Начало 1942 года принято именовать вторым «золотым временем» немецких субмарин: в этот период подводной войны они резко повысили свою результативность за счёт нападения на торговое судоходство у побережья Америки. Произошло это из-за неготовности американского флота к борьбе с подводными лодками. В результате на судоходных маршрутах между Нью-Йорком и Флоридой шло настоящее избиение торговых судов — за один поход в тот район Атлантики субмарина могла отправить на дно до десяти танкеров и сухогрузов. Немецкие подводники даже соревновались между собой в количестве потопленных судов. В качестве примера можно привести соперничество между двумя подводными асами Йоханом Мором и Рейнхардом Хардегеном, которые превратили свои доклады об успехах в настоящий поэтический турнир.
«Удар в литавры»
После того, как Германия объявила войну США, перед подводными силами кригсмарине открылись заманчивые перспективы. Штаб их командующего Карла Дёница разработал план операции «Паукеншлаг», предусматривавший нападение немецких подводных лодок на судоходство у восточного побережья Америки. Дёниц делал ставку на внезапность, и потому название операции — «удар в литавры» в переводе с немецкого — выглядит вполне логичным. Атаковать суда предстояло двум группам лодок IX и VII серий. «Семёрки» играли вспомогательную роль: они должны были наносить отвлекающий удар у побережья Канады в районе острова Ньюфаундленд и полуострова Новая Шотландия. На «девятки» же возлагалась роль главных «литавристов», играющих свою партию у американского побережья.
По расчётам Дёница, лодкам типов IXB и IXC должно было хватить топлива для похода до операционной зоны, для действий в ней и для возвращения на базу. Первые имели меньший запас горючего, и потому им выделялся для патрулирования участок побережья между Нью-Йорком и мысом Гаттерас. Вторые должны были действовать южнее, в районе между Гаттерасом и Флоридой. Проблема заключалась лишь в количестве субмарин, которые Дёниц смог выделить для «Паукеншлага»: ему удалось наскрести только пять «девяток». В конце декабря 1941 года они вышли из Франции к Америке.
Результат операции полностью оправдал надежды Дёница. В январе-феврале 1942 года лодки IX серии потопили у берегов США свыше двух десятков судов общим тоннажем более 150 000 брт. Лучшим «литавристом» стал командир U 123 Рейнхард Хардеген, который отправил на дно восемь судов на 49 421 брт. Сложившаяся обстановка сулила немецкому подплаву стратегический успех. Неудивительно, что его командующий старался посылать в американские воды как можно больше субмарин, чтобы успеть снять «сливки», пока вражеская противолодочная оборона находилась в зачаточном состоянии.
В конце февраля — начале марта 1942 года Дёниц отправил к восточному побережью США очередную «волну» подлодок. Среди них были U 123 Хардегена и U 124 Йохана Мора. Офицеры хорошо знали друг друга по прошлой службе на U 124, которой в то время командовал их наставник — подводный ас Вильгельм Шульц. Мор и Хардеген были не только приятелями, но и соперниками, состязавшимися в достигнутых успехах. Правда, в их случае дух соперничества проявлялся не только в потопленном тоннаже.
Мавр сделал своё дело, мавр может уходить
Вечером 21 февраля 1942 года U 124 Йохана Мора покинула Лориан. Как и другие подлодки, она шла по «дуге большого круга» — пути, по которому «серые волки» добирались из Франции к североамериканскому континенту. 12 марта, когда U 124 прошла почти 2500 миль (примерно 4600 км) и находилась на завершающем отрезке пути, Мор принял радиограмму от Дёница, гласившую, что ему надлежит действовать у мыса Гаттерас и в районах к югу от него. Вскоре Мор встретил свою первую жертву в этом походе: 14 марта севернее Бермудских островов U 124 атаковала и потопила крупный британский танкер «Бритиш Ресурс» (7209 брт). Его гибель стала началом десятидневного побоища, которое Мор устроил у американского побережья.
Следующей жертвой U 124 стал бананавоз «Сейба» (1698 брт), потопленный 17 марта к северо-востоку от Гаттераса. Перед полуночью лодка добилась ещё одного успеха, торпедировав американский танкер «Акме» на 6878 брт. Правда, хотя Мор и посчитал его потопленным, судно было только повреждено. На следующий день U 124 продолжила расправу с судоходством, потопив греческое судно на 5000 брт неподалёку от торпедированного «Акме». Спустя несколько часов жертвой торпед «девятки» стал уже крупный американский танкер «И.М. Кларк» (9647 брт) с грузом мазута. Чтобы пустить его на дно, субмарине потребовалось всего две торпеды.
Разворошив «осиное гнездо» у Гаттераса, Мор решил отойти южнее, к мысу Лукаут, где он продолжил успешную охоту на суда. Утром 19 марта U 124 потопила один за другим два американских танкера «Пэйпус» (5939 брт) и «В.И. Хаттон» (7076 брт). Потратив на них последние торпеды из боезапаса внутри лодки, ночью 20 марта немцы загрузили в торпедные отсеки четыре «угря» из палубных контейнеров. Мор ушёл на юг, к побережью Южной Каролины, чтобы искать добычу у Чарльстона. Судьба благоволила подводнику: по пути он встретил лакомую цель.
Рано утром 21 марта U 124 обнаружила американский танкер «Эссо Нэшвиль» (7934 брт). Мор решил не жалеть на него «угрей» и атаковал цель двухторпедным залпом. К сожалению для немцев, одна из торпед оказалась неисправной. Зато вторая всё-таки поразила судно и перебила ему «хребет». Мор, видя, что танкер начал разламываться, посчитал его «покойником» и ушёл с места атаки. Однако «Эссо Нэшвиль» дрейфовал ещё несколько часов и только затем переломился пополам. Носовая часть судна затонула, но корма осталась на плаву и была спасена буксиром, оттянувшим её в порт. После ремонта танкер вернулся в строй с новым носом.
Следующей жертвой Мора в тот же день стал огромный американский танкер «Атлантик Сан» (11 355 брт). Немцы заметили его спустя три часа после атаки «Эссо Нэшвиль». Гигант шёл на высокой скорости — даже после часового преследования «девятке» не удалось его обогнать. Танкер не менял курса и стабильно держал 15 узлов, поэтому Мор решил стрелять на удачу с большого расстояния. Пройдя около 4000 м, торпеда поразила цель спустя 3 минуты и 21 секунду. Правда, взрыв «угря» не нанёс «Атлантик Сан» серьёзных повреждений. Вскоре он скрылся из виду и самостоятельно добрался до Нью-Йорка.
Не найдя у Чарльстона целей, Мор решил вернуться к мысу Лукаут, где он успешно потратил последние торпеды. Утром 23 марта U 124 обнаружила американский танкер «Наэко» (5373 брт), груженый керосином и мазутом. Первый торпедный залп оказался неудачным, но второй «угорь» превратил судно в огненный шар. Танкер переломился пополам. Его носовая часть затонула, а корму, ввиду невозможности её буксировки, позже потопили снаряды американского эсминца. На U 124 кончились торпеды, и Мор начал возвращение на базу. В Лориан он прибыл 10 апреля 1942 года.
Второй выход «литавриста»
2 марта 1942 года вслед за лодкой Мора в море вышел Хардеген. Участие в «Паукеншлаге» уже принесло командиру U 123 Рыцарский крест, и он надеялся, что второй поход к берегам Америки станет не менее удачным. Предчувствие не обмануло Хардегена: он действительно добился впечатляющего результата. Его действия у берегов США в марте-апреле 1942 года хорошо освещены в исторической литературе, поэтому ограничимся их кратким описанием.
Счёт потопленным судам в том походе U 123 открыла 22 марта. Находясь северо-восточнее Бермудских островов, лодка обнаружила и потопила американский танкер «Маскоги» (7034 брт). Любопытно, что сделанная немцами фотография членов экипажа этого судна на спасательном плоту послужила прообразом для памятника американским морякам — жертвам Второй мировой войны, установленного в Нью-Йорке в 1991 году. После потопления «Маскоги» Хардеген продолжил путь к Америке, имея разрешение Дёница на свободную охоту на суда между Гаттерасом и Флоридой.
23 марта U 123 обнаружила ещё одну цель — вооружённый американский танкер «Эмпайр Стил», груженый керосином. «Янки» оказался крепким орешком. Хардегену пришлось потратить на него несколько торпед, да ещё и добивать снарядами, чтобы наконец-то потопить. После этой победы «девятку» ждал неприятный сюрприз.
Находясь у Гаттераса, перед полуночью 26 марта Хардеген заметил небольшой американский пароход «Кэролайн». Он выпустил торпеду, поразившую цель. Но когда немцы приблизились к торпедированному судну, ещё державшемуся на плаву, оно внезапно открыло по U 123 артиллерийский и пулемётный огонь. Оказалось, что судьба свела Хардегена с судном-ловушкой «Этик» ВМС США.
Американцам удалось добиться восьми попаданий в рубку из пулемёта, смертельно ранив одного из подводников. Отбежав в темноту, Хардеген ответил новой торпедной атакой, которая стала роковой для «Этик». Американский корабль погиб вместе со всем экипажем. После этого боя U 123 взяла курс к мысу Лукаут. Там её ждала неудача. Пытаясь атаковать встречные суда торпедами, немцы отчаянно мазали. Успеха удалось добиться лишь 2 апреля, когда лодка повредила американский танкер «Либре» (7057 брт). Атакуя его, «девятка» в очередной раз выпустила торпеду «в молоко», а затем обстреляла судно из палубного орудия и подожгла его. Однако танкер не затонул, и спустя два дня его привёл в порт морской буксир.
После неудачи у Лукаута Хардеген решил спустится на юг, к Флориде. Днём лодка отлёживалась на глубине, появляясь на поверхности лишь ночью. В тёмное время суток немцы не встретили ни одной цели — море опустело. Хардеген правильно предположил, что ночью суда отстаиваются в портах, совершая переходы между ними лишь днём. Легче ему от этого не стало: за неделю лодка не потратила ни одной торпеды. Удача улыбнулась немцам лишь утром 8 апреля, когда они обнаружили и торпедировали два больших танкера «Оклахома» (9264 брт) и «Эссо Батон-Руж» (7989 брт). Правда, оба судна затонули на мелководье, что позволило американцам затем поднять их и заново ввести в строй.
Выйдя к побережью Флориды, Хардеген, казалось, поймал удачу за хвост. Он встретил новые цели и существенно увеличил результат этого похода. 9 апреля U 123 потопила американский пароход «Эспарта» (3365 брт), 11 апреля отправила на дно крупный танкер «Галфамерика» (8081 брт), а через двое суток Хардеген учинил бойню у мыса Канаверал, потопив в этом районе два парохода: американский «Лесли» (2609 брт) и шведский «Корнхольм» (2647 брт).
На U 123 кончились торпеды, и она легла на обратный курс для возвращения во Францию. Однако судьбе было угодно, чтобы «девятка» отличилась ещё раз. 17 апреля в 300 милях (555 км) восточнее мыса Гаттерас она атаковала американский пароход «Алкоа Гайд» (4834 брт) и потопила его артиллерией. Оставшийся путь на базу прошёл без происшествий, и 2 мая 1942 Хардеген привёл свою лодку в Лориан.
Подводные поэты
Эти походы стали для Мора и Хардегена судьбоносными. После их донесений об успехах на обоих пролился дождь наград. Когда командир U 124 доложил Дёницу, что ему удалось потопить девять судов на 53 130 брт и повредить одно на 11 615 брт, впечатлённый командующий представил Мора к Рыцарскому кресту, уведомив его о награждении 28 марта. В реальности же офицер несколько переоценил успехи своего похода: на самом деле он потопил лишь семь судов на 42 048 брт и повредил ещё три на 26 167 брт. Похожая ситуация произошла и с Хардегеном. Когда он доложил в штаб о потоплении 11 судов на 79 639 брт, его наградили Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. В действительности Хардеген отправил на дно только восемь судов на 39 917 брт и повредил три судна на 24 310 брт.
Любопытно, что эта история имеет и курьёзную сторону. Командиры двух подлодок устроили поэтическое соревнование, докладывая о своих достижениях в стихах. Заводилой стал Йоханн Мор — творческая натура и талантливый пианист. Другой чертой его характера была неистребимая тяга к шуточкам, на которые он был мастер. Когда 23 марта командир U 124 решил сделать доклад Дёницу, Мор отправил ему шутливый стишок:
In der Gewitter Neumondnacht
war bei Lookout die Tankerschlacht.
Der arme Roosevelt verlohr
fünfzigtausend Tonnen. Mohr
Литературного перевода этого четверостишия на русский не существует, поэтому обратимся к английской версии, созданной известным публицистом Вольфгангом Франком, который был сотрудником военной пропаганды и освещал подвиги «серых волков». Он перевёл стишок Мора на английский, заменив в нём мыс Лукаут Гаттерасом:
The moon night is as black as ink
Off Hatteras the tankers sink
While sadly Roosevelt counts the score
some fifty thousand tons. Mohr
Перевод с английского на русский имеет два варианта. Его литературные версии можно встретить в изданных в России «Подводной войне Гитлера» Клэя Блэйра и «Морских волках» упомянутого Франка.
Вариант из перевода Блэйра:
На Рузвельта нашёл минор:
Изводит танкеры Моор.
Лишил американцев он
Пятидесяти тысяч тонн
Вариант из перевода книги Франка:
Мыс Гаттерас. В ночь чернее чернил
Несколько танкеров здесь потопил.
Рузвельту грустно: у них с тех пор
Меньше на тысяч с полсотни. Ваш Мор.
Радиограмму Мора со стихами и следующее сообщение с перечислением потопленных им судов, составленное уже в официальном тоне, получил не только Дёниц. Их принял и Хардеген, которого после прочтения охватили смешанные чувства. С одной стороны, он порадовался за товарища. С другой, командир U 123 была расстроен успехами конкурента и во чтобы то ни стало хотел превзойти достижения U 124. Правда, он решил утереть Мору нос не только достигнутым результатом. 13 апреля Хардеген также отправил Дёницу доклад в стихах, ревниво оспаривая талант своего соперника не только в потоплении судов, но и в стихосложении. Штаб подводных сил получил от U 123 такое сообщение:
Sieben Tankern schlug die letzte Stund`.
Die U-Falle sank etwas träger.
Zwei Frachter liegen mit auf Grund
versenkt vom Paukenschläger!
Лучший вариант перевода на русский предложил Сергей Розе:
Семь танкеров ушли в последний путь,
Ловушку лодок не спасла отвага,
Ещё два судна не забыть упомянуть
В зачёт солиста «Паукеншлага»!
Так завершилась эта подводно-поэтическая история, показавшая, что командиры субмарин весьма ревниво относились к успехам своих товарищей. Одна из причин амбициозности «серых волков» крылась в гонке за наградами, которую стимулировал Карл Дёниц, пробуждая в своих подчинённых наступательный пыл. Как известно, за потопление судов на 100 000 брт командиру полагался Рыцарский крест, а за 200 000 — Дубовые листья к нему. Немецкие подводники старались активно набирать тоннаж, желая стать лучшими и получить награду.
Ярким примером такого соперничества можно назвать известное пари на «250 000 тонн», предложенное Йоахимом Шепке Гюнтеру Прину и Отто Кречмеру осенью 1940 года. Можно сказать, что нечто подобное происходило между Мором и Хардегеном, да и другими подводниками, и в 1942 году. Отметим, что подобное соревнование в потоплении судов было характерно для немцев лишь в периоды подводной войны, именуемые «золотым временем». Как известно, их было два: вторая половина 1940 года и первые восемь месяцев 1942 года, когда немецким подлодкам удалось добиться внушительных результатов, понеся при этом минимальные потери. В дни же, когда противолодочная оборона союзников могла эффективно с ними бороться, подводникам Дёница становилось не до стихов и споров.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому, Дмитрию Пескину и Сергею Розе за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Bush, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Busch, H.-J. Roll. — Band 3. — Hamburg-Berlin-Bonn: Verlag E.S. Mittler& Sohn, 2001.
- Gannon, M. Operation Drumbeat / M. Gannon. — New York: Harper Perennial, 1991.
- Gasaway, E.B. Grey Wolf, Grey Sea: Aboard the German Submarine U-124 in World War II / E.B. Gasaway. — London: Arthur Barker, 1973.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Дениц, К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне / К. Дениц; пер. с нем. — М., 1964.
- Франк, В. Морские волки / В. Франк. — М.: Центрполиграф, 2003.
- Блэйр, К. Подводная война Гитлера (1939–1942): Охотники / К. Блэйр. — В 2-х частях. Ч. 2. — М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2001.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.