• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    28

    Подводные поэты кригсмарине

    • ВМВ
    • искусство и творчество
    • персоналии
    • Германия
    • подводные лодки
    Владимир Нагирняк
    03 August '20

    Начало 1942 года принято именовать вторым «золотым временем» немецких субмарин: в этот период подводной войны они резко повысили свою результативность за счёт нападения на торговое судоходство у побережья Америки. Произошло это из-за неготовности американского флота к борьбе с подводными лодками. В результате на судоходных маршрутах между Нью-Йорком и Флоридой шло настоящее избиение торговых судов — за один поход в тот район Атлантики субмарина могла отправить на дно до десяти танкеров и сухогрузов. Немецкие подводники даже соревновались между собой в количестве потопленных судов. В качестве примера можно привести соперничество между двумя подводными асами Йоханом Мором и Рейнхардом Хардегеном, которые превратили свои доклады об успехах в настоящий поэтический турнир.

    «Удар в литавры»

    После того, как Германия объявила войну США, перед подводными силами кригсмарине открылись заманчивые перспективы. Штаб их командующего Карла Дёница разработал план операции «Паукеншлаг», предусматривавший нападение немецких подводных лодок на судоходство у восточного побережья Америки. Дёниц делал ставку на внезапность, и потому название операции — «удар в литавры» в переводе с немецкого — выглядит вполне логичным. Атаковать суда предстояло двум группам лодок IX и VII серий. «Семёрки» играли вспомогательную роль: они должны были наносить отвлекающий удар у побережья Канады в районе острова Ньюфаундленд и полуострова Новая Шотландия. На «девятки» же возлагалась роль главных «литавристов», играющих свою партию у американского побережья.

    ​Один из наиболее известных символов немецкого подводного блица у побережья США — снимок горящего танкера «Дикси Эрроу», сделанный 26 марта 1942 года после торпедирования судна подлодкой U 71 у мыса Гаттерас. history.navy.mil - Подводные поэты кригсмарине | Warspot.ru
    Один из наиболее известных символов немецкого подводного блица у побережья США — снимок горящего танкера «Дикси Эрроу», сделанный 26 марта 1942 года после торпедирования судна подлодкой U 71 у мыса Гаттерас.
    history.navy.mil

    По расчётам Дёница, лодкам типов IXB и IXC должно было хватить топлива для похода до операционной зоны, для действий в ней и для возвращения на базу. Первые имели меньший запас горючего, и потому им выделялся для патрулирования участок побережья между Нью-Йорком и мысом Гаттерас. Вторые должны были действовать южнее, в районе между Гаттерасом и Флоридой. Проблема заключалась лишь в количестве субмарин, которые Дёниц смог выделить для «Паукеншлага»: ему удалось наскрести только пять «девяток». В конце декабря 1941 года они вышли из Франции к Америке.

    Результат операции полностью оправдал надежды Дёница. В январе-феврале 1942 года лодки IX серии потопили у берегов США свыше двух десятков судов общим тоннажем более 150 000 брт. Лучшим «литавристом» стал командир U 123 Рейнхард Хардеген, который отправил на дно восемь судов на 49 421 брт. Сложившаяся обстановка сулила немецкому подплаву стратегический успех. Неудивительно, что его командующий старался посылать в американские воды как можно больше субмарин, чтобы успеть снять «сливки», пока вражеская противолодочная оборона находилась в зачаточном состоянии.

    В конце февраля — начале марта 1942 года Дёниц отправил к восточному побережью США очередную «волну» подлодок. Среди них были U 123 Хардегена и U 124 Йохана Мора. Офицеры хорошо знали друг друга по прошлой службе на U 124, которой в то время командовал их наставник — подводный ас Вильгельм Шульц. Мор и Хардеген были не только приятелями, но и соперниками, состязавшимися в достигнутых успехах. Правда, в их случае дух соперничества проявлялся не только в потопленном тоннаже.

    Мавр сделал своё дело, мавр может уходить

    Вечером 21 февраля 1942 года U 124 Йохана Мора покинула Лориан. Как и другие подлодки, она шла по «дуге большого круга» — пути, по которому «серые волки» добирались из Франции к североамериканскому континенту. 12 марта, когда U 124 прошла почти 2500 миль (примерно 4600 км) и находилась на завершающем отрезке пути, Мор принял радиограмму от Дёница, гласившую, что ему надлежит действовать у мыса Гаттерас и в районах к югу от него. Вскоре Мор встретил свою первую жертву в этом походе: 14 марта севернее Бермудских островов U 124 атаковала и потопила крупный британский танкер «Бритиш Ресурс» (7209 брт). Его гибель стала началом десятидневного побоища, которое Мор устроил у американского побережья.

    Следующей жертвой U 124 стал бананавоз «Сейба» (1698 брт), потопленный 17 марта к северо-востоку от Гаттераса. Перед полуночью лодка добилась ещё одного успеха, торпедировав американский танкер «Акме» на 6878 брт. Правда, хотя Мор и посчитал его потопленным, судно было только повреждено. На следующий день U 124 продолжила расправу с судоходством, потопив греческое судно на 5000 брт неподалёку от торпедированного «Акме». Спустя несколько часов жертвой торпед «девятки» стал уже крупный американский танкер «И.М. Кларк» (9647 брт) с грузом мазута. Чтобы пустить его на дно, субмарине потребовалось всего две торпеды.

    Разворошив «осиное гнездо» у Гаттераса, Мор решил отойти южнее, к мысу Лукаут, где он продолжил успешную охоту на суда. Утром 19 марта U 124 потопила один за другим два американских танкера «Пэйпус» (5939 брт) и «В.И. Хаттон» (7076 брт). Потратив на них последние торпеды из боезапаса внутри лодки, ночью 20 марта немцы загрузили в торпедные отсеки четыре «угря» из палубных контейнеров. Мор ушёл на юг, к побережью Южной Каролины, чтобы искать добычу у Чарльстона. Судьба благоволила подводнику: по пути он встретил лакомую цель.

    ​Командир U 124 Йохан Мор. Снимок из шутливой серии о Море, когда фотограф застал его во время перекуса на мостике лодки. armedconflicts.com - Подводные поэты кригсмарине | Warspot.ru
    Командир U 124 Йохан Мор. Снимок из шутливой серии о Море, когда фотограф застал его во время перекуса на мостике лодки.
    armedconflicts.com

    Рано утром 21 марта U 124 обнаружила американский танкер «Эссо Нэшвиль» (7934 брт). Мор решил не жалеть на него «угрей» и атаковал цель двухторпедным залпом. К сожалению для немцев, одна из торпед оказалась неисправной. Зато вторая всё-таки поразила судно и перебила ему «хребет». Мор, видя, что танкер начал разламываться, посчитал его «покойником» и ушёл с места атаки. Однако «Эссо Нэшвиль» дрейфовал ещё несколько часов и только затем переломился пополам. Носовая часть судна затонула, но корма осталась на плаву и была спасена буксиром, оттянувшим её в порт. После ремонта танкер вернулся в строй с новым носом.

    Следующей жертвой Мора в тот же день стал огромный американский танкер «Атлантик Сан» (11 355 брт). Немцы заметили его спустя три часа после атаки «Эссо Нэшвиль». Гигант шёл на высокой скорости — даже после часового преследования «девятке» не удалось его обогнать. Танкер не менял курса и стабильно держал 15 узлов, поэтому Мор решил стрелять на удачу с большого расстояния. Пройдя около 4000 м, торпеда поразила цель спустя 3 минуты и 21 секунду. Правда, взрыв «угря» не нанёс «Атлантик Сан» серьёзных повреждений. Вскоре он скрылся из виду и самостоятельно добрался до Нью-Йорка.

    Не найдя у Чарльстона целей, Мор решил вернуться к мысу Лукаут, где он успешно потратил последние торпеды. Утром 23 марта U 124 обнаружила американский танкер «Наэко» (5373 брт), груженый керосином и мазутом. Первый торпедный залп оказался неудачным, но второй «угорь» превратил судно в огненный шар. Танкер переломился пополам. Его носовая часть затонула, а корму, ввиду невозможности её буксировки, позже потопили снаряды американского эсминца. На U 124 кончились торпеды, и Мор начал возвращение на базу. В Лориан он прибыл 10 апреля 1942 года.

    ​U 124 после возвращения во Францию из похода. wikimedia.org - Подводные поэты кригсмарине | Warspot.ru
    U 124 после возвращения во Францию из похода.
    wikimedia.org

    Второй выход «литавриста»

    2 марта 1942 года вслед за лодкой Мора в море вышел Хардеген. Участие в «Паукеншлаге» уже принесло командиру U 123 Рыцарский крест, и он надеялся, что второй поход к берегам Америки станет не менее удачным. Предчувствие не обмануло Хардегена: он действительно добился впечатляющего результата. Его действия у берегов США в марте-апреле 1942 года хорошо освещены в исторической литературе, поэтому ограничимся их кратким описанием.

    Счёт потопленным судам в том походе U 123 открыла 22 марта. Находясь северо-восточнее Бермудских островов, лодка обнаружила и потопила американский танкер «Маскоги» (7034 брт). Любопытно, что сделанная немцами фотография членов экипажа этого судна на спасательном плоту послужила прообразом для памятника американским морякам — жертвам Второй мировой войны, установленного в Нью-Йорке в 1991 году. После потопления «Маскоги» Хардеген продолжил путь к Америке, имея разрешение Дёница на свободную охоту на суда между Гаттерасом и Флоридой.

    ​Страница из Берлинского иллюстрированного журнала со снимками горящего танкера «Маскоги» и членами его экипажа на спасательном плотике. Фотографии сделаны военным корреспондентом, находившимся на борту U 123. Впоследствии благодаря усилиям ветерана американского торгового флота капитана Джорджа Даффи почти все люди на плоту были идентифицированы и послужили прототипами для памятника американским морякам, погибшим во Второй мировой войне. turnstiletours.com - Подводные поэты кригсмарине | Warspot.ru
    Страница из Берлинского иллюстрированного журнала со снимками горящего танкера «Маскоги» и членами его экипажа на спасательном плотике. Фотографии сделаны военным корреспондентом, находившимся на борту U 123. Впоследствии благодаря усилиям ветерана американского торгового флота капитана Джорджа Даффи почти все люди на плоту были идентифицированы и послужили прототипами для памятника американским морякам, погибшим во Второй мировой войне.
    turnstiletours.com

    23 марта U 123 обнаружила ещё одну цель — вооружённый американский танкер «Эмпайр Стил», груженый керосином. «Янки» оказался крепким орешком. Хардегену пришлось потратить на него несколько торпед, да ещё и добивать снарядами, чтобы наконец-то потопить. После этой победы «девятку» ждал неприятный сюрприз.

    Находясь у Гаттераса, перед полуночью 26 марта Хардеген заметил небольшой американский пароход «Кэролайн». Он выпустил торпеду, поразившую цель. Но когда немцы приблизились к торпедированному судну, ещё державшемуся на плаву, оно внезапно открыло по U 123 артиллерийский и пулемётный огонь. Оказалось, что судьба свела Хардегена с судном-ловушкой «Этик» ВМС США.

    Американцам удалось добиться восьми попаданий в рубку из пулемёта, смертельно ранив одного из подводников. Отбежав в темноту, Хардеген ответил новой торпедной атакой, которая стала роковой для «Этик». Американский корабль погиб вместе со всем экипажем. После этого боя U 123 взяла курс к мысу Лукаут. Там её ждала неудача. Пытаясь атаковать встречные суда торпедами, немцы отчаянно мазали. Успеха удалось добиться лишь 2 апреля, когда лодка повредила американский танкер «Либре» (7057 брт). Атакуя его, «девятка» в очередной раз выпустила торпеду «в молоко», а затем обстреляла судно из палубного орудия и подожгла его. Однако танкер не затонул, и спустя два дня его привёл в порт морской буксир.

    ​Американский пароход «Кэролайн», ставший во время войны судном-ловушкой «Этик» и давший бой лодке Хардегена. laststandonzombieisland.wordpress.com - Подводные поэты кригсмарине | Warspot.ru
    Американский пароход «Кэролайн», ставший во время войны судном-ловушкой «Этик» и давший бой лодке Хардегена.
    laststandonzombieisland.wordpress.com

    После неудачи у Лукаута Хардеген решил спустится на юг, к Флориде. Днём лодка отлёживалась на глубине, появляясь на поверхности лишь ночью. В тёмное время суток немцы не встретили ни одной цели — море опустело. Хардеген правильно предположил, что ночью суда отстаиваются в портах, совершая переходы между ними лишь днём. Легче ему от этого не стало: за неделю лодка не потратила ни одной торпеды. Удача улыбнулась немцам лишь утром 8 апреля, когда они обнаружили и торпедировали два больших танкера «Оклахома» (9264 брт) и «Эссо Батон-Руж» (7989 брт). Правда, оба судна затонули на мелководье, что позволило американцам затем поднять их и заново ввести в строй.

    Выйдя к побережью Флориды, Хардеген, казалось, поймал удачу за хвост. Он встретил новые цели и существенно увеличил результат этого похода. 9 апреля U 123 потопила американский пароход «Эспарта» (3365 брт), 11 апреля отправила на дно крупный танкер «Галфамерика» (8081 брт), а через двое суток Хардеген учинил бойню у мыса Канаверал, потопив в этом районе два парохода: американский «Лесли» (2609 брт) и шведский «Корнхольм» (2647 брт).

    На U 123 кончились торпеды, и она легла на обратный курс для возвращения во Францию. Однако судьбе было угодно, чтобы «девятка» отличилась ещё раз. 17 апреля в 300 милях (555 км) восточнее мыса Гаттерас она атаковала американский пароход «Алкоа Гайд» (4834 брт) и потопила его артиллерией. Оставшийся путь на базу прошёл без происшествий, и 2 мая 1942 Хардеген привёл свою лодку в Лориан.

    Подводные поэты

    Эти походы стали для Мора и Хардегена судьбоносными. После их донесений об успехах на обоих пролился дождь наград. Когда командир U 124 доложил Дёницу, что ему удалось потопить девять судов на 53 130 брт и повредить одно на 11 615 брт, впечатлённый командующий представил Мора к Рыцарскому кресту, уведомив его о награждении 28 марта. В реальности же офицер несколько переоценил успехи своего похода: на самом деле он потопил лишь семь судов на 42 048 брт и повредил ещё три на 26 167 брт. Похожая ситуация произошла и с Хардегеном. Когда он доложил в штаб о потоплении 11 судов на 79 639 брт, его наградили Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. В действительности Хардеген отправил на дно только восемь судов на 39 917 брт и повредил три судна на 24 310 брт.

    ​Лучший «литаврист» капитан-лейтенант Хардеген во время награждения его Рыцарским Крестом после возвращения из похода, февраль 1942 года. pinterest.com - Подводные поэты кригсмарине | Warspot.ru
    Лучший «литаврист» капитан-лейтенант Хардеген во время награждения его Рыцарским Крестом после возвращения из похода, февраль 1942 года.
    pinterest.com

    Любопытно, что эта история имеет и курьёзную сторону. Командиры двух подлодок устроили поэтическое соревнование, докладывая о своих достижениях в стихах. Заводилой стал Йоханн Мор — творческая натура и талантливый пианист. Другой чертой его характера была неистребимая тяга к шуточкам, на которые он был мастер. Когда 23 марта командир U 124 решил сделать доклад Дёницу, Мор отправил ему шутливый стишок:

    In der Gewitter Neumondnacht

    war bei Lookout die Tankerschlacht.

    Der arme Roosevelt verlohr

    fünfzigtausend Tonnen. Mohr

    Литературного перевода этого четверостишия на русский не существует, поэтому обратимся к английской версии, созданной известным публицистом Вольфгангом Франком, который был сотрудником военной пропаганды и освещал подвиги «серых волков». Он перевёл стишок Мора на английский, заменив в нём мыс Лукаут Гаттерасом:

    The moon night is as black as ink

    Off Hatteras the tankers sink

    While sadly Roosevelt counts the score

    some fifty thousand tons. Mohr

    ​U 123 в первом походе под командованием Хардегена. Июнь 1941 года. wikimedia.org - Подводные поэты кригсмарине | Warspot.ru
    U 123 в первом походе под командованием Хардегена. Июнь 1941 года.
    wikimedia.org

    Перевод с английского на русский имеет два варианта. Его литературные версии можно встретить в изданных в России «Подводной войне Гитлера» Клэя Блэйра и «Морских волках» упомянутого Франка.

    Вариант из перевода Блэйра:

    На Рузвельта нашёл минор:
    Изводит танкеры Моор.
    Лишил американцев он
    Пятидесяти тысяч тонн

    Вариант из перевода книги Франка:

    Мыс Гаттерас. В ночь чернее чернил
    Несколько танкеров здесь потопил.
    Рузвельту грустно: у них с тех пор
    Меньше на тысяч с полсотни. Ваш Мор.

    Радиограмму Мора со стихами и следующее сообщение с перечислением потопленных им судов, составленное уже в официальном тоне, получил не только Дёниц. Их принял и Хардеген, которого после прочтения охватили смешанные чувства. С одной стороны, он порадовался за товарища. С другой, командир U 123 была расстроен успехами конкурента и во чтобы то ни стало хотел превзойти достижения U 124. Правда, он решил утереть Мору нос не только достигнутым результатом. 13 апреля Хардеген также отправил Дёницу доклад в стихах, ревниво оспаривая талант своего соперника не только в потоплении судов, но и в стихосложении. Штаб подводных сил получил от U 123 такое сообщение:

    Sieben Tankern schlug die letzte Stund`.

    Die U-Falle sank etwas träger.

    Zwei Frachter liegen mit auf Grund

    versenkt vom Paukenschläger!

    Лучший вариант перевода на русский предложил Сергей Розе:

    Семь танкеров ушли в последний путь,

    Ловушку лодок не спасла отвага,

    Ещё два судна не забыть упомянуть

    В зачёт солиста «Паукеншлага»!

    ​Фрагмент страницы журнала боевых действий U 123 от 13 апреля 1942 года со стихотворным докладом Хардегена Дёницу. Документ из коллекции NARA - Подводные поэты кригсмарине | Warspot.ru
    Фрагмент страницы журнала боевых действий U 123 от 13 апреля 1942 года со стихотворным докладом Хардегена Дёницу. Документ из коллекции NARA

    Так завершилась эта подводно-поэтическая история, показавшая, что командиры субмарин весьма ревниво относились к успехам своих товарищей. Одна из причин амбициозности «серых волков» крылась в гонке за наградами, которую стимулировал Карл Дёниц, пробуждая в своих подчинённых наступательный пыл. Как известно, за потопление судов на 100 000 брт командиру полагался Рыцарский крест, а за 200 000 — Дубовые листья к нему. Немецкие подводники старались активно набирать тоннаж, желая стать лучшими и получить награду.

    Ярким примером такого соперничества можно назвать известное пари на «250 000 тонн», предложенное Йоахимом Шепке Гюнтеру Прину и Отто Кречмеру осенью 1940 года. Можно сказать, что нечто подобное происходило между Мором и Хардегеном, да и другими подводниками, и в 1942 году. Отметим, что подобное соревнование в потоплении судов было характерно для немцев лишь в периоды подводной войны, именуемые «золотым временем». Как известно, их было два: вторая половина 1940 года и первые восемь месяцев 1942 года, когда немецким подлодкам удалось добиться внушительных результатов, понеся при этом минимальные потери. В дни же, когда противолодочная оборона союзников могла эффективно с ними бороться, подводникам Дёница становилось не до стихов и споров.

    Автор выражает признательность Евгению Скибинскому, Дмитрию Пескину и Сергею Розе за помощь в работе над статьёй

    Владимир Нагирняк
    /
    «Розамунда» в Атлантике
    Музыкальная история, произошедшая с U 60 и её жертвой, лайнером «Фолендам», в августе 1940 года
    • ВМВ
    • флот
    • Германия
    • подводные лодки
    Владимир Нагирняк
    /
    Упущенные возможности Вольфганга Люта
    Почему «Великий Охотник» не сумел стать подводным асом №1 Второй мировой войны
    • ВМВ
    • флот
    • Германия
    • подводные лодки
    Владимир Нагирняк
    /
    Последний подводный ас кригсмарине
    В условиях достигнутого союзниками превосходства на море лишь немногим немецким подводникам удавалось достичь результатов, сравнимых с успехами первых лет войны
    • ВМВ
    • флот
    • Германия
    • подводные лодки

    Источники и литература:

    1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
    2. Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
    3. Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
    4. Bush, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Busch, H.-J. Roll. — Band 3. — Hamburg-Berlin-Bonn: Verlag E.S. Mittler& Sohn, 2001.
    5. Gannon, M. Operation Drumbeat / M. Gannon. — New York: Harper Perennial, 1991.
    6. Gasaway, E.B. Grey Wolf, Grey Sea: Aboard the German Submarine U-124 in World War II / E.B. Gasaway. — London: Arthur Barker, 1973.
    7. U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
    8. Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
    9. Дениц, К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне / К. Дениц; пер. с нем. — М., 1964.
    10. Франк, В. Морские волки / В. Франк. — М.: Центрполиграф, 2003.
    11. Блэйр, К. Подводная война Гитлера (1939–1942): Охотники / К. Блэйр. — В 2-х частях. Ч. 2. — М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2001.
    12. http://www.uboat.net
    13. http://www.uboatarchive.net
    14. http://historisches-marinearchiv.de

    Владимир Нагирняк

    Подводные лодки · Подводная война · Битва за Атлантику · Войсковая разведка Красной Армии

    «Бермудский треугольник» Брянского фронта на Warspot.ru
    «Бермудский треугольник» Брянского фронта
    Успех, подтверждённый противником  на Warspot.ru
    Успех, подтверждённый противником
    Как немецкая разведка погасила «Полярную Звезду» на Warspot.ru
    Как немецкая разведка погасила «Полярную Звезду»
    Поделиться
    • 15
    • 194
    • 6
    • Статьи по теме
    • Комментарии (14)
    Трагическая судьба линкора «Бархэм» на Warspot.ru
    Трагическая судьба линкора «Бархэм»
    Раумботы дают отпор на Warspot.ru
    Раумботы дают отпор
    «Мюнстерланд»: трудная мишень на Warspot.ru
    «Мюнстерланд»: трудная мишень
    «Багажные вагоны» для «карманных линкоров» на Warspot.ru
    «Багажные вагоны» для «карманных линкоров»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (14)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google