В марте 1921 года буксир USS Contestoga вместе с гружёной углём баржей отправился из Калифорнии на юг Тихого океана, к островам Американского Самоа — и больше его никто не видел. По пути он должен был зайти на базу ВМС США на Гавайских островах, но так туда и не добрался. На поиски буксира отправились несколько кораблей, включая подводную лодку R-14, базировавшуюся в Пёрл-Харборе. Экспедиция не увенчалась успехом. Более того — субмарине самой потребовалась помощь: у неё закончилось топливо, когда она находилась в 190 км к юго-востоку от места базирования. Вскоре после этого лодка вдобавок потеряла и радиосвязь. Заряда батареи электродвигателей было недостаточно, чтобы добраться до Пёрл-Харбора, а запасов продуктов для 29 человек экипажа хватило бы максимум на пять дней. К счастью, инженер Рой Трент Галлемор не растерялся и предложил соорудить парус, чтобы на нём дойти до ближайшего порта.
Сначала из металлических труб от коек он изготовил каркас, на который натянул сшитые вместе восемь гамаков, и установил эту самодельную фок-мачту на надстройке субмарины. Конструкция дала скорость хода примерно в 1 узел, и Галлемор понял, что он на верном пути. На парус для грот-мачты, в которую превратилась радиомачта лодки, подводники пустили шесть одеял и получили ещё 0,5 узла. Последним штрихом стала бизань-мачта опять-таки из разобранных коек с парусом из восьми одеял, который также дал 0,5 узла. Под парусами путь занял 64 часа, и утром 15 мая R-14 наконец вошла в гавань гавайского острова Хило. Командир лодки Александр Дин Дуглас получил от командования грамоту за новаторское использование 14 одеял и 8 гамаков.
Пропавший буксир USS Contestoga был обнаружен только в 2009 году недалеко от Фараллоновых островов у побережья Калифорнии.
Паруса на самодельных грот- и бизань-мачтах подводной лодки (commons.wikimedia.org). На заглавной фотографии — R-14 в сухом доке в 1939 году (navsource.org)
Комментарии к данной статье отключены.