Если на Тихоокеанском театре с конца 1942 года японские войска терпели поражение за поражением и постепенно отступали, то в Юго-Восточной Азии их положение вплоть до последнего года Второй мировой войны выглядело вполне стабильным. Однако после американской высадки на Филиппинах к весне 1945 года этот регион оказался фактически отрезан от остальной Империи Восходящего Солнца. Теперь его последней защитой с моря оставались собранные в Сингапуре японские тяжёлые крейсера — четыре из шести, уцелевших к этому времени.
Британское наступление в Юго-Восточной Азии
Попытка последнего японского наступления на Индию весной 1944 года оказалась неудачной, а с августа британские войска сами перешли в наступление. И всё-таки к началу 1945 года японские войска продолжали вести бои на границах Бирмы, одновременно удерживая Французский Индокитай, Сингапур и всю Малайю, а также обширные островные территории Голландской Ост-Индии с их нефтяными месторождениями.
Наступление 14-й британской армии в Бирме началось только в феврале 1945 года. Ему способствовало организованное восстание созданной японцами Бирманской национальной армии. Уже 20 марта британцы взяли Мандалай в центральной части страны и двинулись на юг, к 20-м числам апреля они находились уже в 250 км от Рангуна. В конце месяца японцы эвакуировали Рангун, а 2 апреля город был занят десантом 26-й индийской дивизии, высаженным при поддержке мощного 68-го соединения вице-адмирала Уокера: двух линкоров («Куин Элизабет» и «Ришелье»), двух авианосцев («Эмпресс» и «Шах»), четырёх крейсеров и пяти эсминцев.
Эта десантная операция имела кодовое название «Бишоп» и мало практического смысла: с севера к оставленному противником Рангуну уже вышли части 4-го британского армейского корпуса. В результате остатки 28-й японской армии оказались в окружении в нижнем течении Иравади, в то время как 15-я и 33-я японские армии отошли на юг и сосредоточились в восточной провинции Тенассерим у границы Таиланда, закрывая британцам путь в Малайю.
Обеспечив себе господство в Андаманском море, британское командование приступило к планированию операции «Зиппер» — высадке на юго-западном побережье Малайи с целью дальнейшего наступления на Сингапур.
5-я эскадра крейсеров
С декабря 1944 года для обеспечения действий в водах Юго-Восточной Азии командование Объединённого флота держало в Сингапуре 5-ю эскадру крейсеров, куда вошли «Миоко», «Такао», «Хагуро» и «Асигара» — четыре из шести оставшихся у Японии тяжёлых крейсеров. Первые два были повреждены американскими подводными лодками, после высадки американцев на Лусоне отправить их в метрополию для ремонта было нельзя, а полностью отремонтировать машины в Сингапуре оказалось невозможно. Поэтому после частичного ремонта их решили поставить в проливе Джохор для обороны базы с суши и моря.
Два других крейсера оставались в относительной исправности, хотя на «Хагуро» после боя 25 октября 1944 года так и не удалось ввести в строй вторую 203-мм башню. Они стали ядром 10-го районного флота, образованного 5 февраля из остатков 1-го и 2-го Южных экспедиционных флотов. Крейсера предполагалось использовать для поддержания коммуникаций с Явой и Суматрой, а также для снабжения японских гарнизонов на островах в Бенгальском заливе.
Сингапур был прекрасной базой — несмотря на налёты американской авиации, здесь имелся запас топлива, сохранялись обширные ремонтные мощности, в военной гавани Селетар находился крупнейший в регионе сухой док. Это позволило к началу апреля 1945 года провести докование крейсеров и их частичный ремонт.
По выходе из дока 9 апреля «Хагуро» в сопровождении старого эсминца «Камикадзе» был отправлен в Батавию, куда доставил 700 солдат. 14 апреля он вернулся в гавань Кеппел. Следующий рейс в Батавию совершил «Асигара», при этом 18 и 22 апреля он дважды был безуспешно атакован голландской подводной лодкой O-19. 3 мая «Хагуро» получил приказ подготовиться к новому рейсу, на этот раз на Андаманские острова.
Блокированный гарнизон
Вопреки существующему мнению японское командование готовило вывоз войск только с Никобарских островов (операция «Со»). Лежавшие севернее Андаманские острова предполагалось удерживать до последнего. Эти острова, административно принадлежавшие Индии, с 1942 года являлись важным передовым пунктом оборонительного периметра Японской империи. Здесь находился небольшой сухопутный аэродром (в Ламбалине), а также база разведывательных гидросамолётов. Авиабазы давали японскому командованию возможность контролировать обстановку в восточной части Бенгальского залива и вовремя обнаружить приближение вражеского флота к берегам Малайи.
На островах Бенгальского залива размещался японский гарнизон в несколько тысяч человек — некоторые источники называют явно завышенную цифру в 20 000. Формально он был сведён в две отдельные смешанные бригады: 35-ю на Андаманских и 36-ю — на лежащих южнее Никобарских островах. Фактически же на Никобарах японцы обосновались только с 1943 года, здесь находилось в лучшем случае несколько сотен солдат. Военным губернатором островов с июня 1944 года являлся вице-адмирал Хара Тейдзо, общее командование войсками осуществлял генерал-майор Сато Таменори.
С отступлением японцев из Бирмы Андаманские острова фактически оказались блокированы, однако продолжали беспокоить британское командование. Ещё 3 марта их столица Порт-Блэр был обстрелян четырьмя эсминцами из состава 68-го соединения. 19 марта обстрел повторили три других эсминца. 30 апреля, перед высадкой в Рангуне, острова были обстреляны соединением адмирала Уокера, при этом на голландском крейсере «Тромп» имелись потери от ответного огня — один убитый и шестеро раненых. После завершения высадки в Рангуне британские корабли вернулись, 1 мая обстреляв место предполагаемого аэродрома на Никобарских островах, а 2-го — Порт-Блэр. Наконец, 6 мая гавань Порт-Блэра атаковали палубные «Хэллкэты» с эскортных авианосцев «Шах» и «Эмпресс», доложив о поражении двух 30-метровых судов, буксира, джонки и причала. При этом был потерян один самолёт.
Однако гарнизону Андаманских островов требовалось снабжение, а посылать тихоходные транспорты в зону действия вражеской авиации было опасно, особенно после занятия британцами аэродромов в Южной Бирме. Поэтому для отправки снабжения были выбраны быстроходные боевые корабли. С 3 по 7 мая крейсер «Хагуро» вошёл в сухой док гавани Кеппел в Сингапуре, где с него сняли торпедные аппараты и некоторое другое оборудование, а также выгрузили часть 203-мм боезапаса. Иногда утверждается, что после рейса крейсер, подобно «Такао» и «Миоко», предполагалось использовать в качестве плавучей батареи.
7 мая крейсер вышел из дока. В течение двух следующих дней на него грузилось снабжение для гарнизона Андаманских островов, включая 1100 т риса, 1200 бочек с горючим, боеприпасы, медикаменты, а также и 200 бамбуковых шестов, отдельно заказанных армией — возможно, для вооружения солдат-смертников шестовыми противотанковыми минами. Кроме того, позднее на крейсер были приняты два гидросамолёта E13A1.
Операция «Дьюкедом»
9 мая «Хагуро» вместе с эсминцем «Камикадзе» покинул гавань Кеппел. На первом этапе противолодочную оборону отряда обеспечивали два охотника за подводными лодками и три гидросамолёта E13A1 «Джейк».
Британцы знали о готовящемся выходе противника к Андаманам из радиоперехватов, хотя считали, что японцы собираются эвакуировать гарнизон островов. Рано утром 10 апреля из базы Тринкомали на Цейлоне для перехвата японского отряда вышло 61-е оперативное соединение Восточно-Индийского флота под командованием вице-адмирала Уокера: линкоры «Куин Элизабет» и «Ришелье», эскортные авианосцы «Хантер», «Хедив», «Эмперор» и «Шах» (21-я эскадра авианосцев), тяжёлый крейсер «Камберленд», лёгкие «Роялист» и «Тромп» в сопровождении эсминцев «Сомарез», «Венус», «Виджилант», «Вираго», «Верулам», «Ротерхэм», «Тартар» и «Нубиен». Для обеспечения операции использовалось 70-е соединение: вспомогательный танкер «Исдейл» (17 000 т) в сопровождении эсминца «Паладин», вышедшие из Тринкомали на следующий день. Операция по перехвату «Хагуро» получила кодовое обозначение «Дьюкедом». Видимо, никогда более в военно-морской истории для поимки одного крейсера не собиралась такая армада.
Чуть позднее тем же утром 10 мая японские корабли были обнаружены соединением подводных лодок, высланным к выходу из Малаккского пролива. Из трёх лодок противника заметили две — «Стэйтсмен» (лейтенант Балкли) и «Сабтл» (лейтенант Эндрю). Они доложили о крейсере типа «Нати», идущем на северо-запад в сопровождении эсминца и двух охотников. Командир подлодки «Сабтл» попытался сблизиться с противником, но с японского крейсера заметили перископ. «Хагуро» развернулся влево на обратный курс и открыл по атакующей лодке огонь 127-мм ныряющими снарядами, после чего Эндрю отказался от атаки.
Днём 10 мая японский самолёт-разведчик из Порт-Блэра сообщил, что навстречу «Хагуро» с Цейлона движется мощное вражеское соединение, расстояние до которого составляло примерно 400 миль. После этого «Хагуро» получил приказ вернуться в Сингапур. На обратном пути с крейсера был замечен след торпеды. 11 мая крейсер прибыл в Сингапур.
Обнаружив, что добыча ушла, вице-адмирал Уокер направил своё соединение в район примерно в 200 милях юго-западнее мыса Ачин-хэд, северной оконечности Суматры. Здесь он заправил корабли с подошедшего танкера «Исдейл». Но охота продолжалась. Вечером 12 мая Уокер отделил от 61-го соединения и отправил на северо-восток для поиска противника 26-ю флотилию эсминцев кэптена Пауэра из охранения 21-й эскадры авианосцев: «Сомарез» (флагман), «Венус», «Виджилант», «Вираго» и «Верулам».
Следующим утром «Хэллкэты» с авианосца «Хедив» атаковали японский аэродром на острове Кар-Никобар и доложили об уничтожении как минимум одного самолёта. В этот же день 13 мая для поддержки 61-го соединения из Тринкомали был отправлен ещё один отряд, получивший обозначение 62-го соединения: лёгкий крейсер «Нигерия» с эсминцами «Роэбак», «Рэйсхорс» и «Редаут»; позднее к ним присоединился эсминец «Рокет», специально снятый с охранения конвоя. На следующий день вслед за ним вышло вспомогательное 67-е соединение: танкер «Олвен» в сопровождении эсминца «Пенн». 15 мая в 7 часов утра 61-е и 62-е соединения встретились.
Последний поход «Хагуро»
Гарнизону Андаманских островов остро требовалось снабжение, поэтому «Хагуро» получил приказ совершить вторую попытку прорыва. Судя по всему, одновременно японские корабли должны были прикрыть эвакуацию Никобарских островов. 13 мая крейсер в сопровождении эсминца «Камикадзе» вышел из гавани Кеппел к острову Пуло-Барнетт, где эсминец принял топливо с крейсера «Асигара». Затем последний ушел к островам Лингга, а «Хагуро» в 6 часов утра 14 мая под флагом командующего 5-й дивизией крейсеров вице-адмирала Хасимото Синтаро вновь двинулся к Андаманским островам.
Первые сутки рейса прошли скрытно, но утром 15 мая вице-адмирал Уокер выслал на поиск противника четыре «Эвенджера» 851-й эскадрильи, действовавших с британского эскортного авианосца «Эмперор», который входил в состав 61-го соединения. Самолёты несли по четыре 500-фунтовые бомбы, их пилоты должны были достичь точки в 6°20’ с.ш., 94°35’ в.д., а затем разойтись в стороны для поиска противника.
В 9:37 в точке 6°44’ с.ш., 97°03’ в.д. самолёт младшего лейтенанта Бамса обнаружил группу японских судов. Это были вспомогательное судно снабжения «Куросио-мару» №2 (бывшее 950-тонное десантное судно T.149) и морской охотник Ch-57, вывозившие в Пенанг войска с острова Нанкоури на Никобарах. В 9:50 Берн атаковал противника, но умудрился попасть под зенитный огонь и был сбит. Экипаж самолёта спасся на плоту, но в итоге попал в плен. При поиске лётчиков в море упал ещё один «Эвенджер», у которого кончилось топливо, а ещё один разбился при возвращении на авианосец.
После обнаружения противника с «Эмперора» были подняты ещё четыре «Эвенджера», в 10:50 по Цейлону они заметили группу «Хагуро» к северо-востоку от острова Сабанг (у северной оконечности Суматры) в точке 06°55’ с.ш., 96°50’ в.д. Самолёты продолжали следить за крейсером до 12:50, после чего вернулись на авианосец.
В 13 часов по Цейлону (13:30 по Токио) в точке с координатами 07°02’ с.ш., 97°02’в.д. с японских кораблей заметили британский бомбардировщик B-24 — один из шести патрульных «Либерейторов» 222-й группы Королевских ВВС, осуществлявших разведку над Андаманским морем. Этот самолёт следовал за противником около часа, был обстрелян зенитками крейсера, но безуспешно. Наконец, около 15 часов японское соединение атаковали три британских «Эвенджера» из 851-й эскадрильи с эскортного авианосца «Эмперор» из состава всё того же соединения адмирала Уокера. Пилоты доложили о предположительном попадании в крейсер одной 500-фунтовой бомбы и ещё одном близком разрыве. В действительности «Хагуро» попаданий не получил, зато два «Эвенджера» были повреждены осколками зенитных снарядов — один из этих самолётов также разбился при посадке на «Эмперор».
26-я эскадра эсминцев
Ещё в 13:30 командир «Хагуро» контр-адмирал Сугиура получил от командующего 10-м территориальным флотом в Сингапуре вице-адмирала Фукудомэ Сигэру сообщение, что японский самолет-разведчик заметил тяжёлый крейсер и два эсминца к югу от острова Сабанг. Корабли противника двигались на юго-восток со скоростью 16 узлов. Получив эту информацию, вице-адмирал Хасимото приказал изменить направление движения на север.
Вскоре после 15 часов на широте Большого Никобара в точке 7°10’ с.ш., 96°24’ в.д. группа «Хагуро» встретила отряд «Куросио-мару» №2, шедший в Пенанг.
После 17 часов на «Хагуро» было получено ещё несколько сообщений об обнаружении крейсеров и эсминцев противника, идущих в сторону Малаккского пролива. Вице-адмирал Хасимото понял, что движется в ловушку. Он приказал разворачиваться на обратный курс, увеличить ход до 28 узлов и двигаться к маяку Однофатомной банки, находящемуся в Малаккском проливе на широте Куала-Лумпура.
К этому времени тяжёлые корабли 61-го соединения адмирала Уокера всё ещё маневрировали к юго-западу от Сабанга. Ближе всего к японскому отряду оказалась 26-я флотилия эсминцев кэптена Пауэра. К 15 часам она находилась к северу от Сабанга и на юго-западе от японского отряда, на расстоянии 85 миль от него. Быстроходный линкор «Ришелье» и крейсер «Камберленд» также получили приказ атаковать японский отряд, но находились слишком далеко, чтобы успеть его перехватить.
Ночная атака
Получив сообщение о местоположении противника, Пауэр повернул в его сторону, тоже увеличив ход до 28 узлов. Возможно, «Хагуро» удалось бы уйти, однако около 17:30 ему пришлось снизить ход до 24 узлов, а затем до 22 узлов, потому что старый «Камикадзе» начал отставать. Вдобавок кэптен Пауэр справедливо предположил, что противник, поняв, что обнаружен, начнёт отход в Сингапур, — и двинулся не к нему, а на восток, чтобы перехватить японцев на отходе.
Погоня длилась десять часов. Разница в скорости дала о себе знать: в 22:40 японские корабли обнаружились на поисковом радаре британского эсминца «Венус» на расстоянии в 34 мили. 26-я эскадра развернулась в строй фронта и двинулась на север, на перехват противника. Кэптен Пауэр расставил пять своих кораблей максимально широко: расстояние между эсминцами составляла до четырёх миль, и у Хасимото не было шанса ускользнуть от этой сети.
В полночь дистанция до противника составляла уже 14 миль. Японцы двигались курсом 150°, «Хагуро» шёл впереди, «Камикадзе» сильно отстал. Чтобы наверняка перехватить врага, Пауэр развернул свои корабли полукругом, двигаясь на север-северо-восток, и сбавил ход до 12 узлов. Японские корабли оказались в фокусе этой дуги, всё ещё не зная о приближении британцев.
Лишь в 0:54 в точке 04° 49’ с.ш, 99°42’ в.д. наблюдатели с «Хагуро» обнаружили врага, опознав его силы как два крейсера и эсминец. Адмирал Хасимото приказал двигаться зигзагом, чтобы увернуться от возможной атаки, но сохранять прежний курс. Увидев японский манёвр, Пауэр приказал 26-й флотилии увеличить скорость. Лишь в 1:15, обнаружив справа на дистанции в 30 каб вражеский корабль (это был крайний в строю «Венус»), Хасимото приказал поворачивать на 45° влево, на восток-юго-восток, чтобы подставить противнику корму.
«Венус» из-за ошибки торпедиста не смог дать залп, однако манёвр «Хагуро» поставил крейсер бортом к «Сомарезу» и «Веруламу». В следующие 17 минут британские эсминцы со всех сторон ринулись на японские корабли, как коршуны на добычу, вразнобой пуская торпеды и стреляя из пушек. По их донесениям, пуски осуществлялись с дистанции от 1200 до 2500 ярдов (то есть от 6 до 12,5 каб); японцы считали, что противник атаковал с дистанции от 3000 до 6000 м. Две торпеды столкнулись, вызвав огромной силы взрыв.
«Хагуро» успел сделать два залпа из носовых орудий главного калибра, добившись двух попаданий в «Сомарез». Судя по всему, снаряды были бронебойными — один снёс антенну и верхушку трубы, другой насквозь прошёл через носовую часть эсминца, не разорвавшись. Кроме того, 127-мм снаряд попал в первое котельное отделение, перебил паропровод и застрял внутри котла, тоже не разорвавшись. Пятеро кочегаров были ошпарены, двое из них смертельно. Флагман Пауэра накренился на правый борт и на время потерял ход.
Однако почти сразу же, в 1:20, в носовую часть «Хагуро» возле башни №1 угодила торпеда. Она попала в район передней генераторной установки, от взрыва вспыхнули бочки с авиабензином, закреплённые на палубе вокруг носовых башен. Через пробоину вода затопила передние погреба, корабль потерял ход и быстро получил крен в 15° на левый борт. Командир корабля контр-адмирал Сугиура приказал выбрасывать за борт оставшиеся бочки с бензином.
В 1:35 в левый борт крейсера возле башни №3 попала ещё одна торпеда. Она взорвалась в районе первого машинного отделения левого борта, которое быстро заполнилось водой. Крен корабля достиг 35°, так что универсальные орудия этого борта не могли стрелять. Одновременно в переднюю надстройку попало несколько 120-мм снарядов, выведших из строя всё командование крейсера: вице-адмирал Хасимото, штурман капитан 2-го ранга Ота Казумичи и несколько штабных офицеров погибли, старший офицер капитан 1-го ранга Оно Итару был ранен. Из-за сбоя в электросистеме орудия главного калибра потеряли возможность стрелять, огонь продолжили только 127-мм зенитки и 25-мм автоматы правого борта. Крейсер потерял ход.
Для выпрямления крена старший офицер Оно Итару приказал затопить машинные отделения правого борта. Он также распорядился спасти портрет императора, хранившийся в нижней радиорубке, которая уже была затоплена. Однако около 1:45 в крейсер попали ещё одна или две торпеды, корабль начал оседать носом и в 2:32 затонул носом вперёд на глубине 67 м в 45 милях к юго-западу от Пенанга, примерно в точке с координатами 05°00’ с.ш., 99°30’ в.д.
На крейсере погиб 751 человек, включая обоих адмиралов (Сугиуру последний раз видели уже в воде). «Камикадзе» получил три попадания 120-мм снарядами, на нём погибло 27 человек, и было ранено 14. Эсминец ушёл в Пенанг.
После боя
На следующее утро к месту боя из Пенанга были высланы три гидросамолёта E13A1. Они сообщили, что видят в воде около двухсот моряков и сбросили им спасательные плоты и припасы. «Камикадзе», несмотря на полученные ночью повреждения, вышел в море и поднял из воды 320 человек, однако шестеро из них позднее скончались. Эсминец доставил спасённых в Сингапур.
В свою очередь, 26-я эскадра эсминцев развернулась на запад, чтобы присоединиться к основным силам 61-го соединения. Днём и вечером 16 мая её несколько раз атаковали японские самолёты. Уже в конце дня, когда «Вираго» заправлялся топливом с авианосца «Хантер», одиночному истребителю-бомбардировщику удалось добиться близкого разрыва рядом с бортом эсминца. Осколками было убито четыре моряка, а ещё восемь получили тяжёлые ранения.
17 мая эсминцы присоединились к основным силам Уокера, которые оставались в море в районе 3° с.ш., 90° в.д. ещё два дня и вернулись в Тринкомали 21 мая. С 16 мая к востоку от Андаманских островов был установлен дозор в виде лёгкого крейсера «Феб», задачей которого было препятствовать эвакуации войск с Андаман лёгкими судами в Тенассерим.
Повреждённый эсминец «Сомарез» был отправлен для ремонта на другую сторону Индийского океана — в Дурбан, а затем на военную базу Саймонстаун в пригороде Кейптауна. Корабль вернулся в строй лишь в сентябре 1945 года, уже после окончания войны.
Литература:
- С.В. Сулига. Японские тяжелые крейсера. Том 2. М.: 1997
- David Thomas. Hunting the Haguro. Marshall Cavendish Ltd., 1976
- Dennis Calnan, CDR RN. «The Saumarez and the Haguro» // United States Naval Institute Proceedings, October 1968
- Ajay Saini, «Japanese Occupation of Nicobar Islands: Slavery, Espionage and Executions» // Article in Economic and political weekly, June 2018
- Kevin V. Denlay, «Operation Dukedome» // Flag, Nov. 2010 (№52)
- A History of HMS «Khedive» http://www.royalnavyresearcharchive.org.uk/ESCORT/KHEDIVE.htm#.X1p8pNUzbGi
- Bob Hackett and Sander Kingsepp. «IJN HAGURO: Tabular Record of Movement» http://www.combinedfleet.com/haguro_t.htm
- Bob Hackett and Sander Kingsepp. «IJN ASHIGARA: Tabular Record of Movement» http://www.combinedfleet.com/ashigara_t.htm
- Allyn D. Nevitt. «IJN Kamikaze: Tabular Record of Movement» http://www.combinedfleet.com/kamika_t.htm
- Admiralty War Diaries of World War 2. Eastern Fleet — January to October 1945. Transcribed by Don Kindell https://www.naval-history.net/xDKWD-EF1945.htm
Комментарии к данной статье отключены.