В начале Второй мировой войны на Тихом океане японское Ударное авианосное соединение «Кидо Бутай» казалось непобедимым. На его счету было немало успешных операций — удар по Пёрл-Харбору, бомбардировки австралийского порта Дарвин, рейд в Индийский океан. Однако после битвы за Мидуэй ситуация изменилась, а бои за Марианские острова летом 1944 года показали, что японские авианосцы стали лишь тенью своей былой мощи. В октябре того же года Мобильный флот вице-адмирала Одзавы отправился в свой последний боевой поход.
Операция «Победа»
В октябре 1944 года японские ВМС были вынуждены вступить в генеральное сражение с американским Тихоокеанским флотом (поддержанным небольшой австралийской эскадрой) у берегов Филиппин. Некогда долгожданный «Кантай Кэссэн», к которому японские военные моряки готовились со времён Цусимы, планировался в крайне неблагоприятных условиях. Количественное и качественное превосходство американских военно-морских сил убедительно доказала «охота на индеек» у Марианских островов в июне 1944 года, когда японский флот потерпел жестокое поражение, лишившись ценных кораблей, множества самолётов и лётчиков. Дополнительным ударом по японской палубной авиации стало принятое в начале октября 1944 года решение использовать её самолёты с береговых аэродромов Тайваня и Филиппин. Всё это привело Мобильный флот вице-адмирала Дзисабуро Одзавы в неудовлетворительное состояние как по корабельному составу, так и по численности авиагрупп. Обстоятельства вынудили японский морской генштаб, разрабатывавший план морского сражения за Филиппины под условным названием «Победа» (Sho-Go), впервые с начала войны сделать ставку на линейные корабли, включая суперлинкоры типа «Yamato».
Замысел операции «Победа» получился не только масштабным, но и экстравагантным. Главную роль в нём должно было сыграть мощное соединение линкоров и тяжёлых крейсеров под командованием вице-адмирала Такео Куриты, действовавшее в центральной части Филиппинского архипелага. Именно в состав Центрального соединения вошли суперлинкоры «Yamato» и «Musashi». На юге действовали два гораздо более слабых соединения вице-адмиралов Сёдзи Нисимуры и Киёхиде Симы, которые должны были либо отвлечь внимание американцев, либо действовать совместно с Куритой в зависимости от хода событий. Ядром этих сил стали старые тихоходные линкоры «Fuso» и «Yamashiro».
После войны вице-адмирал Одзава говорил, что изначально планировал использовать свои авианосцы совместно с линкорами Куриты, однако критическая нехватка самолётов и подготовленных лётчиков заставила японских стратегов задействовать Мобильный флот, в состав которого входили все боеспособные авианосцы, как отдельное соединение в северной части Филиппинского архипелага. Соединение должно было сыграть роль своеобразной приманки для господствовавшей в воздухе американской авиации, прокладывая путь японским линкорам. Впрочем, в случае удачного развития событий Одзава мог подключиться и к разгрому американского десанта.
Мобильный флот (действовавший у Филиппин как Северное соединение) представлял собой весьма пёструю и слабую группировку кораблей, наглядно демонстрировавшую деградацию авианосных сил японского флота к осени 1944 года:
- тяжёлый авианосец «Zuikaku» (единственный уцелевший ветеран Пёрл-Харбора);
- лёгкие авианосцы «Zuiho», «Chitose» и «Chiyoda»;
- тихоходные «авианесущие» линкоры «Ise» и «Hyuga» (примечательно, что без авиагрупп);
- лёгкие крейсера «Oyodo», «Tama», «Isuzu» (трёх разных типов);
- 8 эсминцев (4 мощных эсминца ПВО типа «Akizuki» и 4 довольно слабых корабля типа «Matsu»).
По данным офицеров штаба Одзавы, в распоряжении командующего находились 52 истребителя, 28 истребителей-бомбардировщиков, 25 торпедоносцев, 7 пикирующих бомбардировщиков и 6 гидросамолётов. Почти половина всех палубных самолётов соединения базировалась на флагманском «Zuikaku».
На авиабазах Филиппин находилось около 600 самолётов армейской и морской базовой авиации, но их боеспособность была весьма низкой. Об этом убедительно говорит тот факт, что главной ударной силой командующий 1-м воздушным флотом ВМС вице-адмирал Такедзиро Ониси считал группу из 24 пилотов-смертников под командованием лейтенанта Юкио Сэки. Кроме того, действия армейской и флотской авиации никак не координировались, и даже элементарное взаимодействие между ними налажено не было. Например, вице-адмирал Курита после войны рассказывал, что вообще не знал о наличии армейских самолётов в зоне действий его соединения.
С американской стороны роль главной ударной силы, обеспечивавшей успех морского десанта на Филиппинах, играл 3-й флот адмирала Уильями Хэлси, построенный вокруг Быстроходного авианосного соединения (Оперативное соединение 38) вице-адмирала Марка Митшера. В распоряжении Хэлси имелись 8 тяжёлых и 8 лёгких авианосцев, 6 быстроходных линкоров, 6 тяжёлых и 9 лёгких крейсеров, 58 эсминцев. Флот делился на четыре относительно автономных оперативных группы авианосцев, каждая из которых была сильнее всей группы Одзавы вместе взятой:
- TG 38.1 (вице-адмирал Джон Маккейн): 3 тяжёлых и 2 лёгких авианосца с эскортом из крейсеров и эсминцев; 173 истребителя, 95 пикирующих бомбардировщиков, 72 торпедоносца;
- TG 38.2 (контр-адмирал Гарольд Боган): 1 тяжёлый и 2 лёгких авианосца с эскортом из линкоров, крейсеров и эсминцев; 84 истребителя, 28 пикирующих бомбардировщиков, 36 торпедоносцев;
- TG 38.3 (контр-адмирал Фредерик Шерман): 2 тяжёлых и 2 лёгких авианосца с эскортом из линкоров, крейсеров и эсминцев; 143 истребителя, 55 пикирующих бомбардировщиков, 55 торпедоносцев;
- TG 38.4 (контр-адмирал Ральф Дэвисон): 2 тяжёлых и 2 лёгких авианосца с эскортом из крейсеров и эсминцев; 123 истребителя, 65 пикирующих бомбардировщиков, 53 торпедоносца.
Всего: 523 истребителя, 243 пикирующих бомбардировщика, 216 торпедоносцев.
Примечательно, что главнокомандующий адмирал Честер Нимиц поставил перед Хэлси такую задачу: «В случае если возникнут или будут созданы обстоятельства для уничтожения главных сил неприятельского флота, их уничтожение становится основной задачей». Прямых указаний о том, что представляют собой «главные силы» противника, Хэлси не получил, что оставляло место для интерпретации приказа и сыграло заметную роль в дальнейших событиях.
В южной части Филиппин находился 7-й флот США (вице-адмирал Томас Кинкейд), в задачи которого входило непосредственное обеспечение армейской операции на острове Лейте. Действия двух американских флотов практически никак не координировались, и это сыграло против американцев в развернувшемся морском сражении. С другой стороны, взаимодействие четырёх японских соединений также почти не было налажено, и каждый адмирал действовал самостоятельно. С флотской и армейской базовой авиацией японские моряки также никак не взаимодействовали.
24 октября: угроза с севера
Японское морское командование верно предугадало действия противника, хотя быстрым развёртывание сил Объединенного флота назвать трудно. В день высадки полномасштабного американского десанта на острове Лейте, 20 октября, начался боевой поход Мобильного флота с баз в Японии. В отличие от соединений Куриты и Нисимуры, базировавшихся в Брунее и начавших развёртывание 22 октября, путь соединения Одзавы к Филиппинам оказался спокойным и безопасным — с американскими подлодками и самолётами японские моряки не столкнулись.
Ранним утром 24 октября авианосцы 3-го флота США начали обмен воздушными ударами с японской базовой авиацией в районе Манилы. Около 9:40 над оперативной группой 38.3 появился одиночный пикирующий бомбардировщик D4Y, всадивший бомбу в палубу лёгкого авианосца «Princeton» (вероятно, вскоре после удара японский самолёт был сбит истребительным патрулём). Попадание оказалось очень удачным — бомба пробила палубу и взорвалась в ангаре, начался сильный пожар. Американские моряки упорно боролись с возгоранием, но около 15:20 огонь добрался до авиационных боеприпасов. Взрыв оказался такой силы, что на находившемся у борта авианосца лёгком крейсере «Birmingham» погибло 230 человек. Несмотря на это, «Princeton» тонул долго, и лишь в 17:50 был добит торпедами кораблей сопровождения. На авианосце погибло 108 человек.
В 8:10 американские воздушные разведчики обнаружили японское Центральное соединение, а в 9:05 — Южное соединение вице-адмирала Нисимуры. На юге воздушная атака была скоротечной и малоэффективной, в её ходе был легко повреждён линкор «Fuso». Соединение Куриты подвергалось массированным ударам на протяжении большей части светового дня — итогом этого стала гибель суперлинкора «Musashi» (1023 погибших моряка). Другие корабли Центрального соединения пострадали незначительно, хотя американские лётчики оптимистично сообщали, что противник разбит и отступает. Подходившее с севера соединение Одзавы оставалось незамеченным и даже смогло нанести первый удар.
В 11:15 японский воздушный разведчик обнаружил корабли оперативной группы 38.3 контр-адмирала Фредерика Шермана (тяжёлые авианосцы «Essex» и «Lexington», лёгкий авианосец «Langley»). Около полудня Одзава поднял с трёх своих авианосцев 40 истребителей, 28 истребителей-бомбардировщиков, 6 торпедоносцев и 2 дополнительных разведывательных самолёта. Примечательно, что пилоты изначально получили приказ не возвращаться на корабли, а садиться на береговых базах острова Лусон. Атака оказалась полностью неудачной, самолёты были перехвачены американским истребительным патрулём и не добрались до цели. От 30 до 40 уцелевших машин перелетели на Лусон, три самолёта всё же вернулись на свои авианосцы. В распоряжении Одзавы оставались 19 истребителей, 5 истребителей-бомбардировщиков, 4 торпедоносца и один пикирующий бомбардировщик.
После нескольких часов поисков в 16:40 американская воздушная разведка обнаружила японские корабли в 190 милях (306 км) к северо-востоку. Мобильный флот шёл, разделившись на две группы кораблей — в авангарде следовали линкоры «Ise» и «Hyuga» в сопровождении четырёх эсминцев, в значительном удалении за ними находились авианосцы под прикрытием оставшихся эсминцев и лёгких крейсеров. Возможности Северного соединения американские разведчики завысили — они насчитали в его составе «два тяжёлых авианосца типа «Shokaku» и один лёгкий авианосец», а также «четыре линкора или тяжёлых крейсера, пять крейсеров». Эта информация давала основания считать, что именно в северной части Филиппин японцы сконцентрировали свои главные силы. С учётом наступления темноты ни на дополнительную разведку, ни на атаки времени у американцев уже не оставалось.
В 20:10 Одзава получил информацию о действиях Центрального соединения Куриты, исходя из которой сделал вывод, что бой продолжается, и операция развивается по плану. В ночь с 24 на 25 октября командующий Мобильным флотом не пытался отступить и упорно держался к северу от 3-го флота США, дожидаясь рассвета. Авангардный отряд линкоров действовал самостоятельно — предположительно, для того, чтобы попытаться навязать американцам ночной артиллерийский бой. По японским данным, «Ise» и «Hyuga» поздним вечером сблизились с передовыми американскими кораблями на 50 км. В свою очередь, они были обнаружены американскими ночными самолётами-разведчиками. Так или иначе, боевой контакт не состоялся, и ранним утром 25 октября все корабли Мобильного флота образовали единый строй.
Хэлси вечером 24 октября терзался сомнениями. В 17:49 воздушная разведка сообщила, что Центральное соединение японцев отступает и якобы небоеспособно. После долгих размышлений командующий 3-м флотом решил всеми силами обрушиться на главные силы противника, которыми он считал Северное соединение. Центральная часть Филиппинского архипелага в таком случае оставалась беззащитной, но Хэлси был уверен, что её контролирует 7-й флот. В свою очередь, адмирал Кинкейд на основании полученных им расплывчатых радиосообщений полагал, что это зона ответственности Хэлси. К полуночи 25 октября весь 3-й флот шёл на север, в то время как главные силы 7-го флота сконцентрировались в проливе Суригао для боя с японскими южными соединениями (это столкновение завершилось безоговорочной победой союзников).
Вечером и ночью 24 октября командующий 3-м флотом попытался сформировать импровизированную сводную группу быстроходных артиллерийских кораблей, собранных из эскорта авианосных соединений: 6 линкоров, 2 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров, 18 эсминцев. Теоретически это оперативное соединение, получившее номер 34 (вице-адмирал Уиллис Ли), могло бы защищать центральную часть Филиппин, но Хэлси упорно вёл его с собой на север. Он считал свои мощные артиллерийские корабли необходимыми для боя с японскими линкорами (число которых разведчики первоначально завысили). При этом ошибки в коммуникации привели к тому, что и штаб 7-го флота, и главнокомандование Тихоокеанского флота пребывали в уверенности, будто соединение 34 остаётся в центральной части Филиппин.
25 октября: бой или избиение
На рассвете 25 октября американцы подняли разведывательные самолёты, которые в 7:10 обнаружили японский Мобильный флот у мыса Энганьо (в 135 милях (217 км) к северо-востоку). Теперь лётчики смогли спокойно рассмотреть противника и сообщили штабу 3-го флота точное состояние его сил: тяжёлый и три лёгких авианосца, два линкора с полётными палубами и мелкие корабли. К тому времени японские корабли построились в плотный кольцеобразный строй ПВО, включавший в себя линкоры и эсминцы типа «Akizuki», вооружённые батареей из восьми новейших 100-мм универсальных орудий и оснащённые радарами обнаружения воздушных целей. К несчастью для адмирала Одзавы, сил в его распоряжении имелось критически мало.
Полтора десятка японских истребителей, разумеется, не могли остановить начавшуюся в 8:30 американскую атаку — с учётом неравенства сил бой быстро превратился в избиение. Достоверной информации о потерях американской авиации в этом сражении практически нет — безоговорочно считается, что погибли лишь около десяти самолётов. В любом случае, матросы и офицеры Мобильного флота продемонстрировали впечатляющую стойкость, до самого конца играя горькую роль приманки и уводя противника на север. Достаточно сказать, что всего на протяжении светового дня американские самолёты совершили 527 вылетов в пяти ударных волнах против практически беззащитного противника. Бой шёл при абсолютном и подавляющем превосходстве американцев — однако его итоги оказались несколько противоречивыми.
В первые же минуты сражения, около 8:35, флагманский тяжёлый авианосец «Zuikaku» получил попадания трёх бомб в полётную палубу, вызвавших пожар в ангаре. Попадание торпеды в 8:37 уничтожило электрогенератор и вызвало нарастающий крен на левый борт, из-за чего в 11:00 адмирала Одзава перенёс флаг на лёгкий крейсер «Oyodo». Около 13:10 сохранявший ход «Zuikaku» подвергся массированному удару (третья волна) и получил попадания шести торпед, из-за чего потерял ход и стал набирать воду. На прославленном авианосце состоялась одна из самых впечатляющий церемоний в истории японского флота, которую американский историк Энтони Тулли описывает следующим образом:
«13:27. Вся команда построена на полётной палубе, крен на левый борт достиг 21 градуса. Командир корабля контр-адмирал Такео Коидзука с мостика обращается к команде, стоящей на накренившейся палубе, и заявляет, что разделит судьбу авианосца. Команда салютует церемониальному спуску военно-морского флага, трубач играет государственный гимн «Кими га ё». В 13:58 при крене 23 градуса отдана команда покинуть корабль».
Между 14:14 и 14:22 «Zuikaku» перевернулся через левый борт и затонул. На нём погибли 843 человека, включая добровольно оставшегося на своём корабле командира. Удача изменила «Счастливому журавлю» (так переводится название авианосца), не раз выходившему целым из самых тяжёлых боёв. «Zuikaku» погиб последним из шести авианосцев, атаковавших Пёрл-Харбор, его потопление стало для американцев символом окончательного возмездия за «день позора».
Из лёгких авианосцев первым погиб «Chitose». Уже около 8:35 он получил попадания трёх торпед в левый борт, вызвавших стремительное затопление и опасный крен. В 9:37 корабль перевернулся и затонул — эвакуация экипажа не начиналась, и потери оказались очень большими (904 человека, включая командира). «Zuiho» получил попадание одной бомбы в первой волне (лёгкие повреждения), без повреждений пережил вторую волну, но в третьей волне между 13:00 и 13:30 получил два торпедных и несколько бомбовых попаданий. В 15 часов четвёртая волна добилась нескольких близких разрывов бомб у борта тонущего корабля, после чего началась эвакуация экипажа. В 15:26 «Zuiho» затонул, на нём погибли 215 человек.
Помимо двух лёгких авианосцев, под удар первой волны попал эсминец «Akizuki», сопровождавший «Zuiho». Между 8:45 и 8:50 корабль взорвался и через несколько минут стремительно затонул (183 погибших). По наиболее распространённой версии, причиной гибели стала детонация торпед, вызванная попаданием авиабомбы. Лёгкий крейсер «Oyodo» пострадал от попадания авиабомбы, но ущерб оказался незначительным — корабль сохранил боеспособность и позднее даже играл роль флагмана отступающего соединения. Лёгкому крейсеру «Tama», получившему попадание авиаторпеды, пришлось покинуть строй и уходить на север самостоятельно.
Трагичной оказалась судьба лёгкого авианосца «Chiyoda», систершипа «Chitose». В 10:00 он был тяжело повреждён бомбой и потерял ход, после чего его попытался взять на буксир линкор «Hyuga». Осуществить задуманное не удалось, и к 14 часам попытки буксирования прекратились. С «подранком» остались лёгкий крейсер «Isuzu» и эсминец «Maki», но вскоре и они удалились. Американские самолёты долгое время практически игнорировали «Chiyoda», однако по не вполне понятным причинам эскорт не снял команду с авианосца и не добил его торпедами.
В итоге обездвиженный корабль в 16:24 попал под обстрел американского авангарда — оперативной группы 38.3.3. контр-адмирала Лоуренса Дюбуа (2 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 10 эсминцев). В 16:55 повреждённый артогнём «Chiyoda» затонул со всей командой (970 человек). Около 19 часов пытавшийся разыскать выживших эсминец «Hatsuzuki» (на его борту уже находились моряки с «Zuikaku» и «Zuiho») также попал под огонь группы Дюбуа и к 19:18 затонул практически со всей командой и спасёнными. Точное число жертв установить невозможно, так как помимо штатного экипажа (около 300 человек), погибли матросы и офицеры с затонувших авианосцев. В живых на эсминце остались 8 членов экипажа и 17 моряков с «Zuikaku», которые три недели добирались в шлюпке до Тайваня и чудом уцелели.
Неожиданно крепким орешком для американских лётчиков оказались старые «авианесущие» линкоры «Ise» и «Hyuga». По итогам атак на них в официальных документах 3-го флота заявлялось, что «сложно уничтожить одними воздушными ударами свободно маневрирующее соединение тяжёлых кораблей». Артиллеристы и зенитчики линкоров с впечатляющим мастерством на протяжении всего светового дня отбивали воздушные удары — корабли не получили никаких заметных повреждений и уклонились от множества бомб и торпед. В частности, «Ise» около 17:30 отбился от сконцентрированной непосредственно на нём атаки восьми десятков самолётов (пятая волна), получив лишь одно прямое попадание бомбы и много ближних разрывов. Вечером корабли-ветераны столь же успешно избежали атаки «волчьей стаи» из трёх американских субмарин.
Отступление японцев
С учётом разницы в силах преследование отступающего Мобильного флота трудно назвать большой удачей американцев. Как уже говорилось выше, корабли 3-го флота смогли добить обездвиженный лёгкий авианосец «Chiyoda» и потопить эсминец «Hatsuzuki», подбиравший из воды японских моряков. Повреждённый в первой утренней атаке лёгкий крейсер «Tama» без эскорта следовал на Окинаву, когда в 21:05 получил попадания двух торпед с подлодки USS-368 «Jallao» (лейтенант-коммандер Джозеф Эйзенхауэр). Старый корабль переломился надвое и стремительно затонул со всей командой (около 440 человек). Уцелевшие корабли Мобильного флота утром 27 октября прибыли на остров Амами-Осима в южной части архипелага Рюкю.
Несколько сумбурный для американцев ход боя отчасти объяснялся тем, что с 7:25 утра Хэлси получал тревожные сообщения от штаба 7-го флота, группа эскортных авианосцев которого была атакована «отступившим» японским Центральным соединением у острова Самар. Командующий 3-м флотом в 8:48 перенацелил оперативную группу 38.1 на нового противника (впрочем, ко времени начала ударов японцы уже отступали, и серьёзного урона им нанести не удалось). В 11:15 приказ следовать на юг получила оперативная группа 38.2. Также в 16:21 Хэлси выделил из состава флота импровизированное соединение (оперативная группа 34.5), состоявшее из быстроходных артиллерийских кораблей, не нуждавшихся в дозаправке, — линкоров «New Jersey» и «Iowa», 3 лёгких крейсеров и 9 эсминцев. Медленное развёртывание соединения объяснялось тем, что эсминцы должны были принять топливо с танкеров, на что потребовалось почти три часа.
Бросок оперативной группы 34.5 на юг (американские моряки иронично назвали его «бычьими бегами», обыгрывая прозвище адмирала Хэлси — Бык) завершился практически безрезультатно. Догнать отступавшее японское Центральное соединение американцы так и не смогли, разминувшись с ним на несколько часов. Единственным успехом стало уничтожение американскими эсминцами в 01:46 26 октября отставшего японского эсминца «Nowaki», который погиб со всей командой и спасёнными с тяжёлого крейсера «Chikuma» (штатный экипаж — около 240 человек). Удары палубной авиации по отступавшим японским кораблям Центрального соединения утром 26 октября привели к гибели в 11:13 лёгкого крейсера «Noshiro» (397 погибших). Другие корабли группы Куриты в финальных атаках практически не пострадали.
Итоги боя у мыса Энганьо оставляют несколько противоречивые впечатления. С одной стороны, победа американцев бесспорна — после 25 октября 1944 года японские авианосцы перестали существовать как серьёзная сила. С другой стороны, действия 3-го флота США в сражении трудно назвать безоговорочно успешными, а его командующий Хэлси незамедлительно оказался под огнём критики, не утихающей по сей день. Строка из радиосообщения штаба адмирала Нимица «Где оперативное соединение 34, мир удивляется?» стала едва ли не крылатой. Парадоксально, но обстоятельства последнего боя японских авианосцев сложились так, что, погибнув и потеряв свои корабли, матросы и офицеры адмирала Одзавы выполнили поставленную перед ними задачу.
Источники и литература:
- http://www.combinedfleet.com
- https://www.history.navy.mil (официальный сайт исторического центра ВМС США)
- http://www.navsource.org
- Battle Experience: Battle for Leyte Gulf 23-27 October 1944 http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/rep/Leyte/BatExp/index.html
- Battle for Leyte Gulf. 23rd-26th October 1944 http://www.navy.gov.au/sites/default/files/documents/Battle_Summary_No_40.pdf
- Далл С. Боевой путь Императорского японского флота http://militera.lib.ru/h/dull/index.html
- Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. – М: АСТ, 1999
Комментарии к данной статье отключены.