Одной из наиболее известных особенностей советской эпохи было заполнение многочисленных анкет. «Правильные» анкетные данные способствовали служебному росту человека, а «неправильные» могли легко оборвать его карьеру, невзирая на все таланты и старания. Поэтому биографии советских маршалов очень похожи: «рабоче-крестьянское происхождение»; «в белых и иностранных армиях не служил»; «будучи мобилизован в царскую армию, вел антивоенную пропаганду»; «дисциплинирован и морально устойчив». Непонятно лишь одно – как в эту когорту попал маршал Советского Союза, министр обороны СССР Родион Яковлевич Малиновский. Биография маршала настолько не соответствовала тогдашним канонам, что в большинстве справочников советской эпохи все его досоветское прошлое укладывается всего в одну строчку: родился в 1898 году, участник Первой мировой войны, ефрейтор. Вот некоторые факты из этой удивительной биографии.
1. Родион Яковлевич Малиновский родился вне брака 22 ноября 1898 года в Одессе. Мать – Варвара Николаевна Малиновская. Предполагаемый отец – Яким (Яков) Иванович Бунин, одесский полицмейстер, из потомственных дворян Тамбовской губернии, полковник. По другой версии отец Малиновского – караим. Сам маршал в мемуарах упомянул об отце вскользь: «По образованию был учителем». Точно известно лишь то, что Малиновский был одесситом и гордился этим. Уходя на фронт, он взял с собой открытку с видом на Потемкинскую лестницу и сохранил ее, несмотря на все перипетии войны. Попав в 1919 году в плен к красноармейцам с французским орденом и заполненной по-французски солдатской книжкой, Малиновский избежал расстрела, сумев бегло перечислить здания на открытке и описать их историю.
2. В 1914 году будущий маршал, «охваченный патриотическим порывом» (так в мемуарах), сбежал на фронт. Поскольку в метрическом свидетельстве подростка в графе «отец» стоял прочерк, он был зачислен подносчиком патронов в пулеметную команду 256-го Елисаветградского пехотного полка 64-й пехотной дивизии как Родион Варварович Малиновский. В мемуарах это описано так: «Так, так, — протянул старший писарь, просматривая метрики. — Ну а как тебя писать по отчеству? — спросил он у Ванюши. — Ты по метрикам незаконнорожденный, значит байстрюк. Отец у тебя не указан, а имя матери Варвара. Варваровичем, что ли, записать?! Лучше было бы, если бы твоя мать была... ну, там... Александра, Антонина, Клавдия — такие имена есть и мужские... — Старший писарь задумался на некоторое время. — А, пожалуй, можно и Варваровичем записать. Согласен?»
3. В составе 256-го Елисаветградского пехотного полка Малиновский воевал в качестве подносчика патронов, наводчика станкового пулемета, а также временно исполнял обязанности командира пулемета. В марте 1915 года он был произведен в ефрейторы, а в октябре убыл из полка по причине тяжелого ранения.
4. В марте 1915 года за отражение кавалерийской атаки на артиллерийскую батарею Родион Малиновский был награжден Георгиевским крестом IV степени. По описаниям очевидцев Малиновский подпустил атакующую вражескую кавалерию на малое расстояние и практически в упор уничтожил пулеметным огнем около 50 человек. Представление о награждении пулеметчика сделал не его собственный командир, а командир спасенной им батареи. Большинство историков склоняются к мысли, что Родион Яковлевич стал одним из самых молодых георгиевских кавалеров, награжденных с полным соблюдением всех формальностей орденского статута.
5. После выздоровления Малиновский был зачислен на должность командира станкового пулемета в 4-ю пулеметную команду 2-го Особого пехотного полка, отправленного в составе Русского экспедиционного корпуса во Францию, куда он и прибыл в апреле 1916 года.
6. За время службы в составе Русского экспедиционного корпуса во Франции Малиновский (по собственным воспоминаниям) не менее трех раз пребывал под следствием:
- По факту кражи 2 лошадей в соседней роте для покрытия собственной недостачи – оправдан в связи с обнаружением ранее утраченных лошадей;
- Дело об организации карточной игры на деньги во вверенном командованию Малиновского аванпосту – оставлено без рассмотрения в связи с активизацией боевых действий;
- По делу о коллективном пьянстве – как один из командиров признан виновным и приговорен к телесным наказаниям, однако освобожден от наказания как георгиевский кавалер.
7. После подавления восстания 1-й бригады Русского экспедиционного корпуса в лагере Ла-Куртин и лечения в госпитале города Бордо Малиновский попал на работы в каменоломни. В январе 1918 года добровольно поступил в «Русский легион чести» 1-й Марокканской дивизии Иностранного легиона французской армии и до ноября того же года воевал на Западном фронте на должностях командира пулемета, командира взвода и заместителя командира пулеметной команды. Произведен в капралы, а позднее в сержанты. Был дважды награжден французским военным крестом «Круа де Гер».
8. В соответствии с приказом №7 за подписью генерала от инфантерии Д. Г. Щербачева за отличие при прорыве Линии Гинденбурга Малиновский был награжден Георгиевским крестом III степени со следующим описанием обстоятельств подвига: «В бою 14 сентября 1918 года при прорыве Линии Гинденбурга личным примером храбрости, командуя взводом пулеметов, увлек за собой людей, прорвался в промежутке между укрепленными гнездами противника, утвердился там с пулеметами, чем способствовал решительному успеху по овладении сильно укрепленной траншеи 3-й линии Линии Гинденбурга».
9. После окончания Первой мировой войны находившийся во Франции Малиновский добровольцем вступил в санитарный отряд Белой армии. По прибытии отряда во Владивосток – дезертировал.
10. Маршал Малиновский является единственным советским военачальником, оставившим воспоминания о Первой мировой войне – книгу «Солдаты России». Чтобы обойти прямой запрет на публикацию подобных мемуаров, министр обороны СССР Родион Яковлевич Малиновский изменил в воспоминаниях собственное имя на «Иван Варварович Гринько».
Комментарии к данной статье отключены.