й гвардейской танковой армии (на базе 272-й ПАРМ и 22-й гвардейской танковой дивизии). Кроме того, начальник отдела автотракторной техники КВО выделил три отделения 1260-го окружного автотракторного склада с запасами имущества на весь период работы.
К 30 июня все части были развёрнуты и начали работу.
Управление группировкой
Учитывая масштабы предстоящей работы, в Киеве создали две оперативные группы. Одна отвечала за руководство группировкой войск в «битве за урожай» на территории КВО, а вторая — на территории всей УССР.
В руководство Оперативной группы по УССР вошли:
- начальник группы — заместитель Командующего войсками КВО генерал-майор П.С. Билаонов;
- заместитель начальника группы — заместитель Начальника политуправления КВО генерал-майор Д.С. Кравченко;
- начальник штаба группы — заместитель начальника отдела ГО округа полковник А.С. Бибиков.
Кроме того, в группу вошли начальник автотракторной службы КВО инженер-полковник А.Е. Соколянский, заместитель начальника штаба тыла КВО полковник И.И. Калита, заместитель начальника штаба 72-й гвардейской мотострелковой дивизии полковник Н.К. Навроцкий, а также офицеры организационно-мобилизационного управления, финансовой службы, военной автомобильной инспекции (ВАИ), службы военных сообщений (ВОСО) и санитарно-эпидемиологического отдела округа. В распоряжение этой группы были выделены 5 автомобилей ГАЗ-69, один самолёт Ли-2 и один — Ан-2. Оперативная группа по КВО получила в своё распоряжение три автомобиля ГАЗ-69 и один вертолёт Ми-4.
Для обеспечения связи из войск были переданы:
- по одной радиостанции Р-102 и Р-118 из 55-й отдельной роты связи в Оперативную группу по УССР;
- две радиостанции Р-118 из 858-го отдельного батальона связи в Оперативную группу по КВО;
- по одной Р-118 и по одной Р-103 в каждый автомобильный батальон;
- по одной радиостанции Р-103 или Р-104УМ в каждую автороту.
Военный прокурор округа для «прокурорского обслуживания» автомобильных батальонов создал при Оперативной группе по УССР военную прокуратуру в составе 4-7 человек.
ВАИ округа создала временную автоинспекцию в местах работы войск.
Как следует из доклада Командующего войсками КВО И.И. Якубовского Первому секретарю ЦК Коммунистической партии Украины П.Ю. Шелесту №ОМУ/1/6411 за 15 июня-8 августа 1966 года, группировка автомобильных войск КВО перевезла 823 040 т грузов, в том числе 506 407 т зерна. Всего было выполнено 14 949 456 тонно-километров перевозок, что составило 151% плана.
В связи с окончанием уборки ранних зерновых 11 автобатов начали передислокацию в другие районы СССР. В частности, они перевезли ещё 2 702 804 т грузов (в том числе 1 984 700 т зерна) в Казахстане, 412 142 т (в том числе 350 956 т зерна) в Башкирии и 41 172 т (29 485 т зерна) — в Ставропольском крае.
Всего до 24 сентября группировкой войск КВО было выполнено 75 837 922 тонно-километра перевозок, перевезено 3 979 158 т грузов, в том числе 2 925 188 т зерна.
С 25 сентября по 10 октября проходила передислокация автобатов назад в УССР. Кроме войск из КВО продолжить работу на территорию УССР дополнительно прибыли два автобата от 8-й отдельной Армии ПВО, семь автобатов от Белорусского и один — из Одесского военных округов, а также четыре автобата от ВМФ. Всего на территории УССР за счёт войск Киевского, Одесского, Белорусского, Прикарпатского и Прибалтийского военных округов, Войск ПВО страны, ВМФ и РВСН на вывозку сахарной свёклы и других поздних культур было сосредоточено 48 автомобильных батальонов численностью 24 000 автомашин и 56 000 человек личного состава.
По официальному отчёту, КТГ автомашин поддерживался на уровне 0,86-0,98. Но как видно из доклада генерала И.И. Якубовского №ОМУ/1/7012 от 29 декабря 1966 года, 4030 машин из автобатальонов передали в народное хозяйство, таким образом «отбраковав» всё то, что портило статистику.
Денежное довольствие
Для мотивации личного состава применялись не только почётные грамоты и переходящие знамёна, но и деньги. Правда, это больше касалось офицеров и сверхсрочников, которым помимо денежного довольствия по месту штатной службы из расчёта фактически получаемых окладов, полагались выплаты суточных и вознаграждения за результаты работы (до 40% их штатных должностных окладов). Это был существенный стимул.
Солдаты-водители, призванные на действительную воинскую службу, могли рассчитывать только на денежное содержание из расчёта 3 рубля в месяц, денежную компенсацию взамен табачного довольствия из расчёта 80 копеек в месяц и усиленное полевое питание.
В целях повышения заинтересованности личного состава в результатах выполнения правительственных заданий ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением №374 от 17 мая 1966 года советам министров союзных республик разрешили выплачивать военнослужащим денежные вознаграждения за счёт средств, причитающихся Министерству обороны за выполнение этих работ. Так, военнослужащие-водители за выполнение нормы выработки получали денежное вознаграждение в размере 25% заработка, исчисляемого по действующим расценкам, и 100% — за перевыполненную часть нормы. Будь они простыми водителями в колхозе, то за выполненную норму заработали бы все 100% положенного заработка, а не 25%. Поэтому те же колхозные водители, в 1966 году призванные военкоматами на пятимесячные военные сборы и направленные на уборку урожая, существенно теряли в заработках и задавали закономерный вопрос: эти сборы нужны, чтобы принудить работать без законной оплаты труда? Неслучайно в следующем 1967 году военкоматам запретили призывать из запаса водителей на новые, уже шестимесячные сборы в период уборки.
Что же касается призванной на воинскую службу молодёжи, то её, как известно, вообще никто ни о чём не спрашивал. «Срочникам» и «запасникам» из хозяйственных и технических подразделений автобатов полагалось вознаграждение не более 15 рублей в месяц при условии перевыполнения батальоном (ротой) установленного задания.
Офицеры запаса, призванные на сборы, могли рассчитывать на сумму до 40 рублей в месяц и тоже при условии выполнения их батальоном (ротой) задания по вывозке зерна. При этом за ними сохранялась выплата заработной платы на их основном рабочем месте «на гражданке».
Комбаты наделялись правом лишать подчинённый личный состав денежного вознаграждения за нарушения дисциплины, правил эксплуатации автомобилей, правил дорожного движения либо другие действия, которые они могли легко «притянуть» к подобным нарушениям. Это давало командирам возможности для злоупотребления властью, но надо сказать, что для тех времён это было менее распространённым явлением, чем после распада СССР.
Если говорить о нематериальных стимулах, то 160 генералов и офицеров КВО были представлены к правительственным наградам, 65 поощрены приказом министра обороны и 157 — приказом по округу.
К итогам операции
Несмотря на победные реляции и парадные знамёна, командование отлично осознавало, каким тяжким бременем на войсках лежала эта «битва за урожай». Ведь в 1966 году, помимо 14 автомобильных батальонов, КВО отправил на поля ещё и переформированный по особому временному штату 104-й отдельный инженерно-сапёрный батальон из 1-й общевойсковой армии. Ему предстояло в Джанкое в распоряжении треста «Крымканалстрой» строить оросительные рисовые системы с апреля по ноябрь.
Тяжесть бремени «битвы за урожай» состояла ещё и в том, что одновременно на округ была возложена задача сформировать и отправить части и соединения в другие округа и заграницу. Так, с весны по осень 1966 года в Группу советских войск в Германии (ГСВГ) отправилась 27-я ракетная бригада, в Дальневосточный военный округ — 135-я мотострелковая дивизия (без кадра, содержавшегося при дивизии) и 266-й ракетный дивизион из состава 75-й гвардейской тяжёлой танковой дивизии, в Московский военный округ — 2013-я отдельная подвижная ремонтно-техническая база, в Одесский — 367-й ракетный дивизион. После укомплектования по штатам военного времени за счёт войск округа два батальона связи направились на учение в Венгрию, а один трубопроводный батальон — на опытное учение в Прикарпатский военный округ.
Соединения, из которых изъяли людей и технику, временно переводили на новые сокращённые штаты. На высвободившихся фондах по директивам Генштаба тут же начинались новые формирования, для которых тоже изымали личный состав и автотранспорт. И хотя штаб округа докладывал о выполнении этих директив, новые формирования сокращённого состава были лишь ограниченно боеспособны. Так, в новосозданной 36-й мотострелковой дивизии даже после возвращения автобатов с полей и нового осеннего призыва укомплектованность не превышала 73% от штатной численности. Особенно трудным было положение с офицерами:
«В настоящее время укомплектовать дивизию офицерами хотя бы до 90% за счёт ресурсов округа не представляется возможным, так как для доукомплектования 135-й мсд и других частей, убывших из состава войск округа, а также для формирования 36-й мсд было взято из других соединений округа более 400 офицеров, и большинство дивизий округа также укомплектованы в пределах 85-86%».
Дошло до того, что даже в частях ПВО, нёсших боевое дежурство, хронически не хватало людей для нарядов и караулов. Поэтому по просьбе командующего 8-й отдельной армией ПВО личный состав вернувшейся в округ из Южной группы войск отдельной строительной роты и двух рот, высвободившихся со строительства защищённого пункта управления 8-й армии, был обращён на доукомплектование зенитчиков.
Начальник Генштаба маршал М.В. Захаров пытался облегчить организацию процесса боевой подготовки в войсках в связи с нехваткой офицеров, обостренной «уходом» на уборку урожая. Своей директивой №Орг/3/110056 он разрешил привлечь к ним личный состав кадрированных соединений, содержавшийся при дивизиях «по дополнительному перечню»:
«В целях улучшения мобилизационной работы в соединениях и частях и привлечения большего количества офицеров к учебному процессу, кадры личного состава, содержащиеся при учебных дивизиях и при 2-й гв. танковой дивизии ЛенВО по штатам №№ 7/266, 7/267 и 7/268, расформировать».
Кроме того, Генштаб директивой №85457 разрешил на формирование управления 36-й мсд и управлений мотострелковых и танковых полков «частично обратить офицеров кадров для развёртывания мотострелковых дивизий, содержащихся по дополнительным перечням при 135-й, 4-й гвардейской, 72-й гвардейской и 81-й гвардейской мсд».
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, генерал Якубовский по итогам «битвы за урожай» 1966 года внёс в Министерство обороны оригинальное предложение:
«С целью высвобождения войск и для хорошей подготовки органов управления по руководству автомобильными войсками:
А) вместо оперативных групп округов и видов вооружённых сил на вывозке урожая с полей создать в каждом округе 1-2 автомобильные бригады (скадрованные), которые должны иметь в своем составе: командира, штаб, политотдел, органы тыла, 5-7 автобатов (кадр). Каждый автобат в составе 3-5 авторот. Каждая рота — 5 взводов по 20 автомашин. Всего в роте 100 машин, в батальоне — 300-500, в бригаде — 2500-3000.
Б) в управлении бригады, батальонов, рот иметь офицеров и небольшое количество солдат и сержантов кадра для обслуживания…»
В мирное время такие автобригады пополнялись бы военнообязанными и направлялись работать на поля, снимая эту задачу с остальных войск округа. На военное время предусматривалось использование их как фронтовых соединений. Эта попытка избежать «почётной миссии» работы на полях не удалась.
В новом 1967 году командиры соединений и начальники учреждений просто засыпали штаб округа просьбами не отбирать их личный состав и автотранспорт на вывоз урожая. Из доклада №0255 начальника Полтавского Краснознамённого училища к начальнику штаба округа:
«В 1966 из училища на уборку урожая и перевозку сельскохозяйственных продуктов выделялось 19 грузовых автомобилей. Выделение такого количества автомашин привело к тому, что курсантам в прошедшем учебном году не выдано 4320 часов практического вождения автомобилей. В связи с этим в настоящее время сложилось тяжёлое положение с наводкой курсантами необходимого количества часов для получения водительских прав. Прошу Вас в данном учебном году не планировать выделение от училища автотракторной техники для работ в народном хозяйстве с тем, чтобы училище смогло выполнить программу обучения курсантов по практическому вождению автомобилей за прошлый и текущий учебные годы».
Прибывший командовать войсками КВО на смену Якубовскому генерал-полковник В.Г. Куликов в своей директиве №1/155662 от 31 мая 1967 года жёстко отрезал:
«В соответствии с директивой Генерального штаба №УУСВ/2/80033 от 27 мая 1967 г. для уборки и вывозки урожая зерна и других сельскохозяйственных продуктов в округе в июне с.г. будут сформированы автомобильные батальоны… Обращаться в штаб округа с ходатайствами о сокращении количества выделяемых автомобилей и личного состава на формирование автобатальонов — категорически запретить».
Единственная уступка состояла в том, что из-за проведения в 1967 году на территории КВО больших манёвров «Днепр» количество формируемых автобатальонов разрешили уменьшить с 14 до 8 (4 — за счёт войск округа и 4 — за счёт призыва из запаса военнообязанных теперь уже на шестимесячные сборы).
Источники:
- ГДА МОУ. — Ф. 40. — Оп. 17291с. — Дела 53, 54, 63, 64. (Штаб Киевского военного округа, Оргмобуправление. Документы по проведению оргмероприятий в Сухопутных войсках округа. 06.4.-29.12.1966, 09.2.-21.6.1966, 03.1.-25.7.1967, 02.6.-15.12.1967)
Комментарии к данной статье отключены.